rss
    Версия для печати

    Церковь и общество - почти синонимы?(Ч.2)

    Церковь и СМИ - важный и во многом болезненный вопрос последних десятилетий. Насколько адекватно представлено Православие в современных светских изданиях, способна ли Церковь создать собственные СМИ высокого уровня? Об этом в продолжении нашей беседы с прот. Всеволодом Чаплиным, главой Синодального отдела по связям Церкви и общества.

    - Сейчас модно в рекламных целях прибавлять слово «православный» чуть ли не к любому существительному, особенно к названию профессии: православный учитель, православный врач, православный инженер, православный химик... Встречаются и «православные стоматологические клиники». При этом непонятно, что значит Православие как таковое для её хозяев.

    - Знаете, если люди называют себя православными, в этом нет ничего дурного. Самое главное в том, что они должны быть православными не только по названию, но и по жизни. Если их свидетельство о вере - радостные лица, духовный настрой, добрые дела, мудрость, духовная просвещенность, то это полезнее для дела проповеди, чем любые лейблы и вывески.

    - Насколько Церковь помимо традиционных форм миссионерства: проповеди, свидетельства своей собственной жизнью, своим отношением к миру - может использовать современные технологии, особенно рекламные?

    - Всё, что Вы перечислили, может иметь разные культурные выражения, в том числе свойственные нынешнему времени.

    Что же касается рекламы, для нас неприемлемо размещение информации о себе за деньги. Мы не должны покупать внимание людей, мы должны говорить и поступать так, чтобы оно привлекалось естественным образом, чтобы люди действительно знали: да, православным христианам есть что сказать, и они подают пример, которому хочется следовать. Культурные формы такой проповеди могут быть самыми разными: это может быть и социальная реклама, и клипы, и песни, и рассказы по радио, и телепрограммы, и книги, и что угодно ещё. Ограничение, на мой взгляд, должно быть только одно: Православие не может ассоциироваться с безвкусицей и той самой попыткой купить умы людей за деньги, о которой мы только что говорили.

     

     

    Лучше одна хорошая газета, чем двадцать плохих

     

    - Знакомы ли Вам идеи по созданию принципиально новых религиозных газет, журналов, телепрограмм?

    - Таких инициатив десятки. Важно, чтобы они действительно имели должное интеллектуальное и технологическое качество, для чего, возможно, многие из них следовало бы объединить. Лучше иметь один хороший сайт, чем десять плохих, одну интересную и насыщенную газету, чем двадцать худших. В своё время у нас был один-единственный «Журнал Московской Патриархии»; его объём и тираж были очень ограничены, поэтому люди старались вложить туда максимальное количество информации, своих мыслей и переживаний. Этот журнал буквально зачитывался до дыр.

    Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что в православной периодике и на православных сайтах появляется много материалов второсортных, написанных только для того, чтобы заполнить объём этого издания. Глядя на это, я и прихожу к выводу, что иногда лучше сделать один хороший проект, чем десять плохих.

    - Недавно Святейшим Патриархом были объединены редакции «Церковного вестника» и «Журнала Московской Патриархии». Значит ли это, что такие меры станут обычной практикой?

    - Это покажет будущее. Надеюсь, что новый опыт работы официальной церковной прессы будет свидетельствовать о её улучшении.

    - Есть ли такое СМИ, которое Вам как человеку было бы интересно читать, но его пока не существует?

    - Есть. Это общенациональная церковно-общественная газета. Есть по крайней мере четыре проекта таких газет (не буду сейчас их называть), но ни один из них пока не реализовался в должной мере. Я думаю, что лучший путь реализации такого замысла - объединить четыре проекта в один. Не уверен, что такое издание должно получить официальный церковный статус: оно должно иметь довольно широкую степень внутренней свободы. С другой стороны, священноначалие Церкви всегда может сказать, что не каждое мнение, выраженное в этой газете, обязательно отражает мнение церковной полноты.

    - Вы имеете в виду газету, подобную, скажем, французской «Ля круа»?

    - Да, есть «Ля круа», есть итальянская газета «Оссерваторе Романо», которая, кстати, не является официальным органом Ватикана. Есть журнал «Фамилия кристиана». Можно привести ещё целый ряд примеров таких изданий.

    - Возможна ли в таком издании широкая общественная дискуссия по острым церковным вопросам?

    - Я думаю, что сегодня она как раз очень нужна, в том числе в свете вопросов, о которых мы говорили.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru