rss
    Версия для печати

    Победить забвение

    Новомученики и исповедники Российские были канонизированы почти 10 лет назад. Но для искреннего почитания святых XX века необходимо переосмыслить историю, честно посмотреть на нее вне идеологических рамок. Многие участники Третьих Бутовских чтений, состоявшихся 13 декабря,с горечью констатировали, что люди не хотят знать ни о жертвах репрессий, ни о подвиге святых, проливавших кровь за Христа в XX веке.

     

    Конференцию, проходившую при храме новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне, открыл настоятель протоиерей Кирилл Каледа. По его словам, основная проблема ещё с конца 1980-х годов заключается в том, что строительство и поддержка мемориальных комплексов возложено на самих реабилитированных жертв, а не на органы власти. «Мы так и не знаем ни количества жертв, ни мест их захоронения, как не знаем, сколько лагерей было в Советском Союзе, где они находились, как возникали и как исчезали», - конкретизировал отец Кирилл. Грустная статистика сегодня такова: по всей России создано только около 270 памятных знаков; в самой Москве по данным опроса, проведенного компанией Superjob, меньше 20 % жителей знают, что словосочетание «Бутовский полигон» связано с массовыми расстрелами. В 2008 году это место организованными группами посетили всего лишь около четырёх тысяч человек. «Основная часть как церковного, так и светского российского общества, - констатировал священник, - совершенно далека от переживаний, связанных с происшедшими в России массовыми репрессиями».

     
     Протоиерей Кирилл Каледа в храме у полигона

    На взгляд настоятеля бутовского храма, сам термин «сталинские репрессии», широко используемый вслед за Никитой Хрущёвым - большое упрощение проблемы. Таким образом мы возлагаем ответственность за гибель миллионов на одного конкретного человека, как будто ни ленинских, ни хрущевских, ни андроповских репрессий не было. В то же время трагедию России в ХХ веке можно понять только в совокупности, не выхватывая из неё отдельные фрагменты - например, Большой террор 1937-38 годов или Голодомор. «Память о павших в годы лихолетья должна стать не делом энтузиастов, а делом всенародным, государственным», - подытожил отец Кирилл. По его мнению, уже сегодня нужно принять закон, благодаря которому увековечением памяти пострадавших станет заниматься государство, поддерживая инициативы общественных и религиозных организаций.

     
    Новый храм Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

    О крайне тревожной ситуации в современном обществе вслед за отцом Кириллом говорил директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый. На наших глазах возникают попытки ревизии прошлого, изменилось отношение к личности Сталина: ещё 10 лет назад невозможно было представить, чтобы 39% опрошенных назвали его великим историческим деятелем. Это происходит на фоне безразличия основной части народа к собственным святыням. В качестве сравнения Гарькавый привёл мемориал в Орадур-сюр-Глане: французский посёлок, сожженный дотла эсэсовцами в 1944 году, в год посещают до 300 тысяч людей. Это действительно национальный мемориал, чего, к сожалению, нельзя сказать ни об одном из памятных мест России.

    Рассуждая о причинах такого отношения к своему недавнему прошлому, Гарькавый заметил, что многие инициативы не привлекают, а отталкивают посетителей, потому что вызывают у зрителя яркие, но совершенно гнетущие эмоции: «Современный человек страдает от таких памятников, и выхода из страдания нет». В качестве примера Гарькавый привел памятники жертвам репрессий на Левашовской пустоши в Петербурге и в Твери.

    Альтернативой может стать переосмысление традиционной русской мемориальной культуры. «Она возникла тогда же, когда и русская письменность», - заметил директор мемориального центра. Здесь можно назвать и храмы на крови, и мемориальные кладбища, где похоронены умершие от эпидемий и вражеских нашествий (скудельницы или Божьи дома), и братские воинские могилы, и письменные свидетельства о личности пострадавших. Когда мы узнаём о жизни жертв гонений, то страх перед описанием их мучений естественно соединяется с восхищением благородством подвига. «Мы должны создать у приходящих людей пасхальное настроение», - резюмировал Игорь Владимирович, подчеркнув важность свидетельства о ценностях, ради которых погибли эти люди. Бутовский полигон, считает Гарькавый, «должен быть таким же мемориалом, как на Поклонной горе», - мемориалом, посвящённым конечной победе над злом.

    Прихожанин храма новомучеников Российских Иннокентий Кулаков обратил внимание, что местные жители быстро откликались на проявленные инициативы. Так, этим летом был организован молодёжный лагерь в селе Пежме Архангельской области: прихожанкой местного храма была будущая мученица Аполлинария (Тупицына). Группа паломников расчистила пол в заброшенной церкви, установила временный иконостас в одном из приделов; в деревенских клубах рассказывали о Бутове и показывали фильмы о новомучениках. На месте бывшего сортировочного лагеря совместно с местными жителями установили поклонный крест, а в реке Пежме за один день крестились 93 человека.

    После этой поездки в храм был назначен настоятель, начались регулярные богослужения, появились новые благотворители. А 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, у поклонного креста прошёл памятный митинг. На нём многие школьники впервые узнали о существовании местных лагерей и вспомнили учителя своей школы, также невинно осуждённого в 30-е годы.

     
    Возложение цветов на рвы полигона в День памяти жертв политических репрессий

    Тему внимания к собственной истории продолжил Антон Никулин - председатель Краеведческо-экологического общества «Бутово», преподаватель истории школы № 1161. По его наблюдениям, по сей день в этом районе мало кто слышал о существовании Бутовского полигона. Сам Никулин узнал о нём неожиданно, когда пятнадцать лет назад пошёл в лес за дровами. Общество "Бутово" ведёт активную работу для школьников, но литературы о репрессиях катастрофически не хватает. Даже среди учеников, интересующихся историей Отечества, есть ребята, которые отрицают факт массовых репрессий в СССР и не подозревают, что в двух километрах от них похоронены тысячи расстрелянных.

    Несколько выступлений было посвящено подвигу конкретных новомучеников. О святых Высоко-Петровского монастыря рассказали священник Игорь Киреев, заведующий сектором религиозного образования и катехизации ОРОиК, и сотрудники обители. Также прозвучало сообщение о жизни и служении преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), архимандрита Симбирской епархии. С проектом мемориального комплекса «Тверская Волынь», планируемого на месте старинного кладбища, массовых захоронений расстрелянных и линии фронта в Великую Отечественную войну, собравшихся познакомил дизайнер и график Илья Пейда.

    В заключение чтений Игорь Гарькавый зачитал предполагаемый проект обращения к депутатам Госдумы с просьбой законодательно возложить на государство ответственность за увековечение памяти жертв репрессий.

    Фото Юлии Маковейчук для «Журнала Московской Патриархии»

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru