rss
    Версия для печати

    Второе явление Тихвинской

    Согласно Церковному Преданию, чудесно пришедший на Русь в XIV веке образ Божией Матери был написан самим апостолом Лукой. Но, как полагают ученые, нельзя утверждать, что в 1383 году на Ладоге явилась икона, написанная за 1000 лет до этого, поскольку живописная техника этих времен заметно отличается. Скорее всего, между работой апостола и Тихвинским образом существовали промежуточные копии. Но оправданность почитания состоит в том, что очевидна неразрывная связь этого образа с первоисточником.

    Согласно Церковному Преданию, чудесно пришедший на Русь в XIV веке образ был написан самим апостолом Лукой. Но, как полагают ученые, нельзя утверждать, что в 1383 году на Ладоге явилась икона, написанная за 1000 лет до этого, поскольку живописная техника этих времен заметно отличается. Скорее всего, между работой апостола и Тихвинским образом существовали промежуточные копии. Но истинность почитания состоит в том, что очевидна неразрывная связь этого образа с первоисточником.

    «Юже великая Россия, яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши…»
    Тропарь Тихвинской иконе Божией Матери

    «Жизнь православного человека полна чудес», — эти слова касаются вовсе не апостольских времен, но нашей современности. События, происходящие в жизни Русской Православной Церкви еще несколько лет назад казались противными здравому смыслу. Мы становимся свидетелями того, как Церковь идет по пути обретения «единства в духе», в Россию возвращаются величайшие утраченные святыни: мощи святых мучеников и чудотворные иконы. Мы вновь обретаем дорогой сердцу каждого верующего Тихвинский образ Божией Матери.

    В России всегда почитали Богородицу. И Богородица никогда не оставляла нас, посредством иконы чудесно исцеляла, помогала в военных и дипломатических проблемах. Тихвинской истово молились во время шведско-польской интервенции XVII в, и защитники монастыря выстояли. После именно перед этим образом подписывался русско-шведский договор.

    И даже во времена советсткого режима, когда Богородицкий монастырь был закрыт и преобразован в сельскохозяйственную артель, Тихвинская оставалась в соборе до начала Великой Отечественной войны. Немцы вывезли ее в Псков и в попытке заручиться поддержкой духовенства, доверием верующих передали икону священникам Псковской миссии. Вместе с беженцами Тихвинская покинула Россию. Ее спасали от войны, она спасала от смерти.

    Икону сохранил и вывез в США архиепископ Иоанн (Гарклавс), затем заботу об иконе взял на себя его приемный сын, будущий отец Сергий (Гарклавс), который, будучи 15-ним юношей, скитался вместе со своим аввой по лагерям для ДП (departed people) и носил икону на себе.

    Отец Сергий рассказывает о том, как Богородица хранила их в нелегких военных путешествиях: «В Либаве беженцев погрузили на пароход, икона была с нами. Целую ночь грузились, а утром рано, когда мы были готовы отплыть от пристани, советские аэропланы начали бомбить порт, в том числе наш пароход, на котором было более 2000 беженцев. Бомбы падали слева и справа штук пятнадцать разорвалось в воде, но ни одна, Слава Богу, не попала на пароход.

    Когда мы были в Праге, мы погрузились в товарный вагон, и, как оказалось, не в тот, надо было идти под вагонами на другой путь, искать другой состав, мне пришлось нести икону на своих плечах прямо под вагонами… После мы ездили по разным лагерям Германии, служили в часовенках. Например, в городке Ланскот было объявлено, что приезжает чудотворная икона, — там собралось несколько тысяч человек, не только православные, но и католики, представители других конфессий. Служили под открытым небом, хотя и на церковнославянском языке, но народ не уходил, молились вместе с нами. В те годы, когда мы жили беженцами, трудностей было очень много, но Матерь Божия всегда нас защищала, и мы были под Ее покровом».

    Архиепископ Иоанн завещал вернуть икону в Россию, но только когда монастырь будет восстановлен, чтобы достойно принять ее: для него и отца Сергия это было утешением и великим долгом. Не могло быть легким решение о том, чтобы расстаться со святыней. Не могло сердце человека, посвятившего свою жизнь заботе о Тихвинской, не трепетать, расставаясь с ней. И тем не менее эти люди — наши соотечественники, и второе явление Тихвинской в России — наша общая радость.

    Сейчас нередко можно слышать вдохновенные слова о возрождении нашей духовности. Да и как не радоваться возвращению Тихвинского образа Богородицы, прибытию мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары и, наконец, передаче не менее почитаемой и значимой для нашего отечества Казанской иконы Божией Матери! Но теперь мы, получившие такие дары — знамения милости Божией — более чем когда-либо ответственны перед Богом, перед такими людьми, как архиепископ Иоанн и отец Сергий (Гарклавс) и многими другими, освятившими жизнь любовью и преданностью своим святыням.

    Использованы материалы:

    Евгений Голубев «Мы чувствовали, что сама Матерь Божия живет с нами»// Град духовный. Санкт-Петербургский Православный журнал, № 2 — весна 2004

    Юлия Старцева «Святыня вернется в Россию»

    Вставить в блог

    Второе явление Тихвинской

    10 октября 2004
    Согласно Церковному Преданию, чудесно пришедший на Русь в XIV веке образ Божией Матери был написан самим апостолом Лукой. Но, как полагают ученые, нельзя утверждать, что в 1383 году на Ладоге явилась икона, написанная за 1000 лет до этого, поскольку живописная техника этих времен заметно отличается. Скорее всего, между работой апостола и Тихвинским образом существовали промежуточные копии. Но оправданность почитания состоит в том, что очевидна неразрывная связь этого образа с первоисточником.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru