rss
    Версия для печати

    Жизнь студента. Проблемы учебного процесса: соотношение мнений студентов и преподавателей

    Данная статья Ирины Владимировны Васениной, старшего научного сотрудника Центра социологических исследований МГУ, основана на результатах опроса, проведенного в апреле-мае 1998 года. Объем выборки 246 студентов. Из них 49% студентов обучаются на естественных факультетах и 51% — на гуманитарных; 53% девушек и 46% юношей. Распределение по курсам представлено следующим образом: 58% студенты — 3 курса и 41% — 4 курса. (Окончание. Начало в № 24.)

    Московский университет, как и прежде, является притягательным для молодежи учебным заведением в силу высокого уровня получаемого образования. Абсолютное большинство студентов — 90% (1996 год — 88%, 1997 — 93%) — отвечают, что им интересно учиться. При этом в полную меру своих возможностей учится только четверть студентов, 60% частично используют свои возможности и 15% учится ниже своих возможностей. Мнение преподавателей по этому вопросу практически совпадает с мнением студентов.

    Студенты достаточно самокритично называют причины, мешающие им в полной мере заниматься учебой. В первую очередь — это личная неорганизованность. И лишь 2% студентов отвечают, что им ничто не мешает учиться.

    Преподаватели несколько преувеличивают значимость такой причины, как необходимость совмещения учебы с работой. Поданным опроса 31% (в 1997 — 55%) студентов не работает, а 35% — научились успешно сочетать и то, и другое. Менее четверти студентов (19%) за время учебы стали более осознанно относиться к процессу приобретения знаний. И лишь для 9% учеба стала второстепенным делом. Необходимо отметить, что наметился спад числа тех студентов, которым мешала успешно учиться чрезмерная учебная нагрузка.

    Анализ результатов исследования показал, что в большинстве случаев, по мнению студентов, они привлекаются к научной работе: через участие в научных семинарах, круглых столах, конференциях, НСО — 45%.

    В меньшей степени студенты участвуют в экспериментальных работах и экспедициях (16% — в основном на естественных факультетах); в работе по грантам — 11%, по договорам — 8%, в международных проектах — 6%. Около 18% студентов не привлекаются к научной работе, из них более трети студенты гуманитарных факультетов.

    Мнение студентов о причинах, мешающих им учиться

    СТУДЕНТЫ

    %)

     

    1996г.

    1997г.

    1998г.

    Личная неорганизованность

    37

    42

    35

    Неудачное расписание

    15

    19

    23

    Необходимость совмещать учебу с работой

    24

    24

    21

    Слабая материально-техническая база

    *

    . *

    16

    Чрезмерный объём учебной нагрузки

    16

    13

    12

    Отсутствие перспектив трудоустройства

    13

    8

    12

    Неудовлетворенность уровнем преподавания

    15

    16

    11

    Содержание учебных дисциплин

    14

    15

    11

    Уровень довузовской подготовки

    9

    6

    8

    Разочарование в специальности

    7

    3

    2

    * - ранее этот пункт ответа отсутствовал.

    Таблица 1.

    Мнение преподавателей о причинах, мешающих студентам учиться

    ПРЕПОДАВАТЕЛИ (%)

     

    1996г.

    1997г.

    1998г.

    Необходимость совмещать учебу с работой

    72

    86

    74

    Личная неорганизованность

    31

    25

    33

    Отсутствие перспектив трудоустройства

    42

    32

    30

    Уровень довузовской подготовки

    22

    27

    24

    Разочарование в специальности

    *

    2

    10

    Чрезмерный объём учебной нагрузки

    11

    10

    8

    Слабая материально-техническая база

    *

    6

    6

    Неудачное расписание

    9

    6

    4

    Содержание учебных дисциплин

    10

    3

    2

    * - менее 1%.

    Таблица 2.

    Сегодня используют возможности подработать около половины опрошенных студентов (45%). Наиболее распространенный способ — это оказание образовательных услуг — 18% студентов занимаются этим. На втором месте — работа по договору в государственных учреждениях и временная малоквалифицированная работа — по 16%. Кроме названных способов, подработки используются и ряд других: работа по продаже аудио-, видеокассет, видеотехники, программных продуктов (6%), оказание посреднических и коммерческих услуг (6%), работают переводчиками (5%), операции с недвижимостью (4%), имеют собственное дело (4%). Треть опрошенных студентов нигде не работает.

    Что касается планов студентов после окончания Университета, исследование показало, что значительная часть студентов (44%) будет искать высокооплачиваемую работу и 31% связывает свое будущее, в первую очередь, с выбранной специальностью. Немалая часть студентов думает продолжить свое образование: каждый четвертый студент хотел бы поступить в аспирантуру (причем более половины из них — представители естественных факультетов) и 11% намерены получить вторую специальность. Есть и такие жизненные планы: уехать за границу — 10% (об этом мечтают в большей мере студенты гуманитарных факультетов), открыть собственное дело — 6%, жить, как позволят обстоятельства — 4%.

    Обращает на себя внимание тот факт, что лишь 4% студентов хотели бы остаться работать в МГУ (1996 год — 21%, 1997 -17%) (см. диаграмму).

    К сожалению по-прежнему низким остается количество студентов (5%), имеющих возможности подрабатывать на кафедрах, в лабораториях факультетов. Это имеет объективное обоснование, поскольку материальное положение и подразделений факультетов, и самих студентов крайне неблагоприятное: кафедра не в состоянии финансово поддержать студентов, а студенты вынуждены искать более высокие приработки на стороне. В дальнейшем это может привести ко многим негативным явлениям, в том числе и к снижению конкурентности научных и преподавательских кадров.

    Вставить в блог

    Жизнь студента. Проблемы учебного процесса: соотношение мнений студентов и преподавателей

    1 октября 1998
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru