rss
    Версия для печати

    Об одной этической дилемме университетского преподавателя

    «У инноваций есть главный качественный критерий — превращение знаний в деньги». «Неужели.. А теперь попробуй - поспорь...» Кто-то из собрания преподавателей угрюмо чертит в блокноте, некоторые пожилые профессора смущенно и пристыжено переглядываются. Незаметно университетскую корпорацию настигла и застала врасплох волна реформ и изменений, связанная с болонским процессом. Поначалу казалось, что она коснется только структуры образовательных программ с целью создания так называемого «единого образовательного пространства», однако теперь уже понятно, что изменения намного серьезнее и глубже.

    А дело всего лишь в небольшом изменении и незначительном сдвиге в административной риторике: то, что прежде, если раньше она поддерживалась лозунгом «служения науке», то теперь производится из требования «эффективно и качественно оказывать образовательные услуги». Самое удивительное, что переход от одной риторической фигуры к другой осуществляется плавно,  без разрывов,  как будто между «служить» и «обслуживать» нет абсолютно никакой смысловой разницы, как будто это взаимозаменяемые  и эквивалентные понятия. Но наибольший интерес представляет не та ситуация, когда понятия служения и обслуживания незаметно перетекают друг в друга, а их частое использование в современной российской административной университетской риторике   одновременно: с одной стороны: с одной стороны от преподавателя требуется  напряженный бескорыстный труд во славу науки, с другой — он должен соответствовать запросам общества и вызовам рынка,  еще конкретнее — обслуживать интересы студенчества.

    Давайте теперь проверим, вправду  ли эти требования не противоречат друг другу, есть ли у преподавателя возможность маневра между императивами служения и обслуживания, и самое главное, в чьих интересах они так настойчиво продвигаются? Действительно ли уже мало актуальна и никак не соответствует действительности известная сентенция Чацкого-Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

     Огромное количество современных исследований, посвященных истории и идеологии университета, свидетельствуют, что проблема автономии университета, независимости университетской корпорации от государства, Церкви или политической партии в условиях ограниченности доступных материальных и финансовых ресурсов существовала всегда и решалась по разному. Знания могут продаваться за деньги, но со времени сократической критики софистов в европейской философии образования устоялось мнение, что торговля знанием не может быть самодостаточной задачей, первоочередной по отношению к задаче открытия и обнаружения нового достоверного знания. И уж тем более никогда прежде так откровенно, как в речах современной университетской администрации, этос совместного исследования, сотрудничества преподавателя и студента не подменялся простым рыночным принципом  оказания образовательных услуг. Как может учиться тот человек, который в этой схеме заведомо лучше и больше знает и просто выбирает ассортимент необходимых ему знаний, как выбирают товар на полке супермаркета? Каким авторитетом  и автономией обладает тот, кто  полностью зависит от сложившейся рыночной конъюнктуры и социальной ситуации? 

    Но самое тяжелое последствие — это раскол интересов и усложнение структуры университетской корпорации, многократное разрастание и усиление административного аппарата, который теперь не только организует и регулирует учебный процесс, согласовывая интересы студентов и возможности преподавателя, но (опасно говорить) — распределяет и контролирует финансовые потоки, известно в чью пользу. Здесь-то как раз  в помощь и оправдание может пригодиться исторический жаргон «бескорыстного служения на пользу науки», именно таким образом происходит наложение и оказывается возможно и весьма выгодно фантастическое сочетание служения и обслуживания.

    Так что же, «тошно ли прислуживаться»? Как преподается в условиях формализации, квантификации, тестирования, аттестации,  мониторинга, бюрократизации, а точнее всеобщей и всеобъемлющей менеджериализации  университетского образования? Трудно тому, кто не обладает способностью различения двух христианских аскетических понятий: служения и человекоугодия, кто не умеет служить без человекоугодия. Выручает и обнадеживает в этой сложно и грустной обстановке только  то, что через унижение и несправедливости, которым подвергается в университете  преподаватель, может, наверно, прорасти и пробиться подлинно христианское отношение к своему служению, смиренному и самозабвенному труду во благо ближнего.

    Вставить в блог

    Об одной этической дилемме университетского преподавателя

    Об одной этической дилемме университетского преподавателя

    2 марта 2011
    «У инноваций есть главный качественный критерий — превращение знаний в деньги». «Неужели.. А теперь попробуй - поспорь...» Кто-то из собрания преподавателей угрюмо чертит в блокноте, некоторые пожилые профессора смущенно и пристыжено переглядываются. Незаметно университетскую корпорацию настигла и застала врасплох волна реформ и изменений, связанная с болонским процессом. Поначалу казалось, что она коснется только структуры образовательных программ с целью создания так называемого «единого образовательного пространства», однако теперь уже понятно, что изменения намного серьезнее и глубже.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ветеран МГУ, Москва15.09.2012 23:12 #
    Согласен с Натальей! Статья не в русском духе и написана с точки зрения так называемого "среднего класса", боящегося назвать вещи своими именами и захватившего кафедру, с которой не дозволено говорить "добрым Христианам".

    "Снявши голову по волосам не плачут": к сожалению, синод в обмен на блага суетного мира согласился во всем с ельциноидами и в том числе с уничтожением отечественной культуры.
    Невразумительные рассуждения - ни что иное как интеллигентская болтовня. Надеюсь, на здравомыслие редакции: ищите мыслящих по- христиански не в синодальной тусовке, а в народе.

    Вы создаете "правсомол" и потому все сказанное - "семя, посеянное на дороге".
    Беспалов Алексей Анатольевич, Санкт-Петербург14.09.2012 20:48 #
    Достоуважаемая Ирина Васильевна!Мир Вам и всем Вашим
    дорогим близким и верным!Разрешите поздравить Вас с праздником!Я от всей души желаю Вам всех благ и удачи во
    всех Ваших благих делах и предприятиях!Отличного Вам
    здоровья и настроения при любой погоде!
    Наталья, Москва5.03.2011 21:35 #
    Интересная тема затронута, но наредкость невразумительная статья.
    Все тезисы как бы завуалированы, как будто автор боится наказания за свои крамольные высказывания. И в результате остается непонятным, кому прислуживают преподаватели: то ли студентам, то ли администраторам, то ли тем, кто финансирует образование...
    А служить студентам, по моему мнению, так же достойно, как и служить науке. И в том и в другом деле требуется недюжий талант, поэтому редко, когда преподаватель может совместить эти оба служения. Тем не менее, и такие примеры есть.
    Я ушла из области образования около 10 лет назад, и мне было очень интересно узнать, что же там происходит сейчас, но из вашей статьи, Ирина, я к сожалению ничего не смогла почерпнуть.
    Особенно удручает финал, где вместо решения проблемы (для меня лично так и не понятой), предлагается христианское смирение.
    purgenetik, Дубна4.03.2011 3:38 #
    Ирина,

    Вы сами верите в бесплотных фанатов, сеющих разумное, доброе, вечное в христианском смирении и все такое прочее?

    В реальности "учить" будут и уже "учат" в большей массе дельцы, минимизирующие усилия и максимизирующие доход. Работа в нескольких вузах, формальный подход к проверке работ, знаний студентов (это если еще не чистое стремление заработать на этом), конвейер...

    А исходная посылка - власть имущим не нужна масса образованных мыслящих людей. Потому что им трудно впарить ахинею, ими трудно манипулировать, они устраивают революции и слишком много думают :)

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru