rss
    Версия для печати

    Новомученики и исповедники российских университетов

    Рассмотрим следующую таблицу, в которой представлены сведения о числе студентов российских университетов, извлеченные их Большой Энциклопедии под редакцией С. Н. Южакова (СПб, 1901 г., т.19, с.9).

    Университеты

    Число студентов по факультетам (1901г.)

    Всего за 1880 –1930-е годы

    В БД на 30.01.01, всего пострадавших, святых

     

    Истфил (богосл)

    Физмат

    Юридический

    Медицинский

    Всего

     

     

    Московский (с 1755)

    408

    1204

    1690

    1194

    4496

    45000

    72

    2200

    9

    Санкт — Петербургский (с 1819)

    468

    1368

    1917

     

    3753

    37000

    36

    1100

    6

    Киевский (с 1838)

    143

    643

    1132

    537

    2455

    24500

    9

    270

    2

    Казанский (с 1804)

    46

    246

    197

    384

    873

    8700

    8

    240

    Харьковский (с 1804)

    51

    316

    545

    449

    1361

    13600

    5

    150

    Юрьевский (с 1802)

    138

    (135)

    254

    446

    703

    1676

    17000

    9

    270

    1

    Варшавский (с 1818, богослов. с 1925 по 1939)

    55

    285

    590

    382

    1312

    13000

    15

    450

    Новороссийский (с 1864)

    57

    500

    524

    290

    1371

    13700

    2

    60

    1

    Томский (с 1888)

     

     

    291

    305

    596

    6000

    3

    90

    1

    Всего

    1030

    3448

    5415

    4242

    14140

    140000

    197

    6000

    19

    В банке данных

    46

    5

    20

    2

    53

    7

    23

    2

     

     

     


    Предпоследний столбец содержит некоторую оценку общего числа выпускников университетов за 1880 — 1930 гг. (каждый год выпуск одного из 5 курсов, т. е. 1/5 числа студентов нужно умножить на 50, конечно, число студентов менялось за эти 50 лет, были годы, когда их было меньше — в XIX веке и 1918—1919 гг., но были годы, когда их было больше — в 1907—1914, 1930-е гг.). Как будет видно из дальнейшего, нам важны только соотношения числа выпускников, а не сами эти числа.
    Самый правый столбец заполнен по сведениям, собранным Православным Свято-Тихоновским богословским Институтом в банке данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви (см. www.pstbi.ru). В каждой ячейке этого столбца содержатся три числа: число выпускников, студентов и преподавателей университета, пострадавших за веру и учтенных в банке данных на 30.01.2001; предполагаемое общее число пострадавших с учетом того, что в банке данных сейчас 16000 человек — меньше 1/30 части всех (от 0,5 до 1 миллиона) за Христа пострадавших; и, наконец, третье число — число прославленных из них в лике святых (оно может отсутствовать).

    Аналогично построены две нижние строки таблицы — но не по университетам, а по факультетам.

    НЕКОТОРЫЕ СЛЕДСТВИЯ ИЗ ТАБЛИЦЫ

    Два университета (Московский и Санкт-Петербургский) имеют студентов больше половины общего количества.
    Если найти в банке данных всех, с высшим недуховным (т. е. исключая Духовные академии) образованием, то получим 267 человек. Окончивших институты, имеющих высшее не университетское образование и за Христа пострадавших, — 92 человека. Следовательно, университеты подготовили в России около 2/3 верующих специалистов, пострадавших за Христа (рис.1.).

    Из этих 2/3 более половины дали Московский и Санкт-Петербургский университеты. Это неудивительно, так как численность студентов в этих двух главных университетах превышала половину числа студентов всех университетов России.
    Новомучеников и исповедников из МГУ — 72, вдвое больше, чем из СПГУ — 36.

    Сколько мы знаем сейчас новомучеников и исповедников, связанных, с российскими университетами: МГУ- 72 (9), в скобках указано, сколько из них причислено клику святых, СПбГУ — 36 (6), Киевский — 9 (2), Казанский — 8, Харьковский — 5, Юрьевский — 9 (1), Варшавский –15, Новороссийский — 2 (1), Томский — 4 (1).

    Особое место занимает Варшавский университет. При маленьком числе студентов — 55 человек в начале века, на богословском факультете Варшавского университета, существовавшем с 192 5 года по 1939 год, вряд ли обучалось одновременно на всех пяти курсах больше 50 студентов. И при этом 15 человек пострадаю за Христа (учтено уже сейчас в банке данных), из них 8 — богословы. Чем это вызвано?

    Сейчас во многих университетах России открывается специальность «теология». До 1917 года в российских университетах факультетов теологии не было, такой факультет существовал (по традиции западных университетов) только в Юрьевском (Тартусском) университете. И, как мы видим, при большом числе студентов теологов (135) пока мы никого не знаем из них, пострадавших за Христа. Правда, в Юрьевском университете преподавали в основном, по-видимому, протестанты. Так что этот факультет можно назвать «протестантским теологическим» в нашем современном понимании конфессиональной теологии.

    Почему же Варшавский университет дал сравнительно много новомучеников? Ответ на этот вопрос можно найти в воспоминаниях епископа Митрофана Зноско-Боровского. С 1918 года более миллиона русских православных людей оказались в независимой Польской республике, где они были национальным меньшинством и сразу попали под гнет поляков-католиков. Было запрещено говорить проповеди на русском языке, в университете даже в коридорах нельзя было говорить по-русски, в противном случае следовали репрессии. Было закрыто более 45 % православных храмов (и многие из них не только закрыты, но и уничтожены) — что было сравнимо с коммунистическим гонением. Юноша Митрофан, сын известного протоиерея, всегда хотел идти путем отца. В Польше в 1920-е годы можно было стать священником, после окончания семинарии (Кременецкой или Волынской) и богословского факультета Варшавского университета. Митрофан попробовал учиться в Кременецкой семинарии, но после двух недель обучения, узнав девиз семинаристов: «ешь, душа, пей и веселись, пока не надел рясу», он бежал оттуда. Поразительно, что это было в 1920-е годы, когда в Польше хорошо знали, к чему привело безбожие в России. Как всегда все определяется людьми — епископ Митрофан вспоминает: «Зажигателем сердец в Варшавском университете был профессор Н. С. Арсеньев, читавший основное богословие и Новый Завет. Сам человек чистой души и детской веры».

    Среди университетов России самый высокий процент пострадавших дач МГУ (4,5 %), СПбГУ (3 %), почти столько же у Казанского университета (2,7 %), КГУ и ХГУ (по 1,1 %- видимо, это результат борьбы за «незалежность « и, в основном, даже не в 1920-30-е годы, а в 1990-е). О сравнительно высоком показателе Варшавского университета (3,4 %) мы уже говорили.
    Таким образом, мы сейчас (по прошествии ста лет) имеем средство сравнительной оценки духовно-нравственной воспитательной деятельности университетов. И не только университетов, но и всех учебных заведений. Особенно интересно с этой точки зрения сравнить деятельность духовных академий и семинарий, но это отдельная тема.
     
    Теперь посмотрим нашу таблицу в разрезе по факультетам.

    Меньше всего студентов историко-филологических факультетов, студентов физико-математических факультетов в 3,5 раз больше, медиков — в 4, юристов — в 5,5 раз больше.

    Для Московского и Киевского университетов, в которых училось около половины студентов, эта закономерность точно выполняется. Для других университетов есть некоторые отклонения. Юрьевский университет имеет богословов, поэтому историко-филологический факультет больше, и много медиков — их в Юрьевском университете больше всего. В Казанском университете тоже медиков больше, чем юристов.

    историко-филологические — 9 %,

    юридические — 2 %,

    физико-математические — 1,5 %,

    медицинские — 1,5 %.

    То есть приблизительно каждый десятый из историков и филологов пострадал за Христа.
    У юристов один из 50.
    У математиков, физиков и медиков один из 70.
    Как можно объяснить такое заметное различие в числе пострадавших?
    Это означает или то, что верующих историков в процентном отношении было в девять раз больше, чем верующих математиков, физиков, медиков, или другое — их как идеологических работников особенно старались уничтожить. Видимо, особенно значимой была вторая причина.

    В 1962—1964 гг. я был ответственным секретарем молодежного клуба «Родина». Одной из моих обязанностей была запись новых членов. Я принял в клуб более 500 человек, из них более 4/5 являлись студентами, аспирантами разных вузов Москвы. Это были молодые люди, готовые послужить охране памятников. Тогда требовалось спасать разгромленные во время хрущевского гонения церкви. Так вот, среди той молодежи соотношение было в корне другим. Больше всего было инженерно-технической молодежи, потом — математики и физики, и на самом последнем месте стояли историки, искусствоведы, филологи. Историков я помню только троих, среди них был выпускник МГУ, сейчас декан факультета церковных художеств Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Александр Салтыков. Когда однажды известный искусствовед академик Михаил Викторович Алпатов пригласил руководство клуба в гости к себе домой, я задал ему вопрос, почему так?: Он сказал что-то нам непонятное: «У них это работа, а у вас хобби. « Мы совсем не воспринимали свою деятельность как хобби. Сейчас мне кажется, что это был результат пятидесятилетней чистки на идеологическом фронте (может быть, М. В. Алпатов думал так оке, но, конечно, не мог тогда это сказать).

    В серии статей газеты «Татьянин день» № № 18-20, 23, 29, 30, 35, 36 названы имена более пятидесяти пострадавших за Христа студентов, преподавателей и выпускников МГУ. Девять из них причислены к лику святых Архиерейским Собором 2000 года и Священным Синодом 27 декабря 2000 года.


    Священномученик Петр Зверев (архиепископ Воронежский) — историко-филологический факультет,

    Священномученик протоиерей Илья Громогласов (профессор МДА и МГУ) — юридический факультет,

    Священномученик протоиерей Сергий Мечев — историко-филологический факультет,

    Священномученик протоиерей Владимир Смирнов — юридический факультет,

    Исповедник иеромонах Никон Беляев — физико-математический факультет,

    Симферопольский и Крымский — медицинский факультет,

    Мученик Георгий — профессор Юрий Петрович Новицкий — юридический факультет (окончил Киевский университет, работал в Санкт-Петербургском).

    Новороссийский университет:

    Священномученик Гермоген Долганов (епископ Тобольский и Сибирский) — юридический факультет.

    Томский университет:

    Священномученик протоиерей Феоктист Смельницкий — медицинский факультет.

    Юрьевский университет:

    Священномученик священник Анатолий Бержицкий — юридический факультет.

    Как естественно было бы видеть иконы новомучеников и исповедников в университетских храмах. В 2000 году мне удалось увидеть одну икону мученика Георгия Новицкого в храме Петра и Павла в СПГУ. Храм производит грустное впечатление.

    В алтаре Петропавловского храма — склад музея истории университета. В 1997 году в помещении храма была выставка, посвященная богохульнику Демьяну Бедному (про него Сергей Есенин написал: «Иуда был, разбойник был, тебя лишь только не хватало».). В декабре 2000 года — выставка Рериха. И только несколько икон в углу напоминают о том, что мы в храме.

    По известной пословице: «Рыба гниет с головы». Именно гнилая интеллигенция была одной из главных сил, разложивших Россию и подготовивших захват власти большевиками. Но далеко не все ученые, студенты, выпускники, профессора, сотрудники российских университетов подверглись гнили. Была и среди них соль веры и верности. Поскольку сейчас в банке данных только 1/30 часть пострадавших, то общее число пострадавших за веру, связанных с МГУ, примерно 2000 и с СПГУ — 1500 человек.

    А по всем российским университетам около 7000 человек, — это число напоминает»…7000 мужей между израильтян, колени которых не преклонялись пред Ваалом, и уста не лобызали его « (3 Царств, 19,18).

    Университеты

    Число студентов по факультетам (1901г.)

    Всего за 1880 –1930-е годы

    В БД на 30.01.01, всего пострадавших, святых

     

    Истфил (богосл)

    Физмат

    Юридический

    Медицинский

    Всего

     

     

    Московский (с 1755)

    408

    1204

    1690

    1194

    4496

    45000

    72

    2200

    9

    Санкт — Петербургский (с 1819)

    468

    1368

    1917

     

    3753

    37000

    36

    1100

    6

    Киевский (с 1838)

    143

    643

    1132

    537

    2455

    24500

    9

    270

    2

    Казанский (с 1804)

    46

    246

    197

    384

    873

    8700

    8

    240

    Харьковский (с 1804)

    51

    316

    545

    449

    1361

    13600

    5

    150

    Юрьевский (с 1802)

    138

    (135)

    254

    446

    703

    1676

    17000

    9

    270

    1

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru