rss
    Версия для печати

    Ректоры духовных школ обсудили варианты богословского образования для приходских работников

    В Московской духовной академии состоялось ректорское совещание, посвященное перспективам открытия в епархиях образовательных центров, осуществляющих обучение мирян по различным направлениям церковного служения. Представители духовных учебных заведений и синодальных отделов Русской Церкви рассказали о накопленном опыте и обсудили варианты дальнейшей работы.

    Архиепископ Верейский Евгений Архиепископ Верейский Евгений

    Открывая совещание, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений напомнил, что Святейший Патриарх Кирилл поставил вопрос об открытии образовательных центров,  в которых будут осуществлять  подготовку специалистов по различным формам церковного служения (молодежная работа, катехизация, социальная работа, тюремное служение, миссионерское служение и др.) на заседании Высшего церковного совета.

    - Многие виды такого рода деятельности возникли спонтанно, без определенной организации. Теперь есть поручение Предстоятеля Церкви рассмотреть вопрос о подготовке профессиональных кадров в этих направлениях, - сказал архиепископ Евгений.

    Он отметил, что было бы естественно использовать для этого потенциал духовных учебных заведений и предложил собравшимся поделиться накопленным опытом.

    Ректор Белгородской духовной семинарии и глава Синодального Миссионерского отдела Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн рассказал о том, что в Белгородской семинарии действует проект по подготовке миссионеров. По словам владыки, пока что он новый, «пилотный». 

    Митрополит Белгородский и Старооскольский ИоаннМитрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн

    - Это только начало того, что хотелось бы увидеть в дальнейшем, - сказал владыка.

    Этот опыт можно использовать, говоря о будущих образовательных центрах. При этом, по мнению архиепископа Иоанна, сегодня важно определить три вещи:

    1.      Правильно ли, что образовательные центры будут открыты на базе семинарий

    2.       Каков будет объем учебных программ

    3.      Как быть с теми епархиями  в частности, дальневосточными), в которых семинарий нет

    Архиеписко Иоанн  отметил, что теоретически можно использовать как базу ПСТГУ и РПУ, которые имеют опыт подготовки приходских работников.  Что касается определения объема программ, очень важно понять, нужно ли приходским работникам в полной мере осваивать объем программы семинарии или же можно разработать по сокращенному, но достаточно полноценному варианту.

    -  Недоучек тоже не хотелось бы выпускать – сказал владыка.

    Также он отметил, что важно обсудить и вопрос финансирования.

    Протоиерей Максим КозловПротоиерей Максим Козлов

    Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов подчеркнул, что следует определиться со статусом образовательных центров.

    - Мы можем называть их как угодно, но нужно четко понимать их место в системе государственного образования.

    По сути своей, то, о чем говорится – это просто курсы. Другое дело, что можно говорить о развитии более серьезных программ и тогда «держать курс на бакалавриат», В этом случае приходские работники смогут иметь признаваемые государством документы об образовании.

    Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал об опыте Нижегородский епархии, в частности, об Институте сестер милосердия при медицинском колледже (сестры получают и медицинское, и богословское образование, носят форму, имеют молельную комнату и храм и учатся отдельно от остальных студенток) и о 4-годичных курсах для монашествующих (на которых преподают приглашенные профессора).

    Митрополит Нижегородский и Арзамасский ГеоргийМитрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

    Митрополит предположил, что возможно сотрудничество со светскими учебными учреждениями, когда студент учится по светской специальности и параллельно получает богословское образование (например, вечером, по своему желанию) и по окончании вуза имеет два диплома – государственного (по своей специальности) и церковного образца.

    Митрополит Хабаровский ИгнатийМитрополит Хабаровский Игнатий

    Митрополит Хабаровский Игнатий внес предложение о том, что можно определить стандарты базовых курсов, а определение объемов программ остальных дисциплин оставить на рассмотрение епархий.

    Заместитель председателя Отдела по работе с молодежью Вадим Квятковский рассказал опрограммах подготовки приходских работников, которые реализует Отдел.  Слушателям курсов выдаются документы о получении образования: тем, кто прошел курс объемом до 72 часов – справка, 72 часа – удостоверение, 144 часа – свидетельство, которое признается государственным.

    Квятковский внес предложение разделить программы подготовки приходских работников на категории:

    1.      Краткосрочные курсы

    2.      Дистанционное образование

    3.      Полноценное очное  образование (например, в РПУ и ПСТГУ)

    Вадим Квятковский и игумен Митрофан (Шкурин)Вадим Квятковский и игумен Митрофан (Шкурин)

    Исполняющий обязанности первого заместителя председателяОтдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) предложил несколько вариантов организационно-правовой формы образовательных центров:

    1.      Центр при семинарии (на базе семинарии)

    2.      Центр  при светском вузе (на базе вуза)

    3.      Курсы повышения квалификации

    4.     «Виртуальные центры» - учрежденные епархиями юридические лица, которые имеют право осуществлять образовательные программы и определять их стандарт

    Он подчеркнул, что «виртуальный» означает не обучение по интернету, а лишь форму, которая позволит тем, кто будет заниматься образовательными программами для приходских работников, иметь статус в системе образования и быть гарантией того, что Церковь признает их деятельность компетентной.

    На ректорском совещании На ректорском совещании

    Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев указал на то, что  образовательные центры для приходских работников (тем более - краткосрочные курсы) ни в коем случае не должны подменить полноценное богословское (семинарское) образование. По его мнению, человек должен стремится иметь фундаментальное образование и, уже имея его как основу, получать какие-то дополнительные знания, потому что человек, который окончил курсы, не может быть профессионалом и вскоре запас полученных знаний может истощиться и его служение не будет эффективным. 

    - Для любой профессиональной деятельности нужно фундаментальное образование. База в нынешних условиях – бакалавриат, специализация – магистратура. Без базового образования деятельность приходских работников может лопнуть, как мыльный пузырь, - предостерег он. 

    Впрочем, он отметил, что ПСТГУ готово предоставить ресурсы для краткосрочных курсов.

    Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) рассказал о факультетах РПУ, которые готовят приходских работников, и напомнил, что по закону религиозное образование могут давать только религиозные учебные заведения, имеющие лицензию. Как вариант, он предложил открывать образовательные центры на базе вузов (например, в РПУ) или семинарий, например, делая центр одним из отделений семинарии наряду с остальными

    Справа - игумен Петр (Еремеев) Справа - игумен Петр (Еремеев)

    Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в ответ на слова игумена Петра высказался о том, что вводить инородную структуру в семинарию нельзя, потому что семинария- закрытое учебное учреждение. Использовать ресурсы семинарии – библиотеку, преподавателей – возможно, но образовательный центр должен быть самостоятельной структурой. 

    Ректор Якутской духовной семинарии игумен Андрей (Мороз) рассказал о дальневосточных реалиях.

    Проректор Новосибирской духовной семинарии иерей Иоанн Реморов рассказал о том, что в Новосибирске как раз осуществляется подготовка приходских работников в тесном сотрудничестве с семинарией. Есть два образовательных учреждения – семинария и Богословский институт. Единицы разные, но имеющие единую администрацию, причем семинария выросла на базе института.

    иерей Иоанн Реморовиерей Иоанн Реморов

    В Новосибирске организованы однолетние богословские курсы, дающие некие базовые знания (священная история Ветхого и Нового заветов, катехизис и еще ряд дисциплин). Те, кто окончил их и хочет продолжать учебу, могут поступить в семинарию или на бакалавриат в Богословский институт. С прошлого года существует также  второй курс – надстройка к существовавшему однолетнему. Он не дает полноценного образования, но знакомит слушателей с разнообразными формами приходской работы, например, работе с молодежью или преподаванию в воскресной школе. 

    В заключение заседания собравшиеся договорились составить документ, который бы отражал основные идеи, высказанные на сегодняшнем совещании,  и представить его на рассмотрение Святейшему Патриарху. О составлении конкретных образовательных программ на данном этапе говорить сложно. Ближайшая цель – выработать концепции образовательных центров, учтя весь имеющийся опыт и разные мнения.

    «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные», -  этой цитатой из Первого послания к Коринфянам апостола Павла ректоры завершили рабочее совещание.

    Вставить в блог

    Ректоры духовных школ обсудили варианты богословского образования для приходских работников

    Ректоры духовных школ обсудили варианты богословского образования для приходских работников

    31 июля 2012
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru