rss
    Версия для печати

    А каков поп? Или Некоторые размышления о пользе просмотра фильма «Попы» реж. В. Залотухи

    «Да ладно, знаем мы ваших попов… Храмы они восстанавливают… А потом приходят в своих рясах в рестораны и оставляют там не одну тысячу рублей…» – возмущается повар лучшего ресторана одного провинциального города. «Нет настоящей веры сегодня, коллеги, то, что теперь называют верой – всего лишь модное поветрие, – сокрушается преподаватель столичного Университета. – Все бывшие коммунисты в Православие ударились.. Даже заболевший Патриарх отправляется на лечение в ЦКБ, вместо того, чтобы к чудотворному образу прикладываться…». Да и вообще, Церковь и ее священники – это шайка обманщиков, позволяющих себе без зазрения совести пользоваться дорогими сотовыми и кататься на черных мерседесах. К сожалению, именно такая позиция распространена в нашем обществе, 80 % которого осознает себя, тем не менее, православными хотя бы только по культурному признаку. Возможно ли повлиять на ситуацию, стоит ли радеть о восстановлении авторитета Православной Церкви, ее священства в современной России, и если «да», то как это сделать? Автор, размышляя о фильме В. Залотухи «Попы», полагает, что только открытое сердце может помочь человеку увидеть в «попах» добрых пастырей и преодолеть светские недоумения.

    «Да ладно, знаем мы ваших попов… Храмы они восстанавливают… А потом приходят в своих рясах в рестораны и оставляют там не одну тысячу рублей…» – возмущается повар лучшего ресторана одного провинциального города. «Нет настоящей веры сегодня, коллеги, то, что теперь называют верой – всего лишь модное поветрие, – сокрушается преподаватель столичного Университета. – Все бывшие коммунисты в Православие ударились.. Даже заболевший Патриарх отправляется на лечение в ЦКБ, вместо того, чтобы к чудотворному образу прикладываться…». Да и вообще, Церковь и ее священники – это шайка обманщиков, позволяющих себе без зазрения совести пользоваться дорогими сотовыми и кататься на черных мерседесах. К сожалению, именно такая позиция распространена в нашем обществе, 80 % которого осознает себя, тем не менее, православными хотя бы только по культурному признаку. Возможно ли повлиять на ситуацию, стоит ли радеть о восстановлении авторитета Православной Церкви, ее священства в современной России, и если «да», то как это сделать? Автор, размышляя о фильме В. Залотухи «Попы», полагает, что только открытое сердце может помочь человеку увидеть в «попах» добрых пастырей и преодолеть светские недоумения.

    Мало кто знает этот публицистический фильм, рассказывающий о жизни, служении, судьбе трех священников: деревенского батюшки, в прошлом богемного художника, иерея из провинциального городка, прошедшего в юности Афганистан, и потомственного московского священника.

    В фильме поднимаются те же вопросы, что и в этом номере, – картина прямо и начинается с оглашения мнений, утвержденных как абсолют в общественном сознании в советское время: попы – это мракобесы и бездельники, живущие за счет других (т. е. прихожан и богатых благотворителей), к тому же зачастую сами в Бога всерьез не верующие, но обманывающие людей обещанием спасения, удостовериться в котором невозможно. Не напрямую, а косвенно даются ответы на неприязненные укоры – через показ обыденной жизни рядового (пусть даже в Москве) священника. Впрочем, кто не хочет видеть и слышать, тот все равно останется при своем мнении…

    «Попы» рассказывают о своем пути к священству, о том, что для них служение, о том, как каждый из них совершает его в таких разных условиях, как они решили посвятить этому свою жизнь.

    Вспоминается поп из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», где сельский батюшка правдиво, спокойно и без ропота рассказывает о своих трудах, и невольно удивляешься: как мало изменилось с тех пор! Меняется мир, внешняя сторона жизни, а задачи пастыря остаются вечно одинаковыми – служение Богу и людям в любых условиях и обстоятельствах, служение забывая о себе. А в деревне мало что изменилось и в быту: огород, хозяйство как необходимость содержать семью (а теперь нередко и храм, требующий ремонта, а то и восстановления).

    В фильме рассказывается о проблемах и задачах, стоящих перед современными священниками – наследниками советского времени, попрания православной культуры и традиции. И в унисон некрасовскому попу эти три священника и многие другие, скромные и усердные пастыри, скажут кротко: «Несу мой крест терпением… Умилосердись, Господи, пошли крутую радугу на наши небеса». Нет, эти батюшки не жалуются, не унывают, наоборот, строят большие планы, самозабвенно работают, чтобы осуществить свои мечты, достойно пройти пастырское поприще, отдают все свои силы и сердце на ниве, которой никогда не будет конца и края.

    Показывается жизнь рядовых священников… Бесспорно, есть и иные: кто-то выше, лучше, кто и хуже, но таковых уже не большинство.

    Полезно и интересно посмотреть работу тем, кто знает жизнь священников понаслышке, либо имел несчастье общаться с недостойным, по его мнению, пастырем.

    Интересно, что в работе над фильмом автор приходит к выводу: священство – единственное сохранившееся в России сословие.

    Могу добавить ко всему сказанному свое впечатление: в фильме, кроме трех главных героев, снято иллюстративно еще несколько священников, спешащих по своим делам. Меня поражает некая печать неземного на их лицах, некий свет, отрешение что ли от суеты… Я наблюдала это нередко не только в кино, недаром говорят: «Попа и в рогожке узнаешь».

    Вставить в блог

    А каков поп? Или Некоторые размышления о пользе просмотра фильма «Попы» реж. В. Залотухи

    28 января 2005
    «Да ладно, знаем мы ваших попов… Храмы они восстанавливают… А потом приходят в своих рясах в рестораны и оставляют там не одну тысячу рублей…» – возмущается повар лучшего ресторана одного провинциального города. «Нет настоящей веры сегодня, коллеги, то, что теперь называют верой – всего лишь модное поветрие, – сокрушается преподаватель столичного Университета. – Все бывшие коммунисты в Православие ударились.. Даже заболевший Патриарх отправляется на лечение в ЦКБ, вместо того, чтобы к чудотворному образу прикладываться…». Да и вообще, Церковь и ее священники – это шайка обманщиков, позволяющих себе без зазрения совести пользоваться дорогими сотовыми и кататься на черных мерседесах. К сожалению, именно такая позиция распространена в нашем обществе, 80 % которого осознает себя, тем не менее, православными хотя бы только по культурному признаку. Возможно ли повлиять на ситуацию, стоит ли радеть о восстановлении авторитета Православной Церкви, ее священства в современной России, и если «да», то как это сделать? Автор, размышляя о фильме В. Залотухи «Попы», полагает, что только открытое сердце может помочь человеку увидеть в «попах» добрых пастырей и преодолеть светские недоумения.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru