rss
    Версия для печати

    Новый взгляд на родную Канаду

    Я родилась в канадском городе Торонто и прожила там большую часть своей жизни. Закончив университет в 1989 году, поехала в Японию работать преподавателем английского языка. Там я находилась более девяти лет, и там же встретила будущего мужа. Мой муж — русский, и это он впервые познакомил меня с православием. Первый раз мне довелось побывать в Москве в 1991 году, а в апреле 1998 года мы переехали в Россию из Японии насовсем.

    Я родилась в канадском городе Торонто и прожила там большую часть своей жизни. Закончив университет в 1989 году, поехала в Японию работать преподавателем английского языка. Там я находилась более девяти лет, и там же встретила будущего мужа. Мой муж — русский, и это он впервые познакомил меня с православием. Первый раз мне довелось побывать в Москве в 1991 году, а в апреле 1998 года мы переехали в Россию из Японии насовсем.

    Православной христианкой я стала примерно три с половиной года назад, пройдя чин присоединения в храме св. мученицы Татианы.

    Я провела вдали от родины тринадцать лет, время от времени приезжая в отпуск. Последний раз я побывала в Торонто прошлым летом, после трех с половиной лет жизни в России, — самого долгого перерыва за все эти годы. Поездка в родные места после такого промежутка в некотором смысле оказалась потрясением. Конечно, замечательно было повидать родных и друзей, и почувствовать себя вне языкового барьера, когда нет необходимости зависеть от помощи переводчика (русский язык я еще не вполне освоила). И Торонто — красивый город, чистый, удобный, где все прекрасно организовано. Люди дружелюбны, приветствуют тебя улыбкой, особенно в магазинах и ресторанах. Я знаю, что Торонто считается одним из лучших в мире городов по уровню жизни и удобств, но оказалось, что жить в нем православному христианину достаточно трудно.

    Несмотря на то, что в Торонто немало православных храмов — греческих, сербских, Антиохийского Патриархата, РПЦЗ, — один даже расположен в 20 минутах ходьбы от моего дома, — мне не удалось найти храм Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Поэтому я ходила в храм Христа Спасителя Американской Православной Церкви.

    Службы в нем служатся частично на английском и частично на церковнославянском, большинство прихожан — русские эмигранты. Настоятель храма отец Олег, как оказалось, даже знаком с духовенством Татианинской церкви.

    Сразу были заметны некоторые отличия порядков в этой церкви от московских приходов. Во время службы большинство людей сидят на скамейках, женщины не носят головных уборов, часто люди одеты весьма вольно. Однажды я привела в церковь свою маму (она крещена в католичестве, но в церковь не ходит). И она спросила меня: «Почему женщины в церкви не надевают платки?» Я не знала, что ей ответить, кроме того, что нам не следует их за это осуждать, и здесь порядки отличаются от тех, что России.

    Для меня присоединение к Православию означает гораздо больше, чем просто называть себя православной. Это значит — стараться жить каждый день, как учит нас Церковь, стремиться к достижению духовного идеала — избавлению от страстей, которые различны у всех людей, пониманию своей слабости и осознанию того, что лишь Господь может нам помочь. Все инструменты для этого у нас есть — молитва, пост, богослужения. Но каждый, кто пробовал побороть свои страсти, знает насколько нелегкая это задача. Достижение ее требует усилий и времени, но быть православной для меня — значит стремиться к ее достижению через воцерковление. Уже через несколько дней жизни в Канаде я поняла, что в таком секуляризированном обществе довольно трудно практиковать мою веру. Когда начался Успенский пост, мне было трудно объяснить даже другим христианам, зачем нужно поститься. Еще более удивительно для них было то, что я соблюдаю пост по средам и пятницам. Один из родственников даже сердился на меня за это. Каждый раз, когда в беседах о вере я говорила совершенно очевидные для православного христианина вещи, даже среди христиан я чувствовала себя белой вороной. Мне было непонятно, как люди, называющие себя христианами, могут не знать основных принципов христианского учения, донесенных до нас Священным Писанием (не говоря уже о Священном Предании), и насколько они запутаны и дезинформированы.

    Хотя многие люди, с которыми я говорила, и христиане, и нехристиане, явно чувствовали потребность в духовной жизни, возможно подсознательно стремясь обрести истину.

    Несколько раз я встречалась со своей подругой Лоррейн, с которой я дружу более 16 лет. Мы познакомились в университете, и она одна из моих ближайших подруг, очень добрый и дорогой мне человек. Сейчас она директор средней школы. Нам не удавалось видеться слишком часто из-за ее занятости, но однажды мы провели вместе замечательный вечер. Она заехала за мной к моему брату, который тоже с ней знаком и хотел ее увидеть, потому что в свое время он (как и я сама) четыре года ходил в школу, где Лоррейн сейчас работает. Мы немного поболтали о тех днях, когда я жила в Канаде, а потом вдвоем поехали поужинать в ресторан поблизости. Сначала мы говорили о каких-то повседневных вещах, потом о России, и наконец разговор зашел о вере. Лоррейн номинально принадлежит к методистской церкви, но ходит туда очень редко, и молится тоже не часто. Когда я стала рассказывать ей какие-то основные вещи о своей вере, она очень заинтересовалась, и начала меня подробно расспрашивать. Я обрадовалась, что могу поделиться с моей подругой своим опытом, и рассказать побольше о православии. Вопросы, которые она мне задавала, были довольно несложными, в том плане, что на них мог бы ответить любой воцерковленный православный человек. Лоррейн сосредоточено слушала мои ответы, и практически не прерывала меня. Было ясно, что в своем сердце она чувствует потребность приблизиться к Богу. В ее жизни в последнее время были некоторые проблемы, и она не знала, как их разрешить самостоятельно. Она спросила моего совета, и я ответила, что ей нужно пойти в церковь и просто попросить Бога о помощи. Это ее очень тронуло, и Лоррейн даже заплакала, как будто она уже многие годы ждала этого простого ответа на свой вопрос.

    Почти сразу после приезда в Торонто мне стало понятно, что если я хочу донести частичку православия до моих соотечественников, гораздо важнее стараться вести себя во всем так, как подобает православному христианину, нежели цитировать Библию или рассказывать об истории христианства.

    Даже за такой короткий срок, как полтора месяца, становится понятно, насколько все сферы общественной жизни в Канаде секуляризированы — образование, власть, законодательство, СМИ, индустрия развлечений. Большинство канадцев в основном озабочены собой, собственными удобствами и материальными достижениями. В обществе все направлено на то, чтобы люди думали прежде всего о собственном благополучии и не утруждали себя мыслями о Боге, морали, духовных ценностях и религии, — особенно усердствуют в этом плане СМИ. Понятно, что образ мыслей рядового канадца отражает общественные настроения, заключающиеся во все большем отпадении от Бога и христианства. Все вокруг заставляет тебя не задумываться о том, что хорошо, и что плохо, — практикуется этакий моральный релятивизм, при котором для всего найдется объяснение и оправдание. Люди считают, что все религии равноценны, и никто не имеет права заявлять о превосходстве (а по сути — абсолютной истинности) своей веры.

    Вообще, взгляды у большинства канадцев весьма либеральные. Во время моего отпуска в парламенте провинции Онтарио обсуждался закон об однополых браках. Большое внимание СМИ уделяли также случаю, когда ученик-гомосексуалист из католической (!) школы хотел привести на школьный бал своего бойфренда, и, похоже, большинство канадцев думали, что у него не должно быть к этому никаких препятствий. И в это же самое время по всем каналам освещался визит римского папы в Канаду! Вот уж поистине — постмодернизм…

    Однажды я зашла в крупнейший в Торонто магазин христианской литературы, и была поражена, тем, что православный раздел состоит лишь из нескольких книг. В ответ на мой вопрос — почему православных книг так мало по сравнению с другими конфессиями — продавщица сказала, что, вероятно, на них нет спроса. В магазине, правда, было много греческих и несколько русских икон.

    Многие канадцы путаются в том, что есть духовность и как ее достичь. Однажды вечером несколько моих родственников и друзей углубились в дискуссию о вере. Суммируя все, что они говорили, я могу сказать, что хотя они и являются продуктом той культуры, в которой живут, и заботятся прежде всего о чем-то мирском, они тем не менее искренне пытаются найти истину, но не знают, где и как ее искать. В тот вечер мне стало грустно, потому что я подумала — вот, я живу в России, где религиозные традиции не умирают, а возрождаются, где много любых источников информации, церквей, клириков. У людей есть доступ ко всему этому, но все ли стремятся найти истину? В России некоторые люди не только не воспринимают свою 1000-летнюю православную историю и вековые христианские традиции, но вместо этого с удовольствием принимают современные западные «идеалы», или что-то еще, вроде оккультизма.

    Россия не идеальная страна для жизни, но мне кажется, что здесь есть очень важные преимущества — прежде всего, возможность исповедовать православную веру, не чувствовать при этом отчуждения со стороны окружающих. Куда ни кинь взгляд в Москве — везде увидишь храм Божий, а не саентологическую церковь или еще какое-нибудь сектантское капище. На протяжениии 1000 лет Россия была христианским царством. Каждый клочок русской земли хранит память о поколениях и поколениях православных христиан, живших здесь до нас. И земля эта пропитана христианской духовностью, несмотря на 70 лет безбожия. Сейчас православие возвращается в Россию — почти ежедневно открываются новые и восстановленные храмы, монастыри, многие люди стремятся ко Христу, и атеистическая пропаганда если и существует, то уж никак не в советских масштабах, и не на том уровне, что сейчас видишь на Западе.

    В Канаде СМИ постоянно дают тебе понять, что все можно, кроме одного — публично исповедовать христианство. Если же кто-то все же решается не скрывать свою веру и открыто придерживается христианских принципов, то он выглядит чужим в глазах общества. По телевизору, в кино или на радио часто можно услышать высказывания о Спасителе и христианской вере в откровенно кощунственном контексте. Очень неприятное впечатление оставляет то, что имя Спасителя часто упоминается всуе, в состоянии гнева (примерно в тех случаях, когда по-русски иногда упоминают чертей). Я обнаружила, что многие вещи, вполне обыденно-приемлемые для многих канадцев, находятся в прямом противоречии с нашей православной верой.

    Родившись в Канаде, я имела много прекрасных возможностей. Ни в коем случае я не хочу очернить мою родину и ее жителей. Я очень люблю свою страну, семью и моих друзей, живущих там. Канадцы в большинстве своем добрые люди, готовые прийти на помощь в трудную минуту. Я всегда буду продолжать молиться за свою страну и ее народ. Но чем больше времени я проводила в Торонто прошлым летом, тем больше я понимала, насколько легче быть православной в России. Мне не хочется чувствовать ущемление моего права на свободу вероисповедания в Канаде, я не хочу слышать кощунств в адрес Господа. Я, конечно, могла бы выключить телевизор, выбросить газеты и журналы, не слушать радио. Но может, лучше тогда перебраться жить на необитаемый остров, где ничего этого нет? А лучше всего — вернуться в Россию, где моя вера не подвергается открытым нападкам. Что я и сделала.

    Вставить в блог

    Новый взгляд на родную Канаду

    25 января 2003
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru