rss
    Версия для печати

    Митрополит Меркурий (Иванов): Введение в школах Основ религиозных культур — вопрос национальной безопасности!

    С нового учебного года во всех российских школах вводится новый курс – «Основы религиозных культур и светской этики» – итог образовательной дискуссии о преподавании Основ православной культуры, продолжавшейся без малого два десятилетия. О новом предмете, его задачах и отношении к нему Русской Православной Церкви рассказывает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата митрополит Ростовский и Новочеркасский МЕРКУРИЙ (Иванов).


    Владыка, расскажите, новый курс – это плод компромисса между Церковью и светским образованием или нечто новое, отличное от «Основ православной культуры»?

    Для начало нужно сказать, что«Основы православной культуры» никуда не исчезли. Они остаются одним из шести предметных модулей нового курса. Новизна же «Основ религиозных культур и светской этики» – в самом принципе их создания. Каждая страница, каждая фраза учебника, предложенного Церковью, стали предметом пристального внимания и экспертизы как со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации, так и всех традиционных конфессий. Надо было суметь рассказать о православной культуре и ее духовных основаниях языком светской школы. Хочу подчеркнуть: именно светской, а не атеистической.

    Перед нами стояла и стоит задача так рассказать о духовной культуре нашего народа, о Православии как культуробразующей религии нашей страны, чтобы дети и их родители научились видеть, что вся истинная культура нашего народа, все лучшее, что им создано, пронизано глубокими христианскими смыслами, соприкосновение с которыми возвышает человека, делает его лучше, чище, нравственнее. Неслучайно преподавание этого предмета проводится в рамках предметной области Федеральных образовательных стандартов нового поколения «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    Каковы итоги экспериментального преподавания нового предмета в некоторых регионах? Насколько активно в нем участвовала Церковь?

    Церковь участвовала в апробации курса на всех ее этапах, насколько было возможно. Но это участие должно быть еще большим — представители Церкви должны приглашаться для подготовки учителей, экспертизы учебников и так далее. Что же касается итогов, то и Святейший патриарх, и президент России, и представители Минобрнауки и сотрудники епархиальных отделов образования неоднократно подчеркивали позитивные итоги прошедших двух лет апробации: это и достижение взаимопонимания между государственными и религиозными структурами в области подготовки учебников и преподавателей нового курса, и большая сплоченность как внутри классов, так и между детьми и родителями в семьях, но главное – возвращение традиционных духовно-нравственных ценностей в систему отечественного образования.  

    Известно, что далеко не все родители однозначно относятся к данному предмету, и ряд из них предпочитают обучение детей «нейтральной» светской этике. Не станет ли этот фактор причиной разделения среди учащихся? Что лично Вы могли бы посоветовать родителям школьников, осуществляющим этот выбор?

    Единственное разделение, которое сейчас наблюдается, это разделение между семьями, которым дали свободно сделать свой выбор того или иного модуля курса, и семьями, которым навязали позицию администрации школы. Если родители хотят, чтобы их ребенок изучал светскую этику, понимая, что это не этикет, не правила хорошего тона, а атеистическая мораль — «обезбоженная нравственность», как сказал об этом Святейший Патриарх Кирилл, то это их право. Но если им забыли объяснить разницу, запугали «клерикализацией» и лишили их конституционной свободы выбора, они должны помнить, что имеют право обратиться в органы управления образованием на любом уровне и заявить о своем желании изучать тот или иной модуль.

    Вопрос выбора крайне серьезный, он касается, в том числе, духовной экспансии против нашей культуры. Введение в школах преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», вопреки расхожему мнению, нужно не священникам, а тому самому обществу, которое пуще огня боится «клерикализации» и появления церковнослужителей в школах. Правильное понимание детьми, что такое православная или иная традиционная для России религиозная культура, как ничто иное убережет их от деструктивных псевдорелигиозных течений и сект. Это же вопрос национальной безопасности! Православие святителя Московского Петра, преподобного Сергия Радонежского и других святых – это совсем не то, что проповедуют современные борцы с внешними атрибутами, забывающие, что враг – не в рисунках на продуктах или документах, а в сердце человека, уязвленного гордыней. Понимание того, что свобода – это не вседозволенность, а возможность выбирать между грехом и добродетелью, что любовь – это не распущенность, а дар Божий, что счастье – это не временный «кайф», разрушающий личность, а радость от того, что ты являешься частью Божьего мира, и можешь послужить этому миру теми дарами и талантами, которые тебе даны, что жизнь – это не временное явление, ограниченное датой рождения и смерти, все это многих наших детей убережет от нравственных падений и от непоправимых бед.

    Какие ожидания связывает Церковь с введением нового предмета и существуют ли планы дальнейшего углубления преподавания православной культуры в средней школе?

    В рамках предмета мы раскрываем лишь культурологический аспект Православия. Мы не заманиваем никого в Церковь, не учим креститься и выполнять какие бы то ни было религиозные обряды, но верим, что человек, раскрывая свое сердце православной культуре, возрастая в любви к духовной традиции своего народа, к своей истории, будет отходить от всего ложного, наносного, а значит – приблизится к Истине.

    Пока преподавание курса будет вестись только в четвертых классах, но результаты двух лет апробации предмета в 21 регионе России ясно показали, что существующий формат преподавания религиозной культуры лишь в объеме 34 часов недостаточен. Для того, чтобы дети могли систематически изучать родную духовную культуру, необходим хотя бы один час в неделю по всем годам обучения не только в школе, но и в дошкольных, а также в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

    Вставить в блог

    Митрополит Меркурий (Иванов): Введение в школах Основ религиозных культур — вопрос национальной безопасности!

    Митрополит Меркурий (Иванов): Введение в школах Основ религиозных культур — вопрос национальной безопасности!

    31 августа 2012
    С нового учебного года во всех российских школах вводится новый курс – «Основы религиозных культур и светской этики» – итог образовательной дискуссии о преподавании Основ православной культуры, продолжавшейся без малого два десятилетия. О новом предмете, его задачах и отношении к нему Русской Православной Церкви рассказывает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата митрополит Ростовский и Новочеркасский МЕРКУРИЙ (Иванов).
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Алексей, Москва5.09.2012 1:50 #
    Я похоже сошел с пути истиной, если меня гложут сомнения....., но я не знаю что делать, я вижу перед собой 2 пути, смирения(и жить в нищете) либо умереть достойно, так как смерти не боюсь, благо доводилось насмотреться, но жаль родственников, что они будут оплакивать тело, по мне, пусть его сожгут, так как не хочу гнить в яме. Просто мне печально созерцать, что наше духовенство падает в связи с событиями последних дней, и то что я вижу своими глазами. Я не вижу ничего святого в нашей жизни, у меня нет постоянной работы по профессии, на мне гнет всех проблем родственников, что охота выйти на улицу и закричать во всю глотку.
    Последние события тем более не радуют, ограбление возле дома, накануне получения денег, ожидаемые поступления новых финансов не скоро( что подскажете или напишите или позвоните, может огорчусь, (илипосмеюсь...)
    сергей, москва31.08.2012 21:51 #
    милейший батюшка. вы изложили свои пожелания не сосславшись при этом ни на один ни церковный ни светский юридический документ нормативного характера. А документов на сей счет принято немало. Упомяну лишь примерный образец"Договора об обучении религии", содержащийся в приложении к письму патриарха московского и всея РусиАлексия Второго от 09.12.1999 №5925 " О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений"....без анализа этого документа и документов министерства образования Российской Федерации, касающихся преподавания предмета "православная культура" и других основопалагающих документов, как т о и Закона РФ "Об образовании", который включает и федеральный и национально-региональный компоненты...Без ссылки на статьи и положения вышеизложенных документов невозможно вести грамотную полемику по продвижению вышеуказанных дисциплин и их преподованию в современной школе...с уважением Сергей Романов.
    Олег, Москва31.08.2012 18:07 #
    "учебника, предложенного Церковью"?
    С каких это пор дьякон Андрей Кураев у нас приравнивается к Церкви?
    Церковью, такими, например, членами Её Тела, как аз недостойный, и многими другими гораздо более талантливыми мирянами, выработаны и опубликованы совсем не менее (а зачастую и граздо более!) замечательные учебные материалы, по которым, кстати, на местном уровне уже давно ведётся преподавание ОПК в школах. Почему, в разговоре о свободе и выборе, о них даже не упоминается?

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru