rss
    Версия для печати

    Охота на ведьм

    30 мая 1431 года была казнена Жанна д'Арк. Ее обвинили в колдовстве и сожгли на костре. Трагическая судьба национальной героини Франции совпадает с несчастьями множества других женщин, которых на излете Средневековья стали все активнее подозревать в колдовстве и сожительстве с дьяволом.

    Охота на ведьм в Европе началась в самом конце XIV века и продолжалась на протяжении нескольких столетий. Несчастных женщин обвиняли в прямом смысле слова во всех смертных грехах, и многие представительницы прекрасного пола  окончили свою жизнь на костре. Причем для обвинения человека в колдовстве иногда достаточно было показаний завистливых соседей, а способы проверки невиновности жертвы были крайне изуверскими.

    С того момента, как человек попал в застенки инквизиции, у него не было практически никаких шансов выйти на свободу. Самым распространенным способом выбивания признаний были пытки, продолжавшиеся с небольшими перерывами и постепенно возраставшими по своему воздействию. Для начала жертву могли просто завести в комнату пыток и продемонстрировать действие ужасных средневековых механизмов. Тем, кто после этого, «продолжал упорствовать в своем заблуждении», предстояло на себе испытать, насколько эффективно палачи могли использовать силу тяжести – человека подвешивали на дыбе или роняли на землю с большой высоты, и он превращался в калеку, выкручивались суставы, рвались мышцы; давления – тиски для разных частей тела, неподвижности – жертву надолго фиксировали в определенном положении, что постепенно приводило к невыносимым страданиям; тепла – различного рода кресла и стулья с шипами, под которыми разводился огонь. После применения передовых средневековых технологий мало кто оставался в живых или не признавал себя виновным. В качестве примера мучений и технологии допроса приведем выписку из одного средневекового протокола: «Обвиняемого по нашему указанию поместили на лестницу и растянули до первой ступеньки (разновидность дыбы, тело человека постепенно растягивали с помощью системы рычагов и веревок – А.З.). На вопрос, бывал ли он когда-нибудь на шабаше и заключал ли союз с дьяволом, он ответил только: «Иисус, Мария» — и добавил: «Я умираю!» На вопрос, занимался ли он когда-либо колдовством и притворялся ли, будто во время шабаша соединяет двоих в подобии брака, ответил «нет». Нами было отмечено, что на протяжении всей процедуры обвиняемый не говорил ничего, кроме «Иисус, Мария!», и утверждал, что никогда не заключал никакого союза с дьяволом, тайного или публичного, и не бывал на шабаше».

    Сцена допроса поразительно напоминает сцены раннехристианских мученических актов с той разницей, что теперь одни христиане пытали других, требуя покаяния в грехах, которых те не совершали. Заметим, что сами инквизиторы никогда не говорили о пытках или казни грешников. Речь шла о различного рода епитимиях, с помощью которых человек избавлялся от власти дьявола, а нераскаянного грешника на костер мог выдать только светский правитель – сама Церковь кровь не проливала.

    Интенсивность охоты на ведьм напрямую зависела от личной ревности главного инквизитора области. При наличии особенно рьяных палачей их жертвами могли становиться даже дети. Вот что пишет один из очевидцев массовых казней в позднесредневековой Германии: «Здесь казнили девушку девятнадцати лет, которая слыла самой хорошенькой и добродетельной во всем городе, и которую его светлость епископ сам воспитывал с нежнейшего возраста. Я видел собственными глазами, как обезглавили и сожгли каноника собора по имени Ротензае. Трех-, четырехлетние дети обзавелись дьяволами в качестве возлюбленных. Сжигают студентов и мальчиков благородного происхождения девяти, десяти, одиннадцати, двенадцати, тринадцати и четырнадцати лет. Короче говоря, дела в столь плачевном состоянии, что не знаешь даже, с кем следует водить компанию и вступать в беседу».

    В качестве обвинителей на подобных процессах могли быть дети. В США несколько человек были казнены по обвинению в колдовстве по навету сестер, которые мастерски изображали наведение на себя порчи. Стоило женщине войти в комнату, как одна из девиц начинала корчиться в припадке, а затем внезапно «исцелялась».

    Одним из самых распространенных обвинений было сожительство с дьяволом, который, как правило, представал в образе, пса, крысы, козла или человека. Несчастные женщины признавались в том, что они имеют сексуальные отношения с чертом, после чего их участь была практически решена – в качестве особой милости их могли задушить перед тем, как отправить на костер, но для этого нужно было обязательно покаяться и признать свою вину. Инквизиторы  не отличались особой чистоплотностью, выбивая подобное раскаяние. В застенки к заключенному могли посадить человека, который убеждал покаяться, а в это время за стеной слуги инквизитора слушали весь разговор. Жанну д'Арк принудили к покаянию с помощью обмана – вместо одного документа ей подсунули другой, и несчастная девушка подписала его, не ведая, что тем самым она признала обвинения в колдовстве.

    Были придуманы совершенно изуверские способы «оправдания» подозреваемых в колдовстве. Несчастную женщину бросали в реку, связав ее или привязав к ней камень. Если каким-то чудом она не тонула, то вина считалась доказанной – дьявол помог ведьме всплыть – и ее ждало страшное наказание. Стоит ли говорить о том, что для утопленниц было мало радости в том, что их признали невиновными по обвинению в колдовстве.

    В качестве  своеобразного оправдания охоты на ведьм можно упомянуть, что  по обвинению в колдовстве казнили не только женщин, но и мужчин, а обвинение в колдовстве часто использовали для сведения личных счетов или обогащения. Человек – существо довольно жестокое, а потому охота на ведьм развязала в обществе самые низкие инстинкты.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Елена, Москва31.05.2012 23:30 #
    А зачем об этом писать на православном сайте да ещё с такими подробностями?
    Денис, Москва31.05.2012 12:09 #
    Порой, мы формируем свое мнение, основываясь на публикациях в СМИ или ссылаясь на подложные документы. Часто мы читаем, что в средние века миллионы женщин были сожжены в Европе по обвинению в колдовстве, и лишь эпоха Просвещения положила этому конец. Данное утверждение содержит несколько ошибок. Во-первых, последняя ведьма была сожжена в Германии в 1775 году, когда Просвещение уже вовсю бушевало в умах людей. Во-вторых, нам предлагают поверить в то, что жертв было около 8-9 миллионов человек за 350 лет преследования ведьм (1430-1780), но архивные исследования позволяю нам говорить лишь о 50 000. Кстати, ЕЖЕГОДНО более чем в два раза большее количество христиан подвергаются убийствам и гонениям по всему миру, в том числе и в Европе. В третьих Церковь была заинтересована в преследовании еретиков, а не ведьм. На законодательном уровне светского права колдовство было запрещено, соответственно расследованием и наказанием за данное правонарушение занималась светская власть. Известный «Молот ведьм» был реакцией Крамера и Шпренгера на разгул суда в Инсбруке, в котором призывали подозреваемых наказывать тюремным заключением, а не сжигать на костре. Благодаря чему, только около 1,5 процентов обвинительных приговоров было доведено до суда. Католическая церковь была против преследование ведьм, в отличии от Лютера и Кальвина. Так, Мартин Лютер в своей проповеди 6 мая 1526 года призвал убивать ведьм и колдунов «потому, что они имеют дело с сатаной». В-четвертых, все обращают внимание на Европу, но никто не видит фанатичных преследований в Африке, где линчуют «ведьм» и «колдунов» без разбирательств и доказательств совсем не по «христианским» причинам. Достаточно вспомнить события в «Восточном Конго» в 2001 году. Ежегодно по обвинениям в колдовстве в Африке казнят около 1000 человек, и это только примерные данные, склонные к занижению. В-пятых, прекращение преследования ведьм в XVII веке обусловлено тем, что христианские богословы и юристы подвергли критике практику пыток и казней, и расценивали исполнение судебных решений, как убийство. В связи с вышеизложенным напрашивается вывод о том, что к охоте на ведьм Церковь имела весьма посредственное отношение. К сожалению, отсутствие интереса к историческим исследованиям рассматриваемого периода вплоть до XX века сыграло печальную роль в формировании ошибочного общественного мнения. Но прежде чем выносить на обсуждение Великую Охоту на ведьм, необходимо свои суждения строить на фактах, а не на домыслах.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru