rss
    Версия для печати

    Сон в осеннюю ночь, или «разговор» о Кольцове

    Однажды вечером я сидел и думал о том, что на днях исполнилось 200 лет поэту Алексею Кольцову, а кто об этом помнит? Что можно о нем рассказать? И главное - кто бы мог это сделать? И не заметил, как глаза мои закрылись, голова опустилась на стол, и передо мной возник человек, лучше всех знавший и ценивший стихи Кольцова. Это был известный критик, бывший студент Московского университета Виссарион Белинский.


    Увидев неистового Виссариона, умершего в 1848-м году, я сначала остолбенел. Но тут же вспомнил, что я журналист, и вот он - повод для интервью! Результат «ночного разговора» - перед вами. Слова Белинского мы оставили без изменений.


     Критик Виссарион Белинский

      - Виссарион Григорьевич, позвольте Вас поблагодарить! Вы много лет не хотели встречаться с журналистами, но теперь сделали исключение - не столько для нас, сколько для Кольцова. Чем же он Вам так нравится? Ведь в одно время с ним творили Жуковский, Баратынский, Тютчев, не говоря уже о Пушкине...

       - Мы прежде всего думаем выполнить долг справедливости в отношении к поэту, до сих пор еще не понятому и не оцененному надлежащим образом. Большей частью в нем видели русского мужичка, который сам собою открыл и развил в себе способность писать недурные стишки. Публике неудобно составить себе определенное понятие об авторе мелких стихотворений, которые печатались в разных изданиях, - поэт производит впечатление то тем, то другим стихотворением, но не общностью, не целостью своей поэзии, которая должна представлять собой особый, самобытный и оригинальный мир действительности.

      - А что в нём оригинального? Простая пейзажная лирика, что-то про тяжкую долю, немного про любовь - только и всего...

      - Кольцов никогда не проговаривается против народности ни в чувстве, ни в выражении. Чувство его всегда глубоко, сильно, мощно и никогда не впадает в сентиментальность. Даже в слабых его песнях никогда не найдете фальшивого русского выражения; но лучшие его песни - изумительное богатство самых роскошных, самых оригинальных образов русской поэзии. Где, у кого, кроме Кольцова, найдете вы такие обороты, выражения и образы, какими, например, усыпаны две песни Лихача Кудрявича? У кого, кроме Кольцова, можно встретить такие стихи:

      Иль у сокола

    Крылья связаны,

    Иль пути ему

    Все заказаны?

      Не держи ж, пусти, дай волюшку

    Там опять мне жить, где хочется,

    Без талана - где таланится,

    Молодым кудрям счастливится.

      Отчего ж на свет

    Глядеть хочется,

    Облететь его

    Душа просится?

      Он носил в себе все элементы русского духа, в особенности страшную силу в страдании и в наслаждении, способность бешено предаваться и печали, и веселью, и вместо того, чтобы падать под бременем самого отчаяния, способность находить в нем какое-то буйное, удалое, размашистое упоение, а если уже пасть, то спокойно, с полным сознанием своего падения, не прибегая к ложным утешениям. В одной из своих песен он жалуется, что у него нет воли:

      Чтоб в чужой стороне

    На людей поглядеть;

    Чтоб порой пред бедой

    За себя постоять;

    Под грозой роковой

    Назад шагу не дать;

    И чтоб с горем, в пиру,

    Быть с веселым лицом;

    На погибель идти -

    Песни петь соловьем.

      Нет, в том не могло не быть такой воли, кто в столь мощных образах мог выразить свою тоску по такой воле...

     
     Поэт Алексей Кольцов

      - А как так случилось, что сын торговца скотом, не получивший почти никакого образования, стал поэтом? Не из одной же «народности»...

       - Кольцов достиг семнадцатилетнего возраста, и в семейство его вошла молодая девушка, в качестве служанки. Несмотря на низкое звание, она получила от природы все, чем можно было потрясти такую сильную и поэтическую натуру, какова была натура Кольцова. И его чувство не осталось без ответа, это была страсть глубокая и сильная, влияние которой Кольцов чувствовал всю жизнь свою. Он не только любил, он уважал, свято чтил предмет своей любви, но эта связь не нравилась его семейству и беспокоила его. Воспользовались отсутствием Кольцова в степь - и когда он воротился домой, то уже не застал ее там... Он бросился, как безумный, в степи разведывать о несчастной. Результатом было известие, что жертва варварского расчета скоро зачахла и умерла в тоске разлуки и в муках жестокого обращения... Эти подробности мы слышали от самого Кольцова в 1838-м году, и никогда не решались более расспрашивать его об этой истории.

    Эта любовь и в ее счастливую пору, и в годину ее несчастия, сильно подействовала на развитие поэтического таланта Кольцова. Он как будто почувствовал себя уже не стихотворцем, но поэтом, грудь которого носила в себе богатое содержание для поэтических излияний. Он взял свое горе с собою, как дорогую, хотя и тяжелую ношу. В своем поэтическом призвании увидел он вознаграждение за тяжкое горе и весь погрузился в море поэзии, читая и перечитывая любимых поэтов, пробуя извлекать из своей души поэтические звуки, которыми она была переполнена.

       - Самое время поговорить о любовной лирике Кольцова. Современного читателя удивить непросто!

      - Что составляет цвет и венец его поэзии, это те стихотворения, в которых он изливает свое тихое и безотрадное горе любви. «Не шуми ты, рожь» особенно прелестно; вот оно:

      Сладко было мне

    Глядеть в очи ей,

    В очи полные

    Полюбовных дум.

      И те ясные

    Очи стукнули,

    Спит могильным сном

    Красна девица!

      Тяжелей горы,

    Темней полночи

    Легла на сердце

    Дума черная!

      Сколько тоски, сколько грусти, сколько благородства, простоты и поэзии в этой песне!

    Теперь послушайте еще раз этого крестьянина, который выражает тоску

    любви своей уже другим напевом, другим тоном:

      Что душу в юности пленило,

    Что сердце в первый раз

    Так пламенно, так нежно полюбило -

    И полюбило не на час,

    То все я силюся предать забвенью,

    И сердцу пылкому, и страстному томленью

    Хочу другую цель найтить,

    Хочу другое также полюбить!

    Напрасно все: тень прежней милой

    Нельзя забыть!

      И это не поэзия?..

      - Какова, на Ваш взгляд, судьба Кольцова в год его двухсотлетия?

      - Кольцов является со своими прекрасными стихотворениями не вовремя, или, лучше сказать, в дурное время. Не знаю, будут ли иметь успех стихотворения Кольцова, обратит ли на них публика то внимание, которого они заслуживают, будут ли уметь наши журналы отдать им должную справедливость - все это покажет время.

      ...На этом видение оборвалось - и как я ни старался, продолжить разговор с Белинским у меня не получилось. Но остались эти слова - лучшее, что сегодня можно сказать о Кольцове.

    Вставить в блог

    Сон в осеннюю ночь, или «разговор» о Кольцове

    23 октября 2009
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Алексей, Москва31.10.2009 17:28 #
    Это скучное, не грамотно составленное интервью. Да и сама подводка какая-то детская, будто бы от незнания что еще можно тут выдумать. Будто школьником написано. Сам работаю в крупных изданиях; хочу отдохнуть на страницах вашего издания умом и не получается.
    Андреас, Москва23.10.2009 15:38 #
    Отличная заметка о прекрасном и незаслуженно забытом поэте. Я что-то слышал о нем, но впервые прочитал его стихи в Вашем журнале.

    Современен не тот, кто бежит впереди всех, а кто видит дальше всех!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru