rss
    Версия для печати

    Валентин и... валентинка

    Отмечать День всех влюбленных в России в последнее время стало и модно, и прибыльно, и приятно. Как будто специально для нас из исторической пыли воскрес чудесный праздник. Но имеет ли святой Валентин отношение к влюбленным? Кем он был на самом деле, что здесь миф, а что правда?.. Мы пытаемся разобраться.
    Валентин, Валентина, валентинка...

    Отмечать День всех влюбленных в России в последнее время стало и модно, и прибыльно, и приятно. Как будто специально для нас из исторической пыли воскрес чудесный праздник - День всех влюбленных, или, как его иначе называют, День святого Валентина. И возрадовался человек, что наконец появился в трудовом году повод порадовать любимого. Нерешительный мальчик теперь официально смог сказать возлюбленной «главные слова».

    Американцы смекнули, что на празднике можно хорошо заработать, и начали производить многочисленные открыточки с признаниями в любви, плюшевые сердечки с крылышками и бриллиантики в оправе и без. Раздолье для предпринимателей.

    Западные тенденции переняли и мы. Но не задумался русский человек о происхождении этого праздника. Назвал 14 февраля Днем святого Валентина и стал отмечать, а смысла не понял. И житие святого Валентина (хотя бы в Интернете!) не прочел. А кто-то из нашего невежества даже выгоду извлекает... Непорядок.

    А что же на самом деле?

    Надо сказать, что святой Валентин является не только католическим святым, в чем ныне убеждены многие. Он почитаем и в католических, и в православных странах, так как претерпел страдания за христианскую веру еще до разделения Церкви на Православную и Католическую, бывшего в 1054 году. Так что рассуждать о том, что святой Валентин «не наш» - неправильно.

    Дело в том, что 14 февраля в Православной Церкви не является днем почитания святого Валентина. В Русской Православной Церкви 14 февраля - день памяти святого мученика Трифона, а Католическая Церковь 14 февраля отмечает память святых Кирилла и Мефодия.

    Но если мы откроем святцы, то увидим, что с древних времен Святая Православная Церковь почитает трех Валентинов: мученика Валентина Доростольского, пострадавшего за веру во Христа в 228 году (память 7 мая), священномученика Валентина, епископа города Интерамны (современное название Терни), обезглавленного за христианскую веру в 273 году (память 12 августа), и священномученика Валентина, пресвитера Римлянина, казненного в 269 году (память 19 июля). Все даты памяти - это дни, когда мученики приняли смерть от рук язычников.

    Мученик Валентин Доростольский происходил из Мизийского города Доростола и был усечен мечом вместе со своим братом Пасикратом за отказ принести жертву языческим идолам.

    Не менее интересны судьбы двух других Валентинов: епископа Интерамнского и Валентина Римлянина, пресвитера. Дело в том, оба Валентина жили в III веке н. э. и приняли смерть в один день - 14 февраля. Понять, кто из них тот самый святой Валентин, о котором сочинено множество легенд, трудно. Некоторые источники утверждают, что это одно и то же лицо. Попробуем разобраться.

    В житии пресвитера Валентина Римлянина сказано, что он был обезглавлен по приказу императора Клавдия после того, как обратил в христианскую веру императорского советника Астерия. Вместе с ним были преданы мучениям и казнены жившие у них святые подвижники из Персии святой Марин с женой Марфой и сыновьями Авдифаксом и Аввакумом, которые пришли в Рим поклониться мощам святых апостолов Петра и Павла. Ныне их память совершается Русской Православной Церковью 19 июля по новому стилю.

    Священномученик Валентин, епископ города Интерамны в Умбрии (Италия) был врачевателем и прославился тем, что однажды исцелил сына язычника Кратона от тяжкого недуга. Сын Кратона Хоримон повредил себе спину настолько, что его голова оказалась на уровне колен. Он был не в силах разогнуться. Три года Кратон обращался за помощью к врачам, и никто не мог помочь его сыну. Наконец, Кратон пригласил к сыну священномученика Валентина. Святой усердно молился всю ночь, и по его молитвам юноша получил исцеление. Счастливый Кратон благодарил епископа Валентина и принял Крещение вместе с тремя своими учениками Прокулом, Ефивом и Апполонием.

    Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника Авундий. Градоначальником Рима в то время был ревностный язычник. Он обрушил свой гнев на Валентина. Святого Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Не добившись успеха, его бросили в тюрьму. В тюрьме святого Валентина стали навещать ученики Кратона.

    За распространение христианской веры св. Валентин принял мученическую смерть - ему отрубили голову. Верные ученики Кратона погребли тело священномученика Валентина в Интерамне. Они ежедневно молились у его гроба и обращали собиравшийся вокруг них народ в христианскую веру. Когда об этом узнали городские власти, Прокул, Ефив и Аполлоний были казнены. Праведный Авундий похоронил их при гробе священномученика Валентина. Ныне священномученик Валентин является покровителем итальянского города Терни.

    Ну и где здесь любовь?

    «Ну и где здесь любовь?» - спросите вы. Ищущий «любовь» в ее современном понимании останется без ответа. Ибо речь идет о христианской любви. Жертвенной любви ко Христу и готовности принять мученическую смерть за Него.

    Мы видим, что в житиях этих прославленных святых нет упоминания о первом тайном венчании влюбленных. Более того, Венчания как Церковного Таинства не существовало аж до Х века! Конечно, мы знаем историю о том, как римский патриций Валентин тайно повенчал свою служанку с римским воином и был брошен в тюрьму за свой поступок. Будучи в заточении, он влюбился в слепую дочь тюремщика и послал ей первую «валентинку» - любовную записку с подписью «Твой Валентин». Но пусть эта красивая легенда остается легендой, а не поводом для распространения «осовремененной» любви.

    Тогда почему святой Валентин был избран покровителем влюбленных? Французский церковный историк Тиллемон высказал предположение, что традиция считать святого Валентина покровителем влюбленных восходит к языческому римскому обычаю выбирать наугад имена суженых во время римских Луперкалий (15 февраля) - праздника богини Юноны, которая считалась покровительницей брака и влюбленных. Есть версия, что 15 февраля в Римской империи юноши рисовали образы своих любимых в честь богини Юноны. Трудно сказать, насколько верно это предположение. Ясно одно: корни у праздника - языческие.

    Что теперь?

    Теперь влюбленные могут помолиться святому Валентину и по канонам христианства.

    Мощи св. Валентина были переданы из Ватикана в Самборский храм Рождества Пресвятой Богородицы (Львовская область, Украина), где хранятся и доныне. Мощи выставили лишь в 1992 году, когда украинская Греко-католическая Церковь вышла из подполья. Молодые девушки приезжают в храм и обращаются к святому с просьбой даровать им достойного спутника жизни. Также святой Валентин считается целителем больных эпилепсией.

    Интересно, что украшенную бриллиантами раку с частицей мощей святого Валентина нашли карабинеры[1] спустя много лет после ее похищения из кафедрального собора города Терни 15 февраля 1979 года. Святыня была торжественно возвращена церкви командующим национального корпуса карабинеров генералом Гуидо Беллини 14 февраля 2003 года.

    Если же говорить о святом пресвитере Валентине Римлянине, то его мощи хранятся в Риме в храме святой мученицы Параскевы. А мощи пострадавших вместе с ним святых мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина и Астерия - в церкви святого Иоанна Кущника.

    В новостной сводке за последние несколько лет можно найти сообщение о передаче частицы мощей святого Валентина Интерамнского Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Получается, что святой Валентин «путешествовал» и в Россию.

    Вот как об этом событии сообщает сайт Седмица.ру:

    «15 января 2003 года в рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с делегацией Римско-Католической епархии и мэрии города Терни (Италия). Глава делегации епископ Винченцо Палья передал в дар Русской Православной Церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамского - святого покровителя Терни».

    Тем не менее вопрос о личности святого Валентина остается спорным. Был ли это один и тот же человек или святых Валентинов было несколько, нам доподлинно неизвестно. Некая раздвоенность наблюдается и в истории с мощами.

    Так какому святому молиться влюбленным? Почему православные христиане молятся святому Валентину о даровании любви и семейного благополучия? Есть предположение, что покровителем влюбленных святого Валентина сделала народная молва.

    Кому молиться влюбленным

    Петр и Феврония Муромские

    Традиционно на Руси покровителями семьи и брака считались совершенно другие святые, например Петр и Феврония Муромские. Святые князь Петр и княгиня Феврония доныне являются образцом супружеской верности и благочестия. Перед смертью они оба приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умерли в один день.

    Старец Захария

    Есть у православных москвичей, мечтающих устроить семейную жизнь, добрая традиция. На Немецком кладбище в Москве покоится схиархимандрит Захария - Зосима (в схиме снова Захария). Он был последним монахом, вышедшим из Троице-Сергиевой Лавры. И у него есть своя область, в которой он особенно помогает. Если два человека решают совместно продолжить свой жизнь путь или если одолевают сомнения в правильности выбора, то можно вместе приехать на могилу схиархимандрита Зосимы и помолиться. Более подробно об этой московской традиции мы уже писали: «Просто там встать, почитать сколько-то раз «Богородице Дево, радуйся», попросить его (Зосиму. - Примеч.ред.) своими словами, чтобы по его молитвам Бог помог и все устроилось по Божьей воле. Потом известно, что Господь так посылает, что либо все срастается, либо людям самим становится понятно, что им это не нужно, неправильно. И они расстаются, но не трагически расстаются, как-то без изломов, без фатальных катаклизмов, без неправильностей жизненных».

    Преподобные Кирилл и Мария

    Примером христианского «благоугодного жития», целомудренного супружества, воспитания детей в вере являются преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского. Можно утверждать, что семья стала для него первой школой христианского подвига. Высокий нравственный пример родителей преподобного Сергия учит нас смирению и любви. В конце жизни Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Перед смертью они были пострижены в великую схиму.


    Святые праведные Иоаким и Анна

    Следует упомянуть и святых праведных богоотец Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы. У Иоакима и Анны долгое время не было детей. Бесчадие считалось у евреев тяжким грехом. Для Иоакима и Анны это было великое несчастье. Много слез пролили они, много молитв вознесли к Богу о даровании им чада. И Господь внял их молитвам. Ангел Господень принес им благую весть: Иоакиму и Анне по воле Божией суждено было стать родителями Той, через Которую будет дано спасение всему миру. У них и родилась Дочь, нареченная Марией, Пречистая Дева, Мать Господа нашего Иисуса Христа. Святым праведным Иоакиму и Анне можно молиться об устроении семейной жизни и о зачатии тем, кто по своей немощи не может иметь детей.

    ...

    Среди икон Пресвятой Богородицы влюбленные могут также молиться Феодоровской, Костромской иконе Божией Матери (Одигитрия) и иконе Богородицы «Взыскание погибших». Чудотворный образ иконы Божией Матери «Взыскание погибших» находится в храме Воскресения Словущего в Москве.

    Просите, и дано будет вам

    И все-таки не совсем правильно было бы рассматривать чтимых святых как целителей какой-то определенной болезни и покровителей определенной группы людей. Иначе почитание святого превращается в подобие языческого идолопоклонничества.

    У каждого святого были свои таланты, свой характер, свои духовные подвиги и человеческие немощи. Не стоит забывать, что они тоже были людьми.

    С другой стороны, нужно учиться видеть духовную сторону в житии святого и в своем стремлении «угодить Богу» не доходить до абсурда. Ведь святой Валентин не мог венчать в те времена. А то, что преподобный Серафим Саровский (еще будучи послушником Саровского монастыря Прохором) преуспевал в столярном деле, не делает его покровителем плотников всея Руси. И в первую очередь мы, конечно, молимся Богу. Дать точный ответ на вопрос, какому святому молиться влюбленным, не представляется возможным, но это, по сути, не так уж важно, ведь Сам Господь сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9-10).

    [1] Карабинеры (от итал. carabinier) - название личного состава жандармерии в Италии.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Вера15.02.2009 11:34 #
    Насколько я поискала информацию в интернете, то выяснился интересный момент. На самом деле даже на Западе существует несколько версий того, откуда берет истоки этот "праздник".
    Не углубляясь в подробности, можно с уверенностью сказать, одно: католическая церковь также выступает против этого "праздника" и даже если считать, что в католическом календаре один из Валентинов упоминается 14 февраля, то история жизни этого святого не имеет совершенно никакого отношения к этому с позволения сказать "празднику". Это чисто мирской день, который также имеет среди прочих и такую версию возникновения, по крайней мере, современная трактовка этого дня, дает основания не сбрасывать со счетов и эту теорию: был такой голливудский актер, по имени Рудольфо Валентино, умер в 1926 г., являлся так называемым "богом любви", мастером любвиобильной жизни.В свою бытность устраивал так называемые "Дни Валентина", где богатое общество предавалось изощренному разврату. После его смерти толпы фанаток продолжали писать ему письма с признаниями в любви. Есть сведения, что именно в те времена, а также после его смерти, началось массовое внедрение в американское общество этого дня. И даже если в Европе были какие-то корни подобного празднества, то все же в том виде, в котором мы имеем на сегодняший день, 14 февраля, пришло несомненно из Америки. И уже с течением времени "умные головы", нагло стали эксплуатировать христианство, дабы придать лигитимность этому блудному дню.
    Голяева Лидия, Москва18.02.2008 11:52 #
    Уважаемый Андрей! Прежде всего хочу поблагодарить Вас за нахождение неточностей в статье. Рада, что Вам интересна данная тема. Спасибо за помощь!
    Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
    Что касается почитания святого Валентина в Католической Церкви, да, действительно, это имеет место быть. Но вот что меня смутило:
    "Впоследствии, как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин был канонизирован католической церковью. А в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина.

    С 1969 года в результате реформы богослужения святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви (вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны). Впрочем и до 1969 г. церковь не одобряла и не поддерживала традиций празднования этого дня".
    Так что с уверенностью утверждать, что День святого Валентина,отмечаемый 14 февраля, сейчас является праздником церковным и у католиков, мне не представляется возможным.
    Вот тому давнее подтверждение в СМИ: http://www.religare.ru/news14555.htm
    Благоразумно спросить об этом у самих католиков.
    То же самое касается и легенды. Доподлинно неизвестно, с каким именно Валентином связана эта красивая история. В изученных мной источниках святой Валентин назван "римским патрицием". Существует версия и с епископом, и с простым юношей, и с врачом Валентином. Замечу, что в данном контексте святой Валентин назван патрицием (звание светское, нежели церковное), а не пресвитером Валентином Римлянином. То, что Валентин был патрицием, говорит лишь о его принадлежности к римской родовой аристократии.
    И потом неизвестно, был ли Валентин Интерамнский, епископ(цитирую саму себя): "Понять, кто из них тот самый святой Валентин, о котором сочинено множество легенд, трудно. Некоторые источники утверждают, что это одно и то же лицо". Всё в том же 9 абзаце.
    Признаться, я бы не смогла их посчитать:)
    А вот что касается дат смерти, то переадресую вас сюда:http://www.ng.ru/ideas/2005-02-15/11_love.html. Замечу, что это мнение только отца Андрея Кураева, а не моё.
    Конечно, утверждать, что оба Валентина были казнены именно 14 февраля мы не можем. С моей стороны это досадная самоуверенность. Всё-таки почитание св.Валентина 14 февраля было установлено скорее для того,чтобы "перебить" языческий праздник Луперкалий. Захотели и приурочили.
    Русская Православная Церковь имеет свои даты памяти трёх святых Валентинов. Призываю Вас верить седьмому абзацу.
    Напишите, что думаете по этому поводу. Попытаемся разобраться и и справить ошибки вместе.
    Андрей, Москва17.02.2008 17:11 #
    Лидия,очень заинтересовала Ваша статья. Но в ней содержится противоречие, когда Вы пишите о датах кончины свв.Валентинов. В 7 абзаце это 12 авг.и 19 июля. А в 9 абзаце - 14 февраля. Кроме этого,14 февраля - все-таки есть память этих святых по католическому календарю (http://www.catholic-forum.com/saints/saintv06.htm) вместе со свв.Кириллом и Мефодием.
    Что же до существующей легенды, то в ней уже фигурирует не патриций, а именно епископ. Может быть удастся в этом разобраться?

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru