rss
    Версия для печати

    Взаимоотношения Церкви и государства (К исторической постановке вопроса)

    Проблема взаимоотношений Церкви и государства вызывает ныне повышенный интерес как в церковном сознании, так и в обществе в целом. Думается, это обусловлено, в первую очередь, тем переломным моментом, который переживает наше Отечество. По какому пути оно пойдет дальше? Какое влияние на жизнь общества, его социальные структуры, на деятельность органов власти, на внутреннюю и внешнюю политику государства будут оказывать православные христиане как носители традиционных духовных ценностей, как члены общества, объединенного единой верой и единым (по крайней мере так должно быть) мировоззрением? Где граница социальной активности Церкви, действенного участия в жизни народных масс? Даже попытаться ответить на эти вопросы невозможно без обращения к жизненному историческому опыту Церкви.

    Св. Писание и учение Святых Отцов говорит, что Церковь основана Самим Богом, но оно говорит также, что и государство имеет свое начало в предначертаниях промысла Божия о мире. Бог есть Творец не только человека, но и общества. Он вложил в природу человека любовь к общественной жизни, вселил в человека стремление к общению с другими людьми. Сама Церковь, как Тело Христово, призвана утолять запросы не только отдельных личностей, но и сообществ церковных, целых народов и государств, а через них всего человечества, спасать «всех и вся». Не случайно свое историческое бытие Православие проходит как единство Поместных, то есть по сути национально-государственных Церквей, находящих реально-конкретное воплощение в своем народе, в своем государстве, в своей власти, в своем воинстве.

    Богоустановленность принципа государственной власти неоднократно свидетельствуется в Св. Писании (Дан.4.14 5,21; Прит. Сол.8,15-16; 6,1,3; Сир.17,14-15; Ин.1.9-10-11). Христос, Владыка неба и земли, подчиняется власти Пилата, так как признает, что власть, которою Пилат пользуется, дана ему Богом: «Ты бы не имел надо мной никакой власти, если бы не дана была тебе свыше» (Ин.19,11) ― сказал Христос Пилату, когда тот указал ему на свою власть. Мысль о природе власти подробно развил в своих посланиях великий апостол народов ― Павел. Напомним здесь только начало VIII главы Послания к Римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». ( Римл. VIII,1-2). Хотя об этом писалось уже не раз, нелишне будет привести здесь толкование этого текста у Святых Отцов. Св. Иоанн Златоуст (Гомил.25,1 на Посл, кРимл. 13) говорит, что в данном месте у Апостола речь идет о самом принципе власти, а не о власти каждого начальствующего. «Как это, ― спрашивает Златоуст, ― неужели всякий начальник от Бога? ― Не то говорю, ― отвечает он, ― речь не о каждом начальнике в отдельности, а о самой власти. Существование властей, при котором одни

    начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так, чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, все это я называю делом Премудрости Божией. Поэтому Апостол не сказал, что нет начальника, который был бы поставлен не от Бога, но, рассуждая вообще о существе власти, говорит: «Нет власти еще не от Бога, сущие же власти от Бога учинены суть». В этом же смысле толкует слова Ап. Павла и Св. Исидор Пелусиот (Послание к Дионисию. Творения. Т.2, М., 1860 г.), а Бл. Августин положительно говорит, что все царства земные установлены Божиим Промыслом («О граде Божием» 5,1). Из всех этих толкований явственно следует, что Св. Отцы приведенное здесь учение Ап. Павла понимали как направленное против анархии и устанавливающее значение самого принципа власти. Это учение Св. Писания Нового Завета тем более имеет значение, что государственная власть, о которой говорит Св.Ап. Павел, была не христианская, а языческая, преследовавшая всякого, кто не хотел поклониться языческим богам, и между тем Св. Писание все-таки признает, что и она от Бога и учит христиан покоряться ей. Отсюда видно, что принцип повиновения государственной власти имеет общее значение, и потому отказ в этом повиновении со стороны христиан как граждан на основании того, что власть предержащие не исповедуют их веры или даже враждебны ей, никогда не может считаться нормой.

    Более того, Ал. Павел увещевает христиан также молиться за современных ему царей язычников и благодарить за них Бога (1 Тим.2,1-2). Зная историю иудейских и языческих гонений на христиан в Римской Империи, зная и нашу российскую историю XX столетия, как нам понять эти слова Апостола? Для разрешения недоумений обратимся к объяснению великого святителя нашей Церкви, митрополита Московского Филарета (Дроздова): «Неужели, ― спрашивает он, ― гонители и гонения могут быть предметом благодарности?» Недоумение может быть устранено, если примем в рассуждение, что Св. Апостол есть не просто наставник, но наставник богодухновенный ... Павел видит и временный мрак царств языческих, а Дух в нем Божий провидит будущий свет царств христианских. Взор его духовно проницает будущие века, встречает Константина, умиротворяющего Церковь и просвещающего верою царства; видит Феодосия, Юстиниана, ― защищающих Церковь от ересей; конечно, видит далее и Владимира, Александра Невского и других распространителей веры, защитников Церкви, охранителей Православия. После этого не удивительно, что Св. Ап. Павел пишет: «Молю творити не только молитвы, но и благодарения за царя и всех иже во власти суть, потому что будут цари и власти не только такие, за которых надобно молиться со скорбью..., но и такие, за которых как драгоценный дар Божий, должно благодарить срадостию» («Христ. учение о царской власти из проповедей Филарета Митрополита Московского». М.,1901, с.34-36).

    Вот и наша Церковь, не без скорби, конечно, приносила молитву о властях с упованием, что кончатся времена таковых испытаний и искушений. Ныне мы видим, сколь основательно было это упование, сколь глубоко толкование Святителя Филарета. Обратимся теперь к некоторым вехам церковной истории. Как следует из вышесказанного, Апостольская Церковь, как и ее ветхозаветная предшественница, Церковь Закона и Пророков, утверждала сотериологическое служение государства высшим целям Царствия Божия. Даже трехвековое демоническое, антихристианское противление языческой империи эпохи гонений не соблазнило и не поколебало отцов и учителей Церкви ― тотчас же принять римское государство в лоно Церкви, как только оно прекратило свое безумие. Союз с государством христианизированным был достопамятным триумфом Церкви, ее великим праздником, настолько самоочевидным и бесспорным для нее, что не вызвал никаких теоретических споров и ересей, явился подлинным consensus patrum (соборным мнением всех отцов). Для них невозможным было считать религию делом частным, личным, не связанным с жизнью общественной, как утверждают ныне протестанствующие либералы, будто бы стремящиеся «пасти» христианство от «порчи» или «искажения» через соприкосновение его с интересами государства. Созидание святой личности, убеленной души народной, освященной государственности совместным трудом Церкви и носителей власти было задачей, поставленной в Византии при Св. Константине Великом и впоследствии воспринятой Русью при Св.князе Владимире.

    Церковь и государство не должны быть враждебны друг другу. Кесарево и Божие не должны быть в конфликте, но в полной гармонии и согласии, совместно развивая свою деятельность, но не упраздняя свободы и самостоятельности каждого в его собственной автономной области.

    Отношения между Церковью и государством в Византии, а затем и на Руси, определялись по «принципу симфонии», который наиболее отчетливо был сформулирован Св. Императором Юстинианом Великим в предисловии к 6-й новелле (16 марта 535 г.) (это предисловие вошло и в Славянскую Кормчую): согласно Юстиниану, Церковь и государство (в его терминологии священство и царство) суть два дара милости Всевышнего человечеству, то есть два порядка вещей, вытекающих из единого источника ― учредившей их воли Божией, и потому, во имя послушания этой воле, долженствующих быть в полном согласии «симфонии» между собой. Церковь ведает делами божественными, небесными. Государство ― человеческими, зелеными. В то же время священство в союзе с властью направляет всю общественную жизнь по путям, угодным Богу, а государство всемерно печется о хранении церковных догматов и чести священства. Здесь уместно вспомнить, что уже Константин Великий определял себя как епископ для внешних дел, придавая при этом званию епископа то ограниченное значение управителя, наблюдающего за финансовыми и административными делами, которое ему принадлежало в ранней Церкви. Это положение «внешнего епископа» давало императору возможность оказывать самое широкое влияние в Церкви, вплоть до созыва и председательствования на Вселенских Соборах, что не вызывало ни малейшего возражения ни на Востоке, ни на Западе. Более того, в ряде случаев только общепризнанный для подданных авторитет византийских императоров, их твердая и общеобязательная верховная власть могли обеспечить ход соборных заседаний до благополучного конца, чему, как свидетельствуют, например, деяния III Вселенского Собора всячески мешали еретики и те смуты, которые они возбуждали.

    При такой идеальной симфонии государство и Церковь мыслятся двумя различными функциями одного и того же организма. В «Эпанагоге», законодательном сборнике конца I X века, подготовленном, вероятно Св. Патриархом Фотием, единство мирской власти и священства уподобляется единству человека, состоящего из души и тела: власть императора ― тело, власть патриарха ― душа. Как указывает А. В. Карташов («Воссоздание Св. Руси», Париж, 1956, с.72), такой

    язык и такие образы утверждают иррациональность, неопределимость пограничной черты между Церковью и государством, так же как иррационален простой, но таинственный факт единой и в то же время двусоставной природы человека ...

    «Антиномия сочетания “Царства от мира сего” государства с Царством Божиим “не от мира сего” переживается в религиозном опыте Православия не как абсурд и парадокс, а как последовательный постулат веры в Боговоплощение: “неслиянное и нераздельное”, то есть иррациональное, но в высшей степени реальное сочетание полюсов бытия. Эта формула разрешает для нас и норму соотношений Церкви и государства».

    Разумеется, нарисованная выше картина носит идеальный характер. Действительность часто была гораздо более мрачной и двусмысленной. Мы должны искать деловые, мудрые, серьезные ответы на вопросы о путях творческого возрождения русской культуры, русской духовности, русской государственности. Во всяком случае, нам не по пути с разного рода деятелями, «садистически забивающими колы в могилу Православного Царства» (А. В. Карташёв, «Воссоздание Св. Руси», с.100).

    То, что в истории были осуществлены, эмпирически явлены великая Византия и Святая Русь ― основа оптимизма для нашего религиозного и национального самосознания. Самая вера в Святую Русь, убеждение, что вне ее, как христианского государства, нет выхода для России ― основа для действования.

    Воссоздание Святой Руси ― вот завет Святых Отцов применительно к нашему времени.

    Вставить в блог

    Взаимоотношения Церкви и государства (К исторической постановке вопроса)

    1 июня 1995
    Проблема взаимоотношений Церкви и государства вызывает ныне повышенный интерес как в церковном сознании, так и в обществе в целом. Думается, это обусловлено, в первую очередь, тем переломным моментом, который переживает наше Отечество. По какому пути оно пойдет дальше? Какое влияние на жизнь общества, его социальные структуры, на деятельность органов власти, на внутреннюю и внешнюю политику государства будут оказывать православные христиане как носители традиционных духовных ценностей, как члены общества, объединенного единой верой и единым (по крайней мере так должно быть) мировоззрением? Где граница социальной активности Церкви, действенного участия в жизни народных масс? Даже попытаться ответить на эти вопросы невозможно без обращения к жизненному историческому опыту Церкви.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru