rss
    Версия для печати

    Диалог уместен и необходим

    В редакцию «ТД» приходит множество откликов на полемику, развернувшуюся вокруг выставки «Двоесловие/Диалог». Некоторые из них мы будем публиковать на сайте. Настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище игумен Сергий (Рыбко) считает, что диалог с творческими людьми - важная часть христианской миссии в современном мире.


    В зале при храме святой мученицы Татианы проходит выставка современного искусства «Двоесловие/Диалог».  Цель выставки ясно означена в ее названии - это еще одна попытка строить мостики взаимопонимания между Церковью и светским обществом. В какой-то мере выставка является ответом на провокацию «Осторожно, религия!», последствия которой не изглажены до сих пор.

    Как водится, на очередную попытку Церкви благовествовать творческой интеллигенции и молодежи набросились не столько недоброжелатели со стороны мира (хотя есть и такие), сколько псевдоревнители, претендующие на право говорить от имени Церкви. Что же вменяется в вину безупречному по своей вере и жизни пастырю протоиерею Максиму Козлову? Оказывается, по их мнению, выставка, для которой он предоставил притвор храма, носит кощунственный характер и представляет работы... участников скандальной выставки «Осторожно, религия»!

    Между тем, действительная картина событий четко разъяснена в статье на сайте «Татьянина дня». Ряд художников были вовлечены в скандальную выставку обманным путем, и не только не являются врагами Церкви, но исповедуют Православие и воцерковлены.

    Любой художник имеет право на творческий поиск. Он никак не погрешает, если его картины и инсталляции, в каком бы стиле или направлении они не были созданы, не нарушают норм христианской морали. Кто не против вас, тот за вас. (Мк. 9; 40). Все остальное - исключительно дело вкуса и эстетических предпочтений. Хотя я сам и не был на выставке, но вполне доверяю пастырской совести и рассуждению отца Максима, которого глубоко уважаю.

    Протоиерей Максим Козлов известен своей твердостью в православных догматах и канонах. Его позиция в отношении современного искусства, в частности музыки была всегда крайне консервативной. Тем не менее, современные новациане начали злую пропагандистскую кампанию против этого достойнейшего пастыря, рассыпая уже набившие оскомину обвинения в «модернизме», «обмирщении Церкви» и даже кощунстве. Обвинители прямо используют в своих статьях клевету и подтасовки. Им вовсе не нужна Истина и справедливость, им нужен только очередной компромат на священника Русской Православной Церкви. Теперь отец Максим может увидеть воочию, насколько лживыми, бессовестными и провокационными средствами пользуются противники деятельной миссии, как они извращают намерения пастырей-миссионеров, приписывая им никогда не имевшие места замыслы, слова и действия.

    Я полностью поддерживаю инициативу отца Максима, тем более уместную и актуальную, что выставка проходит при Университетском храме. Это глубоко мудрый шаг, который уже приносит свои плоды, опровергая обвинения Церкви в мракобесии, ханжестве и несправедливости. Вспышки злобы и клеветы - лишнее подтверждение тому, что предпринятое дело - благое.

    Неизвестно, как псевдоревнители представляют проповедь Слова Божия в современном мире. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их, - говорит святой псалмопевец (Пс. 18; 4). Невозможно проповедовать, не выходя к людям, не вступая с ними в диалог. Знаменательно, что вслед за этими словами псалма следует стих, вошедший в богослужение как прокимен службы святым апостолам: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их».

    Вероятно, во времена св. царя Давида уже были противники миссии к неверующим. Или святой пророк, провидя безумные заблуждения нашего времени, взывает к современным псевдоревнителям: молчаливое сидение за стенами храмов и келий - это не проповедь. Проповедь - это живое слово к окружающим людям, которые являются потенциальными членами Церкви, а не некими отбросами, не заслуживающими внимания «святых» и «непорочных» представителей Церкви. «Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни» (Иоанн. 17; 15) - сказал Господь. «Шедше в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16; 15), - заповедал Христос, вопреки фарисеям всех времен и современным борцам с миссионерством.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Александр, Москва17.06.2010 10:42 #
    Татьяна, это Вы вносите некоторое непонимание.
    Над входом в храм ВМЕСТО СВЯТОЙ ИКОНЫ ВИСИТ КОЩУНСТВЕННЫЙ ЛОЗУНГ. И не важно какой по счету это вход.
    А ссылка на Святейшего Патриарха не уместна. Думаю, он не давал распоряжений на счет участников выставки, их работ, и, тем более, как и где их располагать.
    И то, что у Вас под одной крышей с храмом часто проходят всевозможные мероприятия, не отменяет подобающего отношения к СВЯТОСТИ этого места.
    Татьяна, Москва15.06.2010 13:30 #
    Александру: Тут есть некоторое непонимание. При входе в наш храм, православный христианин сначала видит икону Спасителя над входом с улицы, потом снова икону Спасителя, войдя в первую дверь, затем большую икону св. мц. Татианы после первого пролета лестницы, затем поднимается дальше по лестнице и проходит сразу или направо - в само помещение храма, или налево - в зал, где могут располагаться и много лет располагаются различные выставки. Непосредственно через выставку никто в храм не обязан проходить. У нашего храма, действительно, особая архитектура. Поэтому, многих и смутило слово "притвор". Но это не притвор в собственном смысле слова. И снова обращу Ваше внимание: Патриарх знал о месте проведения выставки и разрешил её.
    Александр, Москва15.06.2010 11:24 #
    Татьяне.
    Не обсуждая качество и замыслы работ: всему свое место.
    Входя в Храм Божий православный христианин видит над входом икону, накладывает на себя крестное знамение и с молитвой входит в храм.
    Что должен делать он при входе в этот храм во время этой выставки?
    Еще раз говорю: всему свое место.
    И в таких ситуациях "толерантность" преступна.
    Татьяна, Москва15.06.2010 2:05 #
    Александр, ну зачем Вы так?.. Откуда Вам знать, приходят ли эти люди в храм с молитвой или не приходят? Так легко бросаясь словами, можно ведь запросто произнести и клевету на человека... Такую же, какая невольно содержится, кстати, в самой последней строке Вашего письма (о намерениях организаторов выставки).
    Не понятно мне и почему художники должны приходить, как Вы пишете, "не со своими произведениями"? Почему они не могут Богу и людям принести свои работы в качестве дара, который своими руками и своей душой сделали? Вас, как и многих, смущает то, что выставка прошла в зале при храме? Но в этом зале постоянно проходят и выставки и концерты и поэтические вечера и тематические встречи, конечно, имеющие непосредственное отношение к христианской культуре, материалы о них публикуются и ни разу ещё до этой выставки никто не сказал, что это место не подходящее и что читать стихи и вешать фотографии там кощунственно. Ну прислушайтесь, хотя бы, к мнению Святейшего Патриарха Кирилла: он знал о месте проведения выставки, и разрешил её. Он внимательно просмотрел отобранные для неё работы, прочитал их описание и не нашел в них ничего "оскверняющего Святыню". А "православная общественность", почему-то нашла... Почитайте мнения многих уважаемых клириков, поддержавших отца Максима и его выставку, они опубликованы на сайте. Подумайте, кого Вы так запросто одной фразой обвиняете в "неблагоговении ко Святыне"? Их всех и Патриарха? Игумена Сергия (Рыбко), написавшего эту статью? Кстати, очень правильные слова он написал об отце Максиме. Правда ведь, надо его абсолютно не знать, чтобы подумать, что он мог бы не только допустить у себя в храме, но и просто в душе оправдать даже малейший намёк на глумление над Святыней. Ну в чем Вы конкретно видите кощунство? В храме на яблоках? В фотографиях облупившихся фресок? В орлах под потолком? Или в бумажных белых одеждах Татьяны Баданиной, сделанных ею в память о трагически погибшей дочери? Или в именах Бога из Ветхого и Нового Завета? Или в расходящемся Чермном море? Или в соотнесении Евангельских сюжетов с реалиями сегодняшней жизни? Или в попытке посмотреть на мир глазами прозревающего слепорожденного, видевшего "проходящих людей как деревья"? Что кощунственно? То, что художник увидел его глазами Троичность, заложенную в сотворенном мире? Поддержу Ларису Шорину: действительно, "здесь нет даже скрытой насмешки". Очень странно, что такие невинные по замыслу работы и такое искреннее стремление отца Максима этих людей, к нему пришедших, не прогнать, не оттолкнуть, вызвали со всех концов столько злобы и непонимания… Грустно это. Очень грустно. Почитайте, что эти люди, которых какими только словами не называли, которых многие за христиан не считают, которых, например, Ярослав из Киева готов, почему-то, поставить в один ряд с содомитами, пишут Патриарху в благодарственном письме: «…мы отнюдь не единственные представители современного искусства, которые, являясь верными чадами Православной Церкви, страдают от такой изоляции и хотели бы не только духовно, но и в творческой жизни быть с Церковью и в Церкви». Неужели Вам не кажется, что нужно немножко пересмотреть свою позицию?.. Все ведь бывают неправы…
    Александр, Москва14.06.2010 22:36 #
    Ларисе Шориной.
    "Тем, кто чувствует себя художником, но еще не чувствует христианином," надо было объяснить, что в Храм Божий надо идти с молитвой к Богу, а не со своими "произедениями".
    В Храм приходят люди, а не члены того или иного профессионального объединения.
    А у "православной общественности" видимо есть еще чувство благоговения к Святыням, и эти люди, слава Богу, еще готовы отстаивать свои Святыни. И те, кто попробовал проверить их "на вшивость", получил опять отпор.
    Лариса Шорина, Москва14.06.2010 13:29 #
    Кому все-таки нужен врач?

    Выставка современного искусства, проходящая в храме Св. мученицы Татианы, вызвала бурю эмоций и острые, порой чрезмерно острые дискуссии. Оно и понятно. То, что сегодня называется актуальным современным искусством, действительно нуждается в комментариях, провоцирует к оппонированию, в лучшем случае вызывает недоумение. Потому горячая реакция православной общественности и понятна, и уместна.
    Не о чем было бы и говорить, но в эфире радиостанции "Радонеж" прозвучало слово, которое заставило насторожиться. Виктор Саулкин сказал, что пребывание такой выставки в храме - кощунство. Это уже серьезно. Это выходит за рамки законных насмешек над скудоумием современных художников.
    Конечно, придет час, и все мы займем свое место, кто среди "агнцев", кто среди "козлищ". Но регулировать этот процесс будем не мы.
    Нет сомнений, что В.Саулкину приходилось слышать о некоем Савле, который с особой истовостью гнал христиан, к коим мы сегодня с такой легкостью причисляем себя. Если бы участь Савла решал В.Саулкин, Савла бы не пустили в церковную ограду. Но было принято другое решение с предельно важными для Церкви последствиями.
    Кто из нас может решать, кому где находиться – за воротами, в пределе, в алтаре? Кто засвидетельствовал В.Саулкину., что он – в "белых одеждах"? Или он видел себя в зеркало?
    А как прикажете разговаривать с теми, кто чувствует себя художником, но еще не чувствует христианином или еще не понял значимости церковного пути? Величественно указать им на дверь, объяснить, что в храме все места заняты и на всех рассчитано не было? Сказать, что в "лечебнице Христовой" для них не придумано лекарство?
    Настоятель храма Св. мученицы Татианы принял другое решение (может быть, он нашел время дочитать историю заблудшего Савла до конца?).
    Дверь его храма открыта для тех, кто ищет Истину, пути к храму. При всех прочих обстоятельствах эти работы свидетельствуют о попытках осмыслить современную реальность с христианской точки зрения. В них не может быть кощунства потому, что видно искреннее усилие понять, сказать непривычное привычным языком. Здесь нет даже скрытой насмешки.
    Нравственный смысл выставки даже обсуждать не надо, он – позитивен. А художественный результат этих усилий можно обсуждать сколько угодно и в каких угодно ракурсах. Можно дать искусствоведческий, эстетический, богословско-эстетический (на всякий случай пишу, что возможен и такой путь – см. Бычков В.В. Эстетика отцов церкви). Но такого разговора не состоялось. А есть морализаторство с высоты достигнутых духовных вершин, что малоубедительно.
    А итог этой выставки отраден – нам всем еще и еще раз надо бы задуматься о нашей способности к христианской любви, а, может быть, перечитать историю первохристиан, как они жили и жили и общались с миром. Ничего ведь не изменилось.
    Наталия, Москва8.06.2010 14:05 #
    Самое интересное, что для Самодурова и его продвинутых единомышленников имеются свои табу. Почему-то их творческие поиски не касаются, например, холокоста, зато традиционные религии "переосмысляются" вовсю.
    Вчера в передаче Архангельского Самодуров откровенно поведал о своей позиции, которую можно определить как явно клинический случай жгучей ненависти к Церкви. Вот и вся нехитрая философия. Остальное - полный бред.
    Ярослав, Киев8.06.2010 10:45 #
    А как же содомиты? Чем они виноваты? Давайте и с ними, что называется, "наводить диалог".

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru