rss
    Версия для печати

    Чужая смерть

    Новостные порталы все чаще оповещают нас о внезапных смертях. В такой-то провинции на севере Африки в результате разлива реки погибло триста человек.... Катастрофа в Индии унесла жизни еще пятисот... Где-то в киберпространстве умер известный политик, ушел из жизни артист, внезапно скончался телеведущий или даже простой смертный, вдруг «прославившийся» благодаря крушению поезда, пожару или теракту.

     


     Авраам и три странника

    Новая «далекая» смерть: прошла мимо, отшумела фоторепортажами, и - забылась... Таинство перехода в Вечность стало для нас просто привычным информационным фоном, на который почти не обращают внимания, как на жужжание мух под потолком. Но некоторые события все же будоражат общественное сознание, заставляют задуматься, заспорить о смысле жизни и смерти. Недавняя трагедия в Перми - яркий пример тому.

     «Праотец Авраам выразил соболезнования мэрам Содома и Гоморры в связи с произошедшей в этих городах трагедией...» Эта фраза, взятая с одного из новостных порталов, красной нитью сквозит во многих наших публикациях по поводу пермской трагедии. Кто откровенно ерничает, кто нравоучительно поясняет: «Бог наказал!», кто-то вспоминает Силоамскую башню из Евангелия, но везде наш суд оказывается прежде Суда Божественного. Не забываем ли мы о том, что лишь Сам Господь Своим Праведным Судом отделяет грешников от праведников и что следующим сжатым колоском может оказаться собственная наша душа, кстати, преисполненная в этот момент ненависти к ближнему.

     Когда в Перми погибли люди, православные блоги буквально взорвались злорадством: «Да здравствует гибель российского Содома!». Умер Егор Гайдар - написали: «отправился к своему деду - красному выродку Голикову!». То и дело во френдленте мелькают пышущие ненавистью некрологи на участившиеся в последнее время «VIP-смерти» (еще одно чудовищное лингвистическое изобретение). Если светский человек, вспоминая трагедию, поставит у себя аватарку со свечой, то наш православный блогер обязательно подытожит все плохое, что сделано умершим, и обнародует «правду» о его невеселой загробной участи.

     Где христианское милосердие и сострадание, хотя бы к родственникам усопших? Если уж обличать грех - то в глаза, при жизни, а не на кладбище, где принято смиренно молиться о прощении грехов и упокоении. Давайте вспомним, злорадствовал ли Авраам по поводу гибели грешников?

    Господь явился Аврааму у дубравы Мамре: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». Какова же реакция праведника? Вот, Авраам, по всей видимости, глубоко пораженный, «стоит пред лицем Господа», но после догоняет Его и просит, дерзко и настойчиво, - не истреблять городов, если в них найдется... хоть пятьдесят праведников. Получив утвердительный ответ, Авраам, страшась и оговариваясь, сознавая свое ничтожество («я - прах и пепел»), торгуется с Богом, постепенно снижая количество праведников до десяти человек. Господь обещает пощадить города и ради десяти... Но там не нашлось праведников, кроме семьи Лота, и города постигла смерть. Но это был суд Бога, ведающего все обо всех, Он знал, что там нет праведников, но Авраам не знал, поэтому и не судил, потому и дерзновенно молился о помиловании грешных горожан. «Смотри, какая настойчивость в праведнике! Он так усердно заботится о том, чтобы избавить народ содомский от угрожающей ему казни, как будто сам должен был подвергнуться такому же осуждению», - пишет святитель Иоанн в своем комментарии к Священной Истории. Далее Златоуст пылко рассуждает о том, что грех человеческий жесток и страшно обличение Божие. Но заканчивает он не проклятиями в адрес содомлян, а призывом к праведности нас с вами: «Добродетель людей, хотя бы и немногих, может покрыть грехи многих, - потому что велика благость Господа и Он часто, ради немногих праведных, благоволит даровать спасение многим».

    Пусть реакцией христианина на смерть ближнего будет молитва о упокоении и помиловании усопших и серьезное обращение к собственной душе: не без греха ли и я сам? Любое гневное и обличительное, тем более злорадное слово в адрес мертвых - это предвосхищение справедливого Божьего суда. И потом, оставшимся в живых родственникам покойных наши слова могут сослужить очень плохую службу - отвратить от Церкви навсегда.

     Видя очередную, пусть не христианскую кончину в мире, лучше всего, наверное, помолиться святому патриарху Аврааму, чтобы и нам стяжать хоть крупицу его мудрости и любви.

    «Грешников» среди окружающих найти легко, но вот кто дерзнет стать праведником, одним из тех десяти, ради которых могли быть помилованы Содом и Гоморра?

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Андрей, Москва4.01.2010 9:18 #
    Приходилочь часто замечать, что толкования Священного Писания святыми отцами бывают очень различными. Наверное, этот тот же случай...
    Анна Ромашко, Новосибирск26.12.2009 17:35 #
    А святой Иоанн Златоуст считает иначе, - что человеколюбие Патриарха Авраама простирается не только на праведных, но и на грешников. Неужели поспорим с автором Божественной литургии?
    Марина, Москва26.12.2009 0:46 #
    Молитва о всех - это не для простого мирянина.
    Если человек считает Е.Гайдара и писателя Гайдара врагами России, видно, имеет основания...
    Если человек считает, что не должно было людям ночью быть в таком месте, как "Хромая лошадь" и что-то по этому поводу высказал... Наверно, лучше промолчать. Но УДЕЛЯТЬ этому внимание... Мало ли, что в мiре происходит, то Силоамские башни падают, то Башни-близнецы, то Ирод казнит стражников, не найдя в узах ап.Петра... и что-то не заметно, чтобы св.Апостола это волновало! Видно, его занимали другие "проблемы" - проповедь Слова.
    Патриарх же Авраам молился не за ВСЕХ жителей Содома, а просил пощадить РАДИ ПРАВЕДНИКОВ, просил не погубить праведного с нечестивыми - и всё.
    Сергей, Нижний Новгород24.12.2009 18:06 #
    Не знаю насчёт блогов - в них не хожу. Но как активный участник крупных православных сетевых форумов, могу сказать - на форумах никаких "всплесков злорадства" не было.
    Были большей частью молитвенные, поминальные темы. Правда, было много гнева в адрес взяточников-пожарных инспекторов, не исполняющих свой долг.
    Лидия, Коломна24.12.2009 9:33 #
    "Сомнительно чтобы кто-то злорадствовал, тем более православные." Тоже так считаю. Не будет православный человек злорадствовать по-поводу чужой смерти.
    M, Ж23.12.2009 15:13 #
    "Когда в Перми погибли люди, православные блоги буквально взорвались злорадством: «Да здравствует гибель российского Содома!»."

    Замечаются вещи, которые выделяются из общего ряда.

    Я думаю что буду прав, если скажу - подавляющее большинство людей, кроме сочувствия и безразличия (внешнего)ничего не выражали.

    Согласен с Еленой из Санкт-Петербурга - написано правильно.
    Удивленный, Гуале22.12.2009 12:41 #
    Достойная статья. В пору менять свое мнение о женщинах :)
    N22.12.2009 6:16 #
    Да, в очередной раз сами про себя придумываем страшилку, сами же с ней и сражаемся. Это как Страшные Церковные Бабушки, которых не устают обличать все наши публицисты, не брезгующие так задешево выглядеть современными и просвещенными. И здесь то ж самое: давайте оставим без работы всякую сволочь, которая гадости про Церковь пишет, напишем сами, как православные оказывается тупы и жестоки и будем на их фоне красоваться своим милосердием и широтой кругозора...
    Елена, Санкт-Петербург21.12.2009 19:19 #
    Очень правильно написано.
    Галина, Московская область21.12.2009 8:46 #
    "Когда в Перми погибли люди, православные блоги буквально взорвались злорадством: «Да здравствует гибель российского Содома!»."
    ВСЕ мои знакомые православные сочувствовали этим людям. Это страшная смерть, адские мучения на земле, не говоря уже о том, что это СМЕРТЬ. Сомнительно чтобы кто-то злорадствовал, тем более православные.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru