rss
    Версия для печати

    Между долгом и уютом

    27-28 октября в маленьком германском городке Баден-Бадене состоялся пятый съезд православной молодежи Германской епархии РПЦЗ. На курорт, некогда известный в России своим великолепным «водяным обществом» и многочисленными казино (в одном из которых, кстати, проигрался Достоевский), съехались молодые люди со всех концов Германии.
    Были и некоторые гости из России, среди которых случайным образом удалось оказаться и мне. Несмотря на совсем небольшие размеры, Баден-Баден имеет два православных храма. Нас принимал настоятель храма Преображения Господня отец Миодраг, который сам, будучи сербом, сумел создать в приходе атмосферу уюта, необыкновенного дружелюбия и единения двух культур - русской и сербской.

    Гости начали съезжаться в субботу утром. Для меня лица всех молодых людей были незнакомы, однако через пятнадцать минут нашего короткого общения я поймал себя на мысли, что я всех давно знаю и совсем уже свой. Приходы РПЦЗ всегда отличаются таким гостеприимством и теплотой по отношению к «новеньким». Далее был молебен и довольно продолжительная прогулка по городу, во время которой я успел пообщаться со многими из ребят. Основную часть молодежи Германской епархии составляют студенты, приехавшие недавно из России на учебу в немецкие университеты. Потомков первых волн эмиграции практически не осталось - большинство из них, к сожалению, растворилось на бескрайних просторах Старого и Нового Света.

    Во время прогулки мне удавалось поговорить с ребятами об их жизни в Германии, планах на будущее и о том месте, которое занимает Россия в их сердцах. Все ответы были разные, но единственное, что их объединяло, - это искренность и прямота. Примерно треть ребят говорили о твердом намерении вернуться на родину и использовать там профессиональные навыки и знания, полученные в германских вузах. При этом многие из них особую роль уделяли необходимости укоренения некоторых черт немецкой культуры ведения хозяйства и быта в российском обществе. А кто-то даже упомянул о немецком правосознании, которое также необходимо через личный пример адоптировать в России.

    К сожалению, примерно две трети ребят совсем не хотели бы вернуться на родину, разве что в роли туристов. Основным доводом этому служило то, что в России все не устроено, и они не смогут найти достойное применение своим профессиональным навыкам. Когда я слышал подобные ответы, меня охватывало странное чувство не то ревности, не то досады: мне хотелось схватить этих молодых ребят за плечи, потрясти как следует и сказать в глаза: «Вы что? Как же так можно? Вы - столь добрые, искренние и прекрасные, именно те, в ком так нуждается наша страна, и хотите посвятить себя Германии? Вы оправдываете все российской неустроенностью, но неужели вы не чувствуете и свою причастность этому и долю ответственности за это?»

    А впрочем, не стоит, может, так досадовать на них, ведь и их понять можно. Они приехали в благоустроенную страну, уважающую закон и способную справедливо вознаградить человека за его труды и способности. В это же время многие из русских мигрантов только на чужбине открыли для себя родное православие. Здесь они постоянно ходят в храм и живут приходской жизнью, в которой находят полное удовлетворении духовных и культурных потребностей. Получается, что они живут в идеальной России, соединяющей в себе полноту приходской жизни и бытовую благоустроенность. Соприкосновение же с немецкой культурой и обществом в таком случае остается у них минимальным и поверхностным. Отказаться от такой идеальной России за рубежом подчас довольно сложно. Ведь найти в нашей стране «настоящий» приход, похожий на РПЦЗешный, трудно, а честно заработать справедливый достаток - еще труднее. Вот и получается, что возвращаются только самые крепкие.

    Хотелось бы подробнее рассказать о приходах РПЦЗ. Когда я их посещаю и знакомлюсь с обычной приходской жизнью в них, меня каждый раз постигает одно и тоже ощущение: я начинаю ясно осознавать, что принципы организации приходской жизни РПЦЗ должны быть положены в основание любого «здорового» социума. Отношения между прихожанами - это пример и правильных гражданских отношений. Только если это истинный приход, где каждый чувствует себя творцом единого духа и души прихода и где люди соединены друг с другом молитвой и трудом во имя общего блага. Конечно, у прихожан русских православных храмов за рубежом есть дополнительный стимул к единению вокруг прихода, где они чувствуют себя «как дома». Но это все же не оправдание для большинства приходов в самой России, в которых, к сожалению, пока другой дух. У нас зачастую даже постоянные прихожане не знают друг друга, редко бывают общие трапезы, не говоря уже о культурных мероприятиях или совместных паломнических поездках.

    Во время съезда мы были все вместе на Божественной литургии, обсуждали разные темы, посвященные в основном свободе и ее границам. После всего этого хочется одного: вновь посетить Баден-Баден и увидеть светлые и добрые лица уже знакомых мне ребят. Даже если Россия останется для них отечеством, страной отцов, но не их страной и не страной их будущих детей.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru