rss
    Версия для печати

    К спорам о частом причащении

    Последнее время в ряде православных изданий снова возобновляется полемика о частоте причащения и, в связи с этим, о подготовке ко Причастию. На написание этой заметки меня подвигли размышления священника Сергия Свешникова из Орегона, США, опубликованные накануне Рождественского Сочельника в личном блоге автора и через несколько дней перепечатанные порталом «Православие в Украине». Позиция отца Сергия такова: большинству мирян причащаться следует в каждый из двунадесятых праздников и в каждый из четырёх постов, плюс на именины и в престольный праздник, итого 18 раз в году. О тех же христианах, которые причащаются каждую неделю, отец Сергий говорит, что из опыта общения с ними заметил не только никакой пользы от такой частоты причащения, но и «много вреда».

    Безусловно, есть опасность недостойно приступить к таинству. С этим согласны как сторонники, так и противники частого причащения. Более того, я уверен, что обе стороны согласны с тем, что участие в евхаристической трапезе должно быть серьезным и ответственным. Само по себе частое причащение не меняет автоматически жизнь в лучшую сторону и не делает причастника более «святым». Поэтому христиане, намерившиеся приступать к Чаше чаще, прежде чем спрашивать на это благословения священника, должны осознать, что частое причащение требует более ответственного подхода к повседневным делам.

    Но разве жизнь христианина не должна быть ответственной в принципе? Разве внимание к своим словам и поступкам, эмоциям и устремлениям требуется только на время какого-то периода «подготовки ко Причастию»? Не лучше ли воспринимать всю нашу жить как время подготовки и ожидания встречи с Господом Иисусом Христом, которая несомненно совершится в «конце времен», но уже сейчас может быть нами быть принята и пережита – пусть еще и не во всей полноте – в том таинстве, когда Церковь, народ Божий, собирается вокруг Христовой трапезы?

    Почему ты собираешься причаститься? Чаше всего на этот вопрос, наверное, ответят так: потому что подготовился, постился, вычитал каноны, получил благословение священника. Вряд ли услышишь иной ответ: потому что хочу исполнить заповедь Христову, отвечая на Его призыв. Чаша с Телом и Кровью Господними, которую выносят священнослужители, предлагается Самим Богом. И епископ, и священник – не «распорядители» евхаристической трапезы, но священнослужители — служители у Бога, Который один только и распоряжается по-настоящему Святыми Дарами. А Господь зовет ко Причастию всех христиан, и не случайно Его слова повторяются во время литургии: «Примите, ядите… пийте от нея вси…». Поэтому те, кто приступают к Чаше, делают это не по причине своего личного благочестия, достоинства или каких-то заслуг, но потому что их приглашает Господь, Пастырь добрый. А «овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин 10:3–4).

    Вопрос послушания Богу — ключевой для Библии. Господь зовет — верующий отвечает. Он призвал Авраама, который послушал голос Божий и исполнил то, к чему призывал Господь, и через это стал «отцом всех верующих» (Рим 4:11). А вселенская катастрофа — грехопадение человека и вторжение в мир смерти — имела причиной непослушание Богу.

    Интересно, что именно с древом познания добра и зла, от которого было запрещено вкушать Адаму и Еве, сравнивает Евхаристию преподобный Ефрем Сирин. Заповедь не вкушать плодов от этого древа была дана людям не навсегда, а на определенное время. Сравнивая весь сотворенный мир с храмом, а Эдемский сад — с «трапезой», св.Ефрем Сирин называет древо познания — алтарем, «святым святых», в которые человек (поставленный Богом на земле как царь и священник) мог войти со временем, при определенных условиях. В древе познания, пишет преподобный Ефрем Сирин, была заключена «слава рая», поэтому всякий, «вкушающий плода сего, должен или прозреть и стать блаженным, или прозреть и восстенать. Если вкушает преданный греху, то будет сетовать, ибо увидит собственное бесславие и устыдится».

    Об этом же пишет и святитель Григорий Богослов в знаменитом слове 38, на Богоявление, или Рождество Спасителя. Кстати, именно это слово по принятому у нас церковному уставу полагалось читать во время рождественского всенощного бдения. Согласно свт. Григорию, Бог «дает и закон для упражнения свободы. Законом же была заповедь: какими растениями ему пользоваться и какого растения не касаться. А последним было древо познания, и насажденное вначале не злонамеренно, и запрещенное не по зависти; напротив, оно было хорошо для употребляющих благовременно, но не хорошо для простых еще и для неумеренных в своем желании; подобно как и совершенная пища не полезна для слабых и требующих молока».

    Не правда ли, очень точно описана Евхаристия? Сравним со словами апостола Павла: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе…» (1Кор 11:29), — так ап. Павел пишет о причастниках, которые причащаются, «не рассуждая о Теле Господнем». «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор 11:27).

    Но тот же ап. Павел вовсе не призывает христиан отлучать себя от Тела и Крови Господних, причащаясь реже. Напротив, в том же Первом послании Коринфянам он пишет: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей». Не сказано: недостойный пусть не ест и не пьет, но — да испытывает себя, и затем – да приступает.

    Христианин — это тот, кто исполняет волю Божию. Это человек, послушный Христу. И если первым людям была дана заповедь «не вкушай», а они вкусили, и грех этот оказался настолько велик, что через него произошли глобальные изменения в первозданном мире (не только человек стал смертен, но и «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:22)), то нам, христианам, новому народу Божию, дана заповедь иная. Евангелист Иоанн приводит очень точные и неожиданные для многих слова Иисуса: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Услышав эти слова, люди стали спорить между собою, недоумевая: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Но Иисус снова повторил: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». (Ин 6:51–55). Даже многие из учеников Иисуса так и не смогли вместить в себя услышанное и ушли от Него со словами: «Какие странные слова! кто может это слушать?» Тогда, пишет Иоанн, Иисус сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?». Заповедь о Причастии настолько важна, что если не принимаешь ее, не можешь «вместить», то лучше отойти и не выдавать себя за ученика Христова.

    Итак, первые люди вкусили, когда им говорили «не вкушайте». Теперь христиане часто не вкушают, когда их приглашают: «Примите, ядите… пийте от нея вси…», «Со страхом Божиим и верою приступите». И не приступают, и не идут, оправдывая это чаще всего «неподготовленностью». Но не является ли такое поведение христиан грехом, подобным греху прародителей?

    Конечно, никто  из сторонников частого причащения (по крайней мере, известных мне), не настаивает на «механическом» причащении. Пришел – постоял – причастился – ушел жить своей жизнью. На литургии к Чаше приглашаются все, но — «со страхом Божиим и верою». Достойных причастников быть не может, но если твоя жизнь устремлена ко Христу, если ты ищешь прежде всего «Царства Божия и правды его», если не ведешь образ жизни, противный евангельскому, то исповедуй грехи свои и приступай. Ибо к этому зовет нас Господь.

    Часто в Евангелии Господь Иисус сравнивает Царство Божие с брачным пиром. Трапезой Царства называют и Евхаристию. Давайте представим: нас позвали на брачный пир. Мы сели за стол, увидели жениха, перед нами поставили блюда и напитки. И вот настало время торжества: жених произносит тост и приглашает всех разделить его радость. Но среди участников застолья большинство не прикасается к яствам и вину. Не оскорбление ли это тому, кто позвал нас? И не это ли самое происходит во множестве наших храмов на большинстве литургий?

    Еще один момент. Автор упомянутой в начале статьи отец Сергий Свешников советует причащаться 18 раз в году. При этом сам он, я думаю, служит гораздо чаще – одних только воскресных дней в году насчитывается 52 или 53. Если к этому добавить праздники и, возможно, субботы, а еще Преждеосвященные литургии во время Великого поста, то количество совершаемых в течение года на обычном приходе литургий превысит 100. На каждой из них священник причащается. Вопрос первый: неужели священник по своему положению оказывается более «достойным», чем его прихожане? Вопрос второй: если причащаться позволено не более 18 раз, зачем совершать все остальные литургии?

    Еще раз повторю, что, по представлению сторонников частого причащения, участие в таинстве Евхаристии должно быть предельно серьезным и ответственным. Главное, пожалуй, условие для частого причащения — это устремленность к Богу всей нашей жизни. А жизнь литургическая, богослужебная — одна из составляющих христианской жизни. И если человек начинает всерьез и сознательно принимать свое христианство, то это влияет и на его отношение ко Причастию. Такой человек не может не причащаться, ибо это заповедано Богом и через это мы становимся едиными со Христом.

    Что же касается вопроса о постах перед причащением, то на эту тему писали многие, в том числе подробно этот вопрос рассматривался о.Петром Мещериновым и Александром Боженовым. Кратко и хорошо сказал по этому поводу один из моих друзей на «Фейсбуке» священник Виктор Кулигин:

    «А по поводу говения — есть среды и пятницы, есть четыре больших поста. Это и так больше половины года, и этого предостаточно. Есть пост с полуночи. Устав церковный (не путать с "благочестивой традицией", сложившейся за время практики редкого причащения) другого не предписывает (а если предписывает, то интересно было бы узнать, в каком правиле это записано, и когда и кем было принято). Говение — не цель, а одно из вспомогательных средств. Все же, говение ради Причастия, а не наоборот. И оно должно как-то соответствовать ритму жизни современного человека, который не всегда от человека и зависит. Ведь не человек ради субботы, а суббота ради человека...»

    Конечно, частое причащение само по себе, без личных усилий для устремления всей своей жизни к Богу, автоматически не сделает человека «святее» или лучше. Но точно так же не сделают нас лучше автоматически ни посещение храма, ни пост, ни вычитывание молитвенных правил, ни даже механическое чтение Слова Божия. Если руководствоваться логикой противников частого причащения, то надо бы оставить всё это на редкие, не более 18 раз в год случаи, чтобы избежать «привыкания к святыне». Но что-то не слышно от противников часто причащения призывов перестать молиться, поститься, читать Евангелие или ходить в храм.

    Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о частоте причащения христиан, главный акцент ставит на том, что мы должны жить достойно причащения, чтобы оно не было в осуждение: «Главное благо в том, чтобы приступать к ним (таинствам) с чистою совестию…; он (ап.Павел) знает одно только время для приступания к тайнам и причащения — когда чиста совесть…; не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями, которые хуже горячки. Под именем порочных желаний необходимо разуметь как телесные, так и вообще все порочные наклонности (любостяжание, гневливость, злопамятность)… Праздник есть совершение добрых дел, благочестие души и строгость жизни; если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать и всегда приступать. Потому (апостол) и говорит: "да испытывает себя" каждый, и таким образом да приступает; повелевает испытывать не одному другого, но самому себя, устрояя судилище без гласности и обличение без свидетелей" (Беседы на Первое послание к Коринфянам, гл.28).

    В конце этой заметки не лишним будет повторить и слова преподобного Иоанна Кассиана Римлянина(курсив мой): «Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к Нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми…Гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый День Господень принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их» (Собеседования египетских подвижников. 23 собеседование - Третье Аввы Феоны о желании добра и делании зла, гл.21).

    Итак, сторонники частого причащения видят в этом исполнение заповеди Божией и общецерковной нормы, а от христиан, подходящих к Чаше, требуют серьезной и ответственной жизни. К не меньшей серьезности, я уверен, зовут и противники частого причащения, но только вот зачем при этом «устранять заповедь Божию преданием вашим»?

    Вставить в блог

    К спорам о частом причащении

    К спорам о частом причащении

    12 января 2011
    Последнее время в ряде православных изданий снова возобновляется полемика о частоте причащения и, в связи с этим, о подготовке ко Причастию. На написание этой заметки меня подвигли размышления священника Сергия Свешникова из Орегона, США, опубликованные накануне Рождественского Сочельника в личном блоге автора и через несколько дней перепечатанные порталом «Православие в Украине». Позиция отца Сергия такова: большинству мирян причащаться следует в каждый из двунадесятых праздников и в каждый из четырёх постов, плюс на именины и в престольный праздник, итого 18 раз в году. О тех же христианах, которые причащаются каждую неделю, отец Сергий говорит, что из опыта общения с ними заметил не только никакой пользы от такой частоты причащения, но и «много вреда».
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Pavlos, Москва17.06.2012 19:27 #
    Далеко не всегда полезно много рассуждать. Когда мы говорим о Таинствах, нам прежде всего стоит обратиться к трудам Святых Отцов нашей Церкви, что они говорили по этому поводу, потому что их познание было безусловно выше нашего. Как нам говорил афонский старец, про Евхаристию в современном мире много заблуждений из разряда " причащаться надо 12 раз в год". Откуда такие цифры? у кого из Святых Отцов это написано? Очень подробно этот вопрос разбирает известный и уважаемый афонский иеромонах, Николай Генералов. Его проповеди основаны на трудах великих святых, Иоанна Златоуста, преподобного Арсения афонского и других. Ссылки на аудио проповеди http://afonskoe.ru/product/view/1/2.html http://afonskoe.ru/product/view/1/1.html http://afonskoe.ru/product/view/1/9.html http://afonskoe.ru/product/view/1/23.html
    свящ. Феодор Людоговский, Москва25.08.2011 21:20 #
    Ларисе из СПб Что-то никто не отвечает - попробую я ответить. В Москве, насколько я знаю, довольно много храмов, где нормой для прихожан является ежевоскресное причащение. Думаю, не ошибусь, если порекомендую известные московские приходы - Всех Святых в Красном Селе, Кузнецы, храм Благовещения в Петровском парке и др.
    Лариса, Санкт-Петербург22.05.2011 21:30 #
    У меня вопрос где в Москве можно причащаться в воскресный день,дочь учиться теперь в Москве ,мы прчащаемся, когда идём на литургию ,в воскресный день или в память какого нибудь святого , в двунадесятые праздники.получается достаточно часто.Но почему то всё время встречает отказ,то не достаточно смиренная,то причащалась недавно.ходит из храма в храм.хотя никаких канонических запрещений нет,у неё с детства желание часто причащаться ,каждый испы тывая свою совесть,исповедуя грехи,имея желание приобщаться за литургией.почему не может причащаться?Каждому дана совесть,и человек сам должен решать вопрос о причастии,конечно советуясь с духовником.
    Роман, Ставрополь28.04.2011 22:41 #
    Единственным внутренним критерием частоты причащения является НЕ отказ от причастия при появлении желания.
    Алексей, Область Москвы14.04.2011 23:57 #
    Всё-таки если поднимать вопрос о "ритме причащения" и тем более сопоставлять с "ритмом жизни современного человека" то получается, что такие "ритмы" дают нам возможность просто расслабиться.
    По себе знаю и по другим алтарникам..
    "Ты завтра причащаешься?" - "Нет" - "Ну тогда пошли в макдональдс?"...
    Вот так то.. А была бы привычка часто причащаться - следили бы за собой внимательнее и вместо пустых развлечений и болтовни и растрат - устреми ли бы свой взор к Богу..
    Иерей Евгений, Тамбов11.04.2011 18:18 #
    Ответ очень прост и даётся нам богослужением. Вот он: когда служится Божественная Литургия на приходе, тогда и все должны причащаться, кто пришёл на службу. За исключением кающихся и оглашенных. В этом смысл всех молитв за Литургией, читаемых священниками.
    Или нет?
    Геннадий, Минск26.01.2011 12:12 #
    Николаю - "Осмыслить и прочувствовать можно и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека".
    Ф. М. Достоевский
    Николай, Москва25.01.2011 16:13 #
    Геннадию - Nihil probat, qui nimium probat!
    Геннадий, Минск24.01.2011 16:53 #
    Как некоторое резюме: планировать "действовать часто" - человеку нужно в плане подготовки к причащению, в плане построения всей своей жизни, а вот подходить к Причастию - когда Бог благословит.
    Преимущественно от человека, т.е. от его решимости, зависит только "ритм подготовки" к причащению, а вот действительные, - и возможность каждого причащения, и их "ритм", - должны исходить от Бога.
    Ритм подготовки человека к причащению хоть и не обусловлен ритмом его внешней жизни, но связан с ним самой "телесностью" человека. Человек должен ставить во главу угла своей жизни ритм подготовки ко причащению, а ритм своей внешней жизни согласовывать с ним. Если же человек начинает жить более ритмом внешней жизни, то от этого может страдать ритм его причащения, - это не обязательно, но только в том случае человек не потерпит убытка в ритме причащения, когда ничего не упустит в ритме своей подготовки к причащению: Ангелы, исполняя Божии повеления, как думается, ничего не теряют в плане приобщения Божьей благодати, откуда вывод: будем как Ангелы, - будем трудиться Богу всегда в Его благодати. :)
    Геннадий, Минск24.01.2011 14:07 #
    Как мне кажется, "чувство готовности приступить к Таинству со страхом Божьим" и есть необходимое в этом случае чувство совести, т.е. внутреннее чувство Божьего благословения приступить к Святым Тайнам. И естественно, такое Божье благословение будет для каждого конкретного отдельного человека. И конечно же, каждый такой случай индивидуален, как индивидуальны и каждая конкретная душа, и каждый конкретный путь каждой души ко Господу. Господь, призывая нас: "пийте от нея вси", призывает этим к Себе каждую отдельную разумную душу, за которую Он принял крестную смерть.

    Встретились хорошие слова о подготовке к причащению (из беседы афонского иеромонаха на книгу Агапия Критского "Грешников спасение"):
    "О подготовке к непорочному и святому причащению

    Подобает, братия, чтобы я рассказал о великих силах и благодеяниях священного и удивительного Таинства. Сам предмет - безпредельное и неисчерпаемое море, оно не может поместиться в книге. Поэтому я напишу только о подготовке, необходимой собирающему Небесный Хлеб. Это очень важно, ибо Таинство обладает столь великой благодатью, что какова подготовка к нему причащающегося, таково и освящение, и полученная им благодать. Вспомни, что согласно даже Аристотелю, все причины действуют качественно в зависимости от положения, которое они находят в предмете: огонь сильнее разгорается в сухом дереве, чем в свежем и зеленом. Итак, Христос, присутствующий в самом Таинстве, а Он причина всех благодатных даров, становится причастным и воздействует Своей благодатью в согласии с подготовкой и внутренним исправлением того, кто принимает Его. Он дает великую помощь принимающим Его достойно. И напротив, - причащающиеся недостойно получают горькую смерть. Согласно Иоанну Дамаскину, всё производимое земным хлебом в плоти человека, совершает в душе и Небесный Хлеб. Телесная пища укрепляет, усиливает и укрупняет тела, которые не болеют. А ослабшим, полным дурных соков, - очень вредит. Поэтому врачи во время болезни велят воздерживаться, и ничего не есть. То же самое делает и в Боге основывающаяся Пища – для добродетельных и благоговейных людей, готовившихся достойным покаянием и исповедью, она становится истинной и вечной жизнью. А для грешников и неблагоговейных людей, с нечистой совестью, не совершивших подобающего покаяния и исповеди, не выполнивших своих обязанностей, она становится прологом великой порчи и смерти для души, и мучения, что претерпел предатель Иуда и другие. Огонь попаляет недостойных. Недостойными считаются те, кто не очищены святой исповедью, кто не исполнили тех канонов, которые дал духовник. Достойными мы называем совершающих приготовления и исправляющихся. Прежде всего ты должен знать, что здесь недостаточно человеческого попечения, или даже ангельского, если не поможет благодать Всемогущего Бога. Поэтому подобает Его призывать с горячим желанием и смирением, чтобы Он тобою руководил и тебе помогал. Ты должен очистить дом, куда придет обитать Он...
    Не только от смертных грехов должен отойти тот, кто будет причащаться, но и от малых, охлаждающих тепло благоговения, ибо такое благоговение есть самая большая подготовка к Таинству...
    Пусть устрашатся те, кто причащается без исправления чтобы понравиться людям, чтобы перед ними благоговели, что они, мол, добродетельны...
    Лучше с благоговением воздержаться от причащения, а причаститься когда будет воля духовника, чем принять отлучение вместо благословения..."

    P.S. Как и большинство книг из "прошлого благословенного времени", характеризовавшегося высоким состоянием подвижничества Христа ради, и эти строки наверняка будут казаться нам "слишком строгими". Но суть полезности их чтения, как мне кажется, в том, чтобы не упустить из и нашей жизни необходимое и единственное ее направление, которое должно иметь только один "центр": вся наша жизнь должна строиться нами "вокруг Чаши". Все остальное в нашей жизни "центров" иметь не должно, и может претендовать только на некоторые формы, более или менее значимые для нас.
    Анастасия, Белая Церковь21.01.2011 17:15 #
    У меня есть своё мнение по поводу причащения - если человек чувствует что готов со страхом Божьим приступить к таинству, то тогда и следует приступать. Так-что этот вопрос индивидуален для каждого человека, обобщённо для всех ответа не будет.
    Геннадий, Минск20.01.2011 17:59 #
    Несколько слов по одному из аспектов предложенного текста. В частности о ситуации, когда человек раз за разом исповедует одни и те же грехи. Недоумение в этом случае, как мне кажется, может возникнуть либо если человек сам, т.е. сознательно, станет, со временем, относиться поверхностно к такому исповеданию, относиться к нему, только как к некоему обряду (это может статься тогда, например, когда человек отчается в возможности искоренить постоянное проявление какого-то греха), либо если он будет исповедовать такие грехи все время у разных священников. Если же человек будет стараться всегда осознавать, что смертным грехом является только тот грех, который, скажу так, – неисправленный (поскольку что такое «мелкие грехи», как не проявление, или пусть даже приражение, соответствующих страстей?), будет стараться ответственно и нелицеприятно относиться к своей духовной жизни, и будет стараться исповедовать эти грехи постоянно у одного и того же священника, то ему очень скоро будет все более и более стыдно подходить к такой исповеди, совесть его будет обличать уже не только за совершение этих грехов, а уже и за нерадение по исправлению своего общего духовного состояния. И тогда человек подвигается уже более ответственно подступить к своим насущным проблемам, проблемам реальным именно для его духовной жизни, и именно его духовного состояния, и не «отделываться» на частых исповедях некими общими словами.
    Есть еще один вопрос, который иногда встает перед человеком при частой исповеди: иногда такие исповедники говорят о том, что часто им приходится т.ск. «выдумывать грехи», т.к. они иногда не знают, что вообще говорить, если совсем недавно все что понимал – исповедал.
    Стоит рассмотреть и эту ситуацию. По свидетельству святых отцов, чем глубже человек входит в сокровенную жизнь Церкви, т.е. чем более исправляет свою жизнь, чем больше набирает духовного опыта и сподобляется озарения Божьей благодатью, тем он видит и осознает себя все более и более грешным. Вот с учетом такого действительного, а не мечтательного, положения дел у преуспевающего в духовной жизни человека, встает вопрос: как человек, не так давно причастившийся, т.е. и «просветившийся», не видит своих грехов? Это одна сторона вопроса.
    Вторая сторона вопроса состоит в том, что по учению святых отцов само невидение своих грехов является так же грехом. Стоит посмотреть на это поближе: что это за грех такой, если мы вроде бы ничего и вообще не совершали. Здесь хорошо вспомнить слова пророка Давида желающему преуспевать в духовной жизни человеку: «уклонись от зла и сотвори благо», которые говорят о том, что одного удаления от зла мало, - для духовного преуспеяния и спасения нужно еще приобретение добра, которое в его высшем смысле мы понимаем в стяжании благодати Духа Святого. И вот в этой связи можно сказать, что есть грехи деланием, и есть грехи неделанием, т.е. когда мы должны что-то делать, но не делаем этого.
    Так вот невидение своих грехов, особенно после просвещения «божественными и боготворящими благодатьми», говорит о том, что человек ничего нового не увидел в себе, и, в таком случае очень похоже, все для него прошло «мимо цели», «amartia». И пока он не постарается это «новое» в своей духовной жизни узреть, ему вряд ли стоит подходить к Причастию, чтобы вдруг не услышать от Господа: «друг, почему ты не в брачной одежде?», поскольку тогда ему действительно нечего будет ответить, т.к. он и не пытался свою одежду выбелить, раз даже не видел ее нечистой.
    По меньшей мере, как мне кажется, в таком случае нужно подходить к исповеди, и исповедовать хотя бы этот грех – грех невидения своих грехов.

    P.S. Насколько я понимаю, здесь, во-первых, мирян призывают не не думать, а стараться не мечтать, и во-вторых – прежде чем читать, например, протопресвитера Александра Шмемана, нужно бы сначала почитать хотя бы свт.Игнатия Брянчанинова и свт.Феофана Затворника, - в русской традиции нашей Русской Православной Церкви все очень хорошо сбалансировано, и в этой связи, как мне кажется, стоит связывать определенные исторические события нашего Отечества не с т.ск. неверным «особомиссионным» ее самой себя осознаванием, с неверными особенностями нашего русского благочестия, а скорее с отступлением от них. Кстати, в этой связи, в дополнение к словам проф. Яннараса Четыре года назад я был в России - и ее образ за четыре года совсем изменился. У меня создалась нужда сказать русским: остановитесь! Не становитесь такими, какими стали сегодня греки». Греки пытались войти в Европу - но они не стали европейцами, а перестали быть греками. «Ради Бога, передайте как можно большему числу людей, чтобы они не пытались стать американцами», - попросил проф. Яннарас. Русский, который пытается стать американцем, будет просто смешным и никому не нужным в истории.
    У русских в истории своя уникальная миссия. Европа, которая задумывается о включении Турции в Европейское сообщество, боится включить туда Россию, хотя сознает, что без Достоевского, Чайковского, Пастернака Европа не может существовать. Но Россия будет творить свою историю, и Европа не может этого принять.» http://www.taday.ru/text/418377.html), будет, наверное, уместным предложить для чтения статью А.В. Карташева «Русское христианство». http://www.wco.ru/biblio/books/kart3/Main.htm
    Михаил, Москва19.01.2011 18:46 #
    Тем временем некоторые тут пишут, что-де не нам учительствовать в Церкви (пусть тогда сами не пишут!), что вообще сегодня христиане не те. А в век апостолов будто были какие-то другие христиане (будто забыли про Симона-волхва и сторонников обрезания для христиан из язычников, не говоря уже об Иуде).

    Но так как нас, МИРЯН, слушать не хотят, пусть послушают Церковь. Итак, митрополит Каллист (Уэр): «Я приветствую, когда люди часто причащаются»
    Интервью здесь http://www.pravmir.ru/mitropolit-kallist-uer-ya-privetstvuyu-kogda-lyudi-chasto-prichashhayutsya/
    Геннадий, Минск18.01.2011 17:36 #
    Вот еще цитата, которая несколько смущает: "Говение — не цель, а одно из вспомогательных средств. Все же, говение ради Причастия, а не наоборот. И оно должно как-то соответствовать ритму жизни современного человека, который не всегда от человека и зависит. Ведь не человек ради субботы, а суббота ради человека…". Если принять такой посыл без всяких оговорок, то он, мягко говоря, вызывает вопросы. Если проследить его логику, то получается, что подготовка к причащению должна быть более согласована с "ритмом жизни" человека, чем с его естественными способностями подготовиться. Здесь есть некоторый смысл.
    Например, афонские старцы говорят так: "Бог любит и отшельников, и тех, кто работает в миру. Монах, отдавший себя на служение людям, часто не добирает в своей личной духовной жизни, работая для людей. Для работы над самим собой ему почти не остается времени. Но его труд в миру в очах Божиих покрывает эту нехватку. Ибо воля Божия состоит в спасении мира, в спасении как можно большего числа людей".
    Здесь все понятно, человек не добирает в своей духовной жизни, работая Богу. А кому работает современный человек в современном миру? Вот вопрос, который может помочь соотнести следование "ритму жизни", а я бы сказал скорее, – образу жизни современного человека, с необходимостью должной подготовки к причащению. Дерзну сказать, что наверняка в подавляющем большинстве случаев это соотнесение не будет в пользу "ритма жизни" современного человека, который, при его трезвом рассмотрении, наверняка окажется служением суете, которая, по словам иерея из нижеприведенной книжной цитаты, опустошает душу. И если уж логически пойти дальше, то стоит вспомнить, как возникло организованное монашество, о чем говорит, насколько помню, прп.Иоанн Кассиан, – как ревность по Богу у христиан стала падать, уступая суете, и те христиане, которые не хотели терять Божью благодать, уходили в пустыни, и там строили свою жизнь по тем уставам, которые оберегают душу, а не опустошают ее, - они не желали торговать Божьей благодатью, и приносить ее в жертву наступающему на них "ритму жизни".
    Геннадий, Минск18.01.2011 15:44 #
    Дело же действительно не в хотении или нехотении участвовать в трапезе любви Господней. Дело в соотношении наших желаний и наших возможностей, которые (возможности) во многом зависят от нашей решимости, и от наших сотрудов по нашему спасению Господом. Давайте возьмем простой пример, который может послужить некоторой иллюстрацией и аналогией к нашему вопросу. Наверняка многим семьям хочется и стоит иметь побольше детей, ведь это и радость общения с детством, и надежда на помощь в старости, да и демографическая ситуация в стране такая, что чтобы сохранить возможность возрождения "православного мира" на нашей земле, со всеми вытекающими положительными последствиями от этого, детей нужно рождать много. А кто сейчас много рождает? Причин находится уйма, но все они сводятся к тому, что придется и себя значительно утеснить, и не так вольготно и расслабленно жить, как мы уже привыкли, и чтобы что-то изменить в нашей жизни, надо будет хорошо напрягаться, а это как-то некомфортно... Вот и вся наша психология, хоть часто она может у нас скрываться и под некими благовидными предлогами.
    В этой ситуации все просто и понятно, потому что ребенок – вот он, он прямо перед нашими глазами, и он каждый день хочет есть, его надо одеть, отправить в школу, воспитывать изо дня в день, сопротивляясь влиянию "улицы", и т.д. и т.п.
    В вопросе же подготовки к причащению, в которой мы должны родить положительный результат нашего духовного труда по состоянию нашей совести, все не так очевидно, потому что события происходят (а они действительно происходят в нашей душе) в мире духовном, человек не видит прямо свою душу, и если у него даже в мыслях нет, что он имеет потенциальную возможность прийти на Царский Пир не в брачной одежде, то он, вполне возможно, будет окрадаемь в надежди его спасения, ибо сон его лености будет ходатайствовать души его муку.
    Как мы исповедуем перед Богом свое к Нему отношение: "за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки". Эти "пути жестоки" мы называем и по-другому: "Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения приму…". Эта "чаша спасения", есть "Чаша Господня", есть чаша терпения скорбей, которая хоть и горька, но спасительна.

    Одно из самых, наверное, главных положений, не только в вопросе о подготовке к причащению, но и вообще в нашей духовной жизни, – это наличие действительного напряжения в духовной жизни. Есть напряжение – значит есть труд, а если есть труд, значит мы действительно идем, а не мечтаем о пути. Кто может непрестанно и правильно напрягаться, пусть непрестанно и причащается, почему нет?

    Одна из самых главных наших задач, мне кажется, – уберечь себя от мечтательности, от мнимости существования в нас духовной жизни только, например, чтением святоотеческой литературы, без реального приложения ее к нашей действительной жизни. Действительно ведь, и об этом предупреждают нас Отцы, часто наши "подвиги" в духовной жизни происходят следующим образом: прочитаем мы что-то у отцов-аскетов, и решаем следовать их примеру, – встаем, например, ночью на молитву, чтобы, по словам некоего подвижника, "изощрять око свое умное". И что дальше? А дальше нам просто хочется спать, и если однажды мы как-то и что-то помолимся, то на следующий день мы уже спокойно спим, решив, что это все-таки не для нас. Но настроение от чтения – это мы себе оставляем. И вот уже мы, сами для себя, "подвижники" без подвига, и "трудолюбцы" без трудов. Вот и весь наш диванный аскетизм (а Православие глубоко аскетично!). Но гонору-то у нас, гонору-то! Вот и все, приехали. Вот и прелесть, и хоть она у нас и самая примитивная, но нам и этого оказывается достаточно. "Трезвитесь!", призывают нас Отцы. Вот на этом и остановим свое внимание, – пользы от этого будет явно больше, чем от мнимого "непрестанного причащения". И насколько я понимаю, адекватное ограничение духовниками частоты причащения, – это способ именно научить христиан трезвиться.
    Простите, если что.
    Наталья, г. Энгельс (Покровск) Саратовской области17.01.2011 22:05 #
    Когда я впервые прочитала книгу протопресвитера Александра Шмемана "Евхаристия - Таинство Царства" я была просто ошеломлена. Неужели это всё так. Почему же вокруг всё как раз наоборот. Потом в журнале "Альфа и Омега" было опубликовано обсуждение конференции по тебе Евхаристии в Москве. Тогда это всё казалось из области фантастики. Создавалось впечатление, что для многих священников , с которыми мне приходилось общаться вопрос о смысле причастия о его понимании вообще - нонсенс. Есть традиция - "не пущать" (тем более в дни Рождества и Пасхи) не допускать мирян к соединению со Христом и какие тут разговоры. А сейчас вот случайно ( но случайно ли?) наткнулась на эту статью и её обсуждения. И сердце согрелось от прочитанного. Ну почему же не все это понимают. Не все осознают важность и необходимость УЧАСТИЯ в трапезе любви Господней. В таинстве Крещения мы стали Телом Христовым, чтобы с Ним умереть и воскреснуть, но мы же и жить должны жизнью Христа, раз мы Его тело. А где брать силы жить Его жизнью, только в соединении с Ним. Я так это понимаю. Но я не богослов. Не мне решать эти вопросы. Мне приятно видеть, что люди начинают ДУМАТЬ, не зря ведь звучали слова Лескова о том, что Россия была крещена, но не просвещена. Неужто сейчас настал этот процесс просвещения. Духом Святым Россиия просвещена с крещения своего, а вот знания и понимание приходят, возможно, именно сейчас. Дай-то Бог нам всё это осилить.
    Николай, Москва17.01.2011 18:11 #
    Все мудрствуют здесь. И я, не хочу, но по слабости пишу. Преп. Серафим больше 40 лет готовился к 7-летнему общественному служению, а мы – без году неделя в православии, - а уже учителя! Спросишь иного батюшку: «Не возникают у вас сомнения, когда всех призываете часто причащаться?», а в ответ что? А у кого из обсуждающих здесь, есть сомнение в своей позиции? Не вижу!
    Отмечу заинтересовавшее в комментариях…
    Вот Геннадий из Минска: «По поводу же «забытой нормы» можно только повториться о том, что прежде чем вспоминать о забытой норме причащения, следует сначала вспомнить о забытой норме христианской жизни, и не только вспомнить ее, но и воплотить в своей реальной духовной и внешней жизни». Твердо! И разумно слушать ближайших к нам святых: Игнатия (Брянчанинова), Феофана (затворника); изменилась политическая и социальная обстановка, но строй духовной жизни ныне, как будто – тот же.
    А вот свящ. Сергий Свешников из Америки: «А если кто помыслил о житейском после этих слов - даже самую малость, то пусть уж не ссылается на другие слова той же Литургии: "Со страхом Божиим и верою приступите..." Впрочем, кажется, есть люди, которые на весь интернет способны заявить, что исполнены до отказа, и страха Божия, и веры, и Духа Свята, и ежедневно восходят от силы к силе... Мне даже завидно становится». Мне тоже завидно. И далее: "душепагубное актерство и печальнейшая комедия - современные миряне, которые принимают на себя роль древних святых христиан, не имея их духовных дарований..." Вот! Вот! Увидел-таки одного сомневающегося! И точно, простит его святитель и даже похвалит за претворение его мыслей.
    А игумен Арсений из Лиссабона, к сожалению, не увидел темы; речь ведь идет не об отказе от причащения на основании индивидуального разумения священника. Речь идет о частоте принятии в себя Бога, а она (частота), как заметил мудрый батюшка со слов Александры из Москвы зависит от того, что «у всякого человека существует свой ритм Причащения: кому-то - каждый день, кому-то - раз в жизни, кому-то - раз или два в месяц!». И если внимательно прочитать первую главу книги о частом причащении Никодима Святогорца, на которую ссылаются многие, а здесь - Иулия из Москвы, то заметим, что речь идет о регулярном (при переводе – непрестанном) причащении и именно это доказывается в сей книге, а не то, что хочется ссылающимся на нее.
    А вот и протоиерей Иоанн Шандра с Украины, по-видимому, о наболевшем – детском причащении: «Чему же мы их тогда учим, когда "отлучаем" от Чаши? Повзрослев они и сами перестанут приходить в храм: а зачем, если приобщиться открывшему Себя нам Христу там почти невозможно». Ну почему, невозможно? Принеси жертву, и будешь – со Христом и Он – в тебе и с тобой». Проблема-то в том, уважаемый батюшка, что к Нему идут – получить, а не отдать. Увы! И много ли таких родителей, которые внушают детям о духовной (только так!) пользе таинства; и много ли детей могущих воспринять это внушение. И превращается храм – в детский сад.
    А Екатерине из Москвы, когда она говорит, что от частого причащения: «изменение жизни вижу ясно и отношу это к милости Божией и Его освящению жизни», хочется напомнить, что враг силен не столько силою, сколько хитростью; что ясно видеть могли даже не все святые; что главное – не нравственное совершенствование, а – обожение; и Христос пришел не простить грехи, а уничтожить корень Зла.
    Замечательно сказал автор статьи в комментариях: «Хорошо встречать единомышленников»; ибо при разных взглядах мы едины в Церкви. И вспомнились недавние слова митрополита Сергия (Фомина) о кочетковцах, которые нужно бы и всем нам в определенной мере применить к себе: ««Какой жизни, я спрашиваю вас, вы хотите?.. Вы думаете и размышляете от ветра в своей голове, ничего не зная... Вы беретесь судить о делах церковных, что достойно, что недостойно: нам это нравится, нам это не нравится... Поэтому я говорю вам это откровенно и ясно: подумайте, образумьтесь. Никто не хочет вашей погибели, никто не хочет вам злого...» Не станем прятаться за священническим благословлением на частое причащение, будем испытывать свою совесть, испытывать постоянно. Не дадим увести себя в рассуждения о формах жизни церкви Земной, постараемся войти в Церковь Небесную, где нет места рассуждениям, но только славословие Богу.
    Очень сомневаюсь я, что нужно широко обсуждать такие вопросы; это только льстит нашему самолюбию, а враг смеется.
    Геннадий, Минск17.01.2011 15:57 #
    Будет уместным, наверное, сказать, что есть как минимум один момент, который отличает т.ск. положение священника и мирянина при совершении Литургии, а именно: "Священнослужители при совершении Божественной литургии причащаются непременно (Ап. прав. 8). Служащий священник смертно согрешает и подлежит извержению из сана, если не приобщается Святых Таин (Известие учительное). Без причащения священнику не разрешается участвовать в соборном служении литургии".
    http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/noauthor5/165.html
    Очевидно же, что священники поставлены в Церкви в особое положение, поставлены в том числе и для того, чтобы у них были благоприятствующие условия для выполнения этих канонических предписаний. Миряне же - "миряне" в том числе и потому, что т.ск. чаще и ближе входят во взаимодействие с "мирским", с обстоятельствами, которые диктует "мир сей", и очень часто теряют от такого взаимодействия в своей духовной жизни и своем духовном состоянии. Поэтому ничего непонятного нет, что таких строгих канонических предписаний для мирян просто нет. Есть правило о "трех воскресеньях", но оно, насколько я знаю, не может трактоваться однозначно в смысле канонического предписания причащаться мирянам раз в три недели.
    Поэтому, как мне кажется, прямое сопоставление частоты причащения священников и мирян не совсем корректно.

    Хочется вот еще что сказать. Если мы так хотим непрестанно соединяться и всегда быть со Господом, так давайте, как первые христиане, молиться, например, так: "Ей, гряди, Господи Иисусе!", а не "Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю: Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесныя силы, и святаго Ангела хранителя моего...",
    и не так:
    "Увы мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих...
    Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел...
    Внегда поставлени будут престоли на судищи страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих...
    Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние...
    Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние...
    Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние..." и т.п.

    Может это уже не для нас? Чего нам еще ждать? Зачем нам формула Отцов: "дай кровь и прими дух"? Мы же уже можем всегда встречать и принимать Господа! "Ей, гряди Господи!" Так?

    Если мы так хотим совершенства (а иначе по какой причине мы хотим часто причащаться?), так давайте для этого следовать прямым указаниям Евангелия: продадим все что имеем, раздадим нищим, возьмем свой крест скорбей, и последуем за Господом исполнением Его святых заповедей. Но нет, этого мы не хотим. Господь сказал: "в мире скорбны будете", - но это видимо не для нас, мы не хотим себя утеснять, что-то там постить и читать (чтобы приобрести хоть сколько-то действительного, а не мнимого благоговения). Мы хотим, как верно сказал о.Сергий Свешников, просто отрывать рот, чтобы (как иногда приходится слышать от взрослых, приносящих к Причащению младенцев) "дядя дал нам сладенькую конфетку". Простите братья и сестры, но нет у нас никакой трезвости. Мне приходилось видеть причащающихся несколько дней подряд не священнослужителей: строгий скит, афонский устав, со всеми вытекающими лучшими следствиями. Себя со стороны не видно, но я видел других людей, которые впервые бывали на такой Литургии: кто-то надолго оставался после нее стоять в задумчивости у стены храма, кто-то выходил из него в изумленном восторге. Можно наверное сказать, что в этом случае и бытие определяет сознание. Кстати и о бытии, в частности, о бытии приходских священников. Есть такая хорошая книга, изданная в 1938г. Валаамским монастырем, называется "Беседы о молитве Иисусовой" (кстати, очень хорошая книга, даже не понятно, почему ее не переиздают http://sobor.by/besedy_o_molitve_Iisusovoj.htm), которая стала продолжением книги валаамского же игумена Харитона "Умное делание. О молитве Иисусовой". Начинается она тем, что в некий монастырь приезжает мирской священник и вступает в беседу с иноком-старцем. Очень интересная беседа, если мне позволят, то надеясь никого не смутить, я процитирую ее начало (орфоргафия кое-где изменена):
    "Инок. Я очень рад вашему приезду, дорогой батюшка, в нашу святую обитель. Надеюсь, что вы поживете у нас подольше, и мы будем иметь возможность часто видеться с вами и беседовать.
    Iерей. Да, я тоже очень счастлив, что Господь привел меня к вам. Для нас, мирских священников, чрезвычайно важно посещать от времени до времени святыя обители, и здесь, в тишине, уединении и молитве приводить в порядок свою утомленную душу. Вы не можете представить себе, до какой степени душа опустошается и выветривается в повседневной мирской суете.
    И. Мне странно слышать от вас эти слова! Вы — иерей Божий, и вдруг говорите об опустошении вашей души! Вы так часто стоите у Престола Божия, молитесь, причащаетесь св. Таин Христовых! Ведь это же неизсякаемый источник благодатной жизни и духовнаго укрепления и утешения!
    I. Совершенно верно, батюшка! Частое богослужение, молитва и причащение св. Христовых Таин являются источником благодатной жизни и духовной крепости. И тем не менее печальный факт на лицо. Отчасти по нашей собственной небрежности и невниманию, отчасти по озабоченности разными неизбежными внешними делами, наша молитва нередко бывает разсеянной й слабой, мысли разбегаются и блуждают, сердце становится холодным, Мало по малу опускаешься, привыкаешь к формальному исполнению своих обязанностей, и теряешь то сосредоточенное и благоговейное внутреннее чувство, тот страх Божий, который должен быть главным настроением души не только пастыря, но и каждаго верующаго христианина.
    Казалось бы, весь окружающий нас мир Божий должен был бы всегда нами восприниматься, как одии великий необъятный храм Божий, в котором всегда присутствует Сам Господь, его Творец и Промыслитель. И созерцая в мире Его славу и величие, и от этого созерцания проникаясь чувством глубокаго благоговения, мы должны были бы и нашу земную жизнь, и все наши земныя дела разсматривать и устраивать в свете этого благоговейнаго чувства, подчиняя временное вечному, и земное небесному.
    В действительности, происходит не то. Мы совершенно забываем, что над нами есть Бог, и всецело поглощаемся своими преходящими делами, общественными, государственными, а иногда и просто своими мелкими житейскими дрязгами, сплетнями, своими страстями, до такой степени, что слова о вечности, о будущей жизни не находят отклика в нашей душе, как будто совершенно не относящияся к нашей земной жизни и к нашим земным делам.
    Другое отношение к жизни, совершенно противоположное, мы видим в монастырях. Конечно, и там живут не одни святые, а такие же грешиые и слабые люди, и там людей волнуют страсти и житейския заботы, но там все это идет по другому. Там всегда чувствуют себя живущими пред лицем Божиим, в ожидании неизбежнаго перехода от временнаго к вечному бытию, и предстоящаго, неизбежнаго и праведнаго суда Божия и воздаяния за каждое действие, за каждое слово и за каждую мысль, и это чувство, которым пропитана монастырская жизнь, придает этой жизни особый возвышенный и светлый характер всегдашняго предстояния пред лицем Божиим, каковое чувство мир почти утратил. Эта особенность монастырской жизни чувствуется мирянами, чувствуется ими как то именно, чего им самим не хватает, без чего они духовно задыхаются. Вот почему так и тянется мир к монастырю, чтобы хотя некоторое время пожить в этом чистом и освежающем воздухе живого предстояния пред лицем Божиим, и вернуться потом в свою обычную, жи тейскую суету духовно обновленным, ожившим, окрепшим и как бы помолодевшим. И что особенно дорого и знаменательно, — это освежающее и спасительное значение монастырей чувствуют не только взрослые, но и молодежь, которая тоже тянется сюда и, приехав сюда даже на короткое время, уезжает отсюда обновленною и духовно окрепшею и просветленною. Великое за это спасибо святым обителям! Поэтому, батюшка, не удивляйтесь тому, что и я, иерей Божий и пастырь, много лет прослуживший Господу, приехал к вам в обитель искать отдыха своей усталой душе и оживления ослабевших чувств страха Божия, веры, молитвы и покаяния, с угасанием которых душа тоскует, задыхается и умирает".

    Смысл этого отрывка, как мне кажется, и в том, что благоговение, тем более в наше время, - большая редкость, и за него нужно бороться, а не пренебрегать теми формами и условиями, которые помогают его стяжать.

    P.S. Хочется поблагодарить о.Сергия Свешникова за действительно полезный комментарий.
    Александр Боженов, Москва15.01.2011 2:25 #
    Замечательная статья, этим все сказано! А по поводу комментариев с большой радостью отмечу дерзостную реплику игумена Арсения из Лиссабона (Аксиос!) Этой репликой действительно все сказано по теме...
    Последующие рассуждения свящ. Сергия Свешникова в свете нее просто лишены всякого смысла...
    Михаил, Москва14.01.2011 20:24 #
    Прекрасная статья!
    Виктор из Москвы, написавший комментарий 12.01.2011, участниками миряне могут стать тогда, когда молитвы, читаемые от лица всех присутствующих, будут читаться вслух. Тогда будет ясно со всей очевидностью, что Литургия служится ради причащения.
    Это сейчас возможно. Не в средние века живем, когда люди были неграмотными и не понимали текст Литургии. Сейчас, при всеобщем образовании, молиться вместе со священником доступно для всех.

    //liturgy-music.livejournal.com
    Геннадий, Минск13.01.2011 13:14 #
    Хочется во-первых сказать, что «каноничность» того или иного явления, как мне кажется, относится скорее ко «внешнему» богословию, и оно призвано только сориентировать каждого конкретного человека в определенном направлении, в котором каждой конкретной душе необходим свой собственный духовный подвиг (в том числе и поэтому, наверное, Церковь использует принципы акривии и икономии, и стоит отметить, что «икономия» обозначает «устроение дома, дел», т.к. всю реальную жизнь в т.ск. акривийный канон не впишешь, и вообще, такой «акривийный канон» будет скорее похож на юридизм католичества, чем на православную жизнь в духе). Это, наверное, следует иметь в виду и при употреблении понятия каноничности в вопросе о допущении или недопущении ко Причащению. В этом случае, как мне кажется, такой подход не совсем корректен.
    Если говорить о словах апостола Павла, приведенных автором, то ведь апостол говорит:

    20. Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;
    21. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
    22. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
    23. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
    24. И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
    25. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
    26. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
    27. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
    28. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
    29. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
    30. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
    31. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
    (1 Корр., 11)

    Акцент здесь не на тех словах, которые выделил автор статьи, а на других, а именно на словах «и таким образом», что хорошо видно из общего смысла этой части текста Евангелия. Апостол говорит как-бы так: да испытывает себя каждый человек, и по результатам такого испытания принимает благоразумное решение – есть ему или не есть в данный момент своей жизни, а, соответственно, без испытания да не приступает (это, кстати, относится еще к одному вопросу, широко обсуждаемому сейчас в православной среде, а именно – о необходимости исповеди перед причастием). Как и блаж.Феофилакт толкует: «…высочайшее благо в том, чтобы приступать с чистой совестью, и говорит: я не поставляю судьей над тобой другого, но тебя самого. Итак, оправдайся пред своей совестью, и таким образом приступай, не тогда, когда будут праздники, но когда найдешь себя чистым и достойным».

    Как некоторое резюме: акцент в вопросе о частоте причащения, как и вообще о самых различных явлениях в церковной жизни, нужно делать, наверное, не на каноничности, что является в более-менее вменяемом церковном общежитии скорее делом т.ск. внутриклирикального обсуждения (хотя опять же Вера Еремина в своих лекциях упоминала, что лучшими канонистами часто были как раз миряне, но вероятно – т.ск. «ученые» миряне), а прежде всего научить христиан испытывать себя, научить их трезвости и адекватной оценки именно своей духовной жизни, именно своего духовного состояния, научить христиан вообще уметь вникать и разбираться в сути происходящих явлений и событий, как внутри себя, так и, как следствие, вовне. По поводу же «забытой нормы» можно только повториться о том, что прежде чем вспоминать о забытой норме причащения, следует сначала вспомнить о забытой норме христианской жизни, и не только вспомнить ее, но и воплотить в своей реальной духовной и внешней жизни. Почитать же об этой норме, и т.ск. примерить свою настоящую жизнь к этой норме, можно, например у свт.Игнатия Брянчанинова, как близкого к нам по времени, и видевшего наши всеобщие проблемы.
    Виктор, будапешт13.01.2011 1:32 #
    Причащение на каждой литургии не современная мода, а хорошенько забытая норма. Евхаристия христиан возникла как религиозная трапеза. Такой она остается в своих глубинах и ныне. Быть званным на трапезу Господню, придти на нее и не принять в ней участие, по крайней мере, нелепость. Вопрос достоинства решается не отлучением от причастия "недостойного" народа (клирики, как правильно, замечают комментаторы оказываются всегда достойными и против этого никто и не возражает), а работой над тем, чтобы все присутствущие в храме были достойными, не были захожанами, были постоянными членами прихода и жили по-христиански.
    свящ. Сергий Свешников, Mulino, OR, USA12.01.2011 23:29 #
    Ваше Благословение, дорогой Батюшка!

    Ну что же Вы--"к спорам"!? Во-первых, Вы запамятовали написать, что "моё мнение"--это не столько моё мнение, сколько мое согласие с мнением Свят. Иоанна. Во-вторых, мы же с Вами и не спорили. Я написал свои мысли по просьбе своей-же прихожанки и, как Вы верно заметили, опубликовал эти мысли на своём же блоге. Возможно, у вас на противоположной стороне планеты действительно идут споры. У нас ситуация такова: в американской юрисдикции принято причащаться за каждой Литургией, а в Русской Церкви сохраняется традиция более редкого причащения. Впрочем, американцы многое делают не так, как мы: служат по новому календарю, сокращают службы, яйце-молочные продукты едят Великим постом, в храмах расставили скамейки, как у лютеран, женщины головы в церкви не покрывают, и т.д, и т.п. Кстати, у нех нет и запивки после Причастия--просто причащаются и идут обедать. Я не берусь судить хорошо это или нет--просто не так, как у нас. Видимо, наши уставы не нужно применять к их монастырям.

    Я думаю (думаю, а не спорю), что у нас с Вами разные подходы к одной и той-же проблеме. У Вас--более академический. И с этой точки зрения я с Вами вполне согласен: все христиане призваны к святой жизни и постоянному причащению, как, впрочем, и к постоянной молитве. Я и сам могу привести к этому кучу доводов и цитат, что регулярно и делаю в проповедях. Но если я призову своих прихожан к постоянной молитве, это ещё не означает, что они теперь все с этого момента постоянно молятся. Призыв и реальность--две разные вещи. Поэтому у нас можно услышать: "Молитесь утром, днём и вечером." Вовсе не потому, что кроме этого не нужно молиться, а потому что хотя-бы с этого правила начать, а потом и дальше можно двигаться. А вот постоянно причащаться--проще, нежели постоянно молиться--подходи и открывай рот, а что не "готов"--так никто вообще никогда не готов, так что, какая разница?...

    В данной ситуации мой подход более практический (я отвечал на вопрос конкретной прихожанки). На практике я не вижу той святости среди своих прихожан (да и в себе, грешном), о которой читаем в Деяниях апостольских.

    Не буду углубляться и писать пространные комментарии, но вопрос о возвращении к апостолькой практике стар, как сама Реформация. Об этом можно много сказать, но Геннадий из Минска уже, как мне кажется, начал отвечать на этот вопрос. Однако, вот замечание по тексту Литургии: там же ясно сказано: "Всякое ныне житейское отложим попечение..." А если кто помыслил о житейском после этих слов--даже самую малость, то пусть уж не ссылается на другие слова той же Литургии: "Со страхом Божиим и верою приступите..." Да, вот, было-бы веры в нас хоть с горчичное зерно... О страхе Божием говорить иногда даже и не приходится. Уж если приводить что-то из Литургии, то приводить и всё остальное. Впрочем, кажется, есть люди, которые на весь интернет способны заявить, что исполнены до отказа, и страха Божия, и веры, и Духа Свята, и ежедневно восходят от силы к силе... Мне даже завидно становится :-)

    Да, кстати, а правильно-ли без всяких оговорок применять к нам беседы египетских подвижников. Помните у Брянчанинова: "душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведуют, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть."

    А что, если заменить некоторые слова, оставив принцип: "душепагубное актерство и печальнейшая комедия - современные миряне, которые принимают на себя роль древних святых христиан, не имея их духовных дарований..." Да простит меня святитель за такие вольности. Возможно, я не прав. Благодарю за статью!
    игумен Арсений, Лиссабон12.01.2011 23:22 #
    Готовность/неготовность ко причащению всех верных - лаиков, чтецов, иподиаконов, диаконов, пресвитеров и епископов - одна и та же. Представьте себе, уважаемые собратья-пресвитеры, не допускающие верных до причащения без каких бы то ни было на то КАНОНИЧЕСКИХ оснований, если нас с Вами также начнут ограничивать в причащении наши с вами архиереи. У лаиков и клириков - одни и те же критерии готовности ко причащению. И лежат они не в области постился - не постился, вычитал - не вычитал, а в области сугубо КАНОНИЧЕСКОЙ. Лаик может быть недопущен до причащения по тем же самым причинам, по каким может быть недопущен священник или епископ. И ни по каким иным!
    Александра, Москва12.01.2011 22:52 #
    Отец Андрей, спасибо за прекрасную статью! Только мне очень
    интересно (и я не имею ответа), как это литургически и богословски
    верное Причащение за каждым богослужением в русских приходах на Западе
    привело к тому, что не все, но и не единицы причащаются, придя на
    Литургию во время Евхаристического канона, причащаются, не постясь (ни
    накануне, ни по средам и пятницам, ни постами), причащаются после
    утреннего кофе (этого не видела, но об этом слышала), и как сделать так,
    чтобы переходя к этой литургически и богословски верной традиции в
    России, не перейти и к такому практическому расслаблению. Ведь по идее
    все должно быть наоборот: мы причащаемся постоянно, следовательно,
    Христос постоянно живет в нас. Лет 10 тому назад, когда я только
    увлеклась идеями литургического обновления, и пришла к священнику, и
    сказала: «Надо причащаться каждое воскресение!» Он ответил: «А мне
    кажется, что у всякого человека существует свой ритм Причащения: кому-то
    - каждый день, кому-то - раз в жизни, кому-то - раз или два в месяц!»
    Соприкоснувшись с жизнью приходов во Франции, где литургическому
    обновлению, искреннему и осознанному, уже полвека, я скорее думаю так
    же, как он тогда. PS - У отца Роберта (Тафта) есть исследования на
    тему, каким образом и как часто причащались в Византии. Сейчас они
    переведены на русский язык и изданы в Омске. Роберт (Тафт). Статьи.
    Омск, 2010: «Частное Причащение на Востоке во времена поздней
    Античности» (с.196-220), «Чин и место Причащения мирян в позднюю
    Античность на византийском Востоке» (с.278-310), «Упадок Причащения в
    Византии и отдаление мирян от литургического действа: причина, следствие
    или ни то, ни другое» (с. 310-367).
    священник Андрей Дудченко, Киев12.01.2011 21:32 #
    Спасибо всем, кто откликнулся на статью. Хорошо встречать единомышленников. Еще одно соображение высказал в своем блоге священник Андрей Спиридонов: христианином быть опасно! Ведь, и правда, какой основной мотив отказа от причащения за каждой литургией? - боязнь быть недостойным. Дальше цитирую тезку:
    "Не могу быть с Ним, из-за своего убожества – не хочу рисковать… Короче говоря, не могу, не хочу, боюсь быть христианином! Боюсь быть со Христом, боюсь быть Ему причастным. Лучше пока подождать, перегодить, перекантоваться как-нибудь так: до Великого поста, до большого праздника, до предсмертного часа, до Страшного Суда... - наверное, тогда-то крещеный человек (и потенциальный христианин) автоматически сделается достойным… Простите, а собственно говоря, с чего? Если большую часть жизни боялся быть со Христом и был сугубо не достоин участвовать в Его трапезе, то почему в отдельные временные отрезки или в конце времен вдруг сделался достойным? Не лучше ли тогда окончательно объявить практику непричащения более спасительной, потому как меньше риска «впасть в руки Бога живаго», чем (сквозь зубы) дозволить регулярное причащение, потому как оно сопровождено с риском обжечься спасающей благодатью? Если вдуматься, то, действительно, что за практика веры у нас тогда? Мы вроде как во всеуслышанье предлагаем полноту общения с Богом в Таинствах, но и - одновременно - говорим: только лучше делайте это пореже, потому как обычному человеку с Богом опасно иметь дело…"
    прот. Иоанн Шандра, Хуст, Закарпатье, Украина12.01.2011 21:01 #
    Спаси Господи, отец Андрей, за статью - хорошую и нужную. Знаю случаи когда запрещают причащаться младенцам и маленьким детям. Чему же мы их тогда учим, когда "отлучаем" от Чаши? Повзрослев они и сами перестанут приходить в храм: а зачем, если приобщиться открывшему Себя нам Христу там почти невозможно.
    Нужно, мне кажется, немножко больше доверять мирянам
    Геннадий, Минск12.01.2011 17:22 #
    Здесь, наверное, нужно во-первых сказать, что «ответственность за свою жизнь в принципе», т.е. в намерении, и способность действительно осуществлять намерения в жизни, действительно быть ответственным, – это не одно и то же. Прп. Иоанн Кассиан говорит в «Собеседовании египетских подвижников», и разве эти условия сопоставимы с современным бытием городского жителя? Нельзя же действительно «механически» переносить то, что допустимо египетским пустынникам, для тех, кто волей-неволей находится под действительно «обстрелом» современного городского пейзажа с его навязчивыми впечатлениями. Если бы речь шла, например, о России XVII века, где, по выражению Павла Алеппского, все были святые, можно было бы что-то обсуждать… 
    Если говорить об организации своей общехристианской жизни, то ведь для этого есть действительно адекватные средства, средства более действенные для практической жизни (ведь сам автор подтверждает, что само по себе частое причащение не исправляет человека). Например, об этом пишет свт.Игнатий Брянчанинов в своих «Аскетических опытах»: «Второе нравственное правило, предлагаемое преподобным Нилом, заключается в том, чтоб братия ежедневно исповедывали старцу — старцем называется в монастырях преуспевший в духовной жизни инок, которому поручается назидание братии — согрешения свои, и самые мелочные, даже помыслы, и ощущения греховные, чтоб они предлагали ему на рассмотрение свои недоумения. Это делание исполнено необыкновенной душевной пользы: ни один подвиг не умерщвляет страстей с таким удобством и силою, как этот. Страсти отступают от того, кто без пощадения исповедует их. Телесное вожделение увядает от исповеди более, нежели от поста и бдения. Иноки, в новоначалии своем сделавшие навык к повседневной исповеди, стараются и в зрелые годы как можно чаще прибегать к этому врачеванию, узнав из опыта, какую оно доставляет свободу душе. Подробно и отчетливо, при посредстве этого подвига, они изучают в самих себе падение человечества. Врачуя себя исповеданием своих согрешений, они приобретают знание и искусство помогать ближним в их душевных смущениях. Упомянутые выше иеросхимонахи Оптиной Пустыни имели под руководством своим много учеников, которые ежедневно, после вечернего правила, открывали им свою совесть. Эта ученики отличались от тех, которые жили самочинно, резкою чертою. Мысль о предстоящей исповеди была как бы постоянным стражем их поведения, постепенно приучила их к бдительности над собою, а самая исповедь соделала их сосредоточенными в себе, непрестанно углубленными в Писание, систематическими, так сказать, монахами…»

    Если вопрос стоит о причащении частом, то речь здесь идет не только о недопустимости «механического причащения», но и соответствующем сопутствующем подвиге, необходимом для соответствующего «темпа» причащения. В не так давно вышедшей книге «Флавиан. Восхождение» прот. Александр Торик описывает исповедь своего героя у афонского старца, где и высказывает мнение о необходимости частого причащения Святых Христовых Таин. Не знаю, как возникал сюжет этого эпизода (Вера Еремина например, в цикле своих лекций «Классическая русская литература в свете Христовой правды», говорит, что всякое действительное творчество - от творческой силы Духа Святого, и часто сам автор сразу даже не понимает всей сути того, что выходит из под его пера, - смысл творения автора часто превышает его творческие способности как человека), но вот что интересно: когда о.Флавиан ратовал за частое причащение и мирян, то афонский старец с ним полностью соглашался, и дальше, как выясняется из сюжета всей повести, – благословляет его подняться на вершину Святой Горы. Как это происходило, и чего это стоило для о.Флавиана – об этом стоит прочитать в оригинале, а не в пересказе, – боюсь исказить богодухновенное творчество, не зря и вся книга называется «Восхождение».
    Афонский старец сказал о.Флавиану, что на вершине его ждет «нечто». Что обрел о.Флавиан на вершине, что его там ждало, – степень понимания этого, наверное, зависит только от собственного опыта каждой души, от степени ее восхождения на святую гору боговедения, откуда открывается и суть всей жизни, и суть ее повседневных событий, а также действительное богословие.

    P.S. В своей беседе со старцем о.Флавиан так же упоминает о книге прп. Никодима Святогорца и свт. Макария Коринфского, но ведь в этой книге говорится как раз об этом же, если воспринимать ее всю, а не ее отдельные предложения. Если попытаться несколько обобщить один из основных ее аспектов, то можно сказать, что авторы побуждают причащаться часто, что, в свою очередь, возможно только с непременным и постоянным трудом над своей душой. Можно сказать и так, что побуждение причащаться непрестанно есть побуждение человека к подвигу вхождения во внутреннюю и сокровенную жизнь Церкви, как мистического Тела Христова, и на практике это происходит при напряженном подвиге человека, которым он восходит на свое личное крестное древо. Суть книги: распнись и причастись.
    Екатерина, Москва12.01.2011 16:11 #
    Спасибо, отче! Всем сердцем соглашаюсь, приобщаясь еженедельно (и то иногда кажется - редко...). Изменение жизни вижу ясно и отношу это к милости Божией и Его освящению жизни. Я бы никогда таких изменений сама не осилила, какие Он совершает, конечно, через Евхаристию в первую очередь.
    Что до слов Виктора о том, что "...Литургия совершается иереем, а мирянин только свидетель, и причащение для мирянина - дело исключительно частного приобщения и освящения" - тогда неясно, отчего Литургия называется Общм Делом, и отчего Есть и Пить призываются прямым текстом все.
    Лидия, Москва12.01.2011 15:34 #
    Это кто же и когда причащается, "потому что подготовился, постился, вычитал каноны, получил благословение священника"??? Ерунда какая-то.
    игумен Арсений, Лиссабон12.01.2011 15:07 #
    Отличная статья! Полностью согласен с автором.
    Для того, чтобы верного не допустить до причащения, нужны очень серьёзные КАНОНИЧЕСКИЕ основания. Никакой духовник, если этих канонических запретов нет, не имеет права препятствовать верному причащаться.
    свящ. Феодор Людоговский, Москва12.01.2011 14:01 #
    Спасибо о. Андрею за хорошую статью. Лично у меня, честно скажу, уже нет сил что-то кому-то доказывать. Но коммент напишу :)

    Я бы, пожалуй, говорил не о частом причащении (каковы критерии этой частоты?), а о том, что христианин должен (плохое слово - "должен", но как сказать лучше?) причащаться на каждой литургии, на которой он присутствует, в которой он принимает участие. Миряне обычно бывают в храме по воскресеньям и в большие праздники (не только двунадесятые, кстати). Ну так вот: пришел - причастись. Монахи (хочется верить) бывают на литургии гораздо чаще - почему бы им не причащаться всякий раз? А священнослужитель - так и вовсе обязан причащаться на каждой службе, которую совершает. Этого никому не приходит в голову ставить под сомнение.

    И еще хотел бы подчеркнуть верный момент, отраженный в статье: если священники считают, что миряне не должны причащаться "часто", то зачем служить литургию? Можно ограничиться обедницей, а затем перейти к вожделенным молебнам и акафистам. Или, напротив, можно было бы вернуться к более осмысленному и полному совершению служб суточного круга: вечером - вечерня и малое повечерие, утром - полунощница и утреня. Было бы вполне аскетично и смиренно.
    Юлия, Мск12.01.2011 13:04 #
    Спасибо огромное за такую полезную статью! Я как человек часто причащающийся (иногда не один раз в неделю) целиком с вами согласна во всем...

    Хочу посоветовать всем прочесть также "Книгу душеполезнейшую о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн" Макария Коринфского и Никодима Святогорца (на минуточку, это составители "Добротолюбия"). В интернете ее можно легко найти за секунду, а вот в бумажном варианте она почти не издается...
    Виктор, Москва12.01.2011 11:39 #
    Проблема на самом деле связана с разным пониманием положения мирянина (лаика) на Литургии.
    Если каждый мирянин участвует в совершении Литургии (см. работу прот.Николая Афанасьева "Трапеза Господня"), то каждый и причащается - подобно тому, как предстоятель или сослужитель - епископ или священнослужитель - не может не причаститься. Не может причаститься (как не может и служить клирик) только находящийся под запрещением или епитимией. Т.е. в этом случае для мирянина, как и для иерея причащение становится частью Богослужения (высшей частью).
    Если же Литургия совершается иереем, а мирянин только свидетель, и причащение для мирянина - дело исключительно частного приобщения и освящения, - то конечно участие в Причащении не является обязательным и вполне может не быть частым - но по усердию и напряженности духовной жизни каждого.
    С этим связан и поставленный автором вопрос об отличии отношения священника и мирянина к Св.Тайнам. При первом подходе, священник только благодатный предстоятель таких же по сути людей - лаиков, при втором - посвященный (в отличие от лишенных посвящения).
    У нас в Церкви распронен именно второй подход, в связи с этим частое причащение людей, живущих в миру некоторыми духовниками воспринимается как недопустимая вольность со святыней.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru