rss
    Версия для печати

    Обще(е)Житие

    Иногда приходится слышать, что тот не знает настоящей студенческой жизни, кто не жил в общежитии. И разве можно с этим не согласиться? Безусловно, можно, но примем как рабочую гипотезу уникальность и ценность опыта общежительного существования и совершим небольшой экскурс в вечно дивный и новый общежитский мир.
    Заходить лучше в районе полуночи - как раз все в сборе. На кухне ни одной свободной конфорки, лестничные пролеты превратились в зрительный зал, сцену, а также место оттачивания умения вести диалог с вахтершами. Да и в комнатах наконец-то «все дома» и ведутся самые интересные разговоры. Плюс двустороннее движение по коридорам в поисках учебников, а еще лучше - сделанных домашних заданий. А если в сессию - о, тут еще веселее. «Шарашиться» будут до утра, собираясь по полгруппы то в одной, то в другой комнате, обмениваясь шпаргалками и вдохновенно пересказывая друг другу билеты. Главное, не забыть ответ в ближайшие пару часов, чтобы хватило до конца экзамена.

    И как во всем этом Содоме-Гоморре может жить православный студент? А так же, как и все остальные. Только часть радостей у него будет специфической: собираться по вечерам у кого-нибудь для совместного чтения правила, вместе ходить к метро на раннюю литургию и вместе возвращаться домой с ночной рождественской службы, вместе варить гречку в пост и красить яйца на Пасху.

    Да, красить... Последний раз мы делали это так вдохновенно, что все три плиты по окончании процесса стали подобны палитре живописца, и только памятование о том, что мы христиане, сподвигло на уборку стратегического кухонного помещения. В два часа ночи иных аргументов не было. Вот вам и польза религии для общества, налицо.

    Свобода как осознанная необходимость

    Идиллия совместного жительства не всем дается сразу и не всем дается вообще, но она - возможна и реальна, и многое, увы - или к счастью - зависит от нас.

    Но не все же быть идиллии. Больше всего наблюдаемых конфликтов имело своим основанием не идейные, мировоззренческие, научные или какие-либо «высокие» разногласия, а чисто бытовые: от дележа места в шкафу до мытья посуды. И здесь даже ангел может искуситься...

    Только вымоешь посуду

    Глядь - уж новая лежит

    Уж какая тут свобода

    Тут до старости б дожить.

    Правда, можно и не мыть

    Да вот тут приходят разные

    Говорят: посуда грязная! -

    Где уж тут свободе быть

    Д. Пригов. «Банальное рассуждение на тему свободы»

    Вот так. Ни свободы тебе, ни осмысленности бытия. Это, кстати, тоже одно из «великих» открытий самостоятельной жизни: как же много надо сил и времени на простое физическое выживание. И запоздалое понимание ценности родительской заботы...

    Зато проблема посуды вполне может быть решена, а уж христианам и вовсе не пристало претыкаться об этот камень:

    Вымою посуду -

    Это я люблю

    Это успокаивает

    Злую кровь мою

    Если бы не этот

    Скромный жизненный путь -

    Быть бы мне убийцей

    Или вовсе кем-нибудь

    Кем-нибудь с крылами

    С огненным мечом

    А так вымою посуду -

    И снова ничего

    Он же

    Но уж если совсем нет сил на такие прозаические вещи, можно просто повесить на стенке постмодернистские приговские стихи и утешаться самим, а также умягчать сердца щепетильных соседей.

    Впрочем, бывают вещи и посложнее:

    Трое - это современно

    Тишина, темно, и много комарья.

    Одного с тобой мы Бога: ты и я.

    Ночь сырая. Мне не спится. Три часа.

    Угораздило влюбиться в небеса

    И в тебя. Одновременно. Видно, рок.

    Трое - это современно. Мы и Бог.

    Дмитрий Румянцев

    Увы, не всегда получается так красиво. Вот, например, ваша соседка однажды решает, что в вашей комнате отныне живет ее молодой человек. Ну что ж, не смертельно. Но блажен тот, кто спит крепко. Пожалуй, имея в виду возможную общажную будущность, не стану приучать своих детей спать в темноте и тишине. На всякий случай.

    Американский пирог

    Мы получили желанный кусок свободы, но вместе с ним - и ответственности, о которой (точно помню!) не просили. Ответственности - хотя бы за себя. И очень удивились. Потому что хлопотным это делом оказалось, ох каким хлопотным...

    Общага научила многому: обходиться без многих считающихся обязательными вещей - холодильника, утюга, термометра, прихваток и т. д.; спать при любом шуме и свете (просто устать надо как следует); делиться всем - от фотоаппарата и компьютера до ножей и вилок; не приставать к людям с расспросами и разговорами, не раздражаться по мелочам.

    Пять общажных лет утвердили в мысли, что главное - жить не «где», а «с кем».

    Пять «постобщажных» месяцев принесли некоторое понимание, почему общежительность действительно легче пустынничества. Как бы ни уставал от невозможности побыть наедине с собой, одному, оказалось, жить сложнее...

    Продолжение следует...

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Елена, Москва18.02.2008 1:10 #
    Да, очень интересно.Хотелось бы самой пожить так.. но :( я живу в Москве, и годы студ. жизни закончились. Хотелось бы познакомиться с девушками, живущими в общежитии, чтобы иногда ходить в гости.
    Юлия, Москва18.12.2007 13:41 #
    Маша, очень интересно, скорее напиши продолжение.
    Павлик, Москва15.12.2007 23:08 #
    Очень интересно и вдумчиво написано. Оптимистичный вгляд автора приятно радует. Устали уже от чернухи про общежития. Оказывается, каких прелестей лишены студенты-москвичи. Эх, пожить бы в ДСВ!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru