rss
    Версия для печати

    Неделя святых отец: слово о Ветхом Завете

    В неделю святых отец, т.е. в воскресенье перед Рождеством Христовым, когда Церковь во второй раз чтит память праведников Ветхого Завета, во всех храмах читается евангельский отрывок, содержащий родословие Иисуса Христа. В длинном перечне имен многие услышат всего одно-два знакомых, и лишь те, кто читал Ветхий Завет, вспомнят что-то при их произнесении. Мы предлагаем вам проповедь настоятеля храма святой мученицы Татианы протоиерея Максима Козлова о роли Ветхого Завета в жизни православного христианина сегодня.
    Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – вот Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все это произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: вот, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

    Мф:1:1–25

     

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

    Когда мы слушали сегодня Евангелие, дорогие братья и сестры, наверное, каждый из нас мог отнести себя к одной двух категорий людей (с какими-то переходными состояниями). Для одних это был совершенно непонятный скучный список имён, и ни за одним или почти ни за одним из этих имён для них не стояло ничего. Может, с последним, с Иосифом, или с царём Давидом и ещё с кем-нибудь связаны какие-то не очень определённые воспоминания. А всё остальное – это так, фонетика. И таких слушателей среди нас, наверное, было решительное большинство.

    Надеюсь, что были и те, для кого за этими именами стояло очень важное для нашей веры, для души и для сердца каждого из нас знание. Это Священная история Ветхого Завета. Это великая история Богом избранных людей — народа и отдельных личностей, в том числе тех, кто к этому народу не имел отношения по крови, но имел отношение по вере. Это история приготовления человеческого рода к Боговоплощению.

    пророческий и праотеческий ряды иконостаса
    Пророческий и праотеческий ряды иконостаса

    Сегодня, перед Рождеством Христовым, Церковь ещё раз напомнила нам, что христианство – это религия двух Заветов. Да, мы живём в Новом Завете. Но для полноценности веры христианину необходимо и знать, и принимать Ветхий Завет. Знать не только с формальной стороны, как мы ещё сегодня об этом постараемся сказать, но и по сути. У нас с этим плохо обстоит — это знает про себя почти каждый.

    Не очень хорошо обстоит дело и со знанием Священного Писания Нового Завета. В этом убеждался почти каждый, кому когда-либо — дома ли, в метро, в электричке или ещё где-то — приходилось оппонировать сектантам. Все мы душой и сердцем понимаем, что сектанты ложно толкуют Священное Писание, что они неправильно учат в очень многих отношениях. Но в одном они могут быть для нас примером: в том, как они знают букву Священного Писания. Они под каждое своё положение — повторю, часто ущербное и ложно понимаемое — стараются подвести фундамент из текста Священного Писания. А у нас сейчас с этим дело обстоит очень плохо. Мы вспоминаем, что где-то в Евангелии что-то на эту тему написано, но не можем сказать, что именно и где, а уж о посланиях Апостолов и говорить не стоит.

    Сегодня, повторю, перед нами прошла история Священного Писания Ветхого Завета. Ещё в древней Церкви, как только христианство возникло на земле, во II веке от Рождества Христова появились еретики, которые назвались гностики. Они думали, что они обладают подлинным, настоящим знанием. И большинство гностиков считало, кроме прочего, что Ветхий Завет противоположен Новому. Новый Завет есть завет светлого и благого Бога. А Ветхий Завет — со всей кровью, убийствами, со всеми жертвами, которые приносились ради веры единого избранного народа, — есть завет бога злого. Гностики были дуалистами. Они считали, что в основе бытия мира лежат два начала: светлое и тёмное. Эти начала нерасчленённо друг с другом соединены, и только в связи этих двух начал и можно представить себе Божественное бытие. Эту ересь, которая не только искажала учение о том, что Бог не только вседержителен, но и всеблаг, но и вводила в Священное Писание противопоставление двух Заветов — Ветхого и Нового — Церковь осудила ещё во II столетии, а потом на Вселенских Соборах в IV и последующих веках. Святые учителя Церкви не раз повторяли осуждение всякой тени гностицизма и всякого сомнения в том, что для христианина Ветхий Завет абсолютно необходим.

    Если мы посмотрим на наше богослужение, мы увидим, что среди текстов Священного Писания, которые в него вошли, Ветхий Завет занимает едва ли не больше места. Псалтирь есть постоянная основа нашей службы. Святые отцы ни о каком молитвословии (кроме, может быть, молитвы Иисусовой) не отзывались столь же высоко, как о Псалтири, и ни одну другую книгу не называли столь значимой. Мы читаем её и как часть ежедневного богослужения, и как молитву об усопших. Мы читаем отдельные псалмы в самых разных случаях и обстоятельствах нашей жизни. Мы читаем паремии — отрывки из Ветхого Завета — на каждом значимом богослужении на вечерне. В канун Рождества Христова на вечерне Рождественского Сочельника мы услышим особо важные паремии, с удивительной ясностью повествующие о том, как в этом тварном мире состоится Боговоплощение.

    пророки Иеремия и Аввакум
    Пророки Иеремия и Аввакум. Начало XVI века

    Дело не только в наличии Ветхого Завета в нашем богослужении. Дело в том, что человек никогда не сможет правильно и полноценно, до конца глубоко и с пользой для своей души принять Новый Завет, если он не будет утверждён в том главном, чему учит Ветхий Завет. Приготовление человеческого рода к принятию благовестия Нового Завета святые отцы (в частности, Евсевий Кесарийский, древний учитель Церкви) называют таким выражением: Евангельское приуготовление. Человеческий род проходил века приуготовления к тому, чтобы принять благую весть о воплощающемся Боге и тот новый евангельский нравственный закон, который Бог даст. Без приуготовления это было невозможно. Приуготовление совершалось для избранного народа пророками и учителями Ветхого Завета, а для языческого мира — через естественную мудрость. Она на своих вершинах подходила к ветхозаветной, хотя и не достигала в полной мере той богооткровенной мудрости, которая была в Священном Писании Ветхого Завета. Но это приуготовление, учит нас Святая Церковь, было абсолютно необходимо для того, чтобы люди смогли принять Евангелие.

    Нам часто может показаться, что евангельский закон противоположен ветхозаветному, что Господь в Нагорной проповеди (Мф:5–7) учит чему-то иному. Но Он Сам много раз говорил, что Он пришёл не нарушить закон, но исполнить до конца (Мф:5:17). Он пришёл «исполнить всякую правду» (Мф:3:15).

    Возьмём в качестве примера, казалось бы, действительно противоположное ветхозаветному учение Нагорной проповеди. Господь говорит, что древним было сказано: «Око за око, зуб за зуб» (Лев:24:20), а Сам Он учит нас такому прощению, которое простирается даже до того, что если нам была нанесена обида, если нас ударили по щеке, то мы должны подставить вторую. Но дело в том, что правило «Око за око, зуб за зуб» когда-то было дано людям в Ветхом Завете для того, чтобы остановить неадекватные наказания. Для того, чтобы прекратить кровную месть. Для того, чтобы в жизни народа не имело места неадекватное воздаяние, что, увы, имело место потом, даже в века христианской истории. Скажем, Ветхий Завет абсолютно не предполагает таких наказаний, которые бы означали членовредительство. Он не предписывает никаких порок кнутом. Сорок ударов можно было нанести, не повредив тело ближнего. В Ветхом Завете нет никаких отсечений языка и ослеплений, никаких казней, которые совершались бы с мучительством. Мера наказания не могла превышать меры преступления. И это касается очень многого другого.

    Так вот, для того чтобы принять Евангелие, чтобы возрасти до большей меры, нужно научиться сначала соблюдению той нормы и той меры, которая даётся нам в Ветхом Завете. Чтобы научиться прощать, нужно сначала научиться хотя бы не воздавать обидчику большей мерой, хотя бы не распространять свою ненависть на сродников и друзей человека, который нам чем-то досадил. Мы должны хотя бы помнить, что с нанесением ответного воздаяния всякая обида и ненависть должны быть прекращены. Кто будет поступать хотя бы так, сумеет душу свою возрастить и для большего — для того чтобы принять и высший закон прощения.

    Кстати, причина очень многих бед современного человечества, большая часть которого христианство забыло, но стремится нечто от христианства удержать, как раз в том и состоит, что из вероучения изымаются некоторые вырванные из контекста евангельского благовестия слова или поучения Спасителя. Но поскольку они не основываются на том законе правды, который был дан в Ветхом Завете, они не приносят и никакого благого результата для людей.

    Скажем, прощать грешника и любой грех можно в том случае, если это прощение сочетается с заботой о душе человека. Это должно быть не просто малодушное попущение греха: с этим прощением должна соединяться главная забота – забота о том, чтобы человек не лишился блаженной вечности. Но именно этому в своих многочисленных предписаниях и указаниях, в своей часто очень жестокой истории учит нас Священное Писание Ветхого Завета.

    Многое ещё можно было бы сказать о необходимости знания нами Библии. Собственно, христианство не имеет другого фундамента. Собственно, две тысячи лет Церковь и говорит: «Все наши догматы основаны на Священном Писании». И очень опасным свидетельством нашего духовного нездоровья является такое состояние, когда человек увлекается чем угодно, кроме Библии. Неважно, что для одного это брошюры о некоторых тайнах потустороннего мира, а для другого – богословские тексты, даже сложные святоотеческие тексты. Это становится игрой ума, своего рода катанием бисера, такого рода метафизическими изысканиями, которые к жизни не имеют никакого отношения. Если одним или вторым человек увлекается, а Библию читать ему не хочется, неинтересно, скучно, ненужно — такого рода проверка себя есть некоторый оселок. Мы всегда должны помнить и никак не давать себе обманываться: именно Священным Писанием проверяется адекватность нашей веры и мера нашего внутреннего духовного здоровья. И на то нам и дано слово Божие, чтобы всякий раз белое называть для себя белым, чёрное — чёрным и никуда не отклоняться: ни одесную, ни ошуюю.

    Задумаемся об этом перед Рождеством Христовым. Оно стало исполнением всей правды, которая могла обрестись в человечестве, и всего того попечения о человеческом роде со стороны Бога, которое человечество могло вместить, ибо благодаря этому попечению в результате родился в мир Отроча младо, превечный Бог.

    Аминь.

    Вставить в блог

    Неделя святых отец: слово о Ветхом Завете

    Неделя святых отец: слово о Ветхом Завете

    2 января 2011
    В неделю святых отец, т.е. в воскресенье перед Рождеством Христовым, когда Церковь во второй раз чтит память праведников Ветхого Завета, во всех храмах читается евангельский отрывок, содержащий родословие Иисуса Христа. В длинном перечне имен многие услышат всего одно-два знакомых, и лишь те, кто читал Ветхий Завет, вспомнят что-то при их произнесении. Мы предлагаем вам проповедь настоятеля храма святой мученицы Татианы протоиерея Максима Козлова о роли Ветхого Завета в жизни православного христианина сегодня.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru