rss
    Версия для печати

    6 мая - день герба Москвы

    «На темно-красном щите развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия». Так описан герб Москвы и распоряжении мэра города от 23 ноября 1993 года, когда столице был возвращен ее древний символ.
    Герб Москвы 1781 г
     Герб Москвы 1781 г

    А начиналась его история еще в конце X века, практически сразу же после принятия Киевом христианства. В рамках православной традиции почитания святых культ святого Георгия начал распространяться на Руси. Причем не через Западную Европу, а непосредственно из Византии. В начале XI века, когда сын Владимира Святославича Ярослав Мудрый (княжил с 1016 по 1054 гг.), приняв имя Юрий (Георгий), он впервые начинает ставить изображение святого Георгия на своих монетах и печатях. Надо сказать, что Ярослав вообще очень активно способствовал распространению и утверждению культа святого Георгия на Руси.

    В честь своего небесного покровителя киевский князь основал в 1030 году крепость Юрьев (расположенное неподалеку от крепости эстонское поселение Тарту в 1893 г. при Александре III также было переименовано в город Юрьев), Юрьев монастырь в Новгороде и Георгиевский в Киеве и учредил ежегодный праздник - «Юрьев день», когда крестьяне имели право переходить от одного помещика к другому. Надо сказать, что как воин и победоносец, святой Георгий был покровителем князя и его дружины, олицетворял собой воина, освободителя и защитника, чем привлекал к себе симпатии народа.

    В 1130 году изображение святого воина-змееборца впервые появилось на лицевой стороне печати старшего брата основателя Москвы, Юрия Долгорукого - Мстислава Владимировича.

    Основатель Москвы - Юрий Долгорукий также продолжает традицию отца и  закладывает в 1152 году город Юрьев-Польский (где в 1230-34 годах был построен знаменитый Георгиевский собор) и строит на новом княжеском дворе во Владимире церковь Георгия. На своих печатях будущий основатель Москвы печатает образ святого, стоящего во весь рост и вынимающий меч из ножен.

    Герб Москвы 1883 г.
     

    Герб Москвы 1883 г.

    Затем святого Георгия изображает на своих печатях Александр Ярославич Невский (1252-1263 гг.). Причем на некоторых из них с одной стороны изображен святой Александр на коне с поднятым мечом в руке, а на другой - святой Федор (крестильное имя отца Александра Невского - Ярослава) в виде пешего воина, ведущего на поводе коня и поражающего змея-дракона.

    В Московском княжестве образ пешего змееборца впервые встречается на монете князя Ивана II Красного Красивого (1353-59 гг.). На монетах же сына Дмитрия Донского Василия Дмитриевича и особенно его сына Василия Васильевича Темного эмблема приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился в качестве московского герба.

    Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. В 1497 году появляется другой тип государственной печати Ивана III. На лицевой стороне ее по-прежнему всадник, поражающий копьем дракона, и надпись: «Иоанн божиею милостью господарь всея Руси и великий князь».

    При сыне Ивана III Василии III изображение святого на печати было полностью сохранено. А вот при первом русском царе Иване Грозном главное положение на гербе занимает двуглавый орел, а всадник, как герб Московского княжества, переходит на грудь орла. Эта композиция сохраняется и на Большой государственной печати 1583 года и на всех последующих Больших государственных печатях Руси и России.

    Герб Москвы 1924 г
     Герб Москвы 1924 г

    Надо отметить, что не всегда всадник на коне изображал святого Георгия. Так, в ряде случаев согласно документам и свидетельствам историков, конником мог изображаться князь или царь. Так, дипломат и писатель середины XVII века Григорий Котошихин в своем сочинении «О России в царствование Алексея Михайловича» свидетельствует: «в истинно Московского княжения печати вырезано - царь на коне победил змия».

    Были и другие вариации. Так, в течение всего царствования Петра I на московском гербе продолжали изображать светского всадника в кафтане с короной или шляпой на голове. Во многих случаях всадник имел портретное сходство с Петром I. Это подтверждает указ 1704 года о выпуске первых медных копеек, в котором сказано, что на них будет «воображение великого государя на коне». Так что очень долгое время единого мнения по поводу того, кто изображен на гербе не было.

    Первым из русских назвал всадника на московском гербе святым Георгием Петр I. Сохранилась его собственноручная записка, относящаяся предположительно к 1710-м годам: «Сей герб (зачеркнуто) Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир монарх российский свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князи возымели себе герб святого Егория, но потом царь Иван Васильевич, когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил».

    При Петре II герб оставался без изменений. А в 1728 году в России возникла необходимость в составлении гербов полковых знамён. Наряду с полковыми, Сенатский указ от 8 марта 1730 года содержал и описание московского герба, изображавшегося тогда на государственном орле: «...в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное».

    Здесь несколько слов следует сказать и о цветовом решении герба. В статуте ордена святого Георгия, утвержденном Екатериной II 26 ноября 1769 года, сказано: «...в красном поле Святой Георгий, серебряными латами вооруженный, с золотою сверх оных висящею епанчою, имеющей на голове золотую диадему, сидящий на коне серебряном, на котором седло и вся сбруя золотые, черного змия, в подошве излита, золотым копьем пронзающий».

    Герб Москвы 1993 г
     Герб Москвы 1993 г

    Надо сказать, что изначально цвет плаща всадника был желтым (золотым). Изменение его на лазоревый (синий) было, возможно, следствием желания герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России - белым, синим и красным (конь белый, плащ синий, щит красный). Стоит отметить, что канонический, то есть утвержденный русской православной церковью, цвет плаща святого Георгия - красный, поэтому почти на всех русских иконах он красный, очень редко - зеленый, но не синий. Окончательно городской герб Москвы утверждён 20 декабря 1781 года: в червлёном поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий копьём чёрного дракона. С этого момента и вплоть до 1924 года всадник на московском гербе официально являлся гербом Москвы.

    После революции 1917 года герб Москвы был упразднен и с 22 сентября 1924 года новой эмблемой города стал герб архитектора Д. Осипова с советской символикой.

    23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы Ю.М. Лужкова №674-РМ Москве был возвращен ее древний герб.

    Император Константин Великий, много сделавший, чтобы христианство стало государственной религией, велел изобразить себя на картине, украшавшей императорский дворец, в виде победителя над драконом. Дракон на картине должен был символизировать язычество. Герб Москвы со святым Георгием, разящим дракона - древний символ победы Света над Тьмою и Добра над Злом, символ непобедимости столицы России.

    6 мая, в День памяти великомученика Георгия Победоносца отмечается День герба и флага Москвы.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Саша, п. Вычегодский20.04.2010 12:07 #
    Я бы хотела узнать, кто тут изоброжон!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru