rss
    Версия для печати

    Столичные ВУЗы отчитались по итогам двух «волн» зачислений

    Российские ВУЗы с 2009 года повсеместно начали зачислять абитуриентов на факультеты по результатам Единого Госэкзамена (ЕГЭ), который стал одновременно и выпускным для школьников, и вступительным - для абитуриентов. Руководители вузов подводят первые итоги.

    Вне конкурса - вне справедливости?

    «Выплеснули ребенка вместе с водой», - так прокомментировал ситуацию с медалистами в ходе вступительной кампании этого года ректор Финансовой Академии при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров, выступая на пресс-конференции в РИА Новости. И действительно, что мы видим: у выпускников с золотыми и серебряными медалями льгот при поступлении нет, в то время как число льготников по правилам зачисления в ВУЗы посредством ЕГЭ огромно.

    Вопрос о поддельных справках об инвалидности уже затрагивался неоднократно и в СМИ, и в выступлениях министра образования и науки Андрея Фурсенко: в интервью «Комсомольской правде» им было упомянуто о начавшейся проверке медицинских комиссий выдавших справки. Нужно, по его словам, предотвратить ситуацию, когда «прикрываясь липовой справкой, кто-либо поступает в вузы, преграждая дорогу способным, сильным и достойным».

    В Финансовой академии будут проводиться медоосмотры  первокурсников, которые помогут выявить «липовые» справки. Обратил внимание на необходимость проведения диспансеризации поступивших студентов и проверки достоверности поданных документов и ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, отмечая что многие абитуриенты приходят со свежими справками, которые «они получили для поступления в ВУЗ».

    Победители и призеры олимпиад также входят в категории льготников, и число их велико, что настораживает ректоров ВУЗов. Сама идея олимпиад очень хорошая, и их роль в «поиске талантливых ребят» высоко оценивается первым проректором МГТУ им. Н. Э. Баумана Евгением Юдиным. В то же время М. Эскиндаров выразил недоверие к тем внеконкурсникам, которые будучи призерами олимпиад получают по ЕГЭ 40-60 баллов. Количество олимпиад, по мнению участников конференции, необходимо сократить и контролировать.

    Ну что сказать вам, москвичи, на прощанье...

    Ректор РГУ Нефти и Газа им. И.М. Губкина Виктор Мартынов наряду с повышением доступности высшего образования для поступающих из регионов, упомянул и о возросших рисках после введения ЕГЭ. Число заявлений, поданных абитуриентами из регионов велико, и М. Эскиндаров выразил опасения, что «через 3-4 года в московских вузах может не оказаться москвичей». Похожая ситуация в Санкт-Петербурге описывается ответственным секретарем приемной комиссии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. Павлова С. Матвеевым: «В прошлом году отношение петербуржцев к региональным поступающим было 50 на 50, а в этом году уже две трети иногородних».

    Эта проблема непосредственно связана с вопросом о проведении ЕГЭ в регионах.  Необходимость установления строгого порядка проведения Единого Госэкзамена на местах кажется очевидной М. Эскиндарову, и это нужно для достижения объективности результатов. Ранее А. Фурсенко в своем интервью КП уверял, что возможные необъективные результаты легко проверить: «Например, республика - лучшая в ЕГЭ по математике, а информатику сдали едва ли не хуже всех. Задания по информатике чисто математические...не может быть, чтобы в республике, имеющей высокий уровень подготовки по математике, были провальные экзамены по ИКТ».

    На фоне повсеместного обсуждения высшего образования, о среднем специальном образовании почему-то забывают, что кажется М. Эскиндарову большим упущением. Общество охвачено стереотипом, «что если выпускник школы не поступил в ВУЗ, то он ущербный». М. Эскиндаров видит проблему в том, что сейчас огромное количество людей стремятся получить высшее образование, а хороших специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих очень мало. Это связано с модой на определенные специальности и общественные стереотипы, которые еще более закрепляются Единым Госэкзаменом.

    Ситуация с региональными учебными заведениями так же остается неясной в связи с ЕГЭ. Происходит следующее: абитуриенту из региона, который не пройдет по конкурсу в столичный ВУЗ, будет поздно пытаться поступить в региональные учебные заведения, так как срок подачи документов туда уже закончится. Ректор Финансовой академии обратил внимание на возможную проблему недобора студентов в регионах.

     

    На «бюджет» бы я пошел, пусть меня поучат!

    Ситуация с поступлением в несколько этапов и возможностью отправлять копии документов абитуриента сразу в несколько учебных заведений приводит к тому, что многие абитуриенты не имеют четкого представления о том, какую профессию хотели бы получить. В результате ситуация по описанию В. Мартынова выглядит так: «ребята озабочены не тем, на какую специальность поступить, где потом работать, где применить свои знания, а тем, чтобы поступить именно на бюджетное отделение». Необходимо, чтобы выпускники осуществляли осознанный выбор своей будущей профессии при поступлении, и не возникало ситуаций, вызывающих недоумения у руководителей ВУЗов, когда абитуриенты не помнят, на какие специальности подавали заявления.     

    Помимо этого многие выпускники школ не знают специфику той специальности, на которую они поступают, и чтобы такого не происходило, ректор МГТУ им. Баумана предложил прессе оказать помощь учебным заведениям и «предоставить трибуну для ВУЗов». Основной наплыв абитуриентов происходит на экономические и юридические специальности, в то время как это не совсем оправдано в глазах В. Мартынова, ведь страна гораздо более нуждается в инженерных кадрах.

    Е. Юдин в своем выступлении на пресс-конференции с сожалением отозвался, что ЕГЭ не способно отразить творческую составляющую, ход мысли при решении заданий у экзаменующегося. Он предложил так называемые портфолио, которые по совокупности написанных работ, статей, участия школьника в конференциях, разработке научных проектов, могли бы предоставить более полный портрет поступающего в высшее учебное заведение.

    Помимо этого, М. Эскиндаров предупредил о проведении тестирования в Финансовой академии в сентябре всех поступивших по результатам ЕГЭ студентов, чтобы проверить их реальные знания.  Такие же планы озвучил и ректор МГТУ им. Баумана: количество баллов по результатам ЕГЭ не показывает то, в каких конкретных разделах знаний есть пробелы у поступивших, и подобное тестирование может определить это и помочь составить программу для первокурсников.

    Вторая волна зачисления в ВУЗы еще не закончилась, и ожидается еще проведение третьего этапа приема документов в учебные заведения, который завершится 21 августа.  О ситуации с ЕГЭ президент Медведев высказался так: «Упрощая, мы двигаемся к ситуации, которая существует в развитых экономиках, образовательных системах - поступить в университет не так трудно, а учиться гораздо трудней». Однако, можно сказать, результаты этого «упрощения» превратили вступительную кампанию-2009 в сложную и противоречивую мозаику проблем и нерешенных задач.

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru