rss
    Версия для печати

    Курс на автокефалию или диалог с Патриархом?

    Как возник вопрос об автокефалии Украинской Церкви? В чем причины популярности лжепатриарха Филарета? На какие "непростые" вопросы придется ответить Патриарху? Ситуацию анализирует кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории МДА А.К.Светозарский.

    http://kh.ura-inform.com/

    - Каковы исторические предпосылки возникновения вопроса об автокефалии Украинской Церкви?  

    - Тенденции такого рода наметились на Украине после Февральской революции 1917 г. и Гражданской войны, после которой Украина обособилась. В некоторых церковных кругах возникла идея самостийности: отдельное государство - отдельная религия. В результате возникла Украинская Православная Автокефальная Церковь. После окончания Гражданской войны советская власть поддерживала национальную струю на Украине. Потом такую политику свернули, и над духовенством нависла угроза обвинения в национализме. Во время репрессий против национально ориентированных церковных деятелей автокефальная церковь самоликвидировалась к 1930 г.

    Во время войны на оккупированных территориях она была восстановлена (1942 г.). Эта церковь никогда не признавалась никакими поместными церквями. В Советском союзе Украинская Автокефальная Церковь не существовала, зато сохранилась за рубежом среди эмигрантов. В конце 80-х - начале 90-х гг. она заявила о себе на Украине. Сейчас это одна из действующих религиозных организаций Украины, не признанная поместными церквями.

    Одновременно на Украине существовала Автономная Церковь, которая сохраняла связь с Московским Патриархатом.

    В сложные 1990-е гг. возник вопрос о даровании канонической Украинской Церкви автокефалии. Бывший Митрополит Киевский Филарет (Денисенко) нарушил данное Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви обещание не предпринимать скоропалительных шагов в этом направлении и провозгласил Киевский патриархат, то есть, по сути, ушел в раскол.

    Таким образом, сейчас на Украине существует несколько неканонических  объединений. Самое крупное из них - самопровозглашенный  Киевский Патриархат. По количеству приверженцев он занимает второе место после Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.  

    - Какова позиция УПЦ МП в отношении автокефалии?

    - Украинская Православная Церковь - каноническая. Своим соборным голосом она этот вопрос не поднимала. В свое время вопрос об автокефалии Украинской Православной Церкви был отложен до Поместного Собора. Поместный Собор состоялся в январе этого года. На нем был избран святейший патриарх Кирилл. Вопросов об украинской автокефалии на нем поднято не было.

    Среди последователей УПЦ МП есть сторонники автокефалии, но они не представляют собой большинства. В сложных условиях, в которых живет Православная Церковь на Украине, все, кто хотел взять курс на автокефалию, это сделали. Правда, неканоническими путями. Но те, кто сохранили верность, они ее сохранили, хотя им очень нелегко

    -Почему  в 1990 гг. украинский народ массово поддержал Филарета?

    На это был целый ряд причин. Прежде всего, его поддержала правящая верхушка. В советское время, будучи Киевским Митрополитом, Филарет обладал очень большим авторитетом на Украине. Правил он жестко и тоталитарно, но сумел создать такую систему, когда его личное слово много значило. В 1980-1990-х гг. он перехватил политический лозунг национального возрождения. Таким образом, самопровозглашенная Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата - это очень политизированная деноминация. Если вы сегодня войдете в так называемый филаретовксий храм, то там непременно будет литература политического характера.

    Конечно, этим не исчерпываются причины такой массовой поддержки Филарета во время раскола. Людям объясняли просто: та церковь московская, а эта украинская. В таких сложных ситуациях люди бывают дезориентированы.

    Был использован целый ряд приемов: он щедро совершал рукоположения, заигрывал с довольно радикальными националистическими силами.

    - Можно ли дать предварительную оценку визита Патриарха?

    - Это совершенно новая страница истории. Если люди сохраняют верность и каноническое, молитвенное, евхаристическое единство с Русской Православной Церковью, то они хотят видеть своего архипастыря. Это замечательно, что визит пройдет в рамках пастырского визита, будут отодвинуты все политические моменты.

    Конечно, Святейшему Патриарху придется отвечать на ряд непростых вопросов о событиях прошлого и о сегодняшней ситуации. К этому он готов. Такие визиты скрепляют. Мы помним триумфальный визит Святейшего Патриарха Алексия II, когда, несмотря на сложную ситуацию, связанную с приездом Константинопольского Патриарха, его восторженно встречали толпы людей.

    Визит Святейшего Патриарха Кирилла пройдет именно как пастырский и будет иметь огромное значение. Он связан с нашей внутренней миссии - воцерковлением народов, исторически связанных с православием. За последние 20 лет они приблизились к церковной жизни, но еще не вполне вошли в нее. Пройдут встречи с молодежью, так как это одна из основных аудиторий сегодняшней проповеди. Что касается приверженцев других церквей, я полагаю: Святейший открыт для диалога.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru