rss
    Версия для печати

    «Татарский вопрос» как козырная карта экстремистов

    Разговор этот назревал уже давно. Но поводом обратиться к данной теме оказался недавний телемост в РИА-Новости, где обсуждался западноевропейский запрет на хиджаб.
     

    Много протестов моих оппонентов вызвало мое утверждение о том, что Россия - страна исторически моноконфессиональная, с широко представленными в ней самыми различными религиозными меньшинствами. Моя оппонентка, Лилия Махамедьярова, указала мне на то, что РФ по действующей Конституции - мультиконфессиональная страна. Я возразила: это не отменяет факта, что Российская Империя, при которой страна сложилась как великая держава, всегда была страной с доминирующим Православием. (Кстати, межрелигиозных конфликтов в ней было куда как меньше чем сейчас, при нынешней политкорректной Конституции). Спор завязался горячий.

    Взявшая слово молодая женщина из зала, татарка, сказала, что, когда я называю татар «меньшинством», ей сразу вспоминается, «как вы нас завоевали в XVI веке».

    Не вполне понимая, отчего утверждение, что татар в стране много меньше, чем русских, может быть проявлением неуважения к татарам, я попыталась ответить шутливо: «А вы не будьте так злопамятны, я ведь не вспоминаю, как вы пришли с Батыем!»

    «А мы не приходили с Батыем!» - незамедлительно откликнулась собеседница.

    Но отчего же тогда мне неоднократно приходилось выступать в СМИ в защиту учебника академика Б.А.Рыбакова? Напомню, уже после смерти ученого, татарские «активисты» пытались посмертно засудить его. На учебник не единожды подавали в суд. Вопреки существующим правовым нормам, заранее анонсировалось: «состоится суд над лживым учебником истории». А уж какой грязью поливали при этом столпа нашей отечественной науки, неприятно даже рассказывать. А за что? За «негативную» оценку хана Батыя. По мнению истцов, надо полагать, в учебниках новых и улучшенных надлежит написать, будто завоевание несло Руси такое благо, что жители встречали монгол хлебом-солью. А гибели Рязани не было, а стертого с лица земли Козельска тоже, не было Калки, не было Евпатия Коловрата. Не было отставания от остальной Европы страны, прежде другие европейские страны опережавшей - и по уровню культуры и по технологиям. Ничего этого не было, потому, что признать бывшее бывшим означает де «оскорбить национальные чувства татар».

    Неувязка, однако. Так кто же прав - моя собеседница или те, кто таскался по судам с целью посмертно оскорбить ученого?

    Разумеется, права молодая женщина в РИА, но к этому мы еще вернемся.

    Жаркий спор, между тем, продолжался: Радик Амиров, ведущий телемоста, в сердцах воскликнул, что его дед «пал под Ленинградом» - а ему говорят, что он в этой стране «меньшинство». За что же дед тогда погиб?

    Но при всем уважении к памяти павших, а если бы дед господина Амирова был эвенком? Что, тогда бы он сказал - не моя это война, я здесь меньшинство, хата с краю, зачем мне пропадать? Не верю. Родина остается родиной, вне зависимости от того, к большому либо малому из ее народов ты относишься.

    Откуда в последние годы в татарской среде правит бал это логически ложное положение: кто не признает татар равночисленными русским, тот оскорбляет их национальные и религиозные чувства?

    Да оттуда же, откуда затеваются телемосты (как недавно опять же в РИА) о том, что, то ли никакого ига не было вовсе, то ли оно явилось для Руси невиданным благом.

    Я уже писала, что в ложности связки современных татар с давними монголами можно убедиться достаточно легко. Подумав о своем происхождении «от Чингисхана», татарин должен просто посмотреть в зеркало. Где бурый цвет лица, узкие глаза, смоляные волосы, плоские скулы? (Жителям современной Монголии все вполне это присуще). То, что он увидит в зеркале, в толпе не отличишь от среднего европейца. Татары - потомки племен, завоеванных монголами. Прежде всего - волжских булгар. А волжские булгары были отнюдь не кочевниками, а оседлым трудолюбивым народом. И отчаянно сопротивлялись монголам, и гибли без числа.

    Крылатая поговорка, что нас надо скрести, дабы обнаружить татарина, и друзьями и недругами трактуется обычно решительно неверно. Помню, в далекие девяностые, когда в Прибалтике царила истерическая русофобия, один эстонский политик вещал с экрана телевизора: русских нельзя признать европейцами, их женщин насиловали во времена Батыя монголы, монгол было много, изнасилований тоже, запишем их всех в дикие азиаты!

    Ну да, полагаю, что монголы действительно насиловали русских девушек. Только маленьких монгол от этого не рождалось, потому, что девушек, извините меня, потом съедали, что свидетельствуют средневековые хронисты. Частично, во всяком случае. Довольно сложно, лишившись грудей, не просто выжить, а еще и монгола родить, да и чем его тогда вскармливать? А кого не съедали, того просто убивали. А кого не убивали, того угоняли в полон и продавали за тридевять земель от Руси. Всякий, не понимающий этого, просто не отдает себе отчета в запредельной свирепости Батыева нашествия.

    Так что всерьез пытаться доскрестись до монгольской примеси в русском генофонде едва ли получится. А вот после присоединения Казанского ханства татарские элиты довольно успешно встроились в русские структуры. От крестившихся татар пошли многие известные русские дворянские роды, о чем до сих пор свидетельствуют их фамилии. Так что волжского булгарина из русского вполне можно выскрести. Точно так же, как и шотландца, немца, скандинава и француза. Говорю, прежде всего, о дворянской среде, поскольку простой народ на предмет смешения более консервативен. Что тоже вполне закономерно. Но к XX столетию поближе смешение умножается и в прочих сословиях.

    Ядро же основанной монголами ордынской деспотии сгинуло без следа, предварительно лишившись всех своих оседлых уделов. Побежденные вытеснили победителей, а после были и сами завоеваны русскими.

    Но позвольте, не забиваю ли я гол в собственные ворота? Многие русские сейчас возмутятся: нам говорят «вы завоеватели Казани», а мы что же, не можем ответить «а вспомните Козельск»? Что ж, если без ребяческого «ты мне, а я тебе» никак не обойтись, то обойдемся, по крайней мере, без стереотипов.

    Да, подавляющее большинство современных татар имеют к зверствам чингизидов не больше отношения, чем к рытью каналов на Марсе. Но Казань, хоть и не кочевала по степям, а стояла в собственных стенах, слишком многое взяла от монгол, чтобы остаться классическим оседлым образованием. Увы, из песни слова не выкинешь. Постоянные набеги, разорение русских земель и похищение людей... Казань была гнездовьем людокрадов. Невольничьи рынки всяческих Берберий были переполнены славянскими девушками и славянскими детьми. (Забегая вперед, скажем то же и про Крым).

    Походы при Иоанне IV были войной оборонительного характера, войной необходимой.

    Так не разумнее ли рассматривать историю после присоединения Казани и Астрахани как совместное преодоление монгольского наследия? Ведь и на Руси от монгол, выражаясь словами классика, «настало много всякой дряни». Справились.

    Во избежание недоразумений: безусловно, я немного упрощаю и схематизирую сейчас исторические процессы. Но моя цель здесь - не написание научной монографии, а попытка разгрести авгиевы конюшни сегодняшней государственной идеологии.

    Итак, татары имеют уникальный опыт долгого существования в стране европейского типа, стране христианской модели. Не назову другого мусульманского народа, который бы мог то же сказать о себе.

    Задаюсь вопросом: а были бы протесты жителей Текстильщиков, если б они знали, что в мечеть будут ходить преимущественно татары? Такие же москвичи, люди с европейскими привычками, образованные и квалифицированные? Не могу отвечать за жителей Текстильщиков, но мне отчего-то кажется, что особых напряжений бы не возникло.

    Но местные здраво подозревают, что увидят вокруг мечети узбеков и таджиков, не имеющих не только опыта европейского проживания, но и чаще всего просто городского, людей без образования и квалификации, проще говоря, людей диких. И кое-кто очень не прочь опереться на эти темные необразованные массы, дабы нажить на этом политический капитал. В том числе и татарские экстремисты, которые расшатывают глубокие корни спокойного сосуществования русских и татар.

    Какого только бреда не доводилось мне читать в последние годы на татарских экстремистских ресурсах! Один бред зачастую противоречит другому. Одним хочется отменить Куликовскую битву, стереть из учебников истории вместе с тем колоссальным ее для русского народа этнообразующим значением, о котором писал как раз академик А.А.Рыбаков (хотя уже и не в школьном учебнике). Ведь воевали с кем? С татарами! Значит, Куликовская битва как положительная страница русской истории оскорбляет чувства татар, а татары такие же граждане РФ, ну и пошло, и пошло и поехало... Другие рекут наоборот: Куликовская битва - очень хорошая, Дмитрий Донской еще лучше, вот только бился он в интересах... Золотой Орды. Против узурпатора-Мамая за «настоящего хозяина» - Тохтамыша. Ну да, конечно. Святой преподобный Сергий Радонежский благословил князя и поставил в ряды его воинства, неслыханное дело, монахов-схимников - ради защиты интересов какого-то Тохтамыша.

    Ох, соврамши, господа, соврамши! Православная страна освобождалась из-под власти иноверцев, к которым, впоследствии усилившись, проявила невиданную терпимость - основу дальнейшего сосуществования.

    А бок о бок с татарскими экстремистами стоят евразийцы, избравшие своим символом «знамя Чингисхана». Помойка интернета ежедневно пополняется статьями, в которых прославляется кочевой образ жизни, грабеж и набег, в которых вся эта мерзость романтизируется. Тошно читать о том, что кочевник - хозяин жизни, а презренный лапотник земледелец - его естественная добыча.

    Страна наша всегда была земледельческой, созидательной. Навязывание молодежи хищническо-паразитарных идеалов, чем, собственно, и занимаются идеологи неоевразийства, по сути, преступно.

    Что объединяет столь разные явления, как татарские демарши против учебника Рыбакова, деятельность бандформирований в Чечне, лоббирование ввоза в Россию якобы необходимых для ее экономики узбеков, евразийское размахивание черными тряпками?

    Все эти нити находятся в руках кукловодов, пребывающих далеко за пределами России. Идет большая игра, цель которой - в грядущем и неизбежном противостоянии Запада и Востока перетянуть Россию на сторону исламского мира - ее якобы «естественного союзника».

    Отсюда и все разговоры об «особом пути», о том, что у нас «все исторически иначе, чем в других европейских странах, да и не европейская мы страна».

    Татары - самое уязвимое звено: являясь мусульманами, они вместе с тем глубоко интегрированы в русскую жизнь. Через них (преувеличивая заодно их численность) легко отщеплять Россию от ее европейского выбора. Для этого надо прежде всего изменить самоощущение татар, заставить их осознать европейские навыки жизни как чуждые, навязанные.

    Поэтому и разыгрывается татарская карта.

    Грустно наблюдать властные метания. Из боязни «поссориться» с рядовыми татарами люди, по сути, идут на поводу у экстремистов: того и гляди, то ли переименуют РФ в РТФ, то ли Куликовскую битву отменят, то ли внесут в учебники «этнического татарина Козьму Минина». Полноте!

    Интереснейшие тенденции прослеживаются между тем в Западной Европе. Христианский фундамент снова начинает быть признаваем. Самое знаковое событие этого ряда - недавнее выступление канцлера ФРГ Ангелы Меркель, в котором заявлен крах мультикультурализма. Реалполитик также сходит со сцены. Все громче начинают звучать голоса политиков, призывающих к единству стран христианского генезиса, к новому Священному союзу. А иного шанса выжить у Европы и нет.

    Довольно оглядок на исламский мир, который, на самом деле, союзник только самому себе. «Татарский вопрос» не должен препятствовать европейскому выбору. Его никогда раньше и не было, этого вопроса.

    Что, на взгляд автора этих строк, можно и нужно делать, дабы русские и татары и далее жили без «татарского вопроса»?

    Первое. Подчеркивать фактическое происхождение современных татар не от монгол-завоевателей, а от волжских булгар. Всячески противодействовать попыткам провести преемственность татар от Батыя и Чингисхана, ведущую (якобы во избежание оскорбления национальных чувств татар) к тлетворной романтизации самого отвратительного завоевателя, приходившего на русскую землю  - хана Батыя.

    И уж если вносить какие-то коррективы в школьные учебники, то подкорректировать можно (и на мой взгляд стоит) одно: заменить термин «монголо-татарское нашествие» на более простой «монгольское нашествие». (Сложился термин, кстати, конечно, до академика Рыбакова). Это достаточно близко к истине, чтобы так можно было сделать. А главное - это сняло бы напряжение, выбило почву из под ног политических спекулянтов.

    Второе. Подчеркивать оборонительный характер походов на Казань, Астрахань и Крым, просветительски освещать период бесконфликтного и плодотворного совместного проживания русских и татар под короной Российской Империи - государства с доминирующим Православием.

    Третье. Пропагандировать по сути «антиимпериалистический» характер Российской Империи, отнюдь не обиравшей «колонии», но вкладывавшей в их развитие ресурсы и силы.

    Последовательная расстановка таких, вроде бы и не заметных акцентов, в действительности поможет нам прекратить экстремистские спекуляции. Это сегодня очень важно.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Арслан, Ульяновск20.05.2012 13:32 #
    Уважаемый сергей,свою позицию по поводу нашей религии,вы можете засунуть себе в жопу.Я отвечу за многих татар,которые не позволяют себе обсуждать другую,чуждую им религию,потому что знают,что релегиозные чувства довольно глубокие и их легко задеть.Вам никто не давал права даже обсуждать этот вопрос.Больше так не делайте,потому что татары по поводу религии некогда не спорят,мы за оскорбление наказываем.
    Рустам, Казань23.05.2011 22:43 #
    Российская Империя, при которой страна сложилась как великая держава, всегда была страной с доминирующим Православием ------------ Только вот живем мы сейчас не в Российской империи, а в Российской Федерации - преемнице атеистического Советского Союза. Нет никакой "Православной России". Есть молодое государство, которое по-новому строит свою жизнь. Хватит мечтать!
    Мархам27.12.2010 21:00 #
    Согласен с Русланом: "Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство".

    Но увы - чиновники из "казанских" татар видимо, всех татар желают переделать "под себя" - отобрав у нас, у татар, нашу подлинную богатейшую историю, "обрезав" наш богатейший и прекрасный родной язык, и, главное, лишив нас единства и авторитета среди наших народов-земляков и добрых отношений с ними. Вся пропаганден-деятельность казаноцентристов-булгаристов ныне направлена именно на это - во вред татарскому народу.

    И еще правильно замечено, что "не многие знакомы с историей" - поскольку история Отечества, и особенно татар, изрядно переврана - как прокитайскими, так и прозападными историками, дело оторых с рвением продолжают казаноцентристы-булгаристы, многих и многих вводя в заблуждение.
    Правильно сказал один почтенный и высококообразованный татарский аксакал: "Вся Академия наук Татарстана, которая издала многотомную "Историю татар", все ее академики, доктора наук до наивности в плену целенаправленных, злонамеренных искажений происхождения и истории вообще татарского народа" (Рафкат Галими) См.: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-3

    Советую по подлинной истории татар прочитать труды независимого татарского историка-исследователя Г.Р. Еникеева, которым по освещении подлинной исории татарского народа "проделан колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей".

    Гали Еникеев в своих трех книгах "разоблачил действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение" (Рафкат Галими) см.: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1

    На указаннм сайте оубликованы статьи Г.Р. Еникеева, первая лава его книги "По следам черной легенды", а также рецензии и отзывы на труды этого историка по призванию.

    Ввводные статьи по трудам Г.Р. Еникеева можно найти также здесь: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35130/

    и здесь: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Чингиз-хан_и_татары
    Руслан, Казань9.12.2010 13:13 #
    Многие татары исповедуют Православие. Однако, не многие знакомы с историей и нынешними позициями Православия среди татарского народа, с обычаями и традициями православных татар.

    Как известно, основные предки татар – это кыпчаки, вернее сказать, три потока кыпчакского движения – куманы (можары), заволжские татары (новые болгары), мангыты (ногаи). Куманы – западные кыпчаки и кыпчакизированные нетюркские племена (угро-финские, славяно-балтские), расселившиеся от Волги до Днепра и далее, от реки Кума (Кубань) и Кавказских гор до реки Москвы и далее. Заволжские татары – кыпчакские и кыпчакизированные некыпчакские племена (чувашские, угро-финские, возможно, славяно-балтские), расселившиеся ниже реки Камы до Каспия, от реки Волги до реки Урала (Яика). Мангыты - кыпчакские племена, расселившиеся от реки Урал далее на восток и юго-восток. Именно эти три потока сошлись в государстве Золотая Орда, которое они и создали, получив общее название – татары или нугаи.

    История Православия среди всех предков татар берет свое начало с апостольской проповеди. Особенно успешной в Прикаспии была христианская миссия в V-VI вв., когда предки татар и вместе с ними многие кавказские народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли христианство или в истинном – православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично – христианами. Лишь потом появились группы мусульман, и то сначала среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней – либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример – святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек хана. В этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриархата. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что после его правления все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа – бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю. Кроме мученика Авраамия Болгарского, есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровский, и другие. Особого разговора требует история православного христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств…

    Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство.
    Сергей, Москва15.11.2010 13:22 #
    Внутренние признаки ложности магометанства Архимандрит Августин

    Общее понятие о магометанстве

    Магометанство, или мусульманство, называемое ещё исламом, есть религия, основанная и распространённая в VII веке по Р.Х. в Аравии неким Мухаммедом, или Магометом, выдававшим себя за пророка Божия, посланного в мир для окончательного восстановления в роде человеческом единой истиной религии, како ещё в раю научил Бог наших прародителей. Магометанство признаёт единого Бога Творца и Промыслителя всего, бессмертие человека и будущую загробную жизнь с её наградами и наказаниями. Но эти здравые религиозные истины, заимствованные частью из иудейства, частью из христианства, Магомет сильно исказил и обезобразил, примешав к ним много чуждых им элементов из Талмуда, из христианских апокрифов, из арабских и других языческих преданий и, наконец, от своего собственного измышления. Не излагая подробно системы магометанства, мы укажем здесь только на более выдающиеся заблуждения этой религии.

    Учение Магомета о Боге в Его отношении к миру и человеку

    Самый первый и основной догмат магометанства - об единстве Божием, за который некоторые чуть не до небес превозносят Магомета, имеет в его системе такой своеобразный колорит, который лишает всякого достоинства это "естественное и разумное" учение о Боге и даже приравнивает магометанство к пантеизму. Слова Магомета: "нет другого Бога, кроме Бога" не только устанавливают собою единство Божие против языческого многобожия и христианского учения о троичности, но содержат ещё и тот смысл, что один только Бог есть деятель всего существующего, единственная действующая сила во вселенной, а все творения Его, от высших ангелов до человека и далее - до дерева и камня, суть только Его слепые орудия, совершенно пассивные, не имеющие никакого самоопределения, никакой свободы. Всякое дело, всякий предмет, всё прошедшее, настоящее и будущее вселенной заранее предопределено магометовым Аллахом и зависит вполне и исключительно от его безусловного и произвольного предрешения. На долю и распоряжение своих разумно свободных тварей Аллах не оставил ничего, потому что и деяния и способности, которыми они, по-видимому, располагают, только в нём одном, и чтобы они не делали, делают только через него, только по его определению. Составив такое понятие о Боге, Магомет, естественно, должен был лишить Его тех высоких нравственных свойств, которые, обыкновенно, заставляют человека любить Бога. Аллах Магомета не только в мире физическом, но и в мире существ разумных и духовных делает что хочет и как хочет, не руководствуясь при этом никакими другими мотивами, кроме одного - своего безусловного произвола или каприза. Это тип восточного деспота, который делает всё, что только ему вздумается, и только потому, что ему именно так захотелось. Аллах сам производит добрые и дурные дела в человечестве, вдыхает в людей "благочестие и безумие", "заблуждает, кого хочет и направляет, кого хочет" - и "кого он направил, тот направлен хорошо, а кого он заблуждает, тот погиб". Он сотворил великое число духов (джиннов) и людей для геенны и сам посылает этих духов к неверным, чтоб подстрекать их ко злу и т.п. Сам в себе он не столько благ и милостив, сколько грозен и мстителен, особенно по отношению к тем, кто посягает на его абсолютное единодержавие, присоединяя к нему сына, товарищей и помощников (намёк на христиан и язычников).

    Учение Магомета о загробном воздаянии

    Если таково отношение Аллаха к свободно-разумным тварям, что все они суть только его слепые орудия, и ничего более, то казалось бы, что в Коране не будет учения о загробном воздаянии, потому что не за что же, в самом деле, награждать или наказывать того, кто не имеет своей воли, и кому поэтому не должны быть нравственно вменяемы никакие действия и поступки. Тем не менее, однако, Магомет, как будто именно для того, чтобы ещё более показать чудовищность своего Аллаха, учит и о райских наградах и об адских наказаниях в будущей жизни. После всеобщего суда все неверующие (кафиры), т.е. язычники, евреи и христиане, будут подвергнуты вечным мукам в геенне или в аду. Они будут жариться на страшном огне, который будут постоянно мешать, чтобы лучше горел. Когда сгорит у них одна кожа, им будет дана другая, чтобы заставить их сильнее чувствовать боль, и тд. Кроме того, здесь будут язвить их змеи, громадные, как горы, и скорпионы - как осёдланные лошаки, а ангелы-мучители станут ещё бить их при этом железными дубинами. Всё это будет так мучительно, что они пожелали бы отдать в два раза больше того, что содержит в себе небо и земля, лишь бы только избавиться от адских страданий. В самом верхнем отделении геенны (в ней семь отделений) будут мучиться и грешники из магометан, но - не вечно: по прошествии некоторого времени они, по ходатайству Магомета, будут выведены отсюда в рай, где присоединятся к остальным магометанам, чтобы вместе с ними наслаждать райскими утехами. Что такое рай Магомета, более или менее известно, так как рай этот обратился даже в пословицу. Это - сады, мускусная почва которых орошена потоками воды, катящимися среди зелёных берегов, усеянных цветами. кроме водных источников здесь текут реки молока, мёда и вина. Тут растут также деревья с прекрасными плодами всех родов и сортов, и ветви их сами гнутся к руке, и даже ко рту - чтобы можно было прямо есть их. В таких-то садах устроены великолепные шёлковые беседки, в которых собственно и живут праведники. Одетые в штофные, атласные и парчовые одежды, украшенные драгоценными запястьями, они едят самые лучшие яства и пьют разнообразные напитки из серебряных и золотых сосудов. У каждого из них кружок прислужников - вечно юных мальчиков. Кроме того, им даны будут жёны - особые красавицы, с большими чёрными глазами, также вечноюные и притом вечнодевственные (гурии).

    Нравственное учение магометанской религии

    Из нелепого представления о Боге вытекает у Магомета и нравоучение далеко небезукоризненное. Так как нельзя любить Бога-деспота, то Магомет почти вовсе и не учит любви к Богу, а внушает своим последователям один только страх к Нему. "Достойнейший перед Богом тот, кто более боится его", - говорит Магомет; самые даже ангелы поклоняются Богу из одного только страха к Нему. Далее, где нет любви к Богу, там не может быть и истинной любви к человеку; поэтому, если Магомет и предписывает иногда гуманные отношения к ближним (например, подаяние милостыни), то ограничивает понятие ближних одними только мусульманами; ко всем же остальным людям он внушает своим последователям одни враждебные чувства, заповедуя всячески чуждаться и гнушаться неверующих. Но этого мало: так как Аллах слишком самолюбив и ревнив к своей единодержавной власти, то ему, конечно, могут быть более или менее угодны только люди, исповедующие его безусловное единство (мусульмане), и не может быть никого противнее тех, которые так или иначе умаляют его единодержавие. Таким образом, одни только мусульмане угодны Аллаху и достойны его благоволения, и их религия - наилучшая и единственно истинная между всеми религиями; все же прочие народы суть враги Аллаха, и религии их мерзки в очах его. Отсюда - самая первая и священная обязанность всякого мусульманина и вместе самая приятная жертва Богу - распространение ислама между неверующими, даже и насильственное, соединённое с жестокостями и даже убийством. "О верующие! - восклицает Магомет, - когда вы встретите неверных, убивайте их везде, чтобы сделать из этого большую резню... Искушение неверных хуже, чем военная сеча. Сражайтесь с ними, пока не будете страшиться искушения и поклонение будет только единому Богу, пока они не сделаются мусульманами. Сражайтесь за ислам - религию Бога, и вы будете счастливы. А убиваете их не вы, а Бог; когда бросаешь копьё, не ты бросаешь, это - Бог". Такое распространение ислама Магомет называет святою войною, или сражением на пути Божием. Кроме этой войны за ислам Магомет предписал ещё своим последователям:

    а) общественные молитвы, которые они должны совершать ежедневно по пяти раз, в определённые часы, и перед которыми всякий раз должны омываться водою или, за неимением воды, обтираться пылью;

    б) подаяние милостыни "родным, ближним, сиротам, бедным, путешественникам" (из магометан);

    в) соблюдение поста в месяц Рамазан и

    г) путешествие в Мекку на богомолье в Каабу - в это главное святилище мусульманское, которое будто бы построено ещё Авраамом и Измаилом, но на самом деле составляло главное идольское капище арабов до принятия ими ислама. Этим и исчерпывается, по Корану, весь круг религиозно-нравственных обязанностей человека по отношению к Богу и ближнему.


    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru