rss
    Версия для печати

    "Стиляги" получили "Нику"

    Хотя Никита Михалков полагает, что «лучшие фильмы года» может определять только премия «Золотой орел», учрежденная Союзом кинематографистов, «Стиляги» Тодоровского получили «Нику» именно в этой номинации.

    Академия кинематографических искусств во главе с Алексеем Баталовым отдала предпочтение мюзиклу, затронувшему проклятые вопросы, казалось бы, неуместные в этом жанре. На звание лучшего фильма года претендовали также картины  «Дикое поле» Михаила Калатозишвили , «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего, «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова и «Пленный» Алексея Учителя.

    Предлагаем вашему вниманию размышления об этом фильме, впервые опубликованные на "ТД" в феврале 2009г.

    «Стиляги» - мюзикл о трагедии человеческой свободы

    Фильм Валерия Тодоровского «Стиляги», пожалуй, единственное произведение российского кинематографа, которое почти полностью (насколько это только возможно для неамериканского искусства) сделано в традициях классического мюзикла. Хотя влияние советских музыкальных кинокомедий тоже ощущается (негритенок, рожденный от белой женщины, передаваемый из рук в руки простыми русскими людьми, принявшими его, такого непохожего, в свой мир, - явная отсылка к Александровскому «Цирку»), по стилистике это нечто совершенно иное.

    По собственному признанию, Валерий Тодоровский ориентировался даже не на современные бродвейские мюзиклы, а на лучшие образцы этого жанра, относящиеся к середине прошлого века, в первую очередь, фильмы знаменитого Боба Фосса. Как талантливый режиссер и профессионал своего дела Тодоровский сумел выдержать стиль, сохранив при этом собственное кинематографическое лицо. Невольно возникает ассоциация с «Танцующей в темноте», блестящей, математически выверенной стилизацией и, вместе с тем, фильмом более чем фонтриеровским.

    При кажущемся сходстве, в идейном смысле эти фильмы ровно противоположны: если у голландского режиссера это - трагедия, а музыкальные номера лишь радостный фон на котором еще страшнее и очистительней звучит печальная развязка, то у Тодоровского - «фильм-праздник» (такой один из рекламных слоганов картины), и сам сюжет - лишь фон, создающий логическую связь между клипами. А сюжет прост. Живет такой парень, студент-комсомолец Мэлс, Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин, (я сначала подумал - Московский электроламповый завод). И вот он подался к стилягам, потеряв сакральную букву «с» из своего имени. Естественно, Мэл (Антон Шагин) делает это из большой и светлой любви к девушке-неформалке (Оксана Акиньшина).

    Еще Антон Павлович Чехов как-то заметил, что «студенты бунтуют, чтобы нравиться барышням». «Нравиться барышням» вполне достойное стремление, вопрос только в сущности бунта. Стиляги в это время танцуют буги-вуги и «рок-н-ролл, извлеченный из снимка чужой диафрагмы» (создатели так и хотели назвать фильм «Буги-вуги на костях», памятуя о пластинках, печатавшихся на рентгеновских снимках, но сочли его мрачным и негламурным). «Жлобы»-комсомольцы отлавливают стиляг, состригают им модные коки, рвут пиджаки попугайской расцветки, дорогие колготки и ботинки «на манной каше». Всё кончается печально для неформальной тусовки: кто-то ожлобился, кто-то сел, кого-то сослали за 101-й км, а кого-то отправили на подводную лодку. Главные же герои поженились и вместе воспитывают ребенка-мулата от заезжего афроамериканца.


    Естественно, при таком сюжете и антураже в нужный момент может запеть любая табуретка, во всяком случае, любой актер, что периодически и происходит. Иногда очень даже неплохо. Так, например, самая первая песня «Человек и кошка» Федора Чистякова, неожиданно, но в тему звучащая из уст отца-фронтовика Мэла (Сергей Гармаш) в обстановке коммунальной квартиры, еще раз показывает народный фольклорный дух русского рока. При этом совершенно теряется весь наркоманский подтекст. «Порошок волшебный», по буквальному смыслу песни, это лекарство, исцеляющее от уныния и помогающее сохранить здравый смысл даже в этих тесных, набитых людьми комнатах. Отец героя, вообще, пожалуй, самый симпатичный герой фильма. В нем чувствуется мудрость, даже в советские годы оставшаяся в лучшей части простого народа, умение при всей лояльности к власти не скурвиться, не поддаться на всеобщий обман, в конечном счете, твердая уверенность, что оставаться человеком, если не бояться и жить по совести, и тогда «они», любая тоталитарная машина, по большому счету, ничего не сможет тебе сделать.


    И к миру отец Мэла относится до-доброму и мудро. На стиляжные выходки сына лишь дает иронический совет: ты бы волосы не сахаром, а эпоксидным клеем намазал, вдруг дождь или солнце. В глубине души он, наверное, даже рад: хорошо хоть не идейный комсомолец, а так перебесится, сам в молодости был такой же.

    Ну, спуталась девка с черномазым, куда она теперь с негритенком, кто ее теперь возьмет кроме моего сына-дурака. Может, и хорошо, что он ее так любит.

    В фильме есть еще одна сильная музыкальная сцена - комсомольское собрание под музыку «Скованные одной цепью» «Наутилуса» и жесткий речитатив комсорга Кати (Евгения Брик), главной антагонистки Мэлса. Тут уже торжество воинственной и хамской серости, сплоченной даже не в толпу, а чудовищный механизм.

    Что до остальной музыки, то, на мой вкус, не хватает более жесткого социального рока. Тем более, авторы и так допустили сознательные музыкальные анахронизмы (большинство песен относятся не к 50-м, а к 80-м годам прошлого века).


    А так непонятно, что собственно они все бунтуют: мелодии, которые в свое время, действительно, несли ощущение свободы, для современного зрителя всего лишь ненапряжная музыка, которая бы сгодилась даже не для ночного бара, а для семейного кафе. И уж, конечно, не хватает шевчуковских «мальчиков-мажоров», впрочем, тогда это был бы совсем другой фильм...

    Тем не менее, «главная новогодняя сказка 2009 года», с огромными по российским меркам бюджетом, рекламой и пиаром, все же вольно или невольно затронула проклятые вопросы, казалось бы, неуместные в развлекательном музыкальном фильме.

    Она стала, по словам Артемия Троицкого, «очень уместным и красивым поводом поговорить о свободе». А именно трагедии человеческой свободы. Дело тут даже не в тоталитарной машине советской власти. Желание «не быть, как все», осуществить которое пытаются «стиляги», естественно для человека, созданного по образу Божию. Каждый из нас бесконечно дорог и единственен в очах Божиих, ради каждого в отдельности человека, а не просто за весь человеческий род, Христос умер на кресте, и у каждого есть свое неповторимое место в мироздании. Однако попытки нарочито выделиться «из прочих человеков» обычно оборачиваются либо тиранией, либо клоунадой. В фильме, кстати, герои похожи скорее не на реально существовавших в те времена стиляг, а на их карикатуры в советских газетах.

    Кроме того, как сказал Аристотель и повторил святитель Василий Великий, человек не дикий зверь, а существо общественное, т.е. по-гречески политическое. Даже монахи-отшельники, которые годами могут не видеть человеческого лица, и в социальном смысле не одни: у них свое особенно место в Церкви. Так и решившие выделиться из толпы неизбежно сбиваются в стайки, в которых тут же придумываются свои, иногда еще более жесткие, чем в остальном обществе законы. Парадоксальным образом человек, стремящий не быть, как «все», вынужден быть, как «они».


    Как для любого государства есть опасность превратиться в тиранию, так и для любой тусовки - в тоталитарную секту. Так и Мэла с трудом и не сразу принимают в общество стиляг, пока он не начинает соответствовать образу представителя этой субкультуры. Долгое время, кстати, герой не может войти в компанию, где заправляет мальчик-мажор Фрэд, сын высокопоставленного дипломата, просто из-за финансовых трудностей, у него нет денег покупать «стильные» вещи у фарцовщиков и спекулянтов.

    Впрочем, даже уникальный набор экзотических шмоток, странных причесок и безумных мыслей автоматически не освобождает от принадлежности к торжествующей серости. В конце фильма, в символической сцене, Мэл уже не по улице Горького 1950-х, а по современной Тверской. Ему встречаются представители разных субкультур, каждый из них в собственном неповторимом прикиде, но все они как-то обыкновенны, похожи друг на друга, просто сейчас все мальчики и девочки должны иметь свой неповторимый прикид. Когда таких неформалов становится тысячи, мы видим ту же толпу.

    И такая ли уж непроходимая пропасть между жлобами и стилягами? Не случайно, самым ярким и сильным персонажем фильма, оказывается девушка-комсорг, которая всеми средствами, вплоть до соблазнения, пытается вернуть на «правильный» путь героя, а потом исключает его из комсомола. Хотя она и заявляет, что «хочет быть, как все», сама она как раз не такая. Фанатично и тиранически преданные «общему делу» люди еще большее исключение из правил, чем нонконформисты. На самом деле, героиня... хочет, чтобы все, были такими как все, вернее такими, как она сама считает правильным, т.е. в конечном итоге, как она сама. Себе же она отводит скромную роль лидера этой толпы «идущих вместе» и великого инквизитора, когда дойдет дело до расправы.

    Тираны обычно бывают интересными незаурядными личностями, поэтому и комсорг курса выигрышно смотрится на фоне инфантильных и трусливых неформалов (хоть бы одному комсомольцу они набили морду). Как овцы, стиляги пред стригущими всегда безгласны. Но в отличие от христианских мучеников, безропотно шедших на смерть за свою веру, у них нет ни смирения, ни дерзновения. Они хамят, пока не подойдут дружинники, потом дружно убегают, каждый сам по себе, даже если их намного больше, чем преследователей, а звонок папаше их лидера, влиятельному партаппаратчику из МИДа, легко избавит их от неприятностей. Втайне, конечно, ненавидят «всё это советское быдло» и наслаждаются чувством борьбы с системой, но не могут даже толком дать ответ в своем уповании. Робкое высказывание Мэла перед лицом комсомольских «жлобов»: «Мы такие же люди, только одежда другая», - выглядит скорее не как призыв к толерантности, а как некоторое лукавство, если не прямое отступничество. Клоунские (можно было б сказать, юродские, если там была серьезность подлинного юродства) костюмы как раз и есть заявление, что «мы не такие, как все люди». Не случайно железный «комиссар» Катя со своим отрядом в тот раз отпустила, так что даже не пришлось звонить высокопоставленному папаше Фрэда, не потому, что не нашла, что возразить, а очевидно, удовлетворившись полуоправданием Мэла. (Как мы увидим, потом она попытается соблазнить героя, там все будет уже серьезней, поскольку сыграет уже настоящая женская ревность). Все ж, однако, не сочите меня врагом субкультур, они, по крайней мере, имеют отношение к культуре, а не «культурной революции» и ее деятелям, охочим до погромов хунвейбинам («идущим вместе» в переводе с китайского).


    Дело, однако, в том, что ответы на эти проклятые вопросы так же трудны, как и банальны. Как ни странно, в фильме они почти проговариваются. Действительно, «важно не то, что снаружи», и даже не «то, что на подкладке» (как утверждал продвинутый мальчик-мажор Фрэд), а то, что внутри человека, в конечном счете, каков он не в глазах людей (хотя иногда и придется свидетельствовать об истине на торжищах, судилищах и позорищах), а в очах Божиих. Свобода и есть в этом «самостояньи человека», ежедневной решимости «жить не по лжи» и творить правду, не порабощаясь греху, который не дает быть человеком, а значит делает непохожим на самого себя.

    И конечно, «нужно по капле выдавливать из себя жлоба». Убить в себе тоталитарное государство греха и неправды.

    Впрочем, чтобы понять это, вовсе не обязательно смотреть фильм «Стиляги».

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Вера21.04.2009 15:58 #
    Антон, ну хорошо, Советский Союз был построен на атеизме и потому развалился.
    Скажите, а почему не разваливаются языческие и атеистические по своей сути (уже давно) Европа и США?
    И винить Сталина в Чеченской войне 1990-х годов и прочих кавказских событиях конца ХХ века по меньшей мере нелепо...
    Никто здесь не делает попытку оправдать безбожную большевисткую власть, которая была призвана уничтожить именно православие в России.
    При всех недостатках правления Сталина (конец Х1Х века до середине 30-х гг.), именно Сталин сохранил национальные интересы русского народа и России. Вы пишите:"Сталин воевал против Церкви вплоть до Великой отечественной войны, когда он понял, что без поддержки Церкви и верующих СССР может проиграть войну". Так, значит не будем все валить на Сталина, если он все-таки пошел на диалог с православной церковью! Именно в его правление началась работа по восстановлению патриархии и приходов, начали открываться церкви и монастыри.
    Сталин смог (да, увы, на атеистическом фундаменте) возродить чувство патриотизма в народе, любовь к своей стране. Вот, что писал Сталин в 1947 году: "у нас все еще не хватает достоинства, патриотизма, понимания той роли, которую играет Россия." А это уже немало. Вы считаете, это можно забыть или не заметить?
    Что касаемо Троцкого (Лейбы Давидовича Бронштейна), а Вы разве не знаете, что после высылки-бегства из СССР он и его последователи (коих число легион), продолжили вести свою деятельность из-за границы, создав 4-й интернационал, который, кстати, существует и поныне.
    Поэтому отвергать деятельность Троцкого-Бронштейна (и всех, кто стоял и стоят за ним до сих пор) по уничтожению как православия в России, так и самой России, неразумно.
    Он гордился этим: «Кроме своих официальных должностей наркома обороны и транспорта,.. партия поручила мне ещё и антирелигиозную пропаганду.» Он стал министром по делам религий только для того, чтобы физически уничтожить всё православное духовенство, все храмы.

    И если уж говорить о гонителе православия, так давайте вспомним и Хрущева. Именно Хрущев был воинствующим атеистом, космополитом. Именно при нем наиболее сильно предавались интересы России и была гонима православная церковь.

    Антон, Королёв20.04.2009 1:36 #
    Андреас, может, конечно, среди греков и работали немецкие шпионы, но это не повод ссылать целый народ - с грудными детьми, стариками, старухами, ломать судьбы всем подряд. Большинство понтийцев были вполне лояльными советскими гражданами. В Крыму многие греки партизанили, получили ордена и медали. Не заслуживали они преследований. То, что Сталин сделал с греками, равно как и с другими репрессированными народами - недопустимо и не соответствует заповедям. Это грех. И последствия его греха мы расхлёбываем по сей день. Если бы Сталин не сослал ингушей, не было бы кровавого осетино-ингушского конфликта. Если бы не сослал чеченцев - возможно, удалось бы избежать чеченской войны.

    Но репрессированные народы - это только один грешок Сталина и его клики. Разгром деревни и развал сельского хозяйства в результате коллективизации мы тоже расхлёбываем до сих пор. Истребление священства и монашества прервало православную традицию, стало причиной многих духовных бедствий.

    А то, что в гонениях на религию виноват Троцкий - не внушает доверия. Во-первых, коммунизм изначально атеистичен - воинствующими атеистами были и Маркс, и Ленин, и вся их компания, а не один только Троцкий. Во-вторых, гонения на религию, прежде всего православную, продолжались и после того, как Троцкий бежал из СССР, а его последователи были брошены в тюрьмы и концлагеря. Сталин воевал против Церкви вплоть до Великой отечественной войны, когда он понял, что без поддержки Церкви и верующих СССР может проиграть войну.

    Атеизм оставался официальной идеологией СССР на всём протяжении советской истории. Рассказывал один мой знакомый священник, как при Хрущёве, когда он был ребёнком, у него умерла мать (остался отец-священник, старший брат и две сестры). Так пришли сотрудники из детдома и стали уговаривать его уйти из семьи в детдом, дескать, там тебя не будут заставлять поститься. Для маленького ребёнка это была страшная травма, он так боялся, что лишится отца! И в школе его и сестёр без конца шпыняли, что вот какой у вас отец мракобес и мерзавец. Это как, нормально?

    В советском обществе были свои хорошие моменты, с этим сейчас никто не спорит. Но оно было построено на атеистическом фундаменте. То есть на песке. Поэтому и век его был так короток - 70 лет и рухнуло оно, как гнилой сарай. А из обломков сарая можно построить только сарай, причём хуже качеством - часть обломков в ходе стройки разворуют.
    Андреас, Москва17.04.2009 18:18 #
    Уважаемая редакция!
    Благодарю Вас, что Вы отнеслись с вниманием к моим критическим замечаниям относительно нездоровых явлений в кругу нынешних православных христиан.

    К сожалению, говоря о "православных стилягах" я оказался прав. Ниже я привожу отрывок из официального заявления Московского патриархата, который, полагаю, будет небезынтересным читателям интернет-газеты.
    Глава синодального отдела Русской православной церкви по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин назвал «странным явлением» масштабные увеселения артистов, считающих себя православными, на Страстной неделе поста.

    Андреас, Москва15.04.2009 15:32 #
    Уважаемая Елена!
    Полностью согласен с Вами, что поднятая в обсуждении фильма тема далеко выходит за его пределы. Вы совершенно верно указали, что стиляги - сплошь сынки, а сейчас уже и отцы своих сынков. Они и финансируют и дают идеологическую поддержку этим фильмам и книгам.

    К сожалению, возможно скоро возникнет и движение "православных стиляг". Один из ярких примеров - Никита МИхалков. Стиляга в юности, сыгравший самого себя в замечательном фильме Марлена Хуциева "Я шагаю по Москве", затем "сменивший, как змея, кожу" и превратившийся в "барина а лярус" на парижский манер. Недавно видел его далеко не смиренное лицо на обложке "православного" журнала "Фома", который, по моему мнению, и станет органом "православных стиляг". Издаваемый в МГИМО, кстати, одной из цитаделей "сынков", он проводит линию, что православие - это собрание богатых, успешных, "вписавшихся в свободный рынок".

    Не желал бы ни в коем случае раскола, но при таком положении он неизбежен: появятся церкви для богатых и бедных; как уже сейчас есть бедные и богатые приходы и все "вернется на круги своя", как это и было в предреволюционной России. Отлтчие же в том, что как справедливо отметил мой главный оппонент Антон, тогда у людей было по большей части все-таки христианское воспитание, и потому они прислушивались к голосу совести, и потому смогли достойно вынести все испытания, которые послал Бог России. Неужели же, воспетые Большаковым, "апостолы свободы", которые по попущению Царя Небес возведены во власть, вынесут хоть малую толику того, что ожидает Россию на неисповедимых путях Божиих?
    Андреас, Москва15.04.2009 14:21 #
    Уважаемый Антон!
    Очень благодарен Вам за искреннее и горячее возражение. Самое отвратительное, как нас учит Евангелие, это теплохладность.

    Позволю и себе возразить Вам очень кратко по основным пунктам.

    1. "Отдавайте Богу Богово, а Кесарю кесарево". Сталин до революции, 20-х г.г. и 40-х г.г. - разный человек. Вспомните хотя бы Евангельский рассказ о "благоразумном разбойнике". Уже упомянутый нами обоими епископ Лука, например, называл Сталина "Богом данным вождем". Представьте себе, что сейчас России предстоит война: защитят ли ее демократические власти и "стиляги"? Недавно вышла замечательная книга А.Б.Мартиросяна "200 мифов о Сталине", где убедительно на основании ДОКУМЕНТОВ показывается, что Сталин никогда не был первым лицом в уничтожении Православия. Это - идея Троцкого. Остальное Вамизвестно - он прекратил гонения в 1939 г. (у Мартиросяна в одном из томов помещен подлинный документ о принятом решении, где, в частности сказано "прекратить глупейшую атеистическую пропаганду"), он восстановил патриаршество. да, он подчинил церковь себе; но не то же ли делали и Византийские кесари?

    2. Среди понтийских греков работали германские спецслужбы, желая их склонить к сотрудничеству. Они были выселены на том же основании, что и чеченцы. У меня никогда не былр "местечкового" национализма и это не аргумент для меня. Грек может быть и жуликом и мерзавцем, и я не буду защищать его.
    3. "Стиляги" - это гнусная ложь, созданная для растления нынешней молодежи, для поощрения блуда и гордыни. Я вижу все недостатки СССР. Жизнь в стране была во многом схожа с языческим Римом периода расцвета; я смотрю на обычные лица выпускников моего класса и института: чистые лица девушек и мужественные лики парней. Осталось дать им истинную веру вместо утопической, и они бы построили Третий Рим. Имея богатый жизненный опыт могу уверенно заявить, что стиляги выросли и создали общество, где царствует "мерзость запустения". И если общество не опомнится, не призовет Господа на помощь, то оно будет низвергнуто в геенну огненную, гду уже давно пребыват все нераскаянные "стиляги"!
    Perepelini, Cheboxary14.04.2009 23:28 #
    О чем тут спорите?
    Фильм "Стиляги" замечательный, я его дважды пересматривал, и по нескольку раз эпизод в исполнении А. Горбунова, и тот, где Мэл ловит западную радиостанцию и начинает подыгывать на саксе. Люди! Это же просто замечательный фильм во всех смыслах! В некоторые песни (17 лет, Чайф) вообще вдохнули вторую жизнь:-).
    Не надо воспринимать фильм настолько серьёзно, чтобы не вступать в глупые рассуждения. Просто смотрите фильм, отдыхайте под него, расслабьтесь!
    Хватит демагогии, фильм отличный (ИМХО).
    Мария, Москва14.04.2009 22:57 #
    Антон, согласна с вами. Вы очень разумно и хорошо пишете.
    Антон, Королёв14.04.2009 12:05 #
    Вера, я тоже не понимаю, почему нельзя сказать о том, что Василий Великий повторил какую-то мысль Аристотеля. Неужели знание античных авторов как-то принижает Василия Великого? На мой взгляд, скорее наоборот. Или если Аристотель язычник, то у него не может быть ни одной разумной мысли? Отцы Церкви так не считали, они изучали античных авторов и находили у них много разумного и находящегося в согласии с христианской верой.

    Андреас, я понимаю, о чем Вы говорите. Да, при Сталине не было порнографических шоу. Да, путан и бандитов не объявляли героями, и т.п. Но это не заслуга коммунистов - это наследие царской России. Как только повымерли поколения людей, воспитанных при старом режиме, на традиционных ценностях, вся эта коммунистическая нравственность мгновенно сгнила на корню.

    А вот что касается православия при Сталине, расскажу один маленький пример из жизни. В тридцатые годы моя мама - тогда еще школьница - зашла в Можайске в церковь Иоакима и Анны просто полюбоваться росписями. Кто-то на нее донёс, в школе учительница вызвала её и строго объяснила, что в церковь ходят только отсталые люди и чтобы больше такого не повторялось. Это нормально? А святитель Лука, на которого Вы ссылаетесь, сколько отсидел за православную веру при советах? Это нормально?

    И это еще не все. Разве Вам не известно, что в двадцатые-тридцатые годы многих жён и детей священников заставляли отрекаться от мужей и отцов? В противном случае им грозил концлагерь, ссылка, смерть. Принуждать ребёнка отречься от отца - это что, по Заповедям? Это ли не нравственное убийство?!

    И не кажется ли Вам, что восхваляя Сталина Вы предаёте сотни тысяч своих соплеменников - понтийских греков, которых ни за что, ни про что изгнали из родных мест, сослали, многих отправили в лагеря и тюрьмы. Это что, тоже православие? Это нормально? Рекомендую прочесть книгу Ивана Джухи, российского грека, "Спецэшелоны идут на восток", Сантк-Петербург, "Алетейя", 2008. Автор очень тщательно изучил историю сталинских репрессий против греков, здесь Вы найдёте не голословные заявления, а цифры, факты, ссылки на документы.
    Может это остудит Ваше преклонение перед советским режимом?
    Неужели Вы считаете, что вся эта бессмысленная жестокость против Ваших же братьев и сестёр - тоже православие? Тоже соответствует Божьим Заповедям?

    Если современное общество потребления греховно и безбожно, из этого вовсе не следует, что любое другое общество - праведно. Если записывать всех врагов консьюмеризма в праведники, то тогда давайте восхвалять Гитлера, Муссолини - они тоже были идейными противниками консьюмеризма.
    Елена, Москва14.04.2009 12:04 #
    Я фильм смотреть не стала - мне хватило рекламы с рассказом про тотальную серость СССР.
    Хоть описываемое там время не мое, а моих родителей, но я в принципе не могу представить свою маму в сером :))))А она не была стилягой, просто веселой нормальной студенткой. А вот отчим (тогда доцент) тогда в официальных случаях был в черном. Мы его уговлорили, что на ученый совет можно ходить в сероом костюме, уже в семидесятых наверное :)) И это не словок, это - университетская (и в целом интеллигентская) традиция ещё дореволюционная. Так что пара в сером на свадьбе - вряд ли возможна в те времена, состоятельный мужчина - в черном костюме, его жена - в нарядном цветном платье или костюме (сшитом на заказ или - если уж очень блатные или богатые - привезённом). А студенты вокруг - кто в чём. Основная масса была тогда просто голодной и ей было не до цветовых изысков (мой муж поехал в середине 60-х в Москву поступать в МГУ в перешитом мамой старом пальто и многократно перевязанном свитере). Так что стильно серой студенческая масса получиться никак не могла :)

    Под музыку "на ребрах", конечно, мои предки танцевали.

    Вся эта стиляжная тусовка вызывала скорее смех, хотя многим неблатным участникам жизнь поломала всерьез. А блатные пристроились в теплые местечки и теперь учат нас жить :(((
    Вообще-то, что-то аналогичное было и в мои времена - фарцовщики и пр., но они уже сами часто были комсомольскими боссами. Да и успешные неформалы моих времён были всё больше из деток - их не трогали, а принявшим это всерьёз лохам доставалось по полной.
    Мария, Москва13.04.2009 22:00 #
    Не поняла, чем вас так покоробила фраза об Аристотеле и св. Василии. Мне кажется, такой фильм как "Стиляги", безусловно, не заслуживает премии, а также апологии с обращением к свв. отцам и даже такого внимания, которое ему уделили уважаемые комментаторы.
    А претензии к автору могли бы быть выражены в более вежливой форме. Это так, к слову.
    Максим, Москва13.04.2009 19:12 #
    Уважаемая Вера, простите, а что неверно в процитированной Вами фразе: "...Кроме того, как сказал Аристотель и повторил святитель Василий Великий..."?
    И стоит ли ставить знак равенства между Россией и Советским Союзом?
    Андреас, Москва13.04.2009 16:25 #
    Уважаемый Сергей из Сызрани!Постараюсь развеять Ваше недоумение относительно понятия "православный атеизм", который и в самом деле был идеологией СССР с середины 30-х до начала перестройки. Жизнь в Советском Союзе, а эмигранты, как я, особенно чувствительны к малейшим подробностям повседневной жизни, была построена на христианских заповедях в гораздо большей степени, чем жизнь на родине моих родителей в Греции. То, что русский коммунизм при Сталине был "православным атеизмом" (т.е.о Боге не кричали всуе, как сейчас на рок-концертах и в ток-шоу и т.п.)признавали такие глубокие и далекие друг от друга по взглядам мыслители, как епископ и ученый Лука Войно-Ясенецкий и Н.Бердяев!

    Уважаемая Александрина! Вы чересчур пристрастны к Максиму Большакову. Он - несчастный юноша, отравленный ядом горбоельцинской эпохи, ненавидящий все советское. И эта ненависть к своему Отечеству, я согласен с Вами - не есть христанская позиция, тем более в христианском издании. Странно, что редакция вместо того, чтобы остановить его злобные фантазии, поощряет его, например, безграмотные рассуждения, отдающие ядовитой иронией, относительно "покорения космоса". Молодой человек не понимает, что смелость и мужество всегда заслуживают уважения, а не иронизирования.

    Однако в целом считаю издание "Татьяниного дня" полезным, и даже мне пенсионеру читать его интересно.
    Антон, Королёв13.04.2009 13:04 #
    Сто процентов согласен с автором в том, что всякого рода неформальные тусовки тоталитарны и нетерпимы к инакомыслию. И в том, что стремление во что бы то ни стало "быть не как все" приводит к полному и окончательному единообразию. Крайности сходятся. Кстати, в современном западном обществе происходит явление из той же серии - при декларируемой полной свободе на наших глазах вырастает некий "бархатный тоталитаризм", беспощадный к инакомыслию и стригущий всех под одну гребёнку.

    Андреа, фило му! Ну что же Вы такое пишете! Я разделяю Ваш пафос в отношении безбожного общества потребления и вашингтонского обкома партии. Но "православный атеизм" - это сапоги всмятку. Православие без Бога - это антихристианство. И Советский Союз так стремительно прогнил и рухнул несмотря на все свои достижения, на всю свою военную мощь, именно потому, что гнал Христа. Строительство социализма в СССР началось с гонений на веру, с разрушения храмов, осквернения святынь, массового убийства священников и монахов. Это было пострашнее, чем пресловутый холокост - хотя бы потому, что тянулось дольше во времени. Я понимаю, что Вам очень неприятно об этом думать, ведь Ваши родители были идеалисты-коммунисты, видимо, Вы их очень любите, и сами воспитаны в коммунистической вере. Но факт есть факт - и Ленин, и Сталин, и Хрущёв были беспощадными врагами Христа. И не гнушались никакими жестокостями, никакими подлостями в своей войне с христианством. Делать вид, что ничего такого не было - в высшей степени нечестно.
    Вера13.04.2009 12:12 #
    У меня тоже вопрос к редакции сайта. У вас уже не в первый раз публикуются весьма неприятные статьи, место которым не на православном сайте, а на помойке.
    Вот только за эту фразу, данного анализатора можно блокировать:
    "...Кроме того, как сказал Аристотель и повторил святитель Василий Великий...".

    Александрина, Вы совершенно правы, многие, кто никак не может навредить России, так хотя бы плюнуть каким-нибудь сочинительством, унизить словом, и испытать удовлетворение от содеянного.
    Куда смотрит редакция?
    Александрина11.04.2009 22:11 #
    Вопрос автору .Цитирую:"воинственная и хамская серость,сплоченная даже не в толпу,а в чудовищный механизм..."Это что?Студенты лучшего в стране ВУЗа,Московского Университета?Где учились и учатся лучшие умы страны?Сколько же злобы и ненависти...И в фильме,и в статье... И вопрос в редакцию сайта"Татьянин день".Как такая статья могла попасть на сайт домового Храма старейшего ВУЗа Москвы?И почему выпускник истфака,видимо, случайно там обучавшийся,решил,что может писать рецензии ?Фильм произвел угнетающее впечатление,а уж статья - тем более.
    Сергей, Сызрань7.04.2009 20:51 #
    Андреас, ну Вы гений. "Православный атеизм", это за гранью добра и зла!
    Максиму Большакову спасибо. Есть очень точные наблюдения.
    Альбертина, Москва7.04.2009 10:05 #
    Жаль. Такой хороший папа. Тодоровский. Жаль! Преклонения их - молодых - перед западным кино. Полного! До истошности. Это - американское - их идол, как это ни печально, обожаемый идол. Вот и поют ему, как ему бы понравилось. Для него. В его стиле. Самое страшное - даже не внешне, а внутренне. Может от того, что нового сами ничего не смогли? Но ведь может - пока не смогли! Ведь если захотят - смогут! Своё. Надо, братцы мои, на своих корнях расти, а не обрубать. Своё любить оказывается сложнее. Вечное наше - преклонение - то перед Европой, то перед Америкой. Ничему не научила нас история. Хотя Тодоровский - не весь наш кинематограф. К счастью.
    Павел, Москва5.04.2009 22:35 #
    А у меня после просмотра данного опуса осталось совсем иное впечатление. Весьма удручающее, как в отношении формы, а именно: плохая музыка (а ведь можно было на этом поприще так развернуться!), плохая игра актеров (кроме Янковского), вторичность режиссуры (очередной плагиат с мешанины из американских блокбастеров) и т.п., так и в отношении содержания: идиотская романтизация неформалов-западников на фоне сверхкошмарной совковой действительности, фальшивая свобода, выдаваемая за настоящую, фальшивая любовь и фальшивая дружба...

    Короче, сплошная фальшь и посредственность с претензиями...
    Андреас, Мо сква10.03.2009 12:42 #
    Уважаемая редакция!
    Позвольте мне дополнительно поделиться своим впечатлением о жизни в "тоталитарном" государстве (кстати, термин применяемый вашингтонским обкомом партии и по отношению к христинской общине!).

    Я сын греческих коммунистов; моих родителей по братски принял советский народ, когда мои отец и мать бежали от диктатуры "черных полковников". В СССР я закончил один из творческих вузов, где впервые увидел "стиляг" - в большинстве своем "сынков", интересы которых ограничивались модной одеждой и внебрачными связями. СССР они ненавидели только потому,что не могли открыто жить, потакая плотским стремлениям. Нет никаких оснований, как утверждает Максим Большаков, видетьв них "гонимых за правду", воставших против "государства греха и неправды"!

    Вообще образ жизни в СССР был, по словам одного из моих знакомых, "православным атеизмом". А сейчас вполне уместно вспомнить слова Спасителя: "Не каждый кто говорит МНЕ, Господи, войдет в царствие небесное".

    Еще раз повторюсь талантливым автором рецензии движут страсти. Судя по возрасту он годится мне в сыновья, и о жизни до горбоельцина судит по дисидентским книжонкам. И совершенно права Александрина, называя фильм, снятый сыном "стиляги", "танцем на израненном теле" теперь уже и моей Родины - России.
    Александрина6.03.2009 23:42 #
    Музыка в фильме - секонд хенд,от этого остался осадок.Слова поменяли,мелодию оставили,но в новой аранжировке.Зачем?А причем здесь" тоталитарное государство греха и неправды?"Очередной плевок в нашу многострадальную Родину и гипертрофированный танец на ее израненном теле под аплодисменты Запада и Америки,думаю там этот фильм пройдет с успехом.
    Андреас, Мосва3.03.2009 12:33 #
    У автора резенции незаурядный ум и дар слова, но, к сожалению, он не может говорить бесстрастно.

    Любое общество защищается от врагов ( методы защиты требуют особого разговора)и советская пропаганда времен Сталина делала это, видя в "стилягах", кстати, совершенно обоснованно "пятую колонну" врага в холодной войне. Говоря же христианским языком - "стиляги" были "соблазном для слабых". То, что отечественная пропаганда была права подтверждается тем, что "стиляги" выросли, получили полную свободу действия при горбоельцине, и превратили нашу Россию в филиал "общества потребления".

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru