rss
    Версия для печати

    О наших ошибках. Комментарий к «письму 10 академиков»

    Публикацией отзыва аспиранта физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова мы приглашаем к диалогу по неоднозначному, но очень актуальному вопросу сосуществования и взаимопроникновения православного и научного мировоззрений. 
     Гинзбург В.Л. - нобелевский лауреат

    Король Швеции Карл Густав вручает Нобелевскую

    премию по физике за 2003 г. Виталию Лазаревичу

    Гинзбургу. Фото агентства Рейтер

    Надеемся вместе с нашими читателями осознать действительную ситуацию, обсудить проблемы, попытаться найти пути их разрешения.

    Недавно стало известно о выходе так называемого «письма 10 академиков» , которое уже прокомментировали в своих выступлениях иер. Владимир Вигилянский, прот. Всеволод Чаплин, иер. Михаил Прокопенко, диакон Андрей Кураев

    Собственно церковно-общественная сторона вопроса компетентно освещена в этих комментариях, но есть и другой аспект данной проблемы: внутрицерковный.

    Помимо  «рудиментов идеологии политических пенсионеров», как метко охарактеризовал стиль «академического» письма  прот. В. Чаплин, несомненно важно попытаться разобраться в том, есть ли причины возникновения этого текста, заслуживающие внимания церковной общественности. Есть есть, каковы же они?

    Спору нет, давняя борьба атеизма и христианства (отнюдь не науки и христианства, как это пытаются представить) продолжается. Последние события свидетельствуют: у атеизма в данной борьбе появились козыри, которые мы же сами ему дали в руки. Из-за наших неправильных действий (а вернее, нашего бездействия) антицерковные группировки в российском истэблишменте не теряют, а набирают вес.

    Одной из упущенных возможностей с нашей стороны была полная незаинтересованность православных кругов в борьбе с лженаукой. На словах много раз приходилось слышать, что Церковь и РАН - естественные союзники в борьбе с разнообразными "биоэнергоиформатиками", "торсионщиками" и прочими лозоходцами. На деле никаких совместными реализованными проектами, публикациями, и прочими конкретными результатами это заявленное сотрудничество не увенчалось. Видимо, именно отсутствие деятельного интереса со стороны православных академических и публицистических кругов и стало одним из факторов, благодаря которым такой здравомыслящий человек, как академик Кругляков, председатель комиссии РАН по борьбе со лженаукой, стал одним из подписантов статьи. Это потерянная возможность для Церкви, мы могли приобрести друга и сторонника там, где сейчас имеем противника.

    Что могла православная общественность сделать со своей стороны для борьбы с лженаукой? Да хотя бы не продавать безумную книгу г-на Тихоплавова "Физика веры" в церковных книжных лавках. Не проповедовать якобы нравственно полезный миф о телегонии. Переходя к общему от этих двух частных примеров, я рискнул бы предложить создать что-то вроде средневекового "Index librorum prohibitorum" - список книг, которые не благословлялось бы распространять в храмах и православных магазинах, в частности из-за их лженаучного содержания. Вообще отсутствие церковной цензуры - отдельная тема, для более широкого обсуждения, чем взаимоотношения Церкви с академиками и либеральными политиками, на которую уже высказывались авторитетные церковные деятели.

    Другое упущение, или ошибка, - солидаризация некоторых православных публицистов с протестантскими радикальными группировками, отрицающими возможность сочетания христианского вероучения и теории эволюции в любой форме. Это дало повод к огромному потоку разной хулы в адрес Церкви, который на деле надо адресовать некоторым публицистам, самочинно выдающим свое мнение по поводу отношения идей Дарвина к Православию за собственно православное учение.

    Удивительно, почему иные научные вопросы, скажем причины Пунических войн, доказательство великой теоремы Ферма или вымирание динозавров не воспринимаются столь существенно в отношении к христианской вере? Впрочем, это дело научной и религиозной честности проповедников протестантских креационистских доктрин под соусом Православия. Однако поставление себя на одну доску с Соборами и Отцами Церкви - это поступок, находящийся в исключительной сфере ведения Церкви и заслуживающий ее критичной оценки.

    Помимо самочинных анафем дарвинистам, что является, как кажется, поступком, не вполне соответствующим церковным канонам, так называемые «православные креационисты» совершают и другое, политически вредное дело - настраивают против Церкви ту часть общественности, которая еще не закоснела в атеизме, однако очень болезненно реагирует на разные лженаучные доктрины типа креационизма.

    Надеюсь, все вышесказанное поможет православной общественности попытаться сориентироваться в том, кто ее друг, а кто - враг, и своими разумными действиями и публичными выступлениями превратить -  хотя бы частично - своих противников в сторонников. Точка возврата еще не пройдена, как кажется.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Илья, Кемеровская губерния7.08.2007 21:25 #
    Ну не надо преувеличивать. Православные много раз выступали против лженауки. Вспомните хотя бы борьбу с валеологией, которую успешно протаскивали в качестве научной дисциплины. А масштабная пропаганда против оккультизма, полоть до недавних выступлений владыки Никона. Да и против той же телегонии существует серьезная православная полемика. Новоявленные защитники материализма в любом случае будут игнорировать эти факты - не смущает же их абсолютное засилье той же лженауки и дурной мистики на ТВ, не выступали они ни против той же валеологии, ни против многочисленных фактов проникновения в местные администрации и на предприятия саентологов - а ведь там общеизвестны вопиющие случаи принуждения начальниками подчиненных к посещению саентологических занятий. Они не возражали против присутствия в российских школах сектантов, а против ОПК ведут беспощадную борьбу. Никаких совместных проектов с материалистами, как я понимаю, на не светит - вот "правозащитники" сотрудничают с "богородичным центром", несмотря на всю его антинаучность, да и на антиклерикальных собраниях можно рядом с "защитниками науки" увидеть и неоязычников, и откровенных сатанистов. Поймите, это антиклерикалы, и вдохновляет их вовсе не наука, а именно идеология. Просто пора перестать делать перед ними реверансы, предоставить мертвецам погребать своих мертвецов, а самим, с Божьей помощью, стараться делать то дело, в правоте которого мы уверены.
    Андрей Вдовиченко, Екатеринбург7.08.2007 19:40 #
    Как мне кажется, вопрос о составлении книг, однозначно не являющихся православными, а лишь мимикрирующими под него, давно требует решения. Причем, решения достаточно серьезного. Посмотрите, что продают в наших церковных лавках: старцы (якобы в священном сане), которые с детства поражены физическими болезнями, однозначно препятствующими рукоположению; старицы, которым через день является Богородицы; книги о порче, сглазе и бесах (которые беспрепятственно по СВОЕМУ желанию могут делать с ЛЮБЫМ человеком все, что пожелают). И такие книги продаются не только в небольших приходах, но и крупных монастырях и храмах (некоторые из них недавно видел в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре). Что может подумать о православных, которые читают такие книги, не церковный человек, человек науки? Мне кажется, что письмо академиков - это возможность не только громко еще раз пообсуждать место ОПК в школе, но и начать нам самим отделять от себя то, что нам не принадлежит. Причем, не на уровне рекомендаций и циркуляров, но реальных шагов.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru