rss
    Версия для печати

    Ижевск и иже с ними

    Сегодняшняя колонка священника Андрея Дудченко – сплошной оголенный нерв неравнодушного человека. Естественно, этим текстом нашего постоянного автора мы не ставим точки над i, а приглашаем вас к дискуссии, искренне надеясь на жизнеутверждающие ответы.

    Среди озвученных ижевскими священниками проблем – много вполне реальных, которых не решить административными прещениями, но основной акцент выступления сделан на фантомах. И причина тому – отсутствие системной работы по церковному просвещению.

    С большим интересом я посмотрел видеообращение ижевских клириков, прекративших поминать Патриарха Кирилла и отправленных епархиальной властью за штат с запретом. С интересом – не потому, что разделяю основной пафос их выступления или считаю приемлемыми их метод протеста, но поскольку хотелось понять: что движет этими людьми, не один год уже прослужившими в священном сане?

     

    Один из выступавших, протоиерей Михаил Карпеев, накануне публикации видеообращения писал на своей страничке в Фейсбуке: «Помолитесь за меня грешного. Завтра у меня очень ответственный день». В самом обращении отец Михаил сказал, что, по его мнению, уже пройдена «точка невозврата», и дальше нельзя молчать и ничего не делать. Неужели священники, прекратившие поминать своего Патриарха, рассчитывали на что-то иное, чем запрет в служении? Нет, они ведь в здравом уме. Их лица ясные, слова произносят без надрыва и кликушества. Значит, их совесть толкнула их на такой шаг. Вопрос: в чем причина того, что их убеждения именно таковы?

    В обращении странная смесь реальных и мнимых проблем. Причем на первое место поставлены именно проблемы надуманные, нечто вроде «страшилок», которыми в изобилии питается наш церковный и околоцерковный народ. Борьба с ветряными мельницами «ереси последнего времени – экуменизма», «убедительная просьба» к Патриарху вывести РПЦ из Всемирного совета церквей, прекращение богословского диалога с Католической Церковью, «погрязшей в ереси», призыв к защите «святой памяти Святых Царственных Мучеников от той наглой лжи, которая в той или иной степени распространяется в нашей стране и в целом мире», неприятие «Универсальной электронной карты». И поэтому ситуация в Ижевске – это продолжение старой проблемы епископа Диомида, все та же «диомидовщина».

    Но среди озвученных ижевскими клириками (теперь уже бывшими, к сожалению) проблем есть и проблемы реальные, не надуманные, и требующие всестороннего обсуждения и взвешенного, но последовательного решения. Это и заигрывание представителей Церкви с «толстосумами» и властью, и инфляция церковных наград, и гомосексуализм, и социальное расслоение духовенства, когда многие сельские священники живут просто на грани нищеты. Вряд ли кто-то не согласится со следующими словами: «Народ нуждается в живой проповеди. Но нам не нужны пастыри-каратисты, пастыри-футболисты, пастыри-штангисты, пастыри-артисты, пастыри рок-певцы, пастыри-банкиры. А нам жизненно необходимы пастыри, душу свою полагающие за овцы, свидетельствующие о Христе не только своим словом, но и жизнью».

    Но все эти реальные проблемы, о которых можно говорить много или очень много, оказываются покрыты под спудом проблем-фантомов, призраков «экуменизма» и кодобоязни. О настоящих проблемах священство и народ церковный на самом деле говорят, но только не открыто и публично, а на кухнях или в пономарках, как в Советском Союзе говорили об идеологии «светлого будущего» и не совсем светлых реалиях жизни. Об этом в «Русском репортере» написал Соколов-Митрич, и это чистая правда. Однако вместо решения проблем у нас предпочитают избавляться от тех, кто слишком громко и чересчур решительно их озвучивает.

    Настроения и убеждения, ставшие основным пафосом выступления как бывшего епископа Диомида, так и ижевских священников, массово распространяются в Церкви уже как минимум 20 лет. Ложатся на благодатную почву невежества и жажды слышания чего-то духовного и вместе с тем ясного и понятного. Как только в Союзе появилась свобода церковной печати, сразу же идеи борьбы с «кодами», «чипами», «экуменизмом» стали массово распространяться в газетах, брошюрах, листовках. Это нарастало как лавина. Со стороны же Церкви за все эти годы не велось никакой заметной системной работы по противодействию подобным идеям. Нам давно нужна проповедь здравой церковности. Но пока мы об этом мечтаем, восхищаясь отдельными священниками, не боящимися говорить открыто о некоторых реальных проблемах Церкви, идеи борцов с ветряными мельницами продолжают будоражить народ. Спрос на это не утихает. Самое популярное православное издание в Украине – днепропетровский журнал «Спасите наши души» – издается тиражом почти 30 тысяч экземпляров. Для сравнения: официальный печатный орган УПЦ – «Церковная православная газета», для распространения которой редакция старается задействовать церковный админресурс, выходит тиражом всего 20 тыс. Журнал «Спасите наши души», где регулярно печатаются страшилки (стандартный набор: против ИНН, глобализации, прививок, ювенальной юстиции, экуменизма), выходит по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. На страницах издания широко рекламируются материалы газеты «Мир», которую издает та же редакция. «Страшилки» здесь еще покруче, чем в самом журнале. И все это расходится массово, без особой рекламы и без привлечения админресурса: есть спрос среди народа!

    Какое же мировоззрение будет у людей, массово читающих подобную литературу? И что делать им потом со своей совестью, воспитанной на таких вещах? Ситуация в Ижевске – совершенно ясная с этой точки зрения. Священники не смогли идти против своей совести. Но почему ничто не противопоставлено убеждениям, кроме административных прещений?

    Проблема «диомидовщины» напоминает айсберг. Ледяная глыба растет внизу, над водой выступает лишь незначительная ее часть. Стал эти идеи открыто проповедовать епископ Диомид – его лишили сана. Но отрубив верхушку айсберга, от него не избавишься. Он продолжает расти. Выступили три священника в Ижевске – избавились и от них. Но проблема остается. Кто будет следующий?

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Иван, Москва13.02.2013 13:37 #
    "В обращении странная смесь реальных и мнимых проблем." Не согласен. В их обращении к Патриарху все проблемы - реальные. То, что далее называется "старшилками" - не страшилки, а осознание реальной опасности погубить свою безсмертную душу
    Александр, Кашира17.11.2011 17:09 #
    Все не так сложно, в «послании» ижевских клириков, два поступка. Первый, это обличение. Второй отказ поминание патриарха. Первый поступок, частично обоснован, да проблемы есть, а где и когда их в истории церкви не было? Это обсуждается, и расставляются точки соответственно. . "Европейские народы всегда завидовали России и старались сделать ей зло. Естественно, что и на будущие века они будут следовать той же системе. Но велик Российский Бог. Молить должно великого Бога, чтоб Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа - Православную веру... Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять... Нынешнее отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его... Постоянное благоговение перед судьбами Божиими необходимо для правильного духовного жительства. В это благоговение и покорность Богу должно приводить себя верою. Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысел Всемогущего Бога, - и все совершающееся совершается или по воле, или по попущению Божию... Святитель Игнатий Брянчанинов, 1865 г. "Современное русское общество превратилось в умственную пустыню. Серьезное отношение к мысли исчезло, всякий живой источник вдохновения иссяк... Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей смело выдаются за последнее слово просвещения... Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не образумимся? Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам все в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем... Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня". "Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство... Выходит, что и мы на пути революции. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает". "Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют... Что ж, сидеть сложа руки? Нет! Молчащее пастырство - что за пастырство? Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей. Следует нарядить писак и обязать их писать... Надо свободу замыслов пресечь... Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под страхом смертной казни!" Святитель Феофан Затворник, 1894 г Второй поступок, не поминание, это выходит за пределы таких понятий как священническое братство, канонов, да не один церковный суд не оправдал бы этот поступок. Заметим, отказ поминания, как приговор вынесен сразу не выслушав сторону обвинения и защиту соответственно. И выдворение за штат, еще и лояльное решение, т. е. с формулировкой о прощении через покаяние, от себя добавлю и через монастырское послушание на 1 год после покаяния, разумеется. --------------------------------------- Желаю продолжить и тем самым привлечь ваше внимание к насущным проблемам (на мой взгляд), которые излагаю ниже. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. (1 Кор.8,2-3) Смысл и роль традиции или духовная ситуация времени. Эпоха «постсовременности» требует осмысления и определения задач, как для философии и науки, так и для богословия, что собственно в своем единстве является основополагающим институтом культуры. Иначе сказать, изменения культурной среды философии и науки в свободном мире привело к дисгармонии и соответственно к столкновению светской мысли с верующим сознанием. Где первые две среды являются искушением для хранителей и приемников духовно – нравственных ценностей. Влияние антирелигиозной философии и научного атеизма на платформе дегуманизации, глобализации, нано технологий, плюрализма, это уже не маленький бесенок, а антихрист и это внутренний враг, а внешний, это секуляризация всей европейской культуры, включая редукционизм науки и тут уже замах дьявола, как факт. Связь науки, религии и философии, должна осуществляться не в синтезе, а в сущности общего мировоззренческого ощущения (на мой взгляд). Философии религиозной разумеется, под патронажем апологетического и нравственного богословия соответственно. Философия, которая есть служанка богословия, по словам Климента Александрийского, а также продолжает Климент, философия одобрена Богом, а разумное пользование ею целительно. Та философия, которая связывает поиск истины с догматами веры. Наука, исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления и о способах их планомерного воздействия на окружающий мир. Богословие, осмысляет религиозный опыт встречи с Творцом, Который является истоком богословия и Подателем живительной энергии всей тварной природе, где человек является венцом создания. В контексте нашего размышления вытекает вопрос о необходимости в единомыслии философии, науки и богословия и о значение философии, науки, богословия в православной традиции для современного образа мышления, да и жизни. Не может здравомыслящий ум не связать духовно - нравственные традиции прошлого с настоящим временем и не сохранить преемственность, даже просто в силу человеческой порядочности, а все критические «доводы» по данному вопросу можно смело назвать острой психической – ориентационной проблемой критикующего. Сейчас нашему соборному организму необходима, как воздух, умственно-нравственная элита, аристократия духа, для осознания действительности и принятие (внедрение) нравственных законов, как хлеб насущный, в сферы науки, философии, да и всего общества в целом. Духовно – нравственный свет, в первую очередь, должны возжечь священники, и свет этот должен освятить весь окружающий мир. Мирянам необходимо в свою очередь, неуклонно нести послушания духовников, так соборно обретем путь спасения для себя и заблудших овец. Национальный народный характер зависит от усвоения определенных духовно нравственных ценностей. От религии и от степени его религиозности. Этим определяется духовность народа, его дух. Дух и нравственность невозможно отделить друг от друга, почему и говорится о духовно-нравственных ценностях. "Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский". Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. 1906-1908 гг. Только Россия с ее накопленным и сохранившим силу святоотеческим преданием (наследия) способна бросить вызов дьявольскому переустройству мира. Также рекомендую: Встреча с духовенством архимандрита Ефрема. Встреча с мирянами архимандрита Ефрема http://tv-soyuz.ru/programms/meetings Грешный и недостойный раб божий Александр.
    Кир, Москва1.07.2011 16:55 #
    "С большим интересом я посмотрел видеообращение ижевских клириков, прекративших поминать Патриарха Кирилла..." - 5 баллов!
    Надежда, Сарапул13.04.2011 18:57 #
    Протоиерею Михаилу Карпееву :

    Вы уж простите меня великодушно, но Вы должны были найти другой способ донести свои мысли до Патриарха, а не выплескивать содержимое такого характера на просторы Интернета и не будоражить свою паству.
    Посмотрите что началось в Интернете: во истину пляски бесов. Вы этого хотели…??? Тогда непонятно, на чьей Вы стороне.

    Жалко граждан, которые после данного события усомнятся в чистоте нашей Церкви, что отдалит их приход под ее крыло.
    Надежда, Сарапул12.04.2011 23:02 #
    Свящ. Федору Людоговскому

    Пока я говорю о наших с Вами целях.

    «Иные способы» Боженька, конечно, может послать, но я почему-то думаю, что он будет не против, если мы приложим все усилия к возрождению Православия в нашей стране, не ожидая, когда на нас салятся «иные способы».
    Спектр велик и, увы, неутешителен.
    протоиерей Михаил Карпеев, г. Ижевск12.04.2011 17:51 #
    О. Феодор, низкий Вам поклон.
    Татьяне. Детский дом про который Вы говорите был под опекой известного Прихода. Но это не значит, что священники, окормлявшие этот детдом, виноваты.
    Надежде.Патриарх есть первый епископ нашей Церкви и должен нас ограждать от того безобразия о котором написано в нашем письме. Он наш патриарх, мы его священники. Мы исполняем присягу, которую давали при рукоположении.
    Если бы мы думали, что наш патриарх ничего не понимает, то и не обращались бы к нему. Но современная ситуация в Церкви настолько безобразна, что молчать дальше нельзя. Показуха не есть отражение реального состояния Церкви.
    священник Андрей Дудченко, Киев12.04.2011 16:11 #
    Константину Андрееву: Вопрос о погибели души или ее спасении, я полагаю, находится исключительно в компетенции Бога. Я не судья, чтобы решать, и я сочувствую этим священникам, хотя и понимаю действия епархиальных властей. Свой протест они могли выразить, вероятно, иным образом, не разрывая общение со своим епископом.
    свящ. Феодор Людоговский, Москва12.04.2011 1:23 #
    Надежде Сарапульской

    Вы о чьих целях говорите? Если о цели пришествия в мир Спасителя, то Он пришел, дабы "всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Такова же и цель Церкви - единой, святой, соборной и апостольской. А уж какими путями будет достигнута эта цель - Господу виднее. Может быть, через возрождение Православия, через духовное возрождение страны, а может - иными способами, при иных условиях. Тысячи и десятки тысяч новомучеников были явлены отнюдь не в тихие и благополучные годы.
    Надежда, Сарапул12.04.2011 0:08 #
    текст комментария ... На мой взгляд, вся эта полемика и все эти дрязги, поднятые батюшками, уводят нас от главной цели – духовного возрождения страны – возрождения Православия.
    Батюшкам следовало свои силы потратить не на борьбу «с мнимыми врагами», а на то к чему они призваны. Пользы было бы больше.
    Бесы, наверное, сейчас сидят и посмеиваются, как мы нашего Патриарха мутозим.
    Чем дольше мутозим и собираем всякую ересь, облекая ее высокопарными словами (грамотные все стали), тем дольше нам в стране духовного возрождения не видать!
    Господи, дай здоровья и сил нашему Патриарху!!! И нам православным христианам тоже.
    Дождемся ли мы торжества Православия в нашей стране?!
    А до той поры будем нищими все, если будем….
    свящ. Феодор Людоговский, Москва11.04.2011 23:34 #
    Как говорится, подписываюсь под каждым словом. Собственно, примерно то же самое я писал у себя в ЖЖ. Проблемы надо обсуждать - гласно и открыто. А если действовать по принципу "нет человека - нет проблемы", то мы дождемся раскола похуже того, что грянул в XVII веке.
    Констнатин Андреев, Москва11.04.2011 18:27 #
    Ваша статья начинается со слов: "С большим интересом я посмотрел видеообращение ижевских клириков..."
    Это очень красноречиво. И впрямь, нам всего лишь интересно... И ничего больше.
    Хотя с точки зрения официальной нашей церковности эти клирики отделяют себя от Церкви и по логике губят свои души.
    Но... мы же в это не верим. И потому пишем: "С интересом прочитал..."
    Вот в самом деле вопрос: верим ли мы в то, что эти три ижевских клирика и впрямь этим обращением погубили свои души?
    Я - нет, не верю.
    священник Андрей Дудченко, Киев11.04.2011 17:54 #
    Татьяне. А что такое "заигрывание с католиками"? У них ведь правда можно чему-то поучиться, а потом, мы ведь и таинства их признаём...
    Татьяна, г. Москва11.04.2011 14:21 #
    Мне кажется, что резерв по организации жизни приходов ещё далеко не использован и те проблемы, о которых говориться в обращении решить можно.
    В частности о помощи сельским священникам, сегодня просто необходима каждому городскому храму, взять под опеку сельский храм, только в Москве их более 1000. а значит, будет помощь 1000 сельским храмам. Приходы будут общаться между собой и не оставят в беде своих братьев и сестер во Христе, а тем более священников. Это всё можно организовать уже сегодня.
    То, что, касается гомосексуализма и т.д. искоренять беспощадно с отлучением от служения и уголовным преследованием.
    Внешняя деятельность церкви должна быть чётко регламентирована и такие понятие как заигрывание с католиками вообще не принимаются.
    А наши священники из Ижевска пусть лучше расскажут, чем они помогли детям сиротам из детского дома, где произошло массовое вскрытие вен у подростков и не отлучать их за Обращение, а дать оценку их работы.
    надежда, Москва11.04.2011 0:34 #
    Да, неладно что-то в датском королевстве. А одна из причин верно указана Соколовым-Митричем. Как и в стране вообще: есть "Москва", можно даже сказать "рублевское шоссе" и есть вся остальная страна. Кажется, в Церкви наметилось что-то подобное: есть Патриархия и провинция. И они все дальше друг от друга, к сожалению.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru