rss
    Версия для печати

    Сергей Брин хочет отменить смартфоны. Чего будет стоить человеку дальнейшее погружение в цифровую реальность?

    «Когда 15 лет назад мы основали Google, я представлял себе, что в будущем информация будет поступать к человеку в тот момент, когда она ему нужна, без необходимости поискового запроса», — говорит Брин. Однако, по его словам, теперь пользователи получают нужную им информацию, отгораживаясь от других людей и смотря на экран смартфона. Речь идет о Google Glass, новой разработке компании.

    Слов нет, смартфоны действительно портят их владельцам и осанку, и зрение. Да, устройства, призванные облегчить процесс коммуникации, на деле все более и более отгораживают людей друг от друга. Но путь, предлагаемый С. Брином, — разве это альтернатива? Не есть ли это попросту более привлекательная упаковка для той же самой идеи, идеи расширения возможностей человеческого сознания за счет подключения к искусственному разуму Всемирной сети?

    С точки зрения Сергея Брина, технологии должны предоставлять возможность смотреть в глаза собеседнику и получать информацию одновременно. Стоит задуматься: нам предлагается смотреть на собеседника и внимать не тому, что он говорит, но информации о нем, о том, что он говорит. А это не одно и то же.

    В данном случае наш собеседник становится не личностью, но носителем информации — не более того. Ну, и если продолжить мысль до логического завершения, — человек, который вступает в диалог с «подключенным» к «цифровому разуму» визави, для последнего не более чем одушевленный носитель информации, этакий живой «хард-диск», наполненный тем или иным объемом информации.

    Это — одна сторона блестящей медали с логотипом известного поисковика на аверсе. И то, что выбито на ней, не вызывает особого энтузиазма. Но есть и другая, не менее неприятная, сторона.

    Уже сейчас понятно, что, погрузившись в социальные сети, мы потеряли огромную ценность. Ценность живого человеческого общения — с эмоциями, их узнаванием, сопереживанием, пониманием или, наоборот, неприятием, несогласием. Одним словом, из нашей жизни уходит роскошь соприкосновения с живой человеческой душой, мыслью, идеей. Их место занимает информация — о душе, о мыслях, об идеях.

    «Душа обязана трудиться», — это уже неактуально. Зато пиковые нагрузки (выражаясь языком системных администраторов) вынужден переносить человеческий мозг, в который усиливающимся потоком пытаются «залить» (все же язык айтишников весьма точен — недаром он сформирован на базе огромного опыта взаимодействия человека и машины: этот диалог не терпит неточностей и неконкретностей) новые и новые массивы информации.

    Когда-то давно в научных журналах (было время, когда информация хранилась не в интернете — как ни трудно в это поверить сегодня молодым людям) цитировались результаты исследования ученых, посвященного способностям человеческой памяти. Утверждалось, что среднестатистический мозг способен усвоить 10²¹ единиц информации — а это, как свидетельствовали ученые, эквивалентно содержимому всех книг, хранившихся тогда в «Ленинке».

    Возникает ощущение, что этот фантастический порог нами уже пройден, и на очереди новые рекорды. Но это лишь ощущение. Предел есть у всего, и даже у человеческих способностей.

    «Кто владеет информацией, тот владеет миром», — это аксиома нового времени. Исчерпывающая информированность достигается лишь за счет сбора, обработки и усвоения любой, в том числе заведомо избыточной, информации, и «комплексный подход» к анализу этой информации устанавливает новое правило: второстепенной информации не бывает. Любая мелочь, любая малозначительная на первый взгляд деталь в описании предмета, события, процесса или личности могут возыметь ключевое значение для анализа ситуации и повлиять на выводы анализирующего.

    Функция выбора главного, отсеивания второстепенного в этом контексте также не рассматривается более в качестве неотъемлемой функции человеческого сознания; вместо этого используются алгоритмы лингвистического анализа, учитывающего частотность поисковых запросов, — они-то и сыграют в нужный момент ключевую роль, предложив самый очевидный вариант решения проблемы. Но самый очевидный еще не значит — самый верный. Да и будет ли такое решение свободным? Вопросов возникает все больше.

    Обладание «перспективным» устройством, в режиме реального времени предоставляющего весь спектр информации о любом встреченном человеке, событии, объекте, предмете, месте, — обогащает ли оно? В конечном итоге, в чем смысл обладания избыточной информацией?

    И тут мы возвращаемся к формуле о владении информацией как условии владения миром. Ощущение информированности дает ощущение самостоятельности. Ощущение самостоятельности дает ощущение собственной значимости. А собственная значимость — пусть даже существующая в ощущениях, пусть не подтвержденная ничем другим, кроме как возможностью «получить информацию в тот момент, когда она нужна пользователю», — это уже некий результат. Это цель, ради которой пользователь-клиент готов мало того что расстаться с определенной суммой денег, — он согласен, во-первых, на то, чтобы весь окружающий мир стал для него системой информационных объектов, а во-вторых — самому стать единицей информации для всего окружающего мира.

    Бизнес-идея Сергея Брина основана она не столько на экономических рассчетах, сколько на тонком понимании слабостей человеческой души. Поэтому у нее есть определенная перспектива. Но почему-то не хочется желать успеха нашему бывшему соотечественнику в ее реализации. 

    Вставить в блог

    Сергей Брин хочет отменить смартфоны. Чего будет стоить человеку дальнейшее погружение в цифровую реальность?

    Сергей Брин хочет отменить смартфоны. Чего будет стоить человеку дальнейшее погружение в цифровую реальность?

    11 марта 2013
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru