rss
    Версия для печати

    Главное здание главного университета

    Немногим постройкам советской эпохи удалось занять достойное место в архитектурном облике столицы. Но Главное здание стало не только символом МГУ, но и одним из символов Москвы XX века.

    Все, что связано с университетом, всегда находилось под пристальным государственным вниманием - что в XVIII веке, что в XX столетии. Это касалось и внешнего вида МГУ - здания строились в соответствии со вкусом правителей и под их личным контролем. Главное здание оказалось в самом центре политико-идеологических событий конца 40-х, во главе которых стоял «отец и друг всех советских архитекторов» Сталин.

    Комплекс на Воробьевых горах - это часть грандиозного проекта по строительству «сталинских высоток». С ним связано множество таинственных фактов, настоящих интриг «царского двора». Считается, что высотки - это продолжение идеи Дворца Советов, то есть еще довоенного проекта. При этом само их возведение должно было продемонстрировать мощь молодого государства-победителя, перегнавшего Запад даже в строительстве небоскребов. Надо заметить, что в 1940-е годы в Москве не было высоких зданий - столица могла позволить себе свободную застройку в несколько этажей, ну а возвышались в центре только колокольня Ивана Великого и гостиница «Москва»...

    Невозможно ответить на вопрос, кто являлся автором идеи постройки целого ряда связанных друг с другом высотных зданий, которые изменили градостроительный облик столицы. Более того, при подготовке проектов и эскизов менялись архитекторы, при строительстве дорабатывались существенные детали (например, добавлялись шпили), а назначение построек тоже постоянно менялось. Восемь высоток (здание в Зарядье так и не было построено) были заложены в день восьмисотлетия Москвы. Сооружение на Ленинских горах тогда, в 1947 году, рассматривалось как жилой дом. Только в следующем году оно приобрело новое назначение - корпус МГУ. А его первым архитектором стал Борис Михайлович Иофан, автор Дворца Советов. Впрочем, по неизвестной причине его отстранили от этой должности в 1948 году, и строительство ГЗ возглавил Лев Владимирович Руднев.

    Команде Руднева предстояло доработать иофановский проект этого важнейшего среди всех высоток здания. Все сталинские «небоскребы» держали определенные градостроительные оси и были связаны в единый ансамбль. А место расположения ГЗ было выбрано без преувеличения гениально - сооружение стало центром всего Юго-Западного района, оно создавало впечатляющие архитектурные виды со множества точек зрения, в том числе с реки.

    Сложная гармоничная композиция была создана по принципу постепенного нарастания высоты к центральному корпусу. Эта постройка состоит из пяти башен. Официально такое сочетание башен, вертикалей, светлого камня и ажурности декорации рассматривалось как продолжение традиций русского зодчества - колоколен, башен Кремля, белокаменных храмов. (Кстати, главное здание для университета еще в XVIII веке считалось «храмом науки».) Но в реальности высотки представляют собой сочетание самых разных стилей, в том числе классической архитектуры, готики, наконец, американских небоскребов. В частности, одним из прототипов ГЗ мог стать Municipal Building в Нью-Йорке, который приглянулся то ли Иофану, то ли лично Сталину. Также вполне вероятным считается то, что знаменитые шпили высоток были добавлены благодаря вкусам вождя. Они и в самом деле часто не включены в первоначальные проекты. Например, по замыслу Иофана ГЗ должно было быть увенчано скульптурной группой, по Рудневу - статуей Ломоносова. Так или иначе, здание МГУ сегодня невозможно себе представить без шпиля, который гармонично завершает всю композицию. Об образе постройки можно говорить бесконечно - настолько ее решение продумано, логично. Редкое московское здание XX века так точно вписано в окружение и полностью выполняет наложенную на него большую градостроительную роль. Над созданием проекта работали более чем четыреста архитекторов и инженеров. При этом в конечном итоге получился такой цельный комплекс.

    Итак, в новом студенческом городе, казалось бы, было предусмотрено все - удобные просторные аудитории, музеи, лаборатории, клуб, комнаты общежития, столовые, кафе... Однако стремление произвести впечатление часто пересиливает функциональность. И в ГЗ, и в других высотках поражают образ, декорация, пропорции, массивные детали... и, например, лестничные ступени, многие из которых несоразмерны человеческому шагу. Действительно - «храм», ведь и в античных храмах существовали специальные огромные ступени, предназначенные для воображаемых богов.

    Наконец, пару слов об отделке. Высотки и, в особенности, ГЗ строились в соответствии с самыми последними технологиями своего времени, с применением уникальных методик. В здании МГУ установлено специальное оборудование для контроля его состояния, ведь надо учитывать и грунт, и ветер, и многие другие факторы. В декорации использованы самые разные техники - традиционные мрамор, известняк, гранит и даже папье-маше (например, решетки актового зала) и новейшие - скажем, изготовление скульптуры в технике литого камня.

    Благодаря особенностям истории и студенческой фантазии университетский корпус на Воробьевых горах обзавелся таким количеством легенд, что, наверное, в этом отношении скоро сможет сравняться с лохнесским чудовищем. Наверное, главная «тайна» - секретная ветка правительственного метро от Кремля до Внуково, проходящая как раз под ГЗ. С ней часто связывают и слухи о бомбоубежищах и подземном городе под университетскими зданиями. Интересно, устояли бы холмы, если бы в них действительно находились столь обширные помещения? Кстати, фонтаны у ГЗ являются воздухозаборниками для вентиляции всего корпуса. Еще одна забавная история - о «сталинских яблочках». Рассказывают, что именно Иосиф Виссарионович предложил засадить аллеи яблонями. Придираться к проекту или вносить в него другие дополнения он не стал... Также никто точно не знает, отказался ли Сталин лично называть МГУ в свою честь или же университет стал Ломоносовским только в связи с тем, что вождь не дожил до открытия комплекса всего несколько месяцев. Печальная легенда связана с одним из заключенных ГУЛАГа, входившим в «Стройлаг» университета. В 1952 году он соорудил «крылья» и решился сбежать со стройки. Возможно, ему это удалось, но также вполне убедительна версия о том, что узника расстреляли... Главное здание очень хорошо охранялось, и не только во время строительства. Если бы мы верили всем слухам, то не удивились бы, услышав, что в шпиле ГЗ якобы располагался штаб КГБ.

    Впрочем, можно привести примеры и правдивых любопытных фактов. Например, на правой башне ГЗ расположены самые большие часы в Москве. Их минутная стрелка имеет в длину 4,1 метра и вес 39 килограммов! Но все-таки самое интересное - это то, каким образом здание, навязанное сверху как «самое лучшее», стало и до сегодняшнего момента является столь привлекательным для студентов. Лифты не выдерживают новых нагрузок, в столовых неулыбчивые повара, фонтаны отключают в самую жару, спортивные залы устарели... И все же студенты с радостью покупают пирожные в университетских кафе, прогуливают пары на смотровой площадке и готовы проводить у ГЗ все время с утра до вечера. А после диплома с благодарностью вспоминают не только беззаботные деньки, но и блестящие лекции в величественных аудиториях alma mater.

    При подготовке статьи использованы материалы порталов www.msu.ru, www.visotki.nm.ru, www.visotki.ru

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru