rss
    Версия для печати

    Человечное богословие Антония Сурожского

    На прошлой неделе в библиотеке-фонде «Русское зарубежье» прошла вторая международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония (Блума). Участники из России, Великобритании и Нидерландов представили доклады на тему «Человек в богословии владыки Антония».

     

    Глоток живого воздуха

    На конференцию с 11 по 13 сентября собрались разные люди, каждый со своим особым взглядом на труды и наследие митрополита Антония. Но общее впечатление можно описать двумя словами: глубина и сосредоточенность.  Отсутствие пустопорожних разговоров, политики, сплетен, обличений и какой бы то ни было пропаганды. Чувствовалось, что для участников в центре - Христос.  

    «Конференция - это глоток живого воздуха, - говорит иеромонах Дамаскин (Лесников). - Современная наша жизнь предполагает, что нужно искать возможность подышать чистым воздухом православия.  Для владыки Антония православие, христианство  было живым, у него была способность понимать очень разных людей, с разным мировоззрением,  опытом жизни, и  это было, безусловно, качество благодатного старца». 

    Среди авторов докладов - исследователи богословия владыки Антония, его духовные дети и просто те, кто знал и читал его в России.  В этом году на конференцию были приглашены докладчики из России и из Западной Европы. «Владыка очень многое сделал, чтобы объединить разноязычное население своего прихода, - отмечает протоиерей Сергий Овсянников, приехавший на конференцию из Амстердама. - В его приходе были не только русские и англичане, но и грузины, и греки. И его служение заключалось  в том, чтобы эти национальности соединять, но не механическим образом. Он умел переплавлять каждого в нового человека, а это не то, что делается одним днем и в приказном порядке. Но у него это получалось - не всегда хорошо и идеально, иначе  не было бы нынешней трагедии в Сурожской епархии, - но получалось, и именно через Евангелие, через слово Божие. И если первая конференция была чисто русскоязычной - просто не предполагалось, что какой-то англичанин  завернет свои стопы сюда, - то теперь приглашения были отправлены и англичанам, в том числе англиканам, которые были свидетелями жизни владыки и его служения».

    В  центре внимания оказались доклады не просто людей, которые знали владыку Антония. «Это люди, которые пропустили то, что владыка Антоний говорил,  то, что он делал и то, как он жил, через себя, - считает Андрей Зайцев, преподаватель Библейско-Богословского института. - Они "говорят его голосом", настолько это уже впиталось в них».

    Тема конференции «Человек в богословии владыки Антония» выбрана неслучайно.  «Владыке Антонию был важен, прежде всего, человек», - рассказывает отец Дамаскин (Лесников). Поэтому одна из принципиальных черт конференции - подчеркнутая ненаучность, «личностность», открытость любому возрасту,  любому уровню образования, способность сказать о многом на разных языках.


    Антоний Сурожский - «свой среди чужих»

    Аврил Пайман - англичанка, которая вышла замуж за русского художника и в 60-е годы  жила в Москве. Ее доклад «Митрополит Антоний: Иностранец в Англии»  - о том, как англичане воспринимали владыку в первое время его жизни в Великобритании. Митрополит Антоний приехал как духовник православно-англиканского братства  преподобного Сергия и мученика Албания. Его принадлежность  к  Московскому Патриархату настроила против него и англичан, и  эмигрантскую диаспору: в нем видели советского шпиона и коммуниста.  Храм, который он делил тогда со священниками Русской Зарубежной Церкви, переосвящали каждый раз после того, как он там служил. Но постепенно ему начали доверять. Англичане и русские поняли, почему владыка Антоний не хотел отказываться от своей Церкви в России -  плененной и гонимой, но все равно родной.  Проповеднический дар владыки оказался востребованным не только в Англии, где его приглашали выступать на телевидении и на радио, но и в других европейских странах.  Люди чувствовали его любовь и горение. Он не пытался обратить в православие христиан других конфессий, но тем не менее  большинство англичан, встретивших его в своей жизни, приходили в Православную Церковь.

    Трагическим моментом в жизни владыки Антония, как рассказала Пайман, было то, что и в России он оказался иностранцем. Митрополит приезжал в Москву несколько раз (в 1988 году и до этого во второй половине 70-х), но был встречен с недоверием; его  умение общаться с людьми, его свобода в общении и в богословии были непривычны и непонятны для советских православных.  И хотя архиерей радовался каждой возможности выступить на родном языке, не все священники доверяли его слову. Владыка, по словам Аврил Пайман, донес крест своего изгнанничества и «иностранства» до конца. Несмотря на горячее желание лежать в родной земле, он был похоронен  на лондонском кладбище рядом с матерью и бабушкой.

     

    Церковь незамкнутая

    О проблемах современной церкви в контексте богословия митрополита Антония рассуждала Елена Белякова,  научный сотрудник Института российской истории РАН  и преподаватель кафедры истории Церкви  исторического факультета МГУ. По ее мнению, церковное сообщество не может взглянуть на себя со стороны, а любая критика или просто аналитика отрицательных явлений церковной жизни воспринимается резко отрицательно: как предательство, как нападки на Церковь. Но неспособность к самокритике  ведет в тупик. Другая проблема - трансформация православия в идеологию, в придаток этнического самосознания.  В СМИ о православии говорят в контексте патриотизма, монархизма и национальных традиций, а слово «христианство» в этом дискурсе вообще не предусмотрено. Осмысление православия происходит часто через механическое отторжение других религий. Историзм, свойственный православию, выхолащивается в мифологизацию прошлого.

    Несмотря на то, что на первый взгляд связь актуальных проблем православия в современной России с темой конференции неочевидна, это не так. Владыка Антоний всегда предостерегал от неправильного отношения к вере: от замыкания на себе, от шовинизма, от превращения религии всего лишь в часть национальной традиции, которая встает на место связи с живым  Богом. «Сам митрополит Антоний очень хорошо говорил, что если Церковь перестает служить Христу или только Христу, то она становится чем-то другим, она перестает быть Церковью», - отметил Андрей Зайцев.

     

    Шаг к самому себе

    Одним из самых глубоких докладов конференции по праву можно назвать доклад протоиерея Сергия Овсянникова из Амстердама. Он говорил о главной задаче человека - быть собой, стать собой, увидеть свое истинное Я. Без этого невозможно начать приближение к Богу. «Бог не может прийти к нам, потому что нас-то нет», - любил повторять владыка Антоний. Если не бояться «поиска себя» и освободиться от навязанных ярлыков, на этом пути можно сделать множество открытий, в том числе и неприятных. Человек увидит то, что сам от себя прячет: свои недостатки, слабости, страсти.

    Путь к самому себе начинается, по словам о. Сергия, с остановки, освобождения от беготни и суеты. Затем - удивление: сколько, оказывается, ложных одежд и ярлыков надето на подлинной личности человека. Часто мы даем себе какое-то имя, а потом пытаемся этим именем объяснить все проблемы в нашей жизни, защититься им от самих себя. Поиск истинного Я - только первый шаг на пути христианина, и самое главное на этом этапе, как подчеркивал в своем докладе о. Сергий, - не бояться сделать его.

    Митрополит Антоний не побоялся, и потому его опыт теперь важен для многих и многих православных людей.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru