rss
    Версия для печати

    У нас нет права на счастье

    В конце концов, - сказала Клэр, - есть же у них право на счастье. Толковали мы о том, что случилось недавно по соседству. Мис­тер М. бросил жену и ребенка, чтобы жениться на миссис Н., которая тоже развелась, чтобы выйти замуж за него.

    Никто не сомневался, что мистер М. и миссис Н. очень влюблены друг в друга. Если это не пройдет и если они не забо­леют, разумно предположить, что они будут счастливы.

    Не сомневались мы и в том, что в прежнем браке оба они были несчастливы. Миссис Н. очень любила мужа, но он был ранен на войне, потерял работу, а судя по сплетням - и мужскую силу. Миссис Н. долго с ним мучилась. Мучилась и миссис М.: она страшно подурнела - быть мо­жет, оттого, что извелась с детьми и вечно бо­левшим мужем.

    Все знали, что М. - не из тех, кто бездумно бросит жену, словно шкурку от высосанной сливы. Он ужасно страдал. «Но сами посудите, - говорил он, - что я мог поделать? Имею же я, в конце концов, право на счастье. Не мог же я терять свой единственный  шанс». И я пошел домой, размышляя о праве на счастье.

    Сперва я подумал, что это так же странно, как право на удачу. Ведь счастье наше, как и несчастье, в огромной степени зависит от неподвластных нам обстоятельств, и «право на него» звучит для меня не более осмысленно, чем право на высокий рост и хорошую погоду.

    Мне понятно, когда право - это некая свобода, обеспеченная законами общества. Например, я имею право ездить по шоссе, если оно не входит в частные владения. Понимаю я и право на некое мое требование, поддержанное законом и соотносимое с чьим-то обязательством. Скажем, я имею право получить от вас 100 фунтов, если вы мне их должны. Поскольку закон разрешает М. покинуть жену и соблазнить жену ближнего, значит, М. имеет на это право, и счастье тут ни при чем.

    Но Клэр, конечно, говорила не об этом. Она хотела сказать, что у М. есть не только юридическое, но и нравственное право. Другими словами, Клэр - классический моралист в духе св. Фомы Аквината, Гроция, Хукера и Локка. Она считает, что государство зиждется на естественном праве.

    Я с ней согласен. По-моему, без этой предпосылки нет цивилизации. Законы станут без нее абсолютом. Их нельзя дать, если нет мерила, эталона, точки отсчета. Слова, произнесенные Клэр, - благородного происхождения. Они дороги всем цивилизованным людям, в особенности - американцам, которые и сформулировали, что одно из прав человека - «право добиваться счастья». И тут-то мы подходим к самой сути.

    Что имели в виду авторы этих прекрасных строк? Ясно, во всяком случае, чего они в виду не имели. Они не считали, что нужно добиваться счастья любыми средствами, включая убийство, кражу, предательство и клевету. На этом основании не может быть построено ни одно общество. Тем самым они хотели сказать, что счастья можно добиваться любыми законными средствами, т. е. теми, которые согласны с естественным правом и с законами нации. Казалось бы, это тавтология. Но в историческом контексте тавтологии нередко оказываются парадоксами. «Декларация прав» прежде всего отвергала политический принцип, долго правивший Европой, бросала вызов России и Австрии, тогдашней Англии, Франции Бурбонов. Она заявляла, что средства, допустимые для достижения счастья, может использовать всякий, без различия каст, сословий, веры, имущественного положения. В наш век, когда нация за нацией отказываются от этого принципа, я бы не назвал его пустой тавтологией.

    Вопрос же о законности средств остается, где он был. И тут я с Клэр не согласен. Я не считаю, что люди имеют ничем не ограниченное право на счастье.

    Конечно, говоря о счастье, Клэр подразумевает счастье любовное - и потому, что она женщина, и по другой причине. Я в жизни не слышал, чтобы она применила этот принцип к чему-нибудь еще. Взгляды у нее довольно левые, и она пришла бы в ужас, если бы ей сказали, что, в конце концов, безжалостный капиталист имеет право на счастье, которое для него - в деньгах. Кроме того, она не терпит пьяниц и ни разу не подумала, что для  них счастье - в выпивке. Наконец, многие ее приятельницы были бы очень счастливы (я сам это слышал), если бы высказали ей в лицо несколько горьких истин. Но вряд ли она снизойдет к их желанию. На самом деле, она просто повторяет то, что уже лет сорок твердит западный мир. Когда я был очень молод, все прогрессивные  люди говорили как один: «К чему это ханжество? Надо смотреть на половую потребность, как на все наши прочие потребности».  По простоте своей я им верил, но понял потом, что они имеют в виду совсем другое. Они имеют в виду, что к вышеупомянутой потребности надо относиться так, как мы ни к одной потребности не относимся. Цивилизованный человек вседа считал, что свои инстинкты и желания надо сдерживать. Если вы никогда не будете сдерживать инстинкта самосохранения, вас сочтут трусом. Если вы не будете сдерживать тяготения к наживе, вас сочтут жадным. Даже сну нельзя подчиняться, если вы - часовой. Но любая жестокость и любое предательство оправданны, если речь идет о влюбленности и страсти. Все это похоже на систему нравственности, согласно которой красть нельзя, но абрикосы красть можно.

    Если же вы начнете возражать, вам ответят рассуждениями или возгласами об истинности, красоте и даже святости страсти и обвинят вас в пуританском гнушении любовными радостями. Я этого упрека не приму. Если я считаю, что мальчики не должны красть абрикосы, значит ли это, что я вообще против абрикосов или против мальчиков? Быть может, я против краж?

    Истинное положение дел затемняется и тем, что вопрос о мистере М. судят с позиций какой-то «любовной нравственности». Обкрадывая сад, мы не грешим против законов «фруктовой нравственности». Мы грешим против честности. Мистер М. согрешил против доверия, против благодарности и против обычной человечности.

    Итак, наши любовные порывы - в особом положении, Они оправдывают все то, что при других обстоятельствах назвали бы безжалостным, нечестным и несправедливым.

    Я не считаю, что это верно, но причина этому есть, и вот какая.

    По самой своей сути сильная влюбленность сулит нам несравненно больше, чем какая бы то ни было страсть. Все желания и страсти что-то сулят, но тут и сравнения быть не может. Влюбившись, мы убеждены, что не разлюбим никогда и пребывание с «ней» обеспечит не какие-то новые радости, а прочное и вечное счастье. Таким образом, на карту поставлено все. Если мы упустили этот шанс, жизнь наша прожита впустую. При одной этой мысли нам становится до смерти себя жалко. Как на беду, обещания эти чаще всего не выполняются. Всякий взрослый человек знает, что все влюбленности проходят (кроме той, которую он испытывает сейчас). Мы прекрасно видим, чего стоят заверения наших друзей, что на сей раз это - летящее. Мы знаем, что «это» иногда продолжалось, иногда - нет. Продолжается оно не потому, что так казалось поначалу. Когда двое людей обретают прочное счастье, они обязаны им не дикой влюбленности, а тому, что они - скажу попросту - люди терпеливые, верные, милостивые, умеющие обуздыватъ себя и считаться друг с другом.

    Признавая «право на счастье» (в этой области), перед кото­рым ничто все обычные нормы поведения, мы думаем не о том, что бывает на самом деле, а о том, что нам мерещится, когда мы влюблены. Беды - вполне реальны, а счастье, ради которого их терпят и творят, снова и снова оказывается призрачным. Все, кроме мистера М. и миссис Н., видят, что через год-другой у мистера М. будут те же основания покинуть новую жену. Он снова поймет, что на карту поставлено все. Он снова влюбится, и жалость к себе вытеснит жалость к женщине. Скажу еще о двух вещах.

    Первое: общество, в котором неверность не считается злом, в конечном счете бьет по женщинам. Что бы ни утверждали песенки и шутки, выдуманные мужчинами, женщина гораздо моногамнее нас. Там, где господствует свальный грех, ей много хуже, чем нам. Кроме того, она больше нас нуждается в домашнем счастье. То, чем она обычно держит мужчину, - ее красота - убывает год от года, а с нами все иначе, потому что женщинам, честно говоря, безразлична наша внешность. Словом, в беспощадной войне за любовь женщине хуже дважды: и ставка у нее выше, и проигрыш вероятней. Я не согласен с теми, кого возмущает нынешняя женская напористость. Мне просто еще жальче женщин - значит, очень уж трудно им бороться.

    Второе: я не думаю, что на этом мы остановимся. Если мы хоть где-то возведем в абсолют «право на счастье», рано или поздно принцип этот заполонит все. Мы движемся к обществу, в котором признают законным всякое человеческое желание. А тогда, даже если техника и поможет нам сколько-то еще продержаться, цивилизацию нашу можно считать мертвой, и (я даже не вправе сказать, «к несчастью») она исчезнет с лица земли.

    По книге Клайва Льюиса «Пока мы лиц не обрели», Библиополис, СПб., 2006

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Мария, Псков16.07.2009 14:20 #
    Если любовь истинна, то старость и некоторые физические недочеты не помеха, ибо любит душа душу и обе эти души одно целое.Многие страсть называют любовью, многие любовью называют похоть, особенно близка к любви сильная влюбленность. И все же истинная любовь одна в жизни каждого человека и кто-то решается вступить на тернистый путь ее поиска, в первую очередь поиска духовного, а кто-то ищет ее в телесных оболочках и стереотипах поведения окружающих, вступая в различного рода отношения, всячески оправдывая эти самые отношения и свои неудачи, если таковые встречаются на пути. И все же неоспоримо и определенно, что истинная любовь - чувство всегда взаимное и не безответное и понять это можно только обретя его, а обрести возможно только путем духовного поиска: поиска в чужих сердцах, но прежде всего в отголосках своего сердца. Ведь если прислушаться к нему, то очень часто можно услышать правильный ответ на те или иные свои поступки. Сердце не терпит принуждения и вместе с тем, наилучший способ найти свою любовь - это объединить в гармоничном сочетании мелодию сердца и разум ибо одно не существует без другого. Обрести истинную любовь очень сложно, но вместе с тем еще сложнее ее сохранить. Именно тогда, когда двое в суете повседневности забивают это чувство мелкими упреками, обидами, эгоизмом, не умением простить в чем-то, в чем-то уступить, что-то не обострять, а сгладить и не зацикливаться, это чувство может спрятаться, в самые глубокие уголки сердец и тогда кажется что оно прошло безвозвратно, ведь в этом случае люди перестают слушать свое сердце и слушают только отголоски своих обид. Я считаю, что если мужчину и женщину связывают истинные чувства, то мешать этим чувствам преступление, важно чтобы влюбленные сделали в этом случае все, чтобы смягчить удары для своих семей. Но если же людьми движет страсть и новый избранник - всего лишь временное пристанище, то в этом случае преступление совершают они и то что они делают - это действительно предательство. Хотя, не поймут ли перестрадав те, кто предан, что "избавившись" от неблагонадежного супруга они сами обрели право на поиск своего счастья, хоть и таким болезненным путем? Пути Господни неисповедимы... Не зря же он нам посылает испытания и наказывает тех, кто поступил в свое время плохо.
    Андрей, Москва8.12.2008 0:17 #
    Нет, ну как сказано?! - "... они имеют в виду совсем другое. Они имеют в виду, что к вышеупомянутой потребности надо относиться так, как мы ни к одной потребности не относимся."
    Евгения, Москва5.12.2008 14:09 #
    Я очень благодарна Вам за ссылку на эту статью - она помогает "потерявшимся", все поставить на свои места - конечно, не все могут найти в себе на это силы. Мне помогла вера - она дает силы... Вот вера натолкнула меня на эту статью, когда стала задавать своей душе вопросы - как жить в ладу с собой и окружающим миром - нашла этот сайт... Вот бы почитал (и) ее "Мистер (ы) М" (и возможно, наша цивилизация спасется)...
    Ольга, Саратов15.11.2008 13:50 #
    Очень верно издоженно, спасибо автору
    ольга, москва28.06.2008 23:11 #
    спасибо за статью!
    Ирина, Москва20.09.2007 1:34 #
    Рада за автора. Спасибо ему огромное. Он верно все изложил.
    Несчастная, Москва9.07.2007 17:37 #
    Как это страшно и как верно...

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru