rss
    Версия для печати

    Что значит сессия для преподавателя? Ч.1

    В перерыве между зачетами и экзаменами студентка, сдающая эту самую сессию, расспросила Павла Балдицына, доктора филологических наук, профессора, ведущего на факультете журналистики МГУ два периода истории зарубежной литературы и один спецкурс, что такое сессия для преподавателя.

     

    Павел Вячеславович - один из тех преподавателей, что составляют легенду журфака. Мало того, что на занятиях у него аншлаговая посещаемость, так еще и на пересдачу иные девушки отправляются только затем, чтобы еще один вечер провести в его компании, да, к тому же, за высоко литературными разговорами. Правда, записывают его лекции редко: иногда профессор невольно подмигивает кому-то, а барышням, начитавшимся программной литературы, кажется, что это намеренно, вот они и боятся пропустить очередной посыл. Зато про Балдицына написали (и даже опубликовали в интернете) настоящий реалистический роман. А вот списать, говорят, у него невозможно. Не знаем, не пробовали.

     

    - Павел Вячеславович, для одних студентов сессия - это освобождение: студент в течение всего семестра все читал, конспектировал и учил, а теперь он приходит и все это сдает, освобождаясь от необходимости помнить все ответы на билеты. Для тех же, кто ничего не делал, это, наоборот, время напряженное: гигантские объемы, бессонные ночи. А что такое сессия для преподавателя?

    - Честно говоря, сессию я не люблю. Принимать экзамены мне не очень нравится. Были годы, когда я читал лекции на первом курсе, принимал 18 групп на дневном и еще несколько групп на вечернем. И, конечно, я ходил тогда на работу каждый день, и это было совсем неинтересно. Очень тяжело! То есть сессия глазами преподавателя - это тяжелый труд, страда деревенская. Причем иногда ты знаешь, что студент может сказать или что он получит, буквально в первые минуты, но, как говорится, noblesse oblige, надо послушать его, надо дать ему понять, что у него такая-то отметка, в общем, тяжелый труд, прежде всего.

    Сессия американская

    - Как-то вы уезжали с родного факультета на целый год преподавать в США...

    - Я там работал в архивах. И вел несколько классов, это были классы русского языка и русской коммуникации, как это у них называется. Я подумал, что я могу читать? Американскую литературу им, насколько я понимаю, не самое правильное. В итоге решил, что им я привлекательнее как представитель русской культуры, как носитель русского языка. А русскую литературу я знаю ничем не хуже, чем зарубежную. Могу читать вам такие же курсы по истории русской литературы, и я однажды собирался это делать...

    - Ой, да нам пока хоть зарубежную вам сдать бы! Скажите лучше, чем американские студенты, по вашим наблюдениям, во время сессии отличаются от российских?

    - Во-первых, тем, что они американцы. У них очень высокая самооценка, огромное самомнение, и в трудную сессионную пору у них приподнятое настроение, они уверяют, что, живут в самой богатой, самой передовой и самой лучшей стране в мире. И этот настрой у них в любом жесте. Знаете, каждое местечко в Америке уверяет, что оно the best. Ехал как-то в Салинас, это в Калифорнии, на родину писателя Стайнбека - и вдруг - надпись на указателе: «Вы проезжаете мировую столицу...» Чего-то. А, артишоков! (Смеется.) Это замечательно, такая сельскохозяйственная местность. Вот и студент американский, он очень любит себя. И в течение сессии он свободен, он раскован. Я общался со студентами двух университетов, причем самых знаменитых, это Беркли и Стэнфорд. И знаете, что? Преподавателю там меньше нужно следить за сдающими.

    - Почему же?

    - Сессия у американцев растянута, многое падает на письменные работы. И вот там если будет обнаружена шпаргалка или будет доказан плагиат, то студента исключают из университета. Более того, на нем остается пятно на всю жизнь. Если потом будет доказано о каком-то из ныне живущих ученых или юристов, что они лет там 15 - 20 назад списали в университете, это сразу разрушает их карьеру.

    - То есть если бы мы там списывали так, как списываем, когда сдаем вам экзамен...

    - Нет, это невозможно. Я давал маленькую работу - все работали сами. В той группе, где я преподавал, была очень красивая девочка - помесь итальянки и тайки. Она очень плохо говорила по-русски, причем я посмотрел, она была примерно шестого уровня, то есть не студентка, а аспирантка. Естественно, у носителей русского языка результаты были вполне приличные, а у этой бедняжки вообще никакие. Но она этого не стеснялась. Это естественно - быть невежественным и преодолевать свое незнание. У них в университете, если на наши оценки переводить, то «три» - это очень хороший балл, а «четыре» - это чемпионы. А у нас всем кажется, что надо обязательно получать «пять».


    Как же сдавать нам

    - Что вам лично хотелось бы услышать на экзамене - самостоятельный анализ студентами произведений или осмысленное прочтение монографий по темам?

    - Зачем мне пересказ монографий? Для меня важнее совсем другое. Первое условие - это знание текста. Концепции уходят, тексты остаются. Вы можете сейчас не прочувствовать, не понять до конца тексты, но если вы их достаточно внимательно прочли, они у вас в душе и голове уже остались. Потом вы придете к пониманию этих вещей, более глубокому. Лично я пришел к выводу, что многие вещи я узнал сначала как словесную форму, которую выучил, но не понимал, не прочувствовал. Потом уже в процессе жизни, приобретая опыт, я осознал эти идеи и проникся ими, и вдруг освоил уже через себя, а не как слово в кавычках. Поэтому самое главное - знать текст. Если вы знаете какие-то анализы - хорошо. Если вы умеете самостоятельно анализировать художественное произведение - прекрасно. Делайте это! Но иногда вот за этими потугами на самостоятельность, на анализ, скрывается обыкновенное незнание текста, потому что текст надо читать de visu, то есть своими глазами, а не в кратком изложении.

    - А насчет лекций? Вам, как преподавателю, приятно, когда цитируют ваши лекции, показывая тем самым, что ходили на них, записывали, запоминали, или вам, наоборот, все это неинтересно, потому что известно?

    - Если это понято, продумано и я слышу в ответ какое-то свое собственное суждение, тогда это здорово. А когда ты слышишь убогий пересказ, причем с перевираниями, искажением собственных идей, то тогда мне смешно. То есть если это пережито, если это вошло в голову студента, это только тогда хорошо.

    Билеты и конфеты

    - Как вы относитесь к тому, что иногда преподавателям на экзамене дарят цветы, конфеты?

    - Отношусь к этому отрицательно, на экзамене ничего дарить не надо, не стоит. Мужчине вообще дарить цветы смешно. Я всегда себя чувствую неловко в подобных ситуациях. Тут нужно знать вкус. Мне даже бутылку спиртного какого-то пытались подарить. На самом деле, это чепуха. И спиртное, и конфеты, и цветы я привык выбирать сам и к подаркам отношусь совершенно отрицательно. Воспринимаю это как попытку подкупа.

    - А если это чистое выражение любви и благодарности к вам?

    - Ох. Вот у меня недавно студентка, которая прослушала два курса, получила две тройки. Сейчас ходит на мой спецкурс, занимается великолепно, я готов ей «отлично» поставить и всякое такое прочее. Она вдруг захотела мне что-то подарить. Она запомнила, как я сказал, что однажды студенты не вернули мне, ну попросту увели у меня один диск с фильмом. И она подарила мне именно этот фильм из моей коллекции американского кино. Вот это очень трогательный подарок. Приятный. И она ни в чем от меня не зависит, то есть материального интереса нет.

    - Чай со студентами не пьете? Чтоб настроение поднять во время сессии?

    - Пить чай со студентами - это нормально. Это человеческие отношения. У меня есть приятели, они физику-математику преподают, так у них это правило со студентом пойти кофе выпить, даже покрепче, пива, поговорить, потому что уровень студентов другой. Если бы вы знали, как занимаются технари и как там тяжело сдавать зачеты... У нас гуляльный факультет - с мехматом МГУ сравнится не может.

     

    Продолжение следует ...

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Tania, Москва2.03.2009 15:32 #
    И ещё, как же Леночка Ханян Вас любит, Павел Вячеславович, как заряжает своей любовью к вам весь курс!! И это так замечательно, что Вас любят такие нежные, яркие, очень искренние девочки! Интересно было бы увидеть, я думаю, всем новое интервью, в котором бы Павел Вячеславович о своём диалектике любви, ощущении прекрасного
    Alenka, Москва2.03.2009 15:19 #
    Так приятно видеть увлечённого преподавателя, читать такие разные комментарии, такие живые, слышать, как цитируют его слова и любимые фразы на латыне его студенты.
    Екатерина, Москва24.02.2009 14:05 #
    Американскоe отношение к шпаргалкам просто потрясает!!! Но как это правильно, в действительности! И какие же мы по сравнению с ними лицемеры! Вот вам и "тупая" нация!...
    Читала и стыдно было... За семестр ни разу контрольных не писала, пришла на последнюю и по наивности своей, как была обложена своими конспектами и распечатками, так и осталась!) сижу себе пишу потихоньку и, к чести своей сказать, никуда не заглядываю. Сидела так, разумеется, не долго, потому что пришел Павел Вячеславович и сказал "ну и наглость"! знаете, как возмутилась!!! и от возмущения наврала: сказала, что НИКОГДА "шпорами" не пользовалась. Пользовалась, конечно, пару раз в жизни. Кто безгрешен? А за то, что неправду сказала, стыдно. Знаю, что на извинение в реальном пространстве духа не хватит, поэтому извиняюсь в виртуальном!
    А вообще, сложно это - абсолютно честно сдавать предметы. и у соседа не спросить, когда возможность есть, и от автомата отказаться, если сам знаешь, что не заслужил! Но, уверена, имеет смысл к этому стремиться, потому что такое понятие, как "самоуважение" еще никто не отменял. Да и взять на себя ответственность за те плоды, которые пожимать будешь, тоже не помешает!
    СПАСИБО!
    АНЯ, Москва22.02.2009 0:31 #
    Павел Вячеславович должен нам прочесть лекции по русской литературе! Еще было бы неплохо взять интервью у Красовского. Вот две личности, хоть и кардинально разные!
    Тексты читаешь внимательно, некоторые даже повторно, и все равно что-нибудь да упускаешь. Эмоций остается больше, чем фактов о прочитанном. Вопрос: Как же научиться правильно читать?
    Танюшка21.02.2009 23:02 #
    Павел вячеславович - звезда! побольше таких преподавателей
    Лариса21.02.2009 22:22 #
    Не сомневалась, что Балдицыну есть что сказать, помимо лекции:)))
    Лен, не подскажешь, где ПВ пьет чай и как попасть к нему в компанию?
    Обещаю, что ничего лишнего говорить не буду!)
    ГГ, Москва21.02.2009 17:43 #
    Алена, насколько я поняла, ПВ вообще американист, тот же Моби Дик его любимый)))
    Евгения, Москва21.02.2009 17:24 #
    Как сейчас помню январь 2009 года, сижу перед мониторам уже не первые сутки, судорожно готовлюсь к экзамену, который надо сдавать Павлу Вячеславовичу. Чтобы отвлечься захожу в "В контакт", случайно вижу фото П. В. Балдицина, вывешенное в одной группе, тут подходит мама и спрашивает: "Женя, а кто этот человек с такими добрыми глазами"? Мне даже было стыдно признаться, что это тот самый человек, сдавать экзамен которому, я так боюсь!
    А еще полностью согласна, что "три" поставленное Павлом Вячеславовичем - это действительно очень хорошая оценка, а пересдача -вообще счастливый билет, дающий шанс еще раз пообщаться с этим уникальным педагогом и замечательным человеком с добрыми глазами!
    Алена21.02.2009 11:33 #
    Я не знала, что Балдицын преподавал в Америке, но то, что он рассказал про их систему обучения полностью согласна.
    Что касается самого предмета, то несмотря на то, что не все произведения зарубежной литературы мне хотелось читать, на лекции Павла Вячеславовича я ходила и хожу с огромным удовольствием!
    rAmashka21.02.2009 9:34 #
    Отличная идея!побольше бы таких душевных интервью! Читается на одном дыхании.
    Анна21.02.2009 8:50 #
    Так здорово, когда человек увлечен своим делом, когда он без всяких поблажек нам, бестолковым, пытается очень ценные знания дать =) Большое ему спасибо и крепкого здоровья!
    Мама одной из студенток, Москва20.02.2009 14:26 #
    Большое спасибо прекрасному лектору и преподавателю, которому удалось заставить типичных представителей современной нечитающей молодежи проштудировать свой материал!! И, возможно, пробудить интерес к художественному слову! Это то, что им так нужно.(Дочка все ночи перед экзаменом писала разрешенные цитаты)
    Юля, Москва20.02.2009 13:20 #
    Прекрасный человек и преподаватель:)
    Pelagea, Москва20.02.2009 12:32 #
    Интервью получилось таким же увлекательным, как и сами лекции Павла Вячеславовича. Узнала много нового. Преподаватель раскрылся для меня еще с одной очень хорошей стороны)))
    Лу, Мск20.02.2009 11:54 #
    ООоо, а я и не знала, что Балдицын в америке преподавал, интересно.
    Лена,спасибо за интервью, правда, личность твоего (нашего??) любимого преподавателя раскрылась с другой стороны.
    Не буду льстить и говорить, что все лекции просто ах как интересны, ну это лично для меня, потому что я равнодушна к поэзии, например. А вообще, зарубежная литература мой любимый предмет с первого курса, и очень приятно, что за долгое время у нас действительно хороший преподаватель, мастер своего дела и слова.
    Оксана, Москва20.02.2009 10:36 #
    Очень здорово, что есть возможность узнать своего преподавателя и как человека. Жаль, Лена, что ты не у всех наших замечательных лекторов взяла интервью! =)
    Василий, Москва20.02.2009 1:24 #
    Замечательно, что Павел Вячеславович согласился дать интервью. Сейчас я на четвертом курсе и прослушал много различных курсов по зарубежной литературе (даже на вечернем отделении, хотя я на дневном), и лекции Павла Вячеславовича мои любимые. Очень интересно читать.
    Что факультет гуляльный - конечно, правда. Негодуешь на себя за то, что часто недостаточно старался.
    Алёна Ш.20.02.2009 0:54 #
    Действительно, П.В. кажется мне одним из самых интересных преподавателей на факультете. С первой лекции я почему-то воспринимаю его прежде всего как человека, а не как преподавателя. Его лекции интересны тем, что рассказывает их, как будто это истории из его собственной жизни!
    Лиля20.02.2009 0:29 #
    Интересно, а почему идея с курсами по русской литературе не реализовалась?
    Ира, Антананариву20.02.2009 0:02 #
    Журфак искренне любит Павла Вячеславовича, организм навсегда усваивает уважение к нему вместе с интереснейшей инфрмацией на лекциях, и остается только пожелать целости и сохранности нервной системы в борьбе с нашей бесконечной "гуляльностью")
    Стю19.02.2009 23:38 #
    хороший слог и интересные вопросы) Лена молодец!
    Лена, Москва19.02.2009 23:36 #
    прекрасное интервью) на лекции Балдицына ходить одно удовольствие!
    Наталья19.02.2009 21:30 #
    Я не лучшая его студентка. Завалила первый же экзамен. И, возможно, я не разделяю его любви к зарубежной литературе. Но к такому преподавателю нельзя не испытывать чувства глубокого уважения за его устремления, за его страсть к своему делу и, конечно же, за его человечность. Он действительно не любит принимать экзамены - грусть и скука сквозит в его глазах. Можно подумать, что он просто устал, но эта мысль ускользнет из твоей головы, как только через 10 минут после пересдачи ты увидишь его на лекции увлеченно рассказывающим о Золя. Он снова полон энергии и сил. Ведь он снова погружен в мир любимой литературы. И это его мальчишеское выражение глаз, полных любопытства и озорства, когда он с интересом описывает инженерные увлечения Золя. Нам, девчонкам, этого, конечно, не понять. И я не люблю стиль Золя, но я улыбаюсь и радуюсь, когда слушаю Павла Вячеславовича, который не может остановиться, даже когда часы пробили заветные 21:40.
    А еще я никогда не забуду этого преподавателя, потому что он переменил мое отношение к сессии. Когда я не сдала ему в первый раз, он по-доброму сказал: "Ну ничего страшного. Не переживайте. Ещё чуть-чуть подготовитесь и придёте". И только хвостисты смогут понять, насколько эти слова необходимы в этот провальный для студента момент. Потому что принебрежительное безмолвное протягивание зачётки и сухое "приходите в следующий раз" настолько понижают самооценку и подрезают последний сук, за который можно зацепиться.
    Вообщем, Балдицын счастлив и в этом его сила!
    Артем, Москва19.02.2009 21:21 #
    Много уже было сказано про то ,что Павел Вячеславович читает прекрасные лекции, но я всегда восторгался тем, насколько глубоко и точно умеет он понимать литературное произведение. А то ведь, знаете, как некоторые литературные критики раньше писали: ""красное и черное" - "роман о трагической судьбе плебея в буржуазном обществе". Но не просто понять, а передать знания, - вот что важно! Он человек большого жизненного опыта, потрясающе начитанный. Что еще сказать. К его следующей пересдаче я обязательно прочту весь список! =)
    Елена19.02.2009 21:07 #
    Творческий человек, очень яркий и неординарный...
    было бы интересно, чтобы Павел Вячеславович побольше рассказал об иностранных студентах, поделился своими впечатлениями и наблюдениями)
    Юля, Москва19.02.2009 20:56 #
    присоединюсь - интервью очень интересное! Павел Вячеславович как будто ближе как-то стал, что ли, реалистичнее :) а вообще его лекции едва ли не единственные, на которых даже после тяжелого трудового дня спать не хочется, и это здорово!
    Ася, Москва19.02.2009 20:00 #
    Павел Вячеславович, Лена действительно вас любит всей душой, но никогда в этом не признается, поэтому это делает МЫ :))))))
    Наш курс в целом тоже Вас очень любит. Особенно нам нравится, когда Вы читаете стихи на английском, Вы в эти моменты просто неподражаемы!
    Фанни19.02.2009 0:39 #
    Про самостоятельный выбор цветов понравилось) У П.В. был хороший учитель в лице миссис Дэлоуэй, вестимо)
    А если серьезно, спасибо за лекции (кажется, единственный способ выразить свою неиндифферентность). Да-да, спасибо за полноцветные лекции, хотя они даже и пришлись на тот самый "американский период", и мы застали только "аншлаги посещаемости", а вот прелести дополнительных вечеров пришлись на не менее очаровательных Н.и А.
    Доброго здоровья и хороших русских сессий!!
    Дарья13.02.2009 17:45 #
    Спасибо!!! очень хорошее интервью!
    Hazel, Москва12.02.2009 18:28 #
    Павел Вячеславович, как же наша Лена вас любит! Вы действительно добрый и прекрасный человек. С нетерпением ждем сессии
    Алена12.02.2009 16:37 #
    Интересно было бы узнать по подробней о коллекции
    американского кино, какие режиссеры на первом месте.
    Елена Ханян, автор8.02.2009 13:04 #
    Дорогая Полина! Роман про Павла Вячеславовича называется "Магда", а найти вы его можете здесь: http://nakho.narod.ru/magda.html. Приятного чтения!
    Елена Ханян, автор8.02.2009 12:56 #
    Дорогая Анна! Прослушала на диктофоне два раза отрывок про американскую сессию – Павел Вячеславович сказал именно «помесь». Думаю, он просто оговорился, отвечал он очень быстро, эмоционально. Поскольку человек – не от обезьяны произошел, а есть отдельное от животных творение Божие, так выразиться было бы неправильно. Поэтому здесь, вы верно решили, то, что я не исправила эту ошибку, моя вина.
    Полина, Щербинка1.02.2009 0:16 #
    Очень интересное интервью! "Зато про Балдицына написали (и даже опубликовали в интернете) настоящий реалистический роман". А где можно найти этот роман/как он называется?
    Анна30.01.2009 9:29 #
    Честно говоря, слово "помесь" из уст Павла Вячеславовича и в отношение человека - немного сбило. Не исключаю, что в этом бОльшая ошибка журналиста как редактора, чем П.В. Балдицына.
    А так - интересно, конечно:)
    А.28.01.2009 18:02 #
    П. В. в числе лучших преподавателей факультета. потрясающие лекции, всегда аншлаги. интеллигентный, умный, приятный. я его лекции в аудио по-моему уже наизусть знаю.

    (фото поменяйте, вам не стыдно такого качества на сайт ставить?? как будто нормальных фото взять неоткуда.)
    Настя23.01.2009 13:52 #
    Павел Вячеславович как всегда великолепен!
    С нетерпением жду продолжения интервью! =)

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru