rss
    Версия для печати

    Творческий вечер Олеси Николаевой: россыпь стихов и мыслей

    31 марта в литературном клубе «Лёвин» при Государственном музее Льва Толстого состоялся творческий вечер писательницы Олеси Николаевой, лауреата Российской национальной премии «Поэт», автора множества произведений на православную тематику.
    Олеся Николаева
    Олеся Николаева

    Пожалуй, у каждого настоящего художника – будь он писатель, поэт или мастер кузнечной ковки – всегда есть любимые или, скорее, сквозные мотивы творчества, отталкиваясь от которых он несет свой дар миру. У Олеси Николаевой такие мотивы связаны с верой в Бога и свободой души, с творческим самовыражением и нравственным самоограничением человека. Почти все ответы на вопросы, заданные Олесе Александровне во время встречи в литературном клубе «Лёвин», так или иначе касались свободы творчества и непростого земного пути любого христианина.

     Эталон поэзии и душа художника

     …Самый популярный вопрос признанным поэтам и писателям – это почти всегда вопрос об образцах, эталонах художественного творчества. Не обошлось без него и на вечере Олеси Николаевой. Ответ был таков: ранний Пастернак, Мандельштам, Ходасевич, вся Цветаева, которая с юности надолго стала кумиром и учителем жизни, да так, что пришлось сознательно избавляться от любовно взращенного «альтер эго». Однако, словно в дополнение к разговору о поэтических пристрастиях, на другой вопрос Олеся Александровна ответила: «Я не люблю женскую поэзию».

    «Женская поэзия», конечно, не просто та, что написана женщиной. Это «тихая женская лирика» с однообразным кругом «тихих женских» тем любви-гордости-одиночества-тоски-уныния.

    Вообще, все градации литературы по какому-либо признаку – гендерному или конфессиональному – всегда вызывают массу размышлений и эмоций. О понятии «православная литература» Олеся Николаева рассуждала как настоящий профессионал. Впрочем, она одна из немногих современных авторов, без всякой иронии достойных определения «православный писатель».

    По словам Олеси Александровны, православные писатели появляются там, где Православие понимается идеологически и где всё – отбор материала, методы работы – стремится быть безусловно православным. Писательница вспоминала о собственном опыте в этом плане, когда после принятия Крещения она задумалась о своей творческой кухне:

    - Я люблю работать по ночам, творчество – это процесс пьянящий, захватывающий, не совместимый с христианским понятием трезвения. Жить же хотелось по-христиански, ни в чем не уступая лукавому…

    Олеся Николаева вспоминала, как с этим внутренним противоречием она пробилась к митрополиту Антонию Сурожскому, гостившему тогда в Москве в гостинице «Украина»:

    - Владыка ответил на мой вопрос очень просто, напомнив притчу о пшенице и плевелах. И посоветовал ничего не менять в плане творчества: «Вы сами не знаете, что ценного  можете потерять».    

    По мысли Олеси Николаевой, любое высокохудожественное произведение православно по своей сути. «Православный» - не значит морализаторский и скучный, а значит – имеющий идеальную ценность, конечную христианскую мысль.

    - Если душа художника питается от церковных таинств, то, наверное, в своем творчестве художник может быть уже свободен…

     Нестрадающие дети и пути Господни

    Зрители
    На вечере

    На творческом вечере были затронуты и вопросы довольно личного характера, подарившие собранию атмосферу домашнего тепла, семейного узкого круга. Например, тема сочетания материнского долга и служения поэта.

    Олеся Александровна совершенно искренне рассказала о том, что если бы ей в молодости кто-то объявил, что у нее будет трое детей и восемь внуков, то она бы рассмеялась этому кому-то в лицо – это невозможно было представить в 18 лет!

    - Однако Господь готовит нам участь лучшую, даже если проводит по путям, кажущимся ужасными. Если пройти испытание, то в этом легко можно убедиться потом.

    Сокрушенно, правда, писательница говорила о том, как должно быть страдали от недостатка материнского внимания, уходившего на поэтический труд, ее дети и супруг:

    - У нас не было налаженного быта, день был зачастую перевернут. Но приходилось выбирать: или творчество, или «общечеловеческий» режим жизни…

    Дочери Олеси Александровны, присутствовавшие на встрече, впрочем, опровергли информацию о своих страданиях.

     Безобразное, прекрасное и воспитание человека

     Почему люди стали меньше читать? Нужны ли в школе уроки литературы? Зачем школьников пичкают литературной критикой?..

    Клиповое сознание и привычка к визуальному восприятию информации, по мнению Олеси Николаевой, стало решающими факторами в снижении интереса к чтению во всем мире, не только у нас в стране. Исправить эту ситуацию можно только с помощью воспитания в русле традиций, в том числе традиций чтения, литературного анализа, который некоторое время назад был одним из главных принципов преподавания на уроках литературы в школе…

    На вопрос о литературной критике Олеся Александровна отвечала вместе с мужем, протоиереем Владимиром Вигилянским, талантливым критиком своей талантливой супруги, который живо включился в разговор. По его мнению, школа должна воспитывать эстетические критерии, способы различения хорошего и плохого, прекрасного и безобразного. Сегодня же, без более или менее глубокого понятия об эстетике, ребенок теряет ориентиры, живет по принципам «нравится» - «не нравится».

    Отсутствие понимания самого принципа символизации приводит к засилью чернухи в искусстве. Целью становится средство, средство воздействия на сознание. А во все времена главным было другое – пробудить в конечном итоге в человеке тягу к прекрасному и в себе, и в мире…

     *** 

     Во время творческого вечера Олеся Николаева читала благодарным гостям-слушателям стихотворения разных лет – из разных сборников, разного ритма, размера, тематики. Как сама она выразилась, это была «россыпь стихов». И хоть все они непохожи один на другой – совсем как люди, однако нечто общее у них, безусловно, есть.  

    Поэзия, проза, эссеистика Олеси Николаевой неизменно показывает сокровенную любовь ко Христу, которая проявляется во внимании к мелочам сотворенного Богом мира, к вещественным, но идеальным ценностям, предвестникам Царствия Божия.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru