rss
    Версия для печати

    Загадочный сосед

    Казалось бы, что необычного можно найти в излюбленном всеми москвичами Коломенском? Храм Вознесения – памятник архитектуры, каждое деревце изучено, ярмарки и народные гулянья проходят здесь почти каждые выходные…
    Достаточно небольшой прогулки по аллеям яблоневого сада, и мы уже вдалеке от праздничной атмосферы заповедника. Перед нами – около сотни ступенек узкой лестницы, овраг и церковь. Это древнее и таинственное местечко, село Дьяково. С ним связано довольно много любопытных фактов и легенд, однако не стоит увлекаться мистикой – это лишь тихий и живописный сосед Коломенского. Когда-то здесь жила часть племени меря, но следы их культуры теряются где-то около VII века нашей эры. Иногда с ними связывают название местного оврага – «Голосов» (т. е. «Волосов», «Велесов») и предполагают, что тут находилось языческое капище. Также любителей мифологии привлекает пара древних валунов – «Девий камень» и «Гусь», считавшиеся магическими. Из более поздней истории – археолог Стелецкий искал здесь библиотеку Ивана Грозного, обнаружив, что часть дьяковского холма – искусственная. Видимо, все эти догадки и стали причиной того, что часть особо впечатлительных горожан считает Дьяково местом аномальным и таинственным. А мы не откажем себе в удовольствии взойти на небольшой холм и насладиться тишиной церкви и прилегающего к ней маленького старого кладбища…

    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи также окружена ореолом загадочности, ровно настолько, чтобы мы могли почувствовать себя в историческом уголке Москвы. Точнее, в древнем подмосковном селе.

    Неизвестно когда, кем и при каких обстоятельствах был построен этот необычный шедевр эпохи Ивана Грозного. Возможно, он был заложен Иоанном IV в 1547 году в память о венчании на царство. По другой версии, церковь была основана в 1553-1554 годы – в ожидании или по рождении Ивана, второго сына Грозного от его первой жены Анастасии. Не исключено и то, что храм начали строить уже в 1560-е годы (уже после начала опричнины). Наверняка знатокам русской истории будет интересно порассуждать и о мотивах, которые стали причиной наименования малых престолов этой церкви – Зачатия Анны, св. митрополита Петра, Фомы, Константина и Елены. 

    Архитектура дьяковского храма восходит к XVI веку – весьма своеобразному для русского зодчества эпохи позднего Средневековья. Дело в том, что раньше русская архитектура развивалась главным образом под влиянием византийского искусства. Однако после распада Империи она стала более независимой, в ней проявились новые оригинальные черты, присущие только нашему зодчеству. Прежде всего оно обогатилось итальянскими мотивами, а также, как ни странно, национальными – в каменном строительстве стали использоваться элементы, восходящие к деревянным храмам.

    Церкви этого периода очень разнообразны, отличаются особенной торжественностью. Примерно в 1530-е годы появляются первые так называемые шатровые храмы, к которым и относится дьяковская церковь. (К этой же группе принадлежат, например, церковь Вознесения в Коломенском и храм Покрова «на рву».) Еще с XIX века ведутся споры – что же послужило основанием для создания этих не похожих ни на какие другие русские и европейские постройки храмов. Все они отличаются друг от друга, но в целом их образ и конструкция сходны. Это высокие башнеобразные церкви, украшенные шатром<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->. Обычно он открыт внутрь храма, но бывают и декоративные шатры. Такие постройки симметричны в плане и в некотором смысле не очень функциональны – они высокие и светлые, но небольшие по площади, вмещают на службу совсем немного людей. Это связано с тем, что чаще всего шатровые церкви носят мемориальный и личностный характер, т. е. возводятся в память о каком-либо событии. Некоторые историки в позапрошлом столетии считали, что такие храмы строились с оглядкой на русское деревянное зодчество. Другие ученые указывали на влияние западноевропейской готики, находили параллели с итальянской архитектурой. В целом можно сказать, что появление шатровых церквей было закономерным событием, но, безусловно, связанным и с западными влияниями.

    В церкви в Дьяково мы как раз можем увидеть сочетание этих разнородных элементов. Сам храм представляет собой монументальное столпообразное сооружение. Оно окружено четырьмя башнями, которые соединяются между собой одноэтажной галереей. Кроме того, постройка имеет настенную звонницу, расположенную с западной стороны. Получается, что в плане церковь уподобляется традиционному пятиглавому храму, а на самом деле это несколько башен. Ее особенность, по сравнению с другими шатровыми храмами, то, что центральная башня завершается барабаном<!--[if !supportFootnotes]-->[2]<!--[endif]-->, а не шатром, при этом меньшие объемы имеют шатры, но они скрытые (внешне завершаются барабанами). Особенно примечательна декорация дьяковской церкви - она украшена огромным количеством оригинальных элементов. Центральный объем выделяется среди маленьких башен пластичностью деталей и их разнообразием. Вполне возможно, что он переделывался в более позднее время. (Вероятно, изначально эта центральная часть также была шатром.) А сегодня мы видим перед собой барабан, декорированный восемью цилиндрами – мощными и утрированными, причем их основание украшено филенками<!--[if !supportFootnotes]-->[3]<!--[endif]-->, а верхняя часть – карнизом<!--[if !supportFootnotes]-->[4]<!--[endif]-->. Эти детали заимствованы из западной архитектуры, но явно, что здесь следовали уже русским образцам и русские же зодчие: элементы используются не так, как им «положено». Очень большую роль в декорации здесь играют щипцы<!--[if !supportFootnotes]-->[5]<!--[endif]--> – они занимают всю среднюю часть фасада храма, усиливают образ, устремленный вверх. Нижняя часть церкви, по сравнению с верхней, кажется почти недекорированной – все детали (нишки, филенки, окна) выполнены более тонко. Интересно, что размеры порталов и окон здесь не подавляют, несмотря на общие размеры храма, а наоборот - небольшие, выполнены, исходя из мер и пропорций, близких человеческому телу. Кстати, в XVI веке храм не был побелен – церковь стояла кирпичной. Насколько более нарядной она казалась!..

    Полюбоваться на этот древний уголок Москвы можно ежедневно – с 8 до 22 часов (с ноября по март – до 21). Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково является действующим. Ближайшие станции метро – Коломенская и Каширская.

    <!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]--> Шатер - шатровое покрытие, завершение колоколен, храмов, башен, крылец и других построек или их частей в виде высокой многогранной пирамиды.

    <!--[if !supportFootnotes]-->[2]<!--[endif]--> Барабан - цилиндрическая или многогранная часть здания, поддерживающая купол.

    <!--[if !supportFootnotes]-->[3]<!--[endif]--> Филенка - выделенный участок стены, в данном случае – прямоугольный.

    <!--[if !supportFootnotes]-->[4]<!--[endif]--> Карниз - горизонтальный выступ на стене здания под крышей.

    <!--[if !supportFootnotes]-->[5]<!--[endif]--> Щипец - верхняя часть стены треугольной формы.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru