rss
    Версия для печати

    Бойтесь данайцев, дары приносящих!... Путь к сердцу студента часто лежит через желудок

    В №21 «ТД» в статье «Троянский конь: кришнаитский десант на биофак МГУ» рассказывалось о вегетарианской столовой биофака МГУ. В ее рабочих помещениях были обнаружены картины Кришны. По словам персонала, большей частью которого оказались кришнаиты, пища в столовую поступала из некоего кафе «Фортуна». По информации Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, благотворительная раздача вегетарианской пищи (точнее, прасада) — это известный прием кришнаитов. После публикации «ТД» на авторов статьи и редакцию «ТД» стало оказываться давление. Предлагаем вашему вниманию окончание журналистского расследования.

    «Timeo Danaos et dona ferentes « (Вергилий. «Энеида»).

    Декан биофака МГУ М. В. Гусев: «Я первый раз об этом слышу...»

    — Михаил Викторович, что это за Общество вегетарианской культуры, которое открыло столовую?

    — Не знаю. Я знаю только, что они бесплатно и вкусно кормят наших студентов.

    — Известно ли Вам, где готовится эта пища?

    — Она готовится не на факультете. Она готовится у тех, кто организует это дело.

    — Готовят кришнаиты?

    — Ни одного отравления, связанного с этой пищей, не было. Для меня безразлично, что православные, что кришнаиты. Вы говорите, что вы против сект, значит вы не против какой-то религии? Я как неверующий считаю, что все виды религии являются неправдой.

    — Ну, православие, положим, сформировало тысячелетнюю культуру России.

    — Это, с точки зрения науки, красивая легенда. Это неправда. Поэтому все религии должны быть равны...

    — Даже деструктивные? А вас не смущает, что персоналом столовой являются кришнаиты?

    — Я не имею таких данных. Я первый раз об этом слышу.

    — Как Вы относитесь к тому, что в посудомойке развешаны изображения Кришны?

    — Никак. Мне важно, чтобы еда была вкусной. Повторяю, я ничего не знаю о присутствии в столовой кришнаитов.

    — Если студентам дают кришнаитский прасад?

    — Посвященная еда или нет, меня совершенно не волнует. Была бы она полезная, не вызывала бы болезней.

    — Если обнаружится, что пища в этой столовой ритуально посвящена Кришне, а персонал столовой — кришнаиты, каково будет Ваше отношение?

    — Никакого отношения. Также, как если окажется, что они православные, или иудеи, или мормоны, или буддисты.

    — Православию в России более тысячи лет, а вот кришнаиты...

    — В России до православия было много чего.

    — Достоевский, Гоголь осознавали себя православными христианами.

    — Ну и что. А, скажем, Маяковский был неверующим... Когда хоронили нашего бывшего партийного секретаря, бывшего декана факультета почвоведения, — кстати, они тоже у нас питаются в этой столовой, — была панихида. Никто не сказал ни слова, кроме меня, о том, что он был партийным секретарем... Я бы хотел быть похоронен как коммунист, чтобы сказали: вот этот человек был всю жизнь коммунистом в том смысле, в каком весь народ вкладывал в это слово содержание. Какой высокий уровень для этих атеистов, для этих безбожников. Я поймал себя на мысли, что я этого недостоин!... Правда, мысли о религии, о Боге идут рядом с мыслями о смерти... Я воспринимаю церковь как место, где человеку можно посидеть одному. Скажем, в лютеранской церкви. А у нас, в православной,

    процедуры, которые, с моей точки зрения, мало-мальски образованный человек понять не может. Стало быть, все эти ритуалы — для необразованных.

    — Получается, философ, доктор филологических наук Алексей Федорович Лосев, профессор истфака Козаржевский и другие (Флоренский, Булгаков, Ильин, Франк) — были малообразованными людьми?

    — Я не очень знаю, насколько они хорошо относились к церковным процедурам.

    — Лосев принял монашество.

    —  Нет, это другой вопрос. Я говорю о том, что я сейчас вижу: как они все одеты, как они все размахивают... Что в церкви нужно всем стоять, женщинам нужно обязательно быть в косынках...

    — И все же, Вы можете гарантировать, что студентов биофака кормят не ритуально посвященной пищей?

    — А почему это вообще нужно гарантировать? Я от этого далек, я человек неверующий. Я только знаю, что студентов кормят бесплатно, и им нравится.

    Синдром «чечевичной похлебки»

    Итак, с одной стороны, голодные студенты. С другой — милосердные кришнаиты. Прямо как в Библии: помните, Исав отказался от первородства — всего лишь за порцию чечевичной похлебки... Мы провели опрос среди студентов биофака. Вот их мнения:

     — Вот поешь там, а через час опять хочется. Не через каждый же час бегать туда есть! В принципе это неплохо. Но лично я там есть не хочу. Мне приятнее съесть пиццу.

    — На биофаке очень много вегетарианцев, они с удовольствием туда ходят. Почему? Биологи лучше знают аспекты более питательной растительной пищи.

    — Да нет! Потому что нормальной столовой нету бесплатной, вот мы в вегетарианской и питаемся.

    — Нет, там высший класс. Пища хорошая. Очень много, обильно.

    — А если бы был выбор, в какую столовую вы бы пошли?

    — В нормальную!

    — А я бы пошла в вегетарианскую.

    — Мне не нравится. Поешь — чувствуешь, что желудок уже набит, а сытости это не приносит. Если узнаю, что это организовали кришнаиты, ходить туда, наверное, не буду. Если сильно не прижмет...

    — Если бы вы узнали, что там пища религиозно посвященная, вы бы стали туда ходить?

    — Я бы прописалась. Я с сектами не связываюсь.

    — Если бы у нас еще было место, кроме этой столовой! Дело в том, что заняли нашу столовую под вегетарианскую. Нам бы надо тоже где-то есть, а есть негде.

    — Да, там была простая столовая, но там кормили хуже.

    — А разве пища готовится не здесь? Ну, это просто какой-то секрет.

    — Вас не беспокоит, что это прасад?

    —  Когда кушать очень хочется, разницы нет.

    — Беспокоит. Но кушать-то хочется!

    — Очень похоже на то. Там дают какие-то шарики розовые, сахарные, которые продаются в различных буддистских заведениях. Меня совесть мучает, конечно, но кушать хочется...

    — А я совершенно уверен, что 90% студентов, которые там питаются, им совершенно по фигу, кришнаитство это или нет. Бесплатная пища, сытная, полезная, питательная... Овощные продукты в умеренных количествах полезны.

    — Там музыка играет вполне кришнаитская.

    — Были некоторые намеки на то, что столовая кришнаитская, но конкретных доказательств не было. Поэтому народ и питался. А теперь... даже не знаю. Я навряд ли теперь буду там питаться. Я верю в Бога и хожу в православную церковь. Я просто не знал, что это за пища.

    «Мне просто неприятно, когда людей обманывают...»

    Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию профессора Свято-Тихоновского богословского института диакона Андрея Кураева, выпускника философского ф-та МГУ:

    — Отец Андрей, как христианство относится к вегетарианству?

    — Очень хорошо относится. Обет воздержания от животной пищи характерен для монахов. Более того, Церковь не только монахов, но и всех своих чад призывает к тому, чтобы, по крайней мере, большую часть года люди воздерживались от мяса. Наше расхождение с вегетарианством, скажем, кришнаитов заключается не в самом режиме питания, а в понимании мотивов вегетарианства. В православном понимании нет гнушение мясом. В эпоху поздней античности были такие оккультные течения (как, впрочем, и сейчас), которые, говорили, что мясо животного несет в себе какую-то низкую энергетику, что в животных обитают согрешившие души, которые несут с собой злые ауры и кармы и т.д. В христианстве нет столь низкой оценки животного мира. Христианство считает, что в мире — всё благо. С другой стороны, христианство, в отличие от многих современных неоязыческих сект, не ставит животное слишком высоко, вровень с человеком. По мысли святителя Григория Нисского: «человек — это макрокосмос, помещенный в микрокосмос». В человеке есть то, чего вся Вселенная вместить не может — личность, образ Божий, бессмертная душа, а также дар творчества. Поэтому ставить отношение к человеку и отношение к животному в одну и ту же этическую систему мне представляется некорректным.

    — Кришнаиты утверждают, что мы, христиане, немилосердны по отношению к братьям нашим меньшим.

    — Это и в Библии есть: «Блажен, кто и скотов милует». Но дело-то в том, что

    сегодня люди слишком увлекаются легкими формами милосердия — милосердием к кошечкам и собачкам. Гораздо сложнее — милосердие к человеку. И если бы я действительно видел, что в кришнаизме реализуется этика подлинной любви в отношениях к людям, я бы сказал: «Ну, братья, вы действительно достигли такого совершенства, что вы уже свою любовь распространяете не только на людей, но и на животных — в таком случае, вы титаны духа». Однако мы помним, что в кришнаизме до сих пор существует жесткое оправдание кастовой системы. А их кармическое мировоззрение даже способно оправдывать страдание и боль чужих людей, которую им причиняют сами кришнаиты. В самой «Бхагават-Гите как она есть» весь сюжет строится вокруг битвы, в ходе которой Кришна повелевает Арджуне переступить через чувство милосердия и сострадания к людям и убить своих родственников. Что касается православной традиции, она запрещает убийство животных ради развлечения. Скажем, охоту, как развлечение. Но есть еще такой печальный факт — человечество без мясной пищи в целом сегодня не выживет. Поэтому если мы всецело перейдем только на растительную пишу — тогда ресурсы биосферы, растительной сферы земли, не будут в состоянии прокормить все человечество. И тогда, в свою очередь, придется жестко ограничивать рост народонаселения. Другими словами, мы будем убивать детей ради того, чтобы иметь удовольствие не убивать животных. Православное же отношение к воздержанию от мяса — чисто аскетическое, инструментальное: человек ест то, и столько, и тогда, как ему необходимо для поддержания его нормальной человеческой жизнедеятельности. Не просто биологического существования, а духовной устремленности к Богу. Поэтому, скажем, относительно меры питания, неважно — постного или мясного, в православной аскетике есть общий совет: «старайся вставать из-за стола так, чтобы ты был в состоянии после этого молиться, чтобы твой переполненный желудок не мешал тебе помнить о Боге».

    — Кстати, до грехопадения, в раю мясоядения не было?

    — До грехопадения в раю много чего не было... По правде говоря, там и кришнаитов-то, я думаю, не было... Не будем также забывать, что после Потопа Бог дает людям заповедь, что мясо употреблять можно.

    — А почему как заповедь?

    — Я думаю, это была некая мера защиты от идолопоклонства. Как известно, архаичные религии считают человека потомком животного. Во-первых, потомком животного, а во-вторых, существом зависимым от животных. И на протяжении всей Библии идет полемика с этим зооморфизмом.

    — У славян, кажется, священным животным был медведь, к кришнаитов — корова.

    — Для такого рода тотемного мышления характерен запрет на употребление животного, которое является твоим предком и твоим покровителем. Я думаю, что одной из причин катастрофы, которую мы называем Потопом, было распространение всевозможных извращений на земле, в частности, идолопоклонство — то есть, когда человек, забывая Творца, начинает поклоняться всевозможным идолам-зверушкам. Может быть, именно для того, чтобы человек не рабствовал животному миру, а ощущал свою отличность от этого мира, чтоб он, наконец, осознал свой пасхальный исход из животного мира, — вот для этого человеку дается повеление утилитарно относиться к миру. Но кришнаиты любят козырять не очень честным аргументом, они говорят: «Ну как же, знаете, есть заповедь «Неубий», она распространяется на животных». Нет, понимаете, нигде в Ветхом Завете, нигде вообще в Библии мы не видим, чтобы заповедь «Неубий» имела столь широкое толкование...

    — Но в ряде оккультных книг утверждается, что в Библии Христос не ел ни мяса, ни рыбы. И что христиане все извратили.

    — Это просто прямая ложь. Христос вкушает мясо. Христос участвует в пасхальной трапезе. А пасхальная трапеза обязательно включает в себя употребление пасхального агнца, то есть ягненка. Кроме того, есть упоминание о том, что Он ел рыбу. Христос и Сам вкушает продукты животного происхождения и благословляет это есть апостолам. Более того, когда апостолу Петру в видении является сеть, полная всевозможных животных, ему повелевается вкушать всякую пищу, не разделяя ее на «чистую» и «нечистую». Поэтому все эти спекуляции кришнаитов рассчитаны на людей, которые не имеют под рукой Библии и которые не могут самостоятельно и всерьез изучить библейские тексты.

    — Как Церковь относится к прасаду?

    — Прежде, чем говорить о Церкви, давайте сначала поговорим о праве. В Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», статья 8, пункт 8 гласит: при осуществлении деятельности, в том числе благотворительной, религиозная организация обязана указывать свое полное наименование. Это означает, что «Общество  сознания Кришны», осуществляя деятельность по раздаче своей пищи, приготовленной в соответствии с его уставами, обязано оповещать всех, что эта акция производится именно «Обществом Сознания   Кришны».   Поэтому, когда здесь анонимно действуют кришнаиты, это, во-первых, является нарушением законодательства.

    — У апостола Павла есть такие слова: ешьте всё, что дают, но «если кто скажет вам: «это идоложертвенное», — то не ешьте»'(1 Кор. 10:19-28).

    — Христианское отношение к идоложертвенному не так просто. С одной стороны, существует прямой запрет апостольского закона «воздерживайтесь от идоложертвенного». Тем не менее, есть и то, что Иоанн Златоуст, а передним Климент Александрийский называют тайным апостольским устным преданием. А именно, что идоложертвенное не страшно. Ибо есть ясное жесткое установление: «Идол в мире есть ничто» — это великие слова апостола Павла. Если боги язычников — это ничто, то тем более они немощны перед лицом христианина, который огражден Христовой благодатью. Но есть одно важное ограничение на вкушение идоложертвенного. Человек сам должен считать, что он эту пищу принимает не как идоложертвенное, а как обычную пищу. И еще при одном условии: чтобы это не смущало других людей.

    — Но кришнаиты верят, что, поедая прасад, люди «заразятся» сознанием Кришны. Как же все-таки быть голодающим студентам МГУ?

    — Во-первых, собственно христиан, которые имели неосторожность пойти в эту столовую, я бы просил не очень переживать и комплексовать по этому поводу. В любом случае, пищу, которую мы принимаем, мы должны сопровождать молитвой, тем более ту пищу, которую приходится брать в этой кришнаитской столовой. Но лучше бы, конечно, ее там не было. Потому что, знаете, мне просто всегда неприятно, когда людей обманывают — приглашают на одно, а дают несколько другое. Что тут посоветовать? Ну, просто помните, что на самом деле те люди, которые зовут вас сюда, они зовут не только для того, чтобы помочь вам и чем-то накормить. Их цели другие. Их цели в том, чтобы получить контроль над вашим сознанием и вашей душой. Пусть даже это делается с добрыми целями. Но, согласитесь, что когда магическими методами пробуют получить контроль над душой другого человека, — назвать это искренним милосердием, наверное, уже нельзя.

    Колесо «Фортуны»

    Итак, на биофаке — кришнаиты. Но кто же все-таки готовит эту пищу? Что это за кафе «Фортуна» и где оно находится?

    Кунцево. Улица маршала Неделина. Вот оно долгожданное ТОО «Фортуна», столовая. Правильно, прохожие и жильцы окрестных домов подтверждают, что столовая вегетарианская.

    — Я раз зашла туда, хотела торт купить. — рассказывает жительница Кунцево, — Там пекут очень большие торты, очень красивые. Нет, больше я туда не захожу!

    — А почему?

    — Да вы сами зайдите туда — там такой запах!... Там же кришнаиты.

    Парадные двери, правда, заперты и нам приходится воспользоваться черным ходом. На кухне трудятся люди, как и полагается, в белых передниках. Только у юношей — бритые головы... Мы не хотели отвлекать кришнаитов, извинились и ушли.

    Что ж, решать, есть или не есть эту пищу, — это, конечно же, личное дело каждого. Тем более, что многие студенты, особенно биологи и другие «естественники», на самом деле живут впроголодь.

    Мы же только напомним о первом искушении Христа: «И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Як. 4:3-4).

    Из оккультного «Трактата о питании» (М., 1993) учителя йоги Ар Аддара (автора книги «Начала Хатха-йоги»):

    «Мясоедение отрицательно сказывается и на оккультных способностях... Священнодействие у плиты, когда продукты превращаются в еду. Здесь наложение энергий повара весьма значительно... Кришнаиты, например, вообще не готовят еду в обычном смысле слова... Они никогда не пробуют пищу, ведь первым доджей насладиться блюдом сам Кришна... В результате блюда (исключительно вегетарианские!) буквально пропитываются соответствующими эманациями.

    Правда, кухня вайшнавов (кришнаитов) рекомендует широкое применение специй и соли, обжаривание и прочие «запрещенные» вещи... К тому же «дети Кришны» о здоровье особенно не заботятся (с. 31,32)».

    Из книги Харикеши Свами «Культура, неподвластная времени» (1994):

    «Прежде чем принимать пищу, преданные предлагают ее Кришне... А Кришне нельзя предлагать блюда, которые содержат мясо, рыбу, яйца и другие нечистые продукты...»

    Из выступления священника Олега Стеняева на радио «Кришналока», 27мая 1997года:

    «С точки зрения христианства, прасад считается идоложертвенной пищей... Кришну почитают все индусы. Но если говорить именно о последователях ISKCON («Международного общества сознания Кришны»), в Индии их очень мало. И поэтому, я думаю, кришнаитам в России не надо стыдиться того, что их мало и в России — их мало и в Индии. Хуже будет, если они в Индии будут говорить, что их миллионы в России, а в России будут говорить, что их миллионы в Индии».

    Из статьи святителя, Тихона, Патриарха Московского и всея Руси «Вегетарианство и его отличие от христианского поста «:

    «... Тем приятнее слышать голос в пользу поста... Разумеем вегетарианское движение, возникновению которого оставалось бы только радоваться, если бы сами вегетарианцы не допускали в своем учении немалых промахов и погрешностей... Вегетарианству принадлежит та несомненная заслуга, что оно предъявляет по адресу нашего сластолюбивого века настойчивый призыв к воздержанию... Но... христианское учение всегда было чуждо духа мечтательности... Проповедуя только постоянную умеренность в пище и питии и сами воздерживаясь от вкушения мяса, они (христианские святые — прим, ред.) для других не запрещали вкушения по временам мясной пищи. «Нужно все употреблять во славу Божию, — говорили они, — ни от чего совершенно не удаляясь, как делают еретики, безрассудно отвергающие то, что Бог сотворил весьма хорошим»... А отцы Гангрского собора даже возглашают анафему тому, кто «осуждает человека, который с благоговением и верою вкушает мясо (кроме крови и идоложертвенного)»... Слово Божие изрекло: «для чистых все чисто» (Тим.1:15)... И из Библии мы знаем, что после потопа Сам Бог... дает в пищу людям и животных, и птиц, и рыб (Быт.9:3)...

    Но, убивая животных в пищу, человек этим самым, по словам вегетарианцев, нарушает принципы справедливости и сострадания к животным. Он лишает их жизни, которую дал им не он, и причиняет им столь ужасные страдания... Сострадание, конечно, чувство в высшей степени почтенное, но только в таком случае, если оно носит трезвый здравый характер, а не ложный и сентиментальный. Или кто одобрит индийцев, устраивавших госпитали для кур, голубей [и коров], и в то же время допускавших, чтобы парии тысячами умирали от жажды во время засухи, и не позволявших им пользоваться водой из колодцев. В таких случаях сострадание и любовь к животным развивается за счет людей и в прямой ущерб последним.

    Этот недостаток индусов, религией которых так восхищаются вегетарианцы, главным образом за ее «возвышенные принципы милосердия к животным», присущ и вегетарианству...

    Еще св. Василий Великий говорил своим современникам: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собой и говорить о себе, что они были некогда деревьями или морскими рыбами. А я хотя и не скажу, вывалили они когда-нибудь рыбами, однако же со всем усилием готов утверждать, что когда писали это, были бессмысленнее рыб».

    И нельзя не пожалеть, что вегетарианцы вместо того, чтобы вести дело проповеди своих идей в союзе со Святой Церковью и в духе учения Христова, предпочитают черпать подкрепление своим воззрениям из мутных кладезей ложных учений».

    Благодарим священника Олега Стеняева, игумена Тихона (Шевкунова), диакона Андрея Кураева, священника Владимира Вигилянского, игумена Филиппа (Жигулина), иеромонаха Анатолия (Берестова), а также других специалистов за оказанную консультативную помощь и поддержку.

    Вставить в блог

    Бойтесь данайцев, дары приносящих!... Путь к сердцу студента часто лежит через желудок

    1 мая 1998
    В №21 «ТД» в статье «Троянский конь: кришнаитский десант на биофак МГУ» рассказывалось о вегетарианской столовой биофака МГУ. В ее рабочих помещениях были обнаружены картины Кришны. По словам персонала, большей частью которого оказались кришнаиты, пища в столовую поступала из некоего кафе «Фортуна». По информации Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, благотворительная раздача вегетарианской пищи (точнее, прасада) — это известный прием кришнаитов. После публикации «ТД» на авторов статьи и редакцию «ТД» стало оказываться давление. Предлагаем вашему вниманию окончание журналистского расследования.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru