rss
    Версия для печати

    В Москве открылась выставка «История советских павильонов»

    В Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» (проспект Мира, 123 Б) открылась выставка «История советских павильонов. Часть I». Организаторами выступили Департамент культуры Москвы, Музейно-выставочное объединение «Манеж» и Музей архитектуры имени А.В. Щусева.
    Проект посвящен участию СССР в международных выставках. Советскому Союзу участие давало главную возможность позиционирования себя в мировом сообществе, художникам — авторам павильонов — шансы на блестящую карьеру и международное признание, сообщает Культура.рф.

    Довольно быстро из страны, использовавшей бедные материалы для первого павильона (в оформлении интерьера акцент делался на фантазию), СССР превратился в мощную державу, которая позволяла себе оформлять территориальную карту рубинами, внедрять в интерьер копию станции метро «Маяковская» в натуральную величину, водружать на выставочный павильон статую «Рабочий и колхозница» весом 75 тонн, которую разобранной везли в 28 вагонах спецпоезда.

    В ретроспективной экспозиции представлены макеты советских павильонов работы ведущих архитекторов своего времени: Ивана Фомина, братьев Весниных, Бориса Иофана, Каро Алабяна, — а также эскизы, чертежи, фото, документация, киноматериалы, связанные с историей павильонов. Экспонаты-призеры — фотографии Александра Родченко с эскизами Варвары Степановой (1925 год), снимок Макса Пенсона «Узбекская мадонна», скульптуры Георгия Мотовилова «Металлург», Евгения Вучетича «Перекуём мечи на орала» (1937 год).

    Выставка «История советских павильонов» детально показывает, как менялась и развивалась архитектура и интерьеры выставочных павильонов на протяжении почти полувека. И не только советских, хотя акцент экспозиции сделан именно на истории отечественных павильонов. Можно, например, впечатлиться названием павильона, спроектированного Корбюзье в 1925 году по модели его знаменитых «ячеек», — «Эспри нуво» (esprit nouveau — «новый дух»). Или посмотреть, как предлагал оформить внутренний дворик Роберт Мале-Стивенсон, — при помощи сада с бетонными деревьями.

    История советских павильонов прослежена здесь с момента первого участия ещё не окрепшей экономически страны в 1925 году в Париже на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности и до 1970-х годов, когда СССР покорил космос и вышел на первое место в мире по производству сырьевой промышленности.

    На выставке 1925 года двухэтажный павильон из дерева и стекла в конструктивистском стиле с вышкой-мачтой, серпом и молотом и буквами «СССР» спроектировал архитектор Константин Мельников. Внутреннюю экспозицию оформляли вхутемасовцы под руководством декоратора Исаака Рабиновича и художника Александра Родченко. В экспозиции представлен макет его знаменитого «Рабочего клуба» и фотодокументация буйства конструктивистской фантазии в оформлении стендов. С ней вступают в конкуренцию механические аттракционы: «Звезда», «Красная армия», «Рабочий корреспондент», придуманные специально Элем Лисицким для международной выставки «Пресса» в Кельне в 1928 году.

    Материалов к кельнской выставке сохранилось крайне мало, и все они представлены в виде фотографий. Павильона у СССР на ней не было. Кроме аттракционов Лисицкого в «Павильоне государств» был представлен громадный фотофриз (3,5 на 24 метра) с использованием фотомонтажа и подсветки с изображениями вождя революции, демонстрацией военной мощи и трудовых коллективных будней советских людей.

    В 1930-е годы, когда конструктивизм в СССР стал маргинальным явлением, архитектура Страны Советов отдает дань неоклассицизму, гипертрофированной монументальности. Во всём — стремление к вертикали, пренебрежение к человеческой личности, которая служила только материалом для тотальной агитационной скульптуры.

    Впечатляют монументальность и пафос парижского (1937 год) и нью-йоркского павильонов (1939 год) Бориса Иофана, которые оказались всего лишь постаментами для скульптур «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и «Рабочий со звездой» Вячеслава Андреева. Люди на эскизах к ним представлены в виде неясных силуэтов. На парижской выставке большинство павильонов имеют тревожную форму вертикали и явную грубость форм, будто готовые к войне солдаты, вытянувшись в струнку, ждут приказа. А в 1958 году на брюссельской выставке наблюдается стремление к округлости зданий, гармонии и покою — Европа приходит в себя после войны.

    Словно предчувствуя разрушительную энергию будущей войны, оформители нью-йоркского павильона под руководством театрального художника Николая Суетина украшают его как масштабный, запоминающийся на всю жизнь праздник индустриальных побед. Среди экспонатов — копия станции метро «Маяковская» в натуральную величину, карта индустриализации СССР, оформленная драгоценными камнями, масштабное панно Василия Ефанова «Знатные люди Страны Советов», скульптуры вождей из гранита и панно «Новая Москва», выполненное художниками под руководством Ю.Пименова.

    Макеты Куйбышевского гидроузла, Магнитогорского металлургического комбината, Театра Красной армии и, главное, макет так и не построенного Дворца Советов с роскошными интерьерами и облицовкой кварцем.

    В 1950-1960-х (Брюссель, 1957 год; Монреаль, 1967 год) архитектура советских павильонов склоняется к техницизму, минимализму. Устраняется украшательство и театрализация в оформлении внутреннего пространства. Посетителей встречали машины и механизмы.

    А в 1970 году в Осаке (Япония) советский павильон был посвящён 100-летнему юбилею Ленина и по форме напоминал гигантский алый развернутый флаг (архитекторы Михаил Посохин, Владимир Свирский).

    «Эта выставка не может охватить историю всех советских павильонов, которая довольно обширна, и мы здесь сделали попытку, назвав эту выставку «Часть первая», показать на некоторых из них те действительно невероятные достижения не только в области культуры и искусства, но и в целом исторические завоевания, которые были свойственны этому времени», — рассказала арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак.

    Материалы для экспозиции подготовлены из архивов фондов ведущих музеев и частных собраний, личных архивов художников Александра Лабаса, Рудольфа Кликса, Сергея Сива.

    Большинство экспонатов выставки широкой публике никогда не показывали. Теперь их можно будет увидеть до 18 августа 2013 года.



    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru