rss
    Версия для печати

    Советское – значит, шампанское

    В дискуссии по поводу предыдущей статьи мне задали вопрос: а почему это мне так не нравится советское прошлое? Какие это заповеди нарушались тогда в нашей стране, спрашивает меня молодой читатель. Сейчас понятно, что у нас творится: торжище и блудилище на каждом шагу. А тогда? Ну да, были перегибы, были недостатки, но…

     

    Человек смотрит хорошие советские фильмы, читает хорошие советские книги, слушает «старые песни о главном». Перед ним открывается совершенно другой мир, не похожий на нынешний. Там живут люди, самоотверженные, как Павка Корчагин, мужественные, как Володя Высоцкий, талантливые, как шахматисты и работящие, как колхозники. Они пролагают дорогу в космос и раскрывают тайны атома, они защищают Родину от врага, а потом идут работать в самую обычную школу, как киногерой Вячеслава Тихонова. Они интеллигентны и довольствуются скромным достатком, как у Рязанова, но умеют, когда надо, «зажигать», как у Гайдая. Их жизнь полна достоинства и смысла, у них есть высшая цель - и, может быть, только по недоразумению этот смысл и эта цель не связаны напрямую с христианством. Да где же тут противоречие с десятью заповедями, даже и с Евангелием?

    Наверное, если бы я судил о советском прошлом только по фильмам и книгам той поры, я бы тоже так думал. Но я жил в ту пору. Только, пожалуйста, не думайте, что я ненавистник всего советского. Например, советское шампанское - оно гораздо лучше всяких «асти», я всегда выбираю его. Так еще тогда повелось, когда никакого другого шампанского и в заводе не было. Мы слушали лозунг отечественной рекламы (была и такая) «советское - значит отличное», и творчески переделывали его в «советское - значит шампанское».

    Вообще, все эти разговоры о достоинствах и недостатках СССР бесконечно упираются в перечисление частностей: была везде колбаса по два-двадцать или не было в свободной продаже никакой, или все же была, но далеко не в свободной и такая, что лучше не надо? Так ответ на этот вопрос зависит только от одного: кем ты был в ту пору, где жил, к какой категории принадлежал. Для одних колбасы не было нигде и никакой, для других - навалом какой угодно и бесплатно, а прочим удавалось купить где-то какую-то когда-то, уж как повезет. И делать выводы на чьем-то частном примере нелепо.

    Но меня спросили не о колбасе (хотя к ней неизбежно сводится большинство таких разговорах), а о заповедях. В той дискуссии я сказал: нарушать их в советское время требовалось ежедневно, массово и организовано, а сегодня можно этого не делать. И если говорить не о «Кубанских казаках» или «Кавказской пленнице», а о реальной жизни, то, пожалуй, придется действительно пояснить, как и почему.

    Мы уже начали говорить о материальной стороне дела. В кино она для советского человека часто бывала неважна... но это означало лишь, что говорить о ней было не совсем удобно. Не меньше, чем теперь, требовались тогда людям еда, одежда, жилье и бытовые удобства, не меньше, чем теперь, желали они получить всё это как можно лучшего качества. Но иной была система распределения. Чтобы что-то получить, вовсе не обязательно было очень много работать или быть особо талантливым - все зависело в основном от допуска. Вспомним тот же «Гараж» Рязанова: казалось бы, умные и порядочные люди начинают делать друг другу страшные гадости просто потому, что гаражей на всех не хватило и нет никакого справедливого и простого способа их поделить.

    И так было всегда и везде, о чем бы ни шла речь: о пресловутой колбасе, о гаражах или о хороших книгах, о летнем отдыхе детей. Невозможно было просто взять и заработать денег, а потом пойти и купить нужное, или уж смириться сразу с тем, что денег на гараж не хватает, как теперь. Как в анекдоте: «в принципе всё есть, а в магазинах ничего», вот и с ранних лет дети приучались поклоняться импортным джинсам, машинкам, пластинкам, даже фантикам от жвачки - признакам красивой и обязательно заграничной жизни. Всё это требовалось «доставать», а значит - унижаться, зависеть от других людей (включая продавца или приемщика стеклотары), бесконечно завидовать и желать чужого...

    Чужого - потому что почти ничего не было своего. Государство распределяло квартиры, дачные участки, служебные машины, посты и статусы, которые обеспечивали допуск к продуктам и одежде - и по собственной прихоти отбирало всё это обратно. Люди привыкли жить в коммуналках, которые когда-то, до революции, были господскими квартирами, пользоваться купленной по случаю мебелью из чужих домов (распродажи после арестов?), «трофейными» предметами, которые вывезли из Европы в 1945-м. Привыкли собирать личный урожая на колхозных полях и таскать домой всё с работы, до гвоздя, до листочка бумаги - даже не потому, что жили слишком бедно, а потому, что само государство жило по единожды брошенному лозунгу «грабь награбленное» и не признавало самого понятия «частная собственность». Вот все и грабили, кто как мог.

    А главное, приходилось постоянно лгать. Еще в детском саду учили любить «дедушку Ленина» больше, чем маму; и так от горшка и до самого конца жизни оставалась одна правда для друзей на кухне, другая - для бесконечных октябрятских, пионерских, комсомольских, партийных, профсоюзных и прочих собраний, где никто, ни один оратор, не верил сам в то, что говорил, в чем якобы пытался убедить остальных. Сегодня такое тоже встречается - но теперь можно туда не ходить, а тогда, чтобы купить молчание, требовалось упасть на самое социальное дно, и не дауншифтером в Гоа, а дворником в ЖЭК, истопником в котельную, дояркой на ферму - и уже навсегда, до конца жизни. Вот таким еще было позволительно было отмалчиваться на собраниях, не проводить политинформаций, не сдавать всяких ленинских зачетов и экзаменов по научному атеизму.

    Об этом сегодня совсем редко вспоминают: советский строй был атеистическим. Ну как же, открыты были церкви, мечети, синагоги, священнослужители ездили даже на всякие зарубежные конгрессы в защиту мира (то есть против США и за СССР)... В этом, может быть, заключается самая страшная разновидность гонений. Государство всей своей пропагандистской мощью глумилось над религией, рисовало ее как занятие для неграмотных старух и жадных попов, пользующихся старушечьей дремучестью - и делало всё, что могло, чтобы вписать действительность в такую картинку. Священникам (кого утвердили - кандидатуры семинаристов тоже ведь «согласовывались») разрешалось совершать богослужения, беспартийным пенсионерам - их посещать. Всех остальных могли ожидать серьезные неприятности; если, к примеру, студент ВУЗа оказывался верующим - его, как правило, выгоняли, даже с последнего курса.

    Но главное, что категорически запрещалось о вере говорить. Книги и беседы о вере, даже кухонные - за всё это при известной настойчивости люди могли получить реальные срока заключения даже в позднебрежневскую пору. И одновременно иерархам на каждом шагу надо было рассказывать, что религия в СССР ничуть не притесняется, надо было украшать собой фасад и притом регулярно отчитываться перед властью и госбезопасностью в каждом своем шаге - как, впрочем, и всем, кто входил в тогдашний «средний класс», не говоря уже о высшем. И когда верить стало в 1988 разрешено, оказалось, что множество людей готово приходить в церковь, поститься и молиться, но совершенно не готово пытаться жить по Евангелию, даже не знают, что это такое и как это может быть. Сменить серп и молот на крест - это пожалуйста, а переменить сердце... Это что, это о чем?

    Только свободный человек может менять по собственной воле свою жизнь, но советский строй был обществом тотальной личной несвободы. За нас решали, что будем есть и носить, что будем говорить и даже думать. Так было на всех уровнях, и даже чем выше, тем меньше свободы: в моей школе в параллельном классе учился внук члена Политбюро (кстати, в последний раз, когда я его видел, он был видным чиновником в московском правительстве). Он жил при коммунизме, имел все «блага»: например, на метро ездил раза три в своей жизни, с классом на экскурсии. Но стоило ему влюбиться в дочку школьной медработницы из нашего класса... и оказалось, что им просто невозможно побыть наедине: каждый шаг маленького функционера был расписан заранее, и на выходе всегда его ждал охранник, слишком похожий на конвоира.

    Свобода - сложная штука. Порой очень хочется, чтобы кормили-поили, водили под охраной, предписывали, что говорить и что думать. Но, по русской пословице, «невольник - не богомольник». Нынешний наш общественный строй далек от идеального, в нем очень много порока, но он оставляет нам пространство личной свободы. Во множестве ежедневных наших выборов каждый из нас сам определяет, как ему поступать в рамках возможного, и это, пожалуй, единственное бесспорное достижение почти двух десятилетий постсоветской России. Если брать за пример Моисея и исход израильтян из Египта - нам долго еще странствовать по пустыне, пока не минует сорок лет, пока не избавимся мы от следов египетского рабства.

    В Египте, конечно, котлы мясные были очень даже большими, и запах от них шел манящий. Только мясо нам доставалось довольно паршивое, да и то не каждому. Возвращаться туда, жалеть об уходе - благодарю покорно. А шампанское, книги и фильмы - вот это наше навсегда, и люди, замечательные люди, наши родители, дедушки и бабушки, которые жили там наперекор всему. И, на самом деле, я уверен, что неделя жизни в реальном Советском Союзе стала бы самым действенным лекарством, которое у молодых наших современников любую ностальгию об этом строе отбило бы навсегда.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Геннадий, Минск24.01.2011 16:26 #
    Я бы здесь еще упомянул о том, что говорил на допросах свт. Лука (Войно-Ясенецкий): «Однажды ночью вызвали на допрос, продолжавшийся часа два. Его вел очень крупный чекист, который впоследствии занимал очень видную должность в московском ГПУ. Он допрашивал меня о моих политических взглядах и моем отношении к советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос ребром: так кто же вы — друг наш или враг наш? Я ответил: "И друг ваш и враг ваш, если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но вы воздвигли гонение на христианство, и потому, конечно, я не друг ваш".» http://www.librarium.orthodoxy.ru/jpsalvj.htm

    Не знаю, – некоторые люди, даже из православной среды, скептически относятся к подобным словам на предмет их искренности (и это наблюдается даже по отношению к таким людям с большой буквы, как, например, свт.Тихон (Белавин), Патр.Алексий (Симанский)). Мне же так абсолютно не кажется, – бывают моменты в жизни, когда такие люди доходят до определенной грани, за которой – грех, и за нее никогда не перешагивают. А что не грех, то не может считаться аморальным, – добродетель и грех определяют мораль как систему ценностей, а не наоборот, причем как добродетель так и грех могут совершаться как «деланием», так и «неделанием».

    В этой связи, как мне кажется, можно сказать так, что социальная идеология вменяемого периода советской власти вполне вписывается в христианское учение (и на те же фильмы, и всю, вообще «виртуальную действительность» советского времени, нужно смотреть не как на обман, а как на средства, с помощью которых людей предполагалось «сделать лучше», и в этом смысле они преследовали вполне позитивную цель). Ее беда в том, что она не достаточна ни как цель, ни как средство, и может служить только дополнением к главной цели жизни человека на земле – цели приготовления для жизни будущего века.
    А вот, в свою очередь, то понимание «свободы», которое предлагает и современная окружающая действительность, и некоторые люди из православной среды, не может, и как мне кажется, – не должно сосуществовать с христианским мировоззрением современного человека, претендующего на звание даже только «грамотного», не говоря уже о той же интеллигентности. Можно сказать и так, что советская окружающая действительность в совокупности со свободой религиозной жизни для духовного здоровья (не для желудка!) человека предпочтительнее, чем современная окружающая действительность с той же религиозной свободой.
    Некоторые говорят, что «та» окружающая действительность возможна была только с «тем» «подавляющим аппаратом». Мне кажется, что это мысль пустая, а любая юридическая система, без чего не может жить человек вследствие своего грехопадения, построена на принуждении, т.е. на «насилии» человеческой воли, и весь вопрос заключается только в том, что гордый человек такого насилия над собой терпеть не может. Ну а выход из такого «несоответствия интересов» каждый пусть ищет для себя сам.
    Думающий, Москва21.01.2011 23:35 #
    Автору:
    Ах, как же страдал бедный советский обыватель без американских джинсов и сорока сортов колбасы! А бедные советские студенты! (Надо полагать, что высшее образование удавалось получить только неверующим).
    В общем, Андрей Сергеевич, Вы в советское время закончили Университет, а теперь с таким восхищением говорите о наступившей "свободе", в которой бесплатна только порнография, а нормальное образование для многих недоступно. Впрочем, то что дается даром, часто не ценится.
    Геннадий, Минск14.10.2010 12:55 #
    На Бутовском полигоне одновременно расстреливали как священнослужителей, гражданских лиц, так и сотрудников самого НКВД. Это говорит о том, что в самой власти и партии шла жесткая борьба. В стране в самое первое время после переворота было Троцким организовано двоевластие, и эти две линии после смерти Ленина ожесточенно конкурировали и боролись друг с другом. Можно себе представить, какая обстановка была тогда, если сейчас, когда многие идеологемы перестали насильно навязывать простому обывателю, идеологическая экспансия и демагогия достигли такого результата, что люди перестали соображать, что ведет к выправлению ситуации, и мы практически 20 лет барахтаемся на одном месте, истощая себя. А что было тогда, когда лозунги октябрьского переворота были в самой своей силе?.. И вот на фоне такой борьбы Сталину приходилось выруливать государственный корабль, и чем закончилось это - мы все знаем, а именно: "Богоизбранным Вождем". Сталин боролся с воинствующим космополитизмом (по Троцкому - сионизмом), боролся за государственность, и именно за это сейчас посредством либеральной риторики его роль в истории огульно выставляют в непременно черном свете. Кроме того, Вера Еремина в своих лекциях, кажется по истории Русской Церкви в новейшее время, говорила о том, что в личной беседе, кажется, если не ошибаюсь, секретарь Патриархии при Патриархе Алексие I говорил ей, что Сталин причащался Святых Христовых Таин. Не доверять таким сведениям, как мне кажется, нет никаких причин. И хоть зам. главы ОВЦС иером.Филипп (Рябых) где-то и писал, что верить таким сведениям нет оснований, но раз он не привел никаких аргументов, относиться к такому предположению так же предоставлено только, как говориться, "на веру". Сталина не нужно идеализировать, но как мне кажется, не нужно его и огульно и однозначно клеймить.

    По поводу абортов, ситуация выглядит так же. "27 июня 1936 года постановлением ЦИК и СНК «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» аборты были ограничены. Аборт допускался в случаях, когда продолжение беременности представляло угрозу жизни или грозило тяжелым ущербом здоровью беременной женщины, или при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей". Понятно, что предыдущая не только анархия, но и сознательное растление населения (чего только стоит т.н. "половой коммунизм") не могли не привести к распущенности, которая не позволила запретительными мерами сразу искоренить порок, и аборты ушли в тень, приведя к повышенной смертности женщин. Так же и сейчас нравственность не потому не приходит в норму, что родители дескать из СССР, а потому, что молодежь сейчас получила так восхваляемую здесь "свободу", и вследствие идеологической экспансии потеряла уважение как к старшим, так и к отечественной традиции. Тогда многие в СССР не понимали сути и последствий аборта, и тогда гражданская власть сама не могла дать адекватного их понимания. Но теперь что мешает? Мешает разнузданность, произвол, которые и прячут у нас под названием "свободы".
    Алексей, Москва13.10.2010 22:03 #
    Вместо ответа L'Etranger'у: ВОСПОМИНАНИЯ Н. В. была смешливою моей подругой гимназической (в двадцатом она, эс-эр, погибла), вместе с ней мы, помню, шли весенним Петроградом в семнадцатом и встретили К. М., бегущего на частные уроки, он нравился нам взрослостью и тем, что беден был (повешен в Таганроге), а Надя Ц. ждала нас у ворот на Ковенском, откуда было близко до цирка Чинизелли, где в тот год шли митинги (погибла как троцкистка), тогда она дружила с Колей У., который не политику, а пенье любил (он в горло ранен был в Крыму, попал в Париж, погиб в Сопротивленье), нас Коля вместо митинга зазвал к себе домой, высокое на диво окно смотрело прямо на канал, сестра его (умершая от тифа) Ахматову читала наизусть, а Боря К. смешил нас до упаду, в глазах своих такую пряча грусть, как будто он предвидел смерть в блокаду, и до сих пор я помню тот закат, жемчужный блеск уснувшего квартала, потом за мной зашел мой старший брат (расстрелянный в тридцать седьмом), светало... А.Кушнер
    гость 1, Москва13.10.2010 0:43 #
    для L'Etranger:
    "3. Наконец, почему большевики за 20 лет сумели поднять народную нравственность "
    елки...Вы же вроде МГУ заканчивали...
    там мама с папой дореволюционные были, а сейчас мама с папой - советские...
    "1. Как человек ... Сталин может быть "врагом церкви"?"
    а как еще его называть? взять, хоть Бутово-за год, с июля 1937 – по август 1938 года, на полигоне было расстреляно 20765 человек. Из них около 1000, по материалам следственных дел, пострадали именно за верность Церкви, за веру.
    Как называется человек, во времена правления которого проявляются тысячи мучеников за Христа?
    Очень странно объяснять, что черное это черное, а белое это белое...




    Иван, Москва13.10.2010 0:24 #
    Ответ L'Etranger:
    1) По первому вопросу, на счет восстановления патриаршества. Первым патриархом в 20 веке стал ныне канонизированный патриарх Тихон, интронизация состоялась 21 ноября 1917 года. Уважаемый может быть просветит меня при чем тут Сталин? Сталин тут при том, что в 1943 году разрешил созвать Собор (не правда ли забавно, сначала не дать возможность собирать Собор, а потом вдруг разрешить), на котором был избран патриарх Сергий. Что-то в 21 веке ни к Путину, ни к Медведеву не обращались, чтобы избрать патриарха Кирилла.
    ____________________________________________________________________
    2) Вы читали все труды патриарха Пимена? Судя по предыдущему вопросу у меня большие сомнения в объективности или компетентнсти. Вы учитываете, что св. патриах Пимен был избран в 1971 году, когда не было ни Сталина с его конц лагерями и гонениями на церковь, ни Хрущева, который обещал показать последнего священника?
    ____________________________________________________________________
    3) На счет народной нравственности вы, похоже, не читаете предыдущих комментариев, с чем я вас в очередной раз поздравляю. Итак, господин L'Etranger не считает аборт чем-то аморальным.
    Советская власть была первой, легализовавшей аборты в XX веке. Во время революций (1917—1918) законодательно этот вопрос не был регламентирован, и женщин наказывали по законам военного времени. 18 ноября 1920 года Наркомздрав и Наркомюст издали совместное постановление «Об охране здоровья женщины», где провозглашались бесплатность и свободный характер абортов. Согласно официальной советской статистике, легализация значительно уменьшила смертность женщин от аборта: с 4 % до 0,28 %. - Аборт (прекращение беременности) — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание).
    А что касается вашего вопроса на тему удивления немецких войск на тему целомудрия советских пленниц, то неужели вам не ясна одна простая истина. Девушки, родившиеся в 1917 году и позже воспитывались родителями, жившие в эпоху царя и христианских ценностей. Маму, папу слушались больше, чем сейчас. А мам и пап учили бабушки и дедушки, для которых блуд был смертным грехом. Кто же из родителей будет воспитывать своих детей для вечной погибели? После того как человека в СССР лишили понимания, что блуд это грех пошло-поехало то, что мы видим сейчас, но не верующих, воцерковленных людей.
    Геннадий, Минск11.10.2010 16:36 #
    Давайте сначала попробуем сделать небольшую т.ск. "работу над ошибками", - просто уверен, что один из самых больших недочетов в даже построении своего личного мировоззрения – это "общие слова", слова, оторванные от действительности, слова непоследовательные, и, как следствие, алогичные. Во самых первых, и т.ск. вопиющих, - кто здесь "желает возвращения этого"? Совсем немного же "выше" было написано о том, что для каждого состояния общества Богом даются или попускаются свои конкретные и необходимые именно для данного конкретного случая обстоятельства. И на самом деле именно те, кто не хочет понимать всего произошедшего, не хочет думать о том, какую-же пользу имел в виду Господь, подавая то и иное обстоятельство, именно те и обрекают и себя, и им внимающих, на повторение подобных событий, только теперь уже в более "накрученном" варианте, что нам уже, как народу, вряд-ли перенести. Во-вторых, но не менее вопиющих, - как можно вообще человеку "оправдывать или не оправдывать" Божественный Промысл? Т.е. то, что Богом попускается уже независимо от человеческой воли? Для понимания смысла этих слов снова прошу вспомнить о пророках Иеремии или Иове. Аналогия ситуации, в которой оказались после свершения октябрьского переворота и народ России, и Патриарх Русской Церкви, с изнасилованием абсолютно некорректна. Не буду разбирать все звенья умственных построений логической цепочки, обозначу только ее, практически, конечный пункт, а именно слова Патриарха Тихона о том, что "по долгу своей пастырской совести" он "отныне советской власти не враг". Проследить весь путь алогичности подобного сопоставления предоставляю всем желающим поупражняться в мало-мальской логике. И пока остановлюсь на этом. О том, что "все это началось" не в советскую эпоху, а гораздо раньше, также уже было выше. Можно только попробовать как-то более раскрыть, что советская эпоха была призвана справляться с более простыми категориями, и в то время вопрос стоял так, что "не до жиру, быть бы живу". Проблема в духовной жизни народа России перед революцией была не только в общем упадке веры, о чем писал, например, свт. Игнатий (Брянчанинов), но и в том, что практически все благочестие "церковного народа" стало все более и более уходить во внешнее, "в обряд". Вот что писали в начале прошлого века в церковной литературе: "Едва ли кто решится утверждать, что в нашем светском обществе нет расположения к религиозной жизни. Храмы по праздникам почти всегда полны, да и по будням почти всегда бывают молящиеся. Умеют молиться горячо. Исповедуются искренно, горячо, со слезами. Некоторые часто причащаются. Интересуются религиозными вопросами. Большинство горячо стоит за строгое православие и осуждает всякия «ереси» и «новшества». Интересуются духовной литературой, жалуются на недостаток духовнаго чтения, и со вниманием следят за вновь выходящими духовными книгами; посещают духовныя лекции и беседы, ходят на «акафисты»; очень любят посещать святые обители и вспоминают о них; многие считают долгом посещать больных в госпиталях и помогать им, чем могут; другие посещают бедных, собирают для них пожертвования деньгами и вещами; в каждом номере газеты можно найти фамилии или инициалы жертвователей на больных и нуждающихся; ни один призыв не остается без ответа, всякая заявленная нужда сейчас же находит усердный отклик. Многие работают для детей, в колониях, в лагерях и т. д. Однако, наряду с этим, мы видим в том же обществе явления другого порядка—домашние неурядицы, сплетни, злословие, осуждение, вражду, злобу, ненависть, гордость, тщеславие и т. д.; утром горячо молятся в церкви, по выходе из храма злословят, осуждают, раздражаются, ссорятся, обманывают; вечером отправляются в кино, или еще куда; сегодня каются и плачут на исповеди, завтра снова злобствуют, ненавидят, лгут, клевещут. Не говорим уже о разных еще более темных сторонах личной, семейной и общественной жизни. Происходит какая-то черезполосица, какая-то неупорядоченность в нашей духовной и внешней жизни; религиозное, христианское начало не является руководящим двигателем жизни, а составляет лишь одно из явлений этой жизни, наряду с различными другими, даже темными и предосудительными, явлениями. Есть быт, в котором, несомненно, известное место занимает религиозная сторона, но нет христианской жизни как планомерно осуществляемой христианской задачи, как христианскаго ответственнаго служения Богу. От такого двойственнаго характера жизни предостерегает Господь Иисус Христос, когда говорит: «Не можете Богу работати и мамоне» (Мф. 6: 24), а у нас эта работа Богу и мамоне является обычным и привычным явлением нашей жизни. Как относиться к этому явлению? Нужно ли признать его неизбежною принадлежностью человеческой жизни и примириться с ним, или же надо видеть в нем зло нашей жизни, с которым надо бороться?" Не узнаем ли себя сейчас? Так как же надеемся на нашу сегодняшнюю "церковность"? Или кто-то считает, что сейчас у нас дела обстоят лучше, чем тогда? Но это только первая половина причины того, что произошло с нашей страной. Этим упадком веры и церковной "обрядовостью" наш народ только расслабился духовно, только утратил т.ск. православное чутье, по причине чего и не смог распознать надвигающуюся на государство и Церковь опасность, и более всего – на Церковь, потому что именно Православная Церковь есть та жемчужина, которую хранило и оберегало в себе Российское Государство. Не государство самоцель общественного устроения человеческого общежития, и хоть оно, повторюсь, и является в настоящую эпоху, по толкованию традиционных православных толкователей, тем "удерживающим", который сдерживает пришествие в мир хаоса, на волне которого собирается прийти в мир антихрист, но оно призвано оберегать порядок, как иерархию и здравомыслие, только с целью оберегать "зеницу этого ока" – Православную Церковь. Ведь всем должно быть понятно, что милосердный Господь не попустил бы отлучение основной массы народа от Церкви, если бы сложившееся положение можно было исправить без потрясений Церкви и государства. И я даже более скажу, - как мне кажется, попущения в государстве были направлены Божьим Промыслом именно на то, чтобы исправить Церковь, т.е. "русский церковный народ", и нужно сказать, - как пасомых, так и пастырей, что выявило в жизни Церкви самое ближайшее время после революции через отделение от нее т.н. "Живой Церкви", "церкви реформаторов и либералов". Расслабились, вот и прохлопали направление главного удара. Свт. Феофан Затворник писал: "Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется... Завязли, в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим; и серцем не разумеем...". И все это сейчас только прогрессирует, и надо сказать, что сейчас уже безо всякого стеснения, практически одним напором без "заморачивания" на обсуждение, продолжается не только идеологической экспансией, но и очевидными прямыми действиями. Если сказать немного о современном состоянии западного общества, то оно хорошо проанализировано в книге П.Бьюкенена, бывшего американского сенатора, "Смерть Запада", она есть в инете, если кто еще не читал, я бы порекомендовал. Еще раз хочется акцентировать внимание на неправости, именно с православно-богословской точки зрения, подхода к попущению Богом советской власти, установившейся усилиями Сталина (и здесь тоже повторюсь – не троцкистской, т.е не власти Интернационала и космополитизма, - Троцкий: "Мы должны превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми, которой мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, и не белая, а красная, ибо мы прольем такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн. Крупные банкиры из-за океана будут работать в тесном контакте с нами. Если мы выиграем Революцию, раздавим Россию, то на погребенных обломках укрепим власть сионизма и станем такой силой, перед которой весь мир опустится на колени. Мы покажем, что такое настоящая власть! Путем террора, кровавых бань мы доведем русскую интеллигенцию до полного отупения, до идиотизма, до животного состояния..."), как к "бессмысленному безобразию" или даже только "наказанию". Такой подход к Промыслу Божию о спасении человечества свойственен, например, миру католическому, излагающему Божий Промысл в понятиях скорее юридических (что, кстати, несколько свидетельствует об общем мировоззрении автора аналогии попущения советской власти с явным уголовным преступлением). В Православии Промысл Божий о человечестве имеет не только "наказующе-вразумительный" характер, но и одновременно "промыслительно-исправительный", как для складывающихся, в результате "творчества" людей, ситуаций, так и для нравственного состояния какого-либо народа в целом и каждого конкретного человека в отдельности. Господь всегда попускаемыми Им скорбями имеет целью не наказать, но исправить, вразумить, исправить путь наш перед Ним, хоть часто нам и бывает от этого "больно". Кстати, о монахине Нине (Крыгиной). В своих беседах она, как-то, обрисовывая наше современное состояние, уже как некий вывод, как вздох души, произнесла: "ведь наших бьют!" Произнесла, возможно, с пожеланием того, чтобы нам действительно перестать пребывать в таком отвлеченно-мечтательном состоянии, размышляя о неких философских "свободах", и вернуться к реальной жизни, чтобы увидеть, что пока есть бомжующие дети. тем более - в вымирающей стране, наши отвлеченно-мечтательные представления о нашей личной свободе в реальной жизни не стоят ломаного гроша. И, как на мой взгляд, ни в какой Рай такая "освободившаяся" от обязательств перед обществом (но в то же время живущая в нем, и пользующаяся его услугами) душа никогда не попадет. Иногда мне кажется, что мы сейчас живем в каком-то "зазеркалье", - нам в неких "правильных" словах навязаны какие-то иррациональные вещи, а мы, как, простите, бестолковые, все чему-то поддакиваем, все сочувствуем каким-то внедренным в наше сознание иррациональным идеям, которые на деле, в реальной жизни, нас просто убивают. Теперь о т.ск. "внешней практике". Чтобы понять, что нужно делать, в первую очередь нужно понять что происходит, иначе никакие "походы во власть" ни к чему толковому не приведут, и никакой бизнес ничего кардинально не изменит. Есть мнение, что по психологическим особенностям женский ум к аналитике, т.е. т.ск. к "вертикали" и глубине мышления приспособлен менее, чем мужской. Не буду рассуждать на эту тему, скажу только, что, как на мой взгляд, женский ум хорошо приспособлен к систематизации, для чего женский ум пользуется не только признаками понятий на уровне логическом, но и признаками, общность которых "чувствует" женская интуиция. Это т.ск. как некоторое предисловие, но сказать в данном случае хочу о работах Татьяны Грачевой (http://lib.rus.ec/a/48338) "Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы" и "Святая Русь против Хазарии". Раз уже мужики, вместо того, чтобы защищать интересы хотя бы детей, защищают в ущерб им интересы своей личной "свободы", то уже женщинам приходится писать и публиковать такие книги. P.S. Мне кажется такая ситуация в немалой степени складывается потому, что мужики в нашем сегодняшнем Отечестве становятся просто инфантильными, и, как кто-то сказал, "обабились". Может все-таки начнем взрослеть, мужать, и постараемся выжить?
    L'Etranger, Москва11.10.2010 16:21 #
    Обращаюсь ко всей ретивой антисоветской фракции в церкви,дополнивших Символ Веры Халкидонского собора по своему суетному и страстному разумению, ответить просто и ясно на три вопроса: 1. Как человек восстановивший патриаршество, отмененное Петром Великим, т.е. Сталин может быть "врагом церкви"? 2. Почему великий патриарх Пимен почти за 30 лет своего служения ни тайно, ни явно не обличил советскую власть? Не из страха же он молчал, как полагают судящие других по себе? 3. Наконец, почему большевики за 20 лет сумели поднять народную нравственность (для сведения всех девиц перед отправкой в фашисткую Германию врачи оматривали. Было обнаружено, что 90 проц. из них девственницы; когда об этом доложили одному из нацистких бонз, он с сожалением изрек, что такой народ победить нельзя),Ю а нынешние светские и церковные власти никик не могут остановить растление молодежи? Прошу господ оппонентов отвечать только по существу дела без лозунгов и заклинаний!
    гость9.10.2010 17:04 #
    Еще стоит вспомнить, что «христианская по содержанию власть» была первой в мире, санкционировавшей убийства нерожденных детей. В одном 1964 г. их было 5,6 миллиона – это половина населения Москвы! То, что и сейчас Россия является одной из ведущих стран мира по количеству абортов, есть прямое следствие советской эпохи. Пока этот кошмар будет продолжаться, о каком духовном возрождении нации может идти речь?
    Иван, Москва8.10.2010 23:15 #
    Геннадий, Не могу не согласиться с вами, что падение Российской империи и становление СССР есть попустительство злым людям творить злые дела, так как свобода любого человека не ограничивается. Убийце попускается убивать, мучителю мучить. Радоваться тому, что пришли коммунисты, убившие царя и его семью, гражданской войне, голоду на Украине по меньшей мере дико. Оправдывать это и желать возвращения этого под предлогом, что у нас сейчас журналы всякие печатаются, образование становится хуже, медицина деградирует по меньшей мере дико. 1) С таким же успехом можно радоваться тому, что кого-то избивают или насилуют в подворотне. Да, да, все верно: шла поздно домой одна, одета мини юбка, пускай насилуют, вмешиваться не буду, а порадуюсь, ведь попускается это, значит полезно, спасительно, в дело спасения вмешиваться не стоит. А теперь проведите параллель с ситуацией, когда вы рядом с этой подворотней и тем, что было в СССР. 2) Как бы вы поступили на месте патриарха в СССР, у которого с одной стороны ответственность за церковь, за паству, которую надо постараться всеми силами сохранить в то время, когда рушат, расстреливают все и вся, а с другой стороны понимая, что ты в этом государстве никто. Захотят расстреляют, захотят обманут: за границу не уедешь, в суд не подашь. Как поступить, что сказать, чтобы народ успокоить, чтобы народ не впал в уныние и чтобы тебя с остальными не выкорчевали с корнем? Или может быть вы думаете, что патриарх каждый день служил благодарственный молебен: Благодарю Тебя Боже, что ты нам послал раба твоего Иосифа, который пытками, муками, отречениями, предательством народ твой в рай привел... ------------------------------------------------------------------ 1) Геннадий, вы пишите: "...распаду страны, ее разграблению, обнищанию населения, запуском процесса его разложения и вымирания". То же самое было с приходом советской власти: церкви разграбили, золото иконы продавали за границу; работавших в поте лица своего людей раскулачивали (мои деды и прадеды честно трудились), у моей жены прадеда раскулачили и отправили с 6 детьми и 2 мешками муки отправили на телеге с Украины в Сибирь. Есть монахиня Нина Крыгина, у которой есть интересные лекции на тему семьи. Послушайте ее и узнаете, что хорошего сделало СССР для развала традиционной семьи. 2) Вы пишите: "...Давайте посмотрим на плоды. Нет, не на плоды христианского учения, а на плоды того, как мы им пользовались, и что и как мы натворили." Далее вы пишете про детей у метро, про журналы, которые вас так напугали и т.п. Не знаю как вы, но я не участвую в издании журналов, не помещаю там рекламу, не поддерживаю их. А плоды есть, У ОСТАЛЬНЫХ и МЕНЯ СЕЙЧАС ЕСТЬ СВОБОДА ВЫБОРА: не читаю журнал, который вас так напугал - это мне плюс, борясь с таким журналом сообща - это наш плюс. А когда я не читаю журнал или не веду себя так, как очень хочется лишь потому, что штраф большой (как в США) или уголовное наказание, то какой мой плюс? За меня все решили, но это не гарантия, что, если государство меня от журналов и всякого разврата защитит, то я прямиком в рай попаду. Удобно, конечно, когда государство запрещает "плохие журналы", "плохую музыку" и т.д. Но железный занавес упал и пошел, как вы написали, грабеж, падение нравов и вся прочая мерзость. В этом виновато не государство, а папа и мама, которые не привили ребенку вкус к хорошему и доброму, виноваты мы с вами, что сидим мечтаем о том, как раньше было хорошо, но в правительство, в президетны, в бизнес не идем. Но прививать хорошее надо не одним лишь запрещением, штрафами, а запрещение + разъяснение и привитие истинного и вечного. Последнего не было в СССР. Еще раз прошу открыть глаза и увидеть, что вся та мерзость, которая сейчас есть берет корни из СССР: государство не ставило целью прививать людям Вечное и Хорошее правильными путями. Вечное и Хорошее прививается через покаяние, что значит исправление каждым человеком своей жизни, внутреннего желания и шагов в сторону изменения в лучшую сторону. А покаяние возможно с помощью проповеди Истины Христовой, через Церковь, через РЕГУЛЯРНОЕ Общение с Богом через таинства. 3) Геннадий, предлагаю вам провести над собой эксперимент. Не ходить в церковь 2-3 месяца, не думать о духовном, о покаянии, забыть про утреннее и вечернее правило, забыть про таинства и молитву. Тем самым вы приблизите себя к рядовому советскому человеку, его жизни. Напишите потом, как вам удавалось оставаться Человеком.
    Геннадий, Минск7.10.2010 14:52 #
    Где-то в комментариях к одной из статей "про Сталина" уже был призыв т.ск. кому-нибудь самому окунуться в то время, чтобы т.ск. "на своей шкуре" попробовать "всю радость" сталинской эпохи. На это хочется сказать вот что: такие призывы совершенно оторваны от действительности, они приглашают понести чужой крест, что конечно же и не промыслительно и не спасительно, – для личного спасения каждый несет свой, вверенный ему Господом, крест, это одно, и второе – для каждой эпохи, для каждого состояния общества – свои промыслительные события в мире, и это касается всех сторон человеческой жизни. Ведь все "в принципе", особенно когда это какие-то отвлеченные разговоры, т.е. разговоры не о самом себе, соглашаются с народной мудростью о том, что народ имеет такого правителя, которого заслуживает, что я бы немного переделал в "каждый народ имеет таких правителей, которые ему полезны для спасения", – ведь Господь не оставляет никого, и то, что по временам как отдельным людям, так и целым народам нужны и радости и скорби, – это только внешние обстоятельства, ведущие нас к одной промыслительной цели, которую осуществляет Господь Вседержитель во всем мире, – и для всех народов, и для каждого отдельного человека. При одном условии – что люди принимают это без ропота, что позволяет им трезво их оценивать в плане Божьего Промысла, делать верные выводы, и как результат – созидать и спасаться. Меня никто не уверит, что например перемена мнения свт.Тихона о сосуществовании с советской властью была следствием физического воздействия на него в заключении. Это было сопутствующее обстоятельсво, но причина не в нем, а в том, как мне кажется, что свт.Тихон понял, что советская власть – это Божье попущение, которое было попущено русскому народу, как вавилонский плен израильскому, и значит пришло время смириться перед Десницей Божьей. В том же контексте нужно смотреть и на Декларацию митр.Сергия Страгородского, – многие современные христианские учители отмечают богословкую грамотность и мудрость митр.Сергия, что как мне кажется, напрочь отметает возможность т.ск. "упрощения ситуации" митр.Сергием, или тем более то, что он "сломался". Нет, митр.Сергий был действительно грамотным и мудрым, и выразил словами о советской власти, "радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи", мысль о том, что данный ход исторических событий – это действительно Промысл Божий, не оставивший Россию до конца, но ведущий ее к радости вечной (и кстати нужно отметить время выхода Декларации – 29 июля 1927 г, это время опалы Троцкого и всей его космополитической деятельности, – в 1926 г. выведен из состава политбюро ЦК, в ноябре 1927 г. исключён из ВКП(б) и в этом же году выслан в Алма-Ату, – и утверждение Сталиным государственнического курса развития страны.) Этой же темы касаются и слова Патриарха Алексия I о "Богоизбранном Вожде". Это были люди орлиного полета, и нам конечно нужно не смущаться, и не прятать глаза от таких их слов, а духовным трудом своей души стараться понять их, и им следовать. Хочется и мне немного сказать и о той свободе, о которой здесь упоминалось, – ведь действительно, та свобода, которую принес Спаситель на Землю, после грехопадения человека только стяжается, и более того, – стяжается именно, в идеальном случае – самоограничением ("томлю томящего меня"), а когда этого нет, то попущениями Благого Господа других промыслительных средств и обстоятельств, – только наша вина, что "точить вино умиления" мы часто можем только в "точиле гнева Божия". А та свобода, которая стала следствием резкого падения коммунистического режима в результате неразумных действий властей и вошла в наше общество без должной подготовки, привела к известным результатам, – распаду страны, ее разграблению, обнищанию населения, запуском процесса его разложения и вымирания. Кто-то скажет, что ведь и появилась свобода проповеди о Христе! На это можно сказать, что всякое дерево познается по его плоду. Давайте посмотрим на плоды. Нет, не на плоды христианского учения, а на плоды того, как мы им пользовались, и что и как мы натворили. Для этого сейчас вполне достаточно выйти на улицу, посмотреть на бомжующих у метро детей (в Минске такого нет, но я бывал и в России, которая, надо сказать, несет на себе основную тяжесть случившегося, и в Москве, общался с россиянами, рассказывающими о "подставных детях в инвалидных креслах", которые собирают дань непонятно кому, и т.п.), потом можно подойти к любому киоску, и купить там яркий молодежный журнал, ориентированный на подростков 12-14 лет, и почитать там о том, как очередной молодежный кумир разлагольствует в интервью журналу о том, что молодым девочкам, если их мальчики еще стесняются предложить им оральный секс, то девочкам нужно самим сказать своим мальчикам, что как же можно в наше время жить без орального секса (это наблюдалось уже у нас, в Беларуси). И нужно ведь сказать, что совсем неудивительно, что государственные власти, даже те из них, что был настроен вменяемо и конструктивно по отношению к своей Родине, оказались слепы, и как результат – не готовы к такому развитию событий, ведь просвещение приходит только от Бога, а к богообщению очень мало кто из них стремился. В результате мы все стали заложниками своего неразумия, истоки которого нужно искать не в сталинской эпохе, а гораздо раньше, а именно в то время, когда например прав. Иоанн Кронштадский призывал на своих проповедях народ одуматься, вернуться к вере и к нашим веками освященным традициям, как по отношению к себе, так и по отношению к обществу, его строю и порядку. Давайте посмотрим и на наши деяния в мире церковном, религиозном. Ведь не секрет, что сразу после открытия храмов и возможности приходить в храм Божий, туда просто ринулись огромные толпы наших соотечественников и крестились, что назвали "вторым крещением Руси", но вот весь вопрос в том, сколько их в храмах осталось? Конечно, огромный процент такого результата в том, что люди тогда просто еще не понимали, что крестясь, человек становится на путь распятия своего ветхого человека со страстьми и похотьми, и живая действительность т.ск. окатила тот первый порыв людей, но нельзя не сказать и о том, если мы хотим быть честными прежде всего сами с собой, и о другой стороне такого результата, а именно о неготовности самой нашей Церкви, т.е. и многих пастырей, и подавляющего большинства воцерковленных христиан, и к свидетельству о Христе и христианстве, и к действенному руководству новоначальных. Однажды, когда в очередной раз к прп.Серафиму Вырицкому пришел "сотрудник из органов" чтобы его арестовать, то прп.Серафим произвел на него такое впечатление, что "сотрудник" произнес: если бы все попы были такими, то мы бы все были верующими. Об этом всем нам тоже нужно серьезно подумать. Действительно, чтобы "почитать" Священное Писание, его вряд-ли можно было где-то приобрести в советское время, потому что только горячее желание его иметь вдохновляло его переписывать у тех, кто его имел, как и святоотеческую литературу, – тогда и не "почитывали" их, как и сейчас мы часто делаем, а им внимали. Можно конечно возразить, что чтобы уверовать, необходимо сначала услышать, но ведь, во-первых, Господь не попустил разрыва традиции, и жившие до революции люди дожили до падения коммунистического режима, и имели возможность, для действительно нуждающихся, свидетельствовать об Истине во Христе (как-то смотрел фильм о Серафимо-Дивеевской обители, кажется "Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском", где молодой монахине тех времен дали свечу с пророчеством о том, что она будет зажжена во вновь восстановленной обители), и во-вторых, – явная проповедь о Христе Спасителе в духовной жизни человека может быть только т.ск. заключительным аккордом в ее принципиальном становлении, для чего бывает необходима вера в добро и искренне желание обрести Истину, а не просто о ней "почитать", – примеров таких сколько угодно: св.влкм. Варвара, Евангельский евнух, "трудящийся" язычник из жития прп. Макария Великого... Вот именно для стяжания нашими соотечественниками "голубиной простоты", которой обладали простые рыбаки-будущие апостолы, чтобы засеял в их простые бесхитростные души Господь семя правой веры, и была, как мне кажется, попущена Господом "советская эпоха", и если мы будем ее воспринимать только как "безобразие" и "наказание", а не как форму вразумления, значит для нас все было бессмысленно, значит мы просто обречены. "Куда еще вас бить, чтобы вы опомнились? Нет уже на вас живого места…", – дословно сейчас не скажу, но как-то так взывал ветхозаветный пророк к народу Израиля. Мы сейчас не имеем такого духовно-исторического пространства, чтобы надеяться на время и "авось", на то, что Господь нас, "богоизбранную Русь", выведет "по-любому", – это было бы и неверно духовно, и к тому же, – как просто вопиет сейчас окружающая действительность, – история подходит к своему концу, по крайней мере – та история, которая нас окружает. Но мне кажется что мы еще в состоянии написать для нее счастливый конец. Сейчас нужен прежде всего труд всех и каждого из нас, и труд прежде всего внутренний, чтобы было чем продвигать труд внешний. И тогда уже – свобода! Свобода без греха.
    Алексей, Москва7.10.2010 10:32 #
    По поводу "христианских по духу" мыслей Артёма из Иркутска тоже позвольте усомниться. Христос нигде не учил нас делить людей на "крупных" и "маленьких" и презрительно относиться к последним. Это категории скорее уж ницшеанские. Пренебрежительное отношение Артёма к свободе также трудно вывести из христианства, так как это слово часто звучит в Новом Завете и обозначает большую ценность: "Где Дух Господень - там свобода", "И узнаете истину, и истина освободит вас", "Стойте в свободе, которую вам даровал Христос". Можно, конечно, сказать, что речь там о "другой" свободе, но это будет предмет для серьёзного (и полезного!) обсуждения, а не перебранки на форуме. К "толпе" Христос также никогда не обращался, а всегда к личностям (образам Божьим, кстати!). Идеи Личности и Свободы сформировались в европейской культуре под прямым воздействием христианства. И если нам не нравится, как эти понятия используются в нынешнем либерализме (мне тоже не нравится!), то это никак не повод отрицать их в принципе.
    Иван, Москва6.10.2010 19:35 #
    Андрей, спасибо за статью. "Задумайтесь, что Вы делаете не так! Отвергните обычную в интеллигентской среде гордыню ЛИЧНОГО МНЕНИЯ и посмотрите правде в лицо: за право ругать правительство в газетах и журналах и возможность читать экзистенциалистов и прочую галиматью Вы способствовали разрушению Отечества. Разве это по-хритсиански?" Главный приз достается L-Etranger из города Москвы за его сравнение Священного Писания, трудов святых с галиматьей. Может быть вы подскажите, где я в советское время я мог приобрести Священное писание или хотя бы молитвослов, не говоря уже о всем остальном? Сейчас всего в достатке и я могу совершенно спокойно сказать, где это почитать или купить - ул. Никитская, дом 1, 1-й этаж. Вещи очевидные, но почему-то пишущие тут об этом не помнят, не хотят помнить или считают это мелочью. Тут же придется ответить вопросом на вопросы: 1) На сколько согласуется с христианством в эпоху СССР отсутствие по указке и политике СССР самых важных книг рекомендованных христианину для ежедневного чтения? 2) На сколько согласуется с христианством: 2.1) Закрытие церквей; 2.2) Расстрел или лагерь для священно и церковно служителей. Если кто-то скажет, что лагерь/тюрьма только делает человека сильным и укрепляет в вере, то пусть теоритики попробуют на своей шкуре, а потом словоблудничают; Христиане, ау!? На службу в день Собора святых новомучеников и исповедников Российских ходим или это никакой не праздник? А может быть мало расстреляли? Ну, тогда кто первым готов пожервтовать свой женой, любимой, другом, папой или мамой, дедушкой или бабушкой, чтоб уж точно мученкиов стало еще больше. Или лучше самому по приказу начальника пойти и пытать/расстреливать, чтоб уж точно наверняка знать кого прославлять, а кто легко отделался и случайно попал в список? 2.3) Изъятие и запрещение духовное литературы; 2.4) Доносы и клевета на ближнего. 2.5) Создание культа личности Ленина, личности Сталина: песни, книги, название улиц, памятники в городах и селах. 2.6) Мумификация и выставление на всеобщее обозрение трупа Ленина. Просьба не путать только труп Ленина с мощами святых людей. 2.7) Какой процент населения после открытия храмов учится христианской жизни, ходит в храмы, а не просто называют себя христианами и почему столько, а не все? ... список можно продолжать. Со вторым местом также поздравляем L' Etranger с другом за высказывание: "советская власть была христианской по содержанию, но атеистической по форме; нынешняя же наоборот." Нынешняя власть в лице своих представителей родилась и воспитывалась в СССР. Если мы о нынешней власти говорим, что она какая-то не такая (согласен полностью, что могла бы и хотелось, чтобы была еще лучше), то не надо быть гением, чтобы задать несколько вопросов и ответить на них: 1) Где родился человек из нынешней власти? В СССР, те кто 1992 года рождения еще не подросли до нее. 2) Кем воспитывался человек? Родителями, которые выросли в СССР, школой и окрудающими людьми из СССР! Почему меньшинство из тех, кто приходит к власти, будучи по вашему утверждению христианами, в полной мере исполняет заповедь о любви к ближнему? Ведь по вашему же утверждлению люди должны быть наскозь пронизаные христианским духом или, как вы говорите, содержанием, полученным в СССР? Дерево узнается по плодам, плоды перед нами и мы плюемся. Тогда уж извольте плеваться в СССР или кланяться ей в ноги за тех, кого взрастила и вскормила. Рекомендую сторонникам жития в СССР оторваться от компьютера и найти священнков, монахов, которые начинали свой духовный и церковный путь в СССР и поговорить с ними о советской власи и о том, как жилось в то время и хотели бы они вернуть то время.
    L-Etranger, Москва6.10.2010 13:51 #
    Уважаемые госпожа Лученко и господин Десницкий!

    Вам следует глубоко осмыслить тот факт, что народ в оценке советсткой эпохи в еорне не согласен с Вами и с депатраментом господина Легойды, подменяющим Веру Христову антисоветско-либеральным катехизисом.

    Задумайтесь, что Вы делаете не так! Отвергните обычную в интеллигентской среде гордыню ЛИЧНОГО МНЕНИЯ и посмотрите правде в лицо: за право ругать правительство в газетах и журналах и возможность читать экзистенциалистов и прочую галиматью Вы способствовали разрушению Отечества. Разве это по-хритсиански?

    Согласен с уважаемым Борисом: я учился в обычной школе и ходил в обычный детский сад. Нмчего из "ужасов", описанных господином Десницким не помню! Или он учился в особой школе или не отличает собственного вымысла от реальности, что, впрочем, обычная вещь для господ сочинителей.

    Геннадий и Артем точны и глубоки в своих выводах и самое важное, что их слова христианские не по букве, как в редакции, а по духу. Вот Вам готовые авторы, чтобы повысить качество публикуемых статей.

    А Вашими словами, уважаемый батюшка Максим, весьма удивлен! Неужели Вы полагаете, что "свобода информации" - необходимое условие для стяжания христианских добродетелей. Какая свобода информации была, например, при крещении Руси равноапостольным князем Владимиром? Он что устраивал толерантные диспуты для народа?
    Геннадий, Минск5.10.2010 17:33 #
    Хочется сказать, что правда, наверное, где-то посредине, и пока еще где-то в недрах нашей души и нашего сознания.) Но действительно очень хорошо, что мы ее стараемся из себя родить. Как мне кажется, ценность советской эпохи (не троцкистской!) в том, что Господь отсек от простого человека, кем стало подавляющее большинство страны, все внешнее, чем люди получили возможность увидеть и начать ощущать себя как человека с позиции самых человеческих начал, с простоты, люди были Божьим Промыслом поставлены в такие условия, что получили возможность строить свои межчеловеческие отношения с самых простейших начал – сочувствия, взаимовыручки и т.п., и искажения человеческой сути были явны для всех. Массовая советская идеология была настолько бедна душевно и даже интеллектуально, что люди, в первую очередь конечно взлослые, получили возможность, и главное - необходимость, вырабатывать свою собственную личную идеологию жизни, чем был дан советскому человеку, т.е. жившему в советское время, мощнейший толчек для анализа и самоанализа. Отсюда такие пронзительные песни с христианкой сутью, как например из кинофильма "17 мгновений весны" "Я прошу, хоть ненадолго...", - вы же почитайте ее текст, это же настоящие чувства настоящей человеческой души в ее лучших устремлениях! И примеров таких песен можно много привести. Это о чем говорит? Что простая человеческая душа ожила, что она рождала искренние чувства, и выражала их не в каких-то штампованных формулировках, которые хотим мы того или не хотим, но живя в какой-то традиции все-таки часто усваиваем (что, конечно, говорит не о качестве самих формулировок, а скорее о нашей способности себя контролировать), а в своих собственных словах и предложениях.
    Многие православные пастыри перед революцией говорили об общем упадке веры. Причину этого упадка также называли, например, свт.Феофан Затворник, прав.Иоанн Кронштадский… В результате этого упадка наш человек начал вбирать в себя мертвящее мировоззрение материализма, и вера уходила только во внешнюю форму. Снаружи все было замечательно, а внутри мертвело. Вот и тюкнул Господь по этой внешней форме, и главное – вовремя тюкнул! Пока еще не все омертвело и окаменело, и слава Ему за это, и трижды слава! Было тяжко без "Иерусалима", но только наша в том вина, что ценить его мы часто начинаем только в изгнании.
    Не все однозначно, это точно, но мне кажется, что мы способны открывать в том, что с нами случилось все новые и новые смыслы, была бы только на это наша добрая и деятельная воля.
    Борис, Москва4.10.2010 16:52 #
    Дорогой Алексей, в качестве "отступного" перед уходом с форума: http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=3305&Itemid=35
    Всех благ. Борис Утробин
    Артем Ермаков, Иркутск3.10.2010 15:44 #
    ----Пространства для личного мнения, для личного опыта, для личной свободы в такой картине мира просто НЕТ.--- А в Царстве Божием оно есть, это пространство? И зачем оно там нужно? Оно и здесь-то нужно лишь для того, чтобы опровергать общественную ложь Божьей правдой. Но ведь Божьей, а не какой-то там "личной"! Советский атеизм - это, разумеется, мерзость. Но "несвобода"?.. За то же самое упрекают сейчас и Российскую Империю, и Византию... Мол, маленький человек был лишен права высказывать и печатать свои мелкие мысли. А то накажут. Подумаешь, какая трагедь... Потому что человека, действительно, крупного страх наказания никогда не остановит. Он свободен в любой ситуации сказать все, что считает важным, и свободно заплатить за это частью своей жизни или жизнью целиком. Именно такая готовность и делает любую мысль ценной. А голоса немногих свободных и смелых исповедников правды звучат через века громче "свободного" бормотанья толпы. И то, что сейчас можно говорить, что угодно, и ничем не расплачиваться за это, - яркий признак общей деградации, Божье наказание, а никакое не "величайшее благо". Перечитайте Константина Леонтьева и Константина Победоносцева, господа, прежде чем повторять расхожие либеральные глупости.
    Андрей Десницкий, Москва2.10.2010 12:04 #
    Спасибо за отзывы - раз они есть, значит, писал не зря. Отвечать по существу пока не на что - у всех свои представления, оспорить чужой опыт невозможно, переубедить, как правило, тоже. Обращу только внимание, что для части моих оппонентов я "ничего не понял в той эпохе", "христианской по содержанию". Возможно, у нас были очень, ОЧЕНЬ разные эпохи: кто в какой семье и в каком городе или селе вырос. Но дело даже не в этом. Характерно, что для этих людей у той эпохи было некое единственно правильное содержание, некий великий смысл, который можно правильно понять, как политику партии - или не понять, и тогда ты или враг, или глупец. Пространства для личного мнения, для личного опыта, для личной свободы в такой картине мира просто НЕТ. И при таком подходе логично любить СССР, даже не брежневский, а лучше всего сталинский, как наиболее чистый и незамутненный вариант. Остальное (как это, например, страна ГУЛАГа объявляется "христианской по сути") - уже словесная оболочка. Тут первична тоска по великой правильной идее, которую все должны понимать правильно, и правильно по ней действовать, а не то... И не дай Бог, чтобы такая тоска называлась у наших внуков "Православием".
    Алексей, Москва1.10.2010 19:54 #
    "В нашей московской спецшколе" - это хорошо звучит! И сколько тех школ было? Вы ещё расскажите, что во Вторую школу приглашали полузапрещённых авторов - только не забудьте рассказать, как потом всех разогнали. Если Вы, Борис, в отличие от автора, в той эпохе всё поняли, так объясните нам, глупым. Парой высокомерных реплик тут не обойтись.
    Борис, Москва1.10.2010 10:48 #
    Дорогой Андрей, спасибо за совет- прочитал и эту вашу статью. Жаль напрасно потраченных минут. Хоть вы и жили в ту эпоху, но ничего в ней не поняли. А свели все к шампанскому и колбасе. Как и принято в определенных московских либеральных кругах. Статья ни о чем. Так, для красного словца- поток неудовлетворенного сознания. Самое интересное, что подобный тип сознания не может быть удовлетворен в принципе. Вспоминается пародист Иванов : "Не писал стихов, и не пиши..." Уж простите за откровенность. Любая публикация имеет цель. Цель воздействия на аудиторию. Какую цель имеет эта ваша публикация? Впрочем, она хороша тем, что может заставить задуматься тех из нынешнего пополения, не имеющих личного опыта жизни в 60-е, 70-е и т.д., т.е. во времена наличия шампанского и отсутствия изобилия колбасы, кто не поверит вам, и станет изучать ушедшую эпоху углубленно и серьезно. Кстати, так- в качестве заметки на полях - не помню, чтобы в нашей московской спецшколе нас заставляли учить топики, которые учили вы про комсомол. Не было такого. Учили наизусть Шекспира, Сомерсета Моэма, учили топики о жизни в Лондоне - может, вы передергиваете и акцентируете внимание аудитории исключительно на том, что позволяет вам нагромождать ваши либеральные построения? Всего вам доброго, творческих успехов. Борис Утробин
    Иеродиакон Максим, Москва30.09.2010 23:04 #
    Уважаемый Андрей Десницкий!
    Как здорово вы всё это описали - с болью вспоминаю это пожизненное унижение моих родителей, которым вечно приходилось мучительно "доставать" уже давным-давно честно заработанные квалифицированным трудом вещи - от куска еды в холодильнике до книжки на полке.
    Но мне хотелось бы сказать сейчас о другом. Самая загадочная для меня вещь - массовая советская ностальгия у людей верующих. И не только у них, но также у людей культуры, людей интеллектуального труда - вообще всех, для кого важна "сфера идеального", а значит, жизненно необходимы свобода мысли, свобода совести и свобода информации - свободы, ежечасно и ежесекундно попиравшиеся в Советском Союзе. Человек работавший со словом, с информацией, самим родом своей деятельности или зовом сердечным призванный к поиску истины - фигура в СССР всегда либо трагическая, либо жалкая.
    Миллионы наших соотечественников "не заметили" СВОБОДЫ - величайшего блага, какое только может быть даровано человеку разумному, сотворённому по образу Божию...
    Как хотелось бы дожить до того времени, когда в нашей стране массовым сознанием вопрос "а вы хотели бы вернуться в Советский Союз?" воспринимался бы как оскорбительный, как косвенное предположение о наличии рабской ментальности и собеседника!
    Алексей, Москва30.09.2010 22:42 #
    "Советская власть была христианской по содержанию, но атеистической по форме"... Сказано красиво, но совершенно непонятно - в чём же её христианское содержание проявлялось? В гражданской ли войне? В расстрелах ли в Петропавловке, жертв которых до сих пор не похоронили? В отказе ли Сталина от помощи Красного креста для советских военнопленных? В тысячах новомучеников, десятках тысяч закрытых церквей, миллионаж погубленных ради призраков мировой революции и великого государства? Ложь и насилие были постоянными методами Советского государства. Где тут христианское содержание?? "И познаете истину, и истина освободит вас" - говорил Христос.
    L' Etranger, Москва30.09.2010 17:22 #
    Уважаемый Андрей Десницкий!
    Как мне знакомы Ваши рассуждения, сколько раз я слышал все эти сетования в советскую эпоху от своих университетских товарищей. Многие из них сейчас вразумились и их точку зрения красиво выразил друг моей мятежной юности: "советская власть была христианской по содержанию, но атеистической по форме; нынешняя же наоборот. Первая похожа на красивую женщину в невзрачном платье, демократия - на уродину в дорогом".
    dia-de-pescados.livejournal.com30.09.2010 15:19 #
    //А главное, приходилось постоянно лгать. Еще в детском саду учили любить «дедушку Ленина» больше, чем маму;//

    А учить любить маму - нормально? :)
    Ребёнку в любом случае приходится понимать, что настоящие чувства показывать нельзя, есть определенный "формат".
    Проблема только, если требования противоречивы: скажем, в детском саду требуют хвалить Ленина, а дома - ругать.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru