rss
    Версия для печати

    Проповедь о прощении и покаянии студента факультета журналистики

    Мы уже публиковали проповедь о любви студента факультета журналистики МГУ Игоря Говрякова. Редакция «Татьяниного Дня» получила письмо от преподавателя журфака с новой проповедью Игоря — о прощении и покаянии.

     
     Фото - www.photosight.ru
    Проповедь предваряла история: «С радостью посылаю вам вторую проповедь Игоря Говрякова из 107-й группы. Маленькая предыстория: на первоначальном варианте проповеди я сделал некоторые замечания красным цветом и отослал проповеднику для исправления, а он мне прислал в ответ не столько исправления, сколько ответы на мои претензии - получилась настоящая переписка, дискуссия внутри проповеди». Предлагаем ее вниманию наших читателей. Комментарии преподавателя выделены курсивом, ответы юного оратора указаны в скобках.

    1. На сей раз, друзья, мы поговорим с вами о прощении и покаянии. Почему вдруг я решил  поднять именно эту тему? Отвечу: потому что она вечна. Мир состоит из тех, кто прощает и тех, кого прощают. Жизнь, помимо всего прочего, это череда ошибок, бесчисленных грехопадений, мук совести, раскаяний и прощений, и как любой другой науке, нужно учиться тому, что я назвал наукой совести.

    2. Теперь разъясню, что я подразумеваю под этим словосочетанием. Жизнь человека конечна. Люди рождаются и умирают каждую секунду. Но, кроме того человек имеет ещё замечательное свойство: он способен развиваться. Духовно, внутри себя. И таким образом рождение и смерть становятся осмысленны, и то, и другое зачем-нибудь нужно. Хотя бы затем, чтобы обозначить границы для развития человека: от начала к концу. Жизнь – это всё, что у нас есть, чтобы постичь великие тайны Вселенной. Кому-то это удаётся, кому-то нет. Кто-то уходит из этого мира, оставив за спиной жизнь полную счастья, радости, оставив людей, которые потом будут вспоминать о нём, со слезами умиления и неподдельной скорби. А другие уходят, не оставив за собой ничего, кроме скверных воспоминаний и равнодушных отзывов. Теперь сами подумайте, чья душа будет прощена, а чья нет. — А как же евангельский разбойник, уверовавший на кресте и первым попавший в рай? Значит, не так всё категорично! Т.е., иными словами, так безоговорочно мог говорить лишь Сын Человеческий, но Он такого не говорил. Г.В.  (Все мы, Григорий Владимирович, в какой-то степени некомпетентны в подобных вопросах. Но попробую парировать: ведь тот разбойник Дисмас фигурирует как иллюстрация к одной из основных идей Евангелия: покайтесь и прощены будете. А как же к тому же спасение верой? Он уверовал и покаялся. Я же говорю о людях, в принципе плохих, не желающих расти духовно. И.Ю.)

    3. Иоанн Предтеча, говоря о Крестящем Духом Святым, упомянул, что «Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу в житницу Свою, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Мф., 3, 12). Солома – это чёрствые, жестокие сердца, не способные на прощение и покаяние. А пшеница – это милосердные и великодушные люди, готовые простить прегрешения ближнему своему. И пока не пришёл Крестящий Духом Своим, давайте превратим свои души из соломы в пшеницу; пока не поздно, научимся отвечать добром на зло, дабы усовестить провинившегося и дать ему шанс покаяться.

    4. Это я и назвал наукой совести – умение несмотря ни на что принять вину согрешившего, простить её и, согрешив сам, найти в себе силы покаяться.

    5. И ещё объясню, почему я решил рассмотреть сразу две эти добродетели (а я искренне считаю их таковыми). Во-первых, без прощения нет и покаяния. Да-да, именно так, вы не ослышались. Если бы согрешивший знал, что его никто не простит, он не стал бы и мучиться совестью. Зная, что его могут простить, человек получает надежду, а это очень важно для оступившегося. А вот тезис «без покаяния нет прощения» (Мф., 6,14–15 и отчасти Откр., 2,4–5)  справедлив, но крайне нежелателен, — может, помягче эту нежелательность выразить? ведь иначе мы спорим с Богом…Г.В.  (Здесь соглашусь, однако я призываю в этом кусочке не перекладывать груз своей ответственности на Господа, мол, «Он всё прощает, что ж тогда прощать самому и каяться-то». И.Ю.)  ибо прощение, я уверен, должно быть бескорыстным, вне зависимости от того, признал провинившийся свою вину или нет. Прощение исходит из сердца – пшеницы, а не из сердца – соломы, поэтому можно утверждать, что, прощая, мы постигаем науку совести, сами  того не замечая, становимся чуточку лучше.Второй аргумент в пользу моего выбора, и прощения, и покаяния – это их одновременно несамостоятельность и целостность. Одно и другое становятся принципиально важными тогда (и только тогда), когда хотя бы одно из них непосредственно касается человека. Одно пробуждает другое, как боль порождает страдание, а радость порождает счастье. Не умея каяться или прощать, человечество вымерло бы, не прожив и ста лет: люди бы просто перебили друг друга. Сама жизнь зависит от этих двух добродетелей: так было и так будет.

    6. «Наблюдайте за собою, – говорил Иисус. – Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз обратится и скажет: «каюсь», – прости ему» (Лк., 17, 3–5). И ещё сказал Христос, чтобы прощали мы до семижды семидесяти раз (Мф., 18,22), а проще говоря, бесконечно. И я призываю вас вместе с Сыном Божьим: прощайте! Всем сердцем своим, всею душою, всем разумом своим прощайте, ибо, как я скажу позже, всё, что не от Бога, то от дьявола, а злость, обида и месть – не от Бога.

    7. И ещё призываю вас: осознайте вину свою! И кто скажет, что вины нет на нём, тот лжец, ибо нет безгрешных. В каждом из нас есть что-то плохое: у кого-то больше, у кого-то меньше, но сатана, — негоже писать его уважительно, с заглавной буквы! Г.В. (А почему тогда Веельзевул и Люцифер и иже с ними пишутся с большой? Это всего лишь имя. Но дабы не смущать никого, прошу оставить маленькую букву. И.Ю.) поверьте, нуждается в каждой душе. Так не дайте порождению зла завладеть вашим сердцем! Если согрешили – покайтесь и старайтесь не повторять больше ошибок. Я не призываю вас просить прощения у «всего мира». Выходить на перекрёсток дорог, вставать на колени, кричать направо и налево, молить людей о прощении и совершать какие-либо подобные бесполезные действия. Поверьте, это не нужно ни вам, ни кому-либо другому. Христос говорил, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк., 17, 21). Так покайтесь же в первую очередь внутри души своей, осознайте весь ужас греха вашего и раскайтесь в нём. Тогда придёт прощение от Господа. И, чтобы совесть была совсем чиста, попросите прощения у того, перед кем вы виноваты. Уверен, этого будет достаточно. Просто честно, всей душой раскайтесь в содеянном, и зло уйдёт из душ ваших. «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром», – писал апостол Павел (Рим., 21, 21).

    8. Сказано в Писании: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию… Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жажда, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья» (Рим., 12, 18–20). Так оставьте же ваши намерения относительно мести за зло. Не беспокойтесь: Бог справедлив, и его карающая рука отомстит за вас и накажет злодея. Вы же простите провинившегося, дайте ему шанс и, кто знает, вдруг вы спасёте душу человека?

    9. Помните, что душа каждого из нас подвержена влиянию сатаны! В ком-то князь тьмы уже заронил семя зла. Старайтесь противостоять этому, особенно в условиях нашего страшного современного мира, когда всё больше грехов совершают люди. «Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его» (Мк., 3, 27). Итак, сильный – это сатана, дьявол, вещи его – злые дела и мысли людей. Дом – это душа человеческая. Войдите в свою душу, как в собственный дом, свяжите намерения дьявола и исполнитесь добродетелей и блага.

    10. И помните, что «будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления» (Мк., 3, 28). Не совсем корректно оборвана цитата: ведь дальше идёт единственное исключение из правила   «но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения…» Г.В. (Согласен, однако в данном контексте важна именно эта часть цитаты, тем более подобное сокращение не сильно меняет смысл. И.Ю.) Верьте только, и по вере вашей будет вам. In nominee Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. Amen*.  Остальные Ваши замечания принимаю с благодарностью (как и все другие) и оставляю на Вашу милость. Искренне Ваш, Игорь Юрьевич. 

    *Лат. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

     

    Игорь Говряков

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Jar, Москва15.08.2007 14:00 #
    Интересно, а жанр проповеди вообще доступен НЕсвященнослужителю?? Толк. словарь: "Проповедь - произносимое священнослужителем поучение, наставление, разъясняющее основы истинной веры и благочестивой жизни". Все остальные значения оттдают иронией ("хватит проповедовать", "не читай мне проповедей" и проч.) Не специалист в гомилетике, но проповедь - устный жанр. Записанный текст уже не воспринимается на должном уровне. Естественно, Златоустовские слова или проповеди митр. Антония Сурожского здесь не уместно приводить в сравнение (они и при внимательном придирчивом чтении безупречны). Конечно: "легче критиковать", но, кажется, морализаторство и "мои мысли по поводу" не привели в восторг значительное число прочитавших. Мое мнение (совет): обратиться к жанру дневниковой прозы. Искренность, равноправие автора и читателя, живость, трепетность, и, самое интересное, "я и ты, читатель, вместе попробуем разобраться" (см. как пример размышление об одной евангельской строчке: Еп. Михаил Грибановский "Над Евангелием": http://www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=894&art_id=7161)
    Лера, Москва26.06.2007 2:09 #
    во-первых, смахивает на простое расъяснение Библии, так сказать, краткий конспект по теме. типа, для нас, невежественных, не способных без умного пастыря понимать первоисточник. умным пастырем, как можно догадаться, является именно Игорь (отец Игорь). Во-вторых, с этим сочетается максималистское деление на "хороших" ("кающихся") и плохих("некающихся"). Да, Игорь, будь ты создателем Вселенной, в ней были бы либо "в принципе плохие, не желающие расти духовно" либо такие, как ты. Но вот проблемка в том, что Вселенная создана Им, с которым, как заметил Григорий Владимирович, спорить нельзя. И в мире существует огромное разнообразие оттенков, вариаций, неточностей, полунамёков. Человеческие души бесконечно сложны. Как и Библия, пересказ которой (неточный, к тому же) будет бесполезен, по сути.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru