rss
    Версия для печати

    Православный рэп для ума и сердца

    16 июня костромская хип-хоп группа «Комба БАКХ» сыграла в московском клубе «Икра» концерт, посвященный выходу своего первого студийного альбома. Правда, до этого она успела записать 47 не студийных. И все – на православные и патриотические темы.
     

     

    Два года назад костромская группа «Комба Бакх» спела в Москве свой первый концерт, и гуру культурной жизни – журнал «Афиша» - назвал их «лучшей молодой русской группой». За прошедшее время к одобрительным отзывам присоединились многие журналисты, кроме, пожалуй, православных - очень уж тонкую тему выбрали себе музыканты: веру православную да Русь Святую и очень уж непривычную форму - рэп да хип-хоп.

    «Русский выдержит любые нагрузки»

    Ребята из «Комба БАКХ» говорят слова, которые редко видишь без кавычек, тем более – на сцене:

    Где наша светлая память – ГДЕ?
    Отчего чужими стали на своей земле?
    Что происходит – каждый сам по себе?
    Не желаю сердце топить в пустоте!
    Вот сносят старые районы в Москве,
    «Золотые острова» теперь на Остоженке,
    А на Хитровке деловые центры
    Будут заменять нам культурные акценты.
    Я сам, это, вообще-то, из Костромы,
    Но мне есть дело до другой стороны!
    Если равнодушны – значит, обречены.
    Верю, что мы живы, а не мертвы!
    Ведь от нас ожидают только одного -
    Чтобы русский сказал: «Отрекаюсь от всего!
    Ничего не знаю, моя хата с краю,
    И вообще, себе в угоду жить начинаю!»
    Деятельность активна в этом направлении,
    Основная цель – моё поколение.
    Но рано приписывать нам поражение,
    Мы верим, что во Христе наше спасение!

    Манифест за объединение России»)


     

    Сознательность ребят из «Комбы» простирается и за пределы родной страны, о чем свидетельствует песня «I lovе America»:

    Мне снилось, что я – негр и иду по Бостону,
    Дышу чистым летним воздухом
    И радуюсь, благодарю Господа,
    Шагаю легко уверенной поступью.
    Вокруг радостные люди – мои сограждане,
    Они больше не злые и не продажные,
    Их больше не влекут страсти бумажные.
    Сегодня мир во всём мире – и это важно!

     

     

    Как тут не вспомнить легендарную «Гудбай, Америка…» Наутилуса – хотя сами музыканты признаются, что истоки творчества не так возвышенны: их юность пришлась на времена культа Децла и Prodigy. И еще уважают Боба Марли – не только за то, что лучше всех играл регги, но и за социальную направленность песен. Кстати, Боб Марли тоже был православным... 

    Православие – это, пожалуй, то, что выводит творчество коллектива за все привычные рамки. Ну как это – православный рэп? А очень просто:

    – Миром Господу помолимся! – сказал мой братела.
    А что же нам ещё остаётся делать?
    Не хотите молиться – не молитесь, как хотите,
    Но только после смерти вы впросак не попадите.
    Покаяние, смирение и любовь к ближнему –
    Это основные правила любых подвижников.
    Но умный иудей-фарисей оставался бесстыжим…
    Господь звал ехиднами всех этих книжников!
    Князь Владимир крестил мою страну –
    Россию, Белоруссию и Украину.
    Какие славные люди были в старину!
    Что, сейчас нет таких? – ну-ну, ну-ну…
    Есть такие! По всей Земли!
    От Уганды- Кении до Индонезии,
    Панамы, Антарктиды и Японии.

    (Православие в Северной Корее

     

     

    «"Комба БАКХ" — это почвенничество в самом прямом смысле. Прорастающее от корней через Децла и Prodigy, через землю, которая казалась мертвой», – написал критик афиши Сергей Горбачев. Но и не только: в мотивы современной музыки вплетаются канты, псалмы, церковные распевы:

     

     

    «Праведник – тот, кто знает, что он чмо»

    Ценности, которые воспевают (в буквальном смысле) музыканты из «Комбы», – несомненно, прекрасны. Но почти всегда они, будучи озвученными раз, другой, третий, превращаются в «мертвые слова». А у них не так. Дело то ли в серьезности, то ли – в своеобразной дистанированности: не от себя, мол, говорим, а просто – перессказываем Истину. У кого-то вызовет недоумение язык: «праведник», «чмо», «грех», «маза» – все в одной песне. Но не так ли изъясняются иные из семинаристов и, страшно сказать, батюшек? «Самое важное – чтобы была правда, - рассуждает один из солистов группы Аполлон, сын священника, - Но очень важно эту правду с энергией подать, чтобы было какое-то движение. Движение тела, совершаемое под ритмическую музыку, на самом деле, может быть, близко какому-то подвижничеству»,

    Однако есть у «Комбы БАКХ» сокровенные песни – совсем другие по мелодике и языку – про белорусских партизан, про костромского художника-самородка Ефима Честнякова… И иногда электрогитары становятся самыми что ни на есть среднерусскими балалайками:

    Всё перемешалось в голове моей.
    Снова я в разладе со всей внутренней структурой своей.
    И плыву, как лодка
    Только без весла…
    Я не похож на человека,
    Больше я похож на какого-то осла!

    (… Разбуди!)

     
     Настя Логван в гостях у "Комбы бакх"

    «Как нам быть честными не на словах?»

    «Как нам быть честными не на словах?» – пожалуй, основной вопрос, который решает костромская группа в своей деятельности. Девять лет они работали уединенно, не пытались пиариться, пробиваться в столицу. Записали более сорока альбомов и выложили их в Интернет, изобрели «Комба-мову», в общем, сделали отличный сайт, где смотреть – не пересмотреть и слушать – не переслушать. И все – в свободном доступе. Девиз сайта – «Заходите, люди добрые, берите, что хотите!» И когда до них, наконец, добрались журналисты и продюсеры, никого не пришлось долго убеждать в том, что православная музыка может быть и такой. Потому что у «Комбы» уже сошлись слово и дело.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Юрий, Воронеж15.10.2011 19:39 #
    Замечательная группа. Ребят честно и искренне рассказывают, что у них внутри. Все это в сопровождении совершенно нетривальной музыки. Многие придираются к словам, но во-первых, хорошо бы разобраться, что имеется ввиду, прежде чем делать выводы, а во-вторых, скажите какими словами говорили блудница, рыбак, сборщик налогов? Нежели на старославянском? Ребята имеют талант и не зарывают его в землю. Молодцы! Мы привыкли к образу некому псевдорусскому образу "православного поведения", а ведь когда вера в Христа не формальность, не "исконно русский" ритуал, а сама жизнь, она и будет разной. Разной как сама жизнь. Согласен с диаконом Игорем на 100%. ЗЫ Песня "Красота" - одна из лучших христианских песен. Пою с тех пор как узнал о комбе (от одного знакомого иерея).
    Диакон Игорь, Leuven17.04.2011 3:34 #
    Можно их ругать за их лексикон. Можно восхищаться авангардизмом. Можно "заклеймить позором", как это у нас любят, за ошибки юности. Каждый человек переживает период исканий. Как правило, это бывает в юности. Я его тоже пережил. И я задаюсь вопросом: "Лучше ли Комбы были Красная Плесень, Гражданская Оборона, Крематорий, которые все мы тогда слушали?" Думаю, что куда хуже. А то, что рэп... Так в самом рэпе не нужно искать врага. Рэп - это песни с ударением на смысл текста. Вот посмотрю тексты и, если там все приемлемо, залью сыну на mp3-проигрыватель. Я думаю, что главное в этот период становления личности - привить правильные ценности. Если я своих детей буду принуждать петь только псалмы, ничего хорошего из этого не выйдет - вырастут люди с аллергией на церковь. Всему свое время - молодежи нравится рэп. Так пусть они слушают его. Но пусть они слушают о подвижниках, о главных ценностях, о мире, а не о грязных вонючих носках и проч. Молодежный лексикон с возрастом уходит из речи, а человек остается в Храме. Разве не это важно?
    Сережа, Вавилон2.07.2010 20:35 #
    А мне нравятся эти ребята, кто бы что ни говорил. Комбочка всех-всех лучше!
    Ольга, Кострома1.07.2010 15:27 #
    Для Татьяны из Москвы - все эти сокращения ребята напридумывали в ранней безбашенной юности. У многих людей есть в прошлом всякие штуки, понятные только какой-то избранной аудитории друзей, и никто, собственно, их всем остальным объяснять не собирается, при каких обстоятельствах они возникли и в каких случаях употребляются, правда?

    Диакону Владимиру - отче, брателла, про которого поет Леша, - это его настоящий брат, протодиакон, который служит в Минском Петропавловском соборе. Как называть друг друга братьям, наверно, это уж личное их дело...

    А по поводу смешения в их творчестве нравственных идеалов и дворовых словечек - мне кажется, было бы гораздо натужнее и неестественнее, если бы ребята пели о наболевшем на высоко-грамотном русском языке университетского уровня.

    И кстати, творчество Комбы - это не рэп, не рок и не регги. Это просто творчество Комбы:)
    Татьяна, Москва28.06.2010 13:41 #
    Отец Туберозов хотя внимал рассказам Ахиллы, но, слыша частое повторение подобных слов, поморщился и, не вытерпев, сказал ему:
    — Что ты это... Зачем ты такие слова научился вставлять?
    — Да вы, душечка, отец Савелий, пожалуйста, не опасайтесь, теперь за слова ничего — не запрещается.
    — Как, братец, ничего? слышать скверно.
    — О-о! это с непривычки. А мне так теперь что хочешь говори, все ерунда!
    Semiliranda, Москва28.06.2010 0:02 #
    К слову о стёбных аббревиатурах, теперь я знаю, как отвечать знакомым детям на вопросы о значении этих слов :)
    диакон Ахилла Десницын, Старгород27.06.2010 20:25 #
    Уважаемый отец Владимир!
    Как видите, Ваш комментарий опубликован. "Брателла" в устах этих ребят, один из которых - сын священника, означает одно и только одно: "брат". Бандиты здесь не при чём.
    Диакон Владимир Василик, доцент СПбГУ, СпбГУ27.06.2010 16:52 #
    Миром Господу помолимся! – сказал мой братела.
    А что же нам ещё остаётся делать?
    Простите, но мне, как православному дьякону, каждую службу сие произносящему, как-то не хочется оказаться в "братках". Никогда с ними связей не имел, ни с "тамбовскими", ни с "ростовскими", ни с люберецкими и вот, под старость лет наградило меня (и не одного меня) таким вот бандитским клеймом православное интернет-издание вместе с "брателлами"-рэперами. Тут не просто предельно заниженный образ Православной Церкви, как говорит молодежь, ниже плинтуса, но бандитский образ клира вырисовывается. Спасибо. Мы, дьяконы и иереи, этого не заслужили.
    Пишу на всякий случай. Уверен, этот комментарий не опубликуют.
    Андрей, Москва27.06.2010 9:42 #
    Пошло-поехало. Ждём статью о какой-нибудь православной black metal группе. Например, о группе "Райский Звон"
    Татьяна, Ьосква26.06.2010 14:53 #
    Мария, простите за опечатку, - конечно, Еф.5:4 - Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение;
    Татьяна, Москва26.06.2010 14:32 #
    Мария, наверно Вы смотрели этот «отличный сайт», хотя бы по диагонали, прежде, чем рекламировать. Особенно «отличны» там подписи под рубриками:
    Журнал - "Х.Р.Е.Н."-"ХРистианское Единение Негровъ"
    Долбежи - "J.O.P.A.international"-"Жизненное Обеспечение Правоверных Африканцев"
    Комбамова - "Б.Л.И.Н."-"Бог Любит Исключительно Негровъ!"
    Литературная - "П.О.П.А."-"Пушкин - Образцовый Пример Африканца!", и т.п.
    Вы ведь и про это вопрошали «И почему, собственно, нет? Особенно если – самобытно и талантливо?» - попробуйте открыть 1Еф.5:4, вдруг поможет.
    Мария, редакция ТД, Москва25.06.2010 11:18 #
    Антон, спасибо за отзыв. Однако, мне кажется, самое симпатичное в "Комбе" - именно то, что они не ставят перед собой мссионерских задач. Они просто говорят то, что думают. Поэтму, наеврное, их с аким восторгом принимают "светские" музыкальные критики - если б ребята хотели проповедовать, это, несомненно, вызвало б отторжение. А "тихое" девятилетнее существован группы доказывает, что они вовсе не гнались за количеством слушателей.
    Антон, Королев25.06.2010 11:12 #
    Может, я не прав, но, по-моему, рэп несовместим с православной духовностью. Попытки "проповедовать православие языком рэпа" приведут лишь к опошлению православия. Я понимаю, что это делается в миссионерских целях, но миссионер не должен гнаться за количеством обращённых, ведь главное - качество.
    Ярослав, Киев25.06.2010 6:47 #
    Когда то меня в парке КПИ встретили сектанты и начали приглашать на свои собрания. Не пошел я потому что один начала разговаривать на "фенечке", он сказал: "ты знаешь, кто такой ап. Павел? это такой чувак". Проповедовать при помощи регги - музыки тропических планокуров это то же, что проповедовать на фенечке
    Никола24.06.2010 21:26 #
    Рэпом Господу помолимся!
    Мария, Москва24.06.2010 15:23 #
    Очень хорошая статья. Вот только Боб Марли не был православным. Он был растаманом...

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru