rss
    Версия для печати

    Из Петербурга в Москву...

    О Петербургской и Московской традициях церковного пения, которые, утратив географическую привязку, и по сей день формируют две главных певческих школы Русской Церкви, в июньском номере журнала Санкт-Петербургской митрополии "Вода живая".

    Гордый Петербург с его колоннами, Адмиралтейской иглой, Александрийским столпом, прямыми проспектами и холмистая Москва с нарядным Кремлем, живописной путаницей улиц и бесчисленными куполами - даже внешние облики двух столиц противостоят друг другу. Вечный спор Петербурга и Москвы проник в искусство и науку, в стиль мышления и взгляды на жизнь. Не обошел он и богослужебное пение...

    В певческой практике сегодняшней Церкви петербургская и московская школы - два больших древа, а все остальные традиции представляют собой ответвления от них. Петербургская школа выкристализовывалась постепенно и свой окончательный облик, известный нам до сего дня, обрела только к середине XIX века. Черты петербургского стиля - это простота мелодической линии, сухость, строгость звучания, безупречное соблюдение законов классической европейской гармонии, четкий симметричный ритм, преобладание немецко-итальянских мелодико-гармонических принципов над исконными русскими.Петербургская традиция родилась в Петербургской придворной певческой капелле (ныне Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга). Это старейшее отечественное профессиональное музыкальное учреждение было основано в 1479 году как хор государевых певчих дьяков, которые пели за богослужением в присутствии великого князя. Этот хор составляли лучшие певцы, которых государь собирал по всей стране. Во времена петровских церковных реформ в 1701 году он был переименован в Придворный хор, а в 1763 году - в Императорскую придворную певческую капеллу. В 1846 году при капелле открылись регентские классы. В 1917 году она была реорганизована в Государственную академическую капеллу имени М.И. Глинки и с этого момента вышла из рамок истории церковного пения.

    Первый директор капеллы - Дмитрий Бортнянский, ученик итальянского композитора Бальдассаре Галуппи - привнес в русскую церковно-певческую культуру итальянское влияние. Второй директор - Алексей Львов, автор гимна «Боже, Царя храни», большой друг и поклонник Рихарда Вагнера - явился проводником немецкого влияния на русское церковное пение. Под руководством Львова (при участии композиторов Павла Воротникова, Петра Турчанинова, Гавриила Ломакина) была создана новая система распевов - так называемый придворный обиход. Придворный обиход - это музыкальная выжимка из старинных русских мелодий и их гармоническая обработка. В результате работы Львова над старинными распевами они оказались до неузнаваемости сокращены; многие песнопения, которые положено петь на известный глас, изложены читком (речитатив на одной ноте), многие гласовые мелодии изменены, чтобы получить возможность гармонизировать их в обычном мажоре или миноре (вместо свойственных им ладов). Сплав европейского и русского музыкальных принципов делают петербургский церковно-певческий стиль универсальным с точки зрения какой-либо национальной принадлежности.

    На директоров капеллы была возложена обязанность следить за церковным пением всей России, в результате чего установленный в капелле обиход был принудительными мерами введен во всех православных храмах. За несоблюдение установленных законов применялись различные санкции - например, лишение регентского диплома. Через регентов, получивших образование в Придворной капелле, петербургский капелльский стиль с его немецко-романтическим концертным духом внедрился в русскую церковно-певческую практику и вытеснил все существовавшие до тех пор традиции.

    Поскольку капеллу возглавляли светские музыканты: Дмитрий Бортнянский, Алексей Львов, Николай Бахметев, регентское образование там состояло лишь в овладении музыкальными дисциплинами: теорией музыки, постановкой голоса, игрой на фортепиано, дирижированием. При великолепной музыкальной подготовке не уделялось достойного внимания литургическим дисциплинам. Кроме регентов, капелла выпускала и учителей хорового пения и дирижеров. В представлении выпускников регентских классов капеллы церковное пение было разновидностью хоровой музыки. Вследствие этого клирос в храме превратился в концертную площадку, а молящиеся прихожане - в слушателей. Регент - выпускник капеллы считал себя законодателем музыкального оформления богослужения и полноправным хозяином на клиросе.

    Пока в русских храмах царствовал придворный обиход, в Москве постепенно зрела волна противодействия - московская школа пения. Лабораторией московской певческой традиции стал хор Синодального училища. Основой этого хора стал хор патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века и переименованный в Синодальный хор после отмены патриаршества и учреждения Священного Синода. Со времен допетровской Руси патриаршие певчие составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков. В 1830 году при Синодальном хоре было открыто Синодальное училище церковного пения.

    По счастливой случайности в конце XIX века в стенах Синодального училища встретились выдающиеся деятели: Степан Смоленский - директор училища, исследователь древнерусской музыки, Василий Орлов - талантливейший регент и Александр Кастальский - композитор, выдающийся знаток русской народной песни и древних нотаций, автор двух научных трудов по русскому народному многоголосию. Эти три уникальные личности стояли у истоков московского стиля церковного пения. Движущей силой этого стиля было категорическое неприятие итало-немецкого концертного духа, распространяемого Петербургской капеллой, возрождение национального начала в церковном пении, поворот в сторону восстановления древних распевов. Черты московской школы: витиеватые мелодии, свободный несимметричный ритм, неклассическая гармония (часто используются «пустые» квинты или унисоны), в основе - древнерусские распевы, русская народная песня.

    Московская и петербургская певческие традиции повлияли главным образом на мелодический облик системы осмогласия: два церковных певца, впервые встретившись на клиросе, обязательно должны договориться между собой, как они будут петь гласы («по-питерски» или «по-московски»). «Петербургский» и «московский» стили пения сегодня определяются не местоположением двух столиц, а личными эстетическими предпочтениями разных приходов. Сегодня и в Петербурге, и в Москве можно услышать все разнообразие церковно-певческих традиций от немецко-итальянской до русско-визайнтийской школы. Специфика сегодняшнего времени состоит в том, что и на клиросе царит свобода и вседозволенность по сравнению с тем стилистическим единством, которому подчинялась певческая культура православной церкви со времен древней Руси до эпохи капелльского диктата.

    Иллюстрация: Александр Адамич

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    senex, Казань12.12.2012 21:45 #
    Согласен с Юлией - статья крайне однобокая и, я добавлю, тенденциозная. А насчёт стилистического единства на древнерусском клиросе - просто смешно! Учил бы аффтар матчасть сначала, а потом вылезал со своим примитивным агитпропом
    Регент Виталий, Волгоград20.05.2011 10:49 #
    А мне понравилось - хорошая обзорная статья на тему. Юлия и, может, кто-то еще - есть, что лучше предложить - предлагайте. А нет - тогда оставьте свое "критическое" мнение при себе. Потому что оно ничего не стоит.
    Юлия, Москва26.06.2010 12:15 #
    Это безграмотная и однобокая статья. В ней все изложено очень примитивно. Автор не компетентен в вопросе. Это просто смешно читать.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru