rss
    Версия для печати

    Зачем оставляют меня так долго под покровом земли во гробе?

    Преподобный Сергий -  удивительный святой, который основал первый в Руси (Северо-восточной ее части) общежительный монастырь и был для братии и всех своих современников образцом кротости, смирения и любви к Богу.

     

    Ища уединения, он ушел из дому и стал жить в лесу, среди диких зверей. Желая непрестанно трудиться, он специально выбрал место подальше от источника, чтобы ко всем прочим заботам прибавилась и необходимость издалека носить воду.

    Подвижника окружал глухой лес, по ночам выли волки, и единственным его спасением была чистая, искренняя, непрестанная молитва.

    Узнав о его подвиге, к Сергию стали приходить те, кто, подобно ему, искал спасения вдали от людей. Со временем вместе с ним поселилось 12 монахов. Когда один из них уходил, на его место неизбежно приходил другой. И долгое время монахов было именно 12 - словно специально столько же, сколько ближайших учеников у Христа.

    Сергий Радонежский желал быть «последним из последних», но монахи, видя его труды и почитая его за мудрость, упросили его сделаться их игуменом.

    В «Житии» преподобного говорится о том, насколько Сергий, уже будучи игуменом и известным на Руси человеком, стремился к как можно более скромной и полной лишений жизни.

    Когда монахам не хватало еды (иноки сами должны были добывать себе пропитание), он запрещал им просить пищу у живших неподалеку от монастыря мирян. Настоятель напоминал братии слова Христа о том, что Господь питает птиц небесных, так неужели не позаботится и о людях?

    В один их таких голодных дней монахи пришли к Сергию и сказали, что больше не могут обходиться без пищи (они не ели несколько дней) и назавтра пойдут искать пропитания в ближайшую деревню. Игумен отговаривал их от этого, обещая, что на следующий день они смогут поесть. Иноки недоумевали, откуда возьмется еда, а наутро увидели, что некий состоятельный человек послал им с нарочным целый воз с печеными хлебами.

    Сергий Радонежский, подобно апостолу Павлу, добывал свой хлеб непрестанным трудом. Он сам возился в огороде, мастерил себе одежду и обувь (причем выбирал самые плохие материалы), обустраивал кельи. Однажды, обнаружив, что у него совсем не осталось еды, он попросил несколько кусков заплесневелого хлеба у жившего в монастыре старца, однако даром их не взял. Зная, что старец хотел приладить к келье крыльцо и хотел нанять для этого плотника, преподобный Сергий сам срубил крыльцо и только после этого съел хлеб. «Не сделав работы, я не беру платы» - так объяснил он это старцу.

    Слава Сергия Радонежского как игумена и чудотворца привлекала в монастырь многих людей. Один крестьянин, много слышавший о преподобном, захотел увидеть этого человека. Он представлялся ему не по-земному величественным и прекрасным.

    Когда земледелец пришел в монастырь, иноки указали ему на работавшего на огороде монаха. Одежда на нем была старая, вся в заплатках, и монах смиренно трудился.

    Это образ никак не соответствовал тому, что рисовало воображение крестьянина, и он решил, что монахи насмеялись над ним, указав вместо игумена на простого монаха.

    Когда же он узнал, что то был Сергий, то просил прощения у преподобного, а чудотворец радовался, что земледелец принял его за простого инока - ведь именно им он и хотел оставаться всю жизнь.

    Известность преподобного росла, как он этому ни противился, так что о нем узнал и Константинопольский патриарх. Он и посоветовал Сергию основать общежительный монастырь, чему преподобный беспрекословно повиновался.

    Уникальность Троице-Сергиевой Лавры была в том, что до этого монахи, хотя и жили вместе, общего хозяйства не имели. Каждый заботился о себе самостоятельно. Сергий же объединил имущество братьев, так что собственности не было ни у кого, но все считалось общим. Поэтому такой тип монастыря и получил название общежительного.

    Много чудес сотворил Сергий Радонежский по милости Божией и о многих запрещал рассказывать до времени своей смерти - не дорожил святой земной славой.

    Его ученики видели, как благодать Божия осеняет игумена, представляясь окружающим его огнем, видели, как вместе с ним в алтаре служит литургию Божий Ангел.

    По молитвам игумена Сергия люди исцелялись от болезней и демонского наваждения. Рассказывают, как однажды в обитель с берегов Волги привезли одержимого бесами человека. Когда преподобный осенил его крестом, тот с воплем бросился в собравшуюся у храма лужу и через некоторое время встал совсем здоровым. Когда исцеленного спросили, почему он бросился в воду, тот объяснил, что ему привиделось, что от креста, который держал в руках Сергий, исходил сильный огонь, и он испугался, как бы пламя его не сожгло. Поэтому и бросился в воду.

    В 1380-м гг. обитель посетил московский князь Дмитрий Иоаннович, который впоследствии получил прозвище Донской. Он приехал к Сергию Радонежскому за благословением перед сражением с татарами - Куликовской битвой. Игумен благословил князя и предсказал ему победу. К русским войскам по настоянию игумена присоединились 2 инока, которые до пострижения звались Пересветом и Ослябей. На поле боя Сергий посылал князю богородичную просфору и напутственную грамоту, а во время сражения непрестанно молился вместе с братьями.

    Преподобный Сергий сподобился видения Пресвятой Богородицы. Она явилась ему в сопровождении апостолов Петра и Иоанна и пообещала, что никогда не оставит основанной Сергием обители.

    Перед смертью преподобный причастился Святых Христовых Таин и, воздев руки, с молитвой предал Господу чистую свою душу. Тут же по келии разлилось благоухание, а на лице игумена отразилось такое блаженство, словно он не умер, а заснул глубоким и сладким сном.

    Тридцать лет спустя одному благочестивому человеку, который жил неподалеку от Лавры, Сергий Радонежский явился во сне.

    • - Возвести игумену сей обители: зачем оставляют меня так долго под покровом земли во гробе, где вода окружает мое тело? - сказал чудотворец.

    Человек этот немедленно рассказал свой сон Никону, ученику Сергия, который стал игуменом после него.

    Когда открыли гроб преподобного, кругом распространилось великое благоухание. Тогда увидели, что не только честное тело преподобного Сергия сохранилось целым и невредимым, но тление не коснулось даже и одеяния его; по обе стороны гроба стояла вода, но она не касалась ни мощей преподобного, ни его одежды. Произошло это 18 (5) июля 1422 г., через 30 лет после кончины игумена земли Русской.

    Мощи преподобного положили в новую раку, которую в 1426 г. поместили в белокаменный собор, отстроенный на месте деревянного Троицкого храма. Над ракой поместили всемирно известную икону «Святая Троица» кисти Андрея Рублева, которую художник написал «в память и похвалу отцу своему Преподобному Сергию». (Ныне эта икона является частью экспозиции Третьяковской галереи. Над ракой размещен образ Явления Богородицы и апостолов прп. Сергию и его ученику Михею)

    Канонизирован Сергий Радонежский был в 1452 г.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Редактор ТД, Москва2.08.2007 12:39 #
    Саш, спасибо огромное за комментарий! Действительно монастырь, основанный преподобным Сергием, можно назвать лишь одним из первых общежительных на Руси. А Рублевская Троица вернется после выставки именно в Третьяковку. Обязательно внесем корректуру в текст.
    Саша19.07.2007 0:05 #
    Ой, а Киево-Печерская Лавра, с точки зрения автора, не "на Руси", или монастырь не общежительный, хотя и со Студийским уставом?
    И Троица Рублева после выставки "Европа-Россия-Европа" вернулась не в Третьяковку, а в Лавру? Здорово. Даже если там другая икона, усвояемая прп. Андрею Рублеву, то интересно, что ее передали церкви...

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru