rss
    Версия для печати

    Школа под омофором святителя Василия Великого

    «Именины» бывают не только у людей, а «престольные праздники» - не только у храмов. Гимназия святителя Василия Великого - храм знаний, посвященный святому. В день его памяти школа празднует свои именины и приглашает нас в гости.

    Занятия в этой православной гимназии проходят уже второй год. «Уже» - или «всего лишь»? Пожалуй, для внешнего взгляда - «всего лишь», а для тех, кто прожил эти полтора года вместе со школой или в самой школе, это время оказалось таким наполненным, что это «уже целых» полтора года.

    Святителю отче Василие, моли Бога о нас!

    молебен святителю Василию Великому в гимназииЕстественно, что все торжества начинаются с молебна. Молебен - привычное дело для учеников, их родителей, учителей и гостей. Ведь здесь собрались единые по вере люди. Кто-то сегодня уже даже был на праздничной службе Обрезания Господня. Однако молебны - это именно черта праздника, а не элемент рутины. Здесь прекрасно понимают, что если каждый день водить детей строем на долгие богослужения, можно добиться не самого желательного эффекта. Поэтому и сегодня молитву сотворили не слишком продолжительную, зато живую и искреннюю: детишки с удовольствием подпевают, когда звучит тропарь святителю Василию, благоговейно склоняют головы, когда священники осеняют их иконой святого. Отслужили молебен настоятель домового храма св. мц. Татианы при МГУ прот. Максим Козлов и клирик этого же храма священник Игорь Палкин. К слову, храм является одним из учредителей гимназии, поэтому связи между ними постоянны и тесны. Отец Максим выполняет также обязанности председателя Ученого совета, целью которого является создание комплекса учебников для православных школ (эти учебники в первую очередь апробируются в гимназии), а отец Игорь ведет здесь уроки благочестия.

    Дети знают священников в лицо, свободно подходят к ним, берут благословения; клирики интересуются их делами, помнят каждого, расспрашивают об успехах... Постоянный духовный контакт детей и педагогов с православными храмами, пастырями Церкви - один из принципов работы школы.

    Друзья и гости гимназии

    День своего святого покровителя гимназия празднует второй раз с момента основания. К этому серьезно готовятся и приглашают тех, кто может вполне разделить радость торжества. На праздник приехали учредители, друзья школы, Константин Малофеев, о.Игорь Палкин, прот.Максим Козлов, прот. Артемий Владимировродители учащихся.

    Здесь немало духовенства: прот. Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе, который ведет в гимназии уроки благочестия; игумен Кронид, настоятель Свято-Преображенского скита Свято-Данилова монастыря; прот. Дионисий Крюков, настоятель храма Архангела Михаила в Пущино; прот. Борис Кривоногов.

    Приехали на торжество ученые, которые занимаются подготовкой корпуса учебников: Александр Николаевич Ужанков, проректор Литературного института; Сергей Вячеславович Перевезенцев, доктор исторических наук, философ и публицист; Андрей Георгиевич Хунджуа, доктор физико-математических наук, профессор МГУ, и другие.

    Все эти люди, наблюдая сегодняшнюю жизнь гимназии, с волнением и надеждой смотрят в ее будущее и готовы помочь его творить - кто молитвой, кто научной работой.

    Вторые в жизни именины

    К дню праздника дети подготовили целый концерт, на который пригласили всех гостей гимназии. После молебна естественно было рассказать о житии святителя Василия. Интересно, что в прошлом году это делал батюшка: отец преподаватели и гости на молебнеАртемий тогда посвятил этой теме открытый урок благочестия. Сегодня дети уже могли сами поведать родителям и гостям о том, где и когда родился, чему учился, когда крестился и как стал епископом, как умер и почему так почитается святой покровитель их школы. Особенно интересно, что, хотя текст, произнесенный детьми, был довольно сложен, они не просто озвучивали его, но показывали понимание всего того, о чем говорили. Например, въедливые журналисты «Татьяниного дня» после концерта спросили второклассницу Олю, знает ли она, кто такие «отцы апологеты», про которых она говорила на празднике. И девочка спокойно объяснила, что это за святые отцы! Так что гостям был преподан урок не только благочестия, но и сознательного отношения к каждой истине вероучения.

    Не только житие святителя стало содержанием праздника. Поскольку в гимназии изучаются древние языки (а это предполагается самим содержанием названия «гимназия»), дети читали стихи на латыни (это был «Утренний гимн» раннехристианского поэта Пруденция, и вслед за детьми выступил учитель латыни с собственным переводом этого вдохновенного текста). Совершенно потряс аудиторию мальчик, который без тени волнения прочитал достаточно длинный отрывок из «Одиссеи» Гомера (по-русски, конечно), ни разу не запнувшись на словах вроде «Агамемнонид» или «гекатомба». Вполне возможно, что в следующем году Гомер зазвучит в стенах гимназии и по-гречески, пока же на греческом языке исполнялись церковные песнопения - «Елицы во Христа креститестеся», «Достойно есть» и «Святый Боже».

    Поздравили учеников и их гостей и те детишки, которые занимаются в подготовительной группе гимназии - детском саду «Васильки». Вчетвером они весело и лихо кружились в своем хороводе с песней, немножко красуясь в ярких народных костюмах.

    Оказалось, что все дети уже освоили несложную игру на народных инструментах, а Рождество встречали с трогательными праздничными песнями, такими как «В ночном саду прозрачно и светло»...гимназисты с хоругвями школы

    После концерта дети остались смотреть вертеп, а взрослые (даже те, кто сгорал от любопытства при виде сооружения этого вертепа) отправились на запланированную встречу...

    Гармония образования и воспитания

    На торжественном обеде звучали слова поздравлений и пожеланий. Константин Валерьевич Малофеев, глава Попечительского совета гимназии, подарил школе большую писаную икону ее святого покровителя. Он подчеркнул, что гимназия создавалась с мыслью не только о маленькой частной школе, но и о миссии в рамках всей системы отечественного образования. Создается учебное заведение, где содержание образования приводится в полное соответствие с православным мировоззрением.

    Новый директор гимназии Наталья Александровна Лепорская вручила двум своим предшественникам на этом ответственном и беспокойном посту благодарственные адреса от учеников и учителей школы. Эти грамоты оказались действительно памятными: обложки выполнены в технике золотного шитья, которому также обучают в гимназии.

    Арсений Станиславович Миронов, первый директор школы, кратко напомнил собравшимся основные положения концепции гимназии: «Зажечь разум огнем знаний, а сердце - огнем веры». Здесь возрождаются традиции российской классической школы. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Именно такими станут выпускники гимназии святителя Василия Великого.

    Почему мы отдали детей в эту школу

    Занимательно, что на празднике родители говорили о гимназии очень по-разному, но выводы делали одни и те же: гимназия Василия Великого - то, что нужно их детям.

    Кто-то сетовал, что при выборе школы для ребенка столкнулся с тем, что во многих православных школах страдает качество образования, так как все внимание уделено дисциплине и вероучению. В этом случае достойной альтернативой стала гимназия святителя Василия, где обеспечивается стандарт успешного абитуриента Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам и европейский стандарт в сфере социальных наук.

    Кто-то, наоборот, недоумевал, как можно воспитать искренне верующего человека, если ограничивать проявления православной религии в школе краткой молитвой перед началом учебного дня, а потом преподавать историю и биологию так же, как в обычных светских образовательных учреждениях - в виде "занимательной дарвинистики". И здесь гимназия дала достойный ответ: святитель Василий вдохновляет нас примером сочетания величайшей учености с высочайшей духовностью, и это достижимо в наши дни. Здесь дети узнают о теории эволюции не иначе, как вместе с ее научным опровержением, и будут отчетливо представлять себе ключевую роль православной Византии в истории средневековья (не слово прот. Максима Козлова после молебнасекрет, что в системе исторического образования российских школьников значительное место до настоящего времени занимает европейская история, преподаваемая со множеством подробностей. Однако история нашей родной страны неразрывно и сущностно связана не с нею, а в первую очередь именно с историей Византии).

    И те, кто считают, что школа должна заниматься обучением в большей мере, нежели воспитанием, довольны гимназией: ведь здесь нет полного пансиона, так что детей не отрывают от жизни семьи, и это сознательно заложено в концепцию гимназии. И те, кто уповает на помощь школы в трудном деле воспитания ребенка, эту помощь получают: ведь детей в каждом классе немного, так что каждому уделяется пристальное внимание.

    Особенно тепло дети и родители вспоминают о совместных поездках, например в Псков, или об экскурсиях, например в музей на Поклонной горе. Содействие формированию сообщности учащихся школы, родителей, педагогов и выпускников - одна из целей гимназии, и совместные путешествия особенно помогают ее достижению.

    Блаженнее давать, нежели принимать

    Во время праздника прот. Максим Козлов обратился к детям и всем гостям с поучительным словом. Батюшка напомнил, что именины гимназии приходятся на Старый Новый год, а в Новый год мы все желаем друг другу счастья. Отец Максим призвал задуматься о том, что такое настоящее счастье, и Детишки рассказывают о житии свт. Василия Великогорассказал об этом целую притчу. Главное - давать, а не требовать для себя, - подчеркнул священник. Настоящее счастье - протянуть руку тому, кто нуждается в помощи, исполнить просьбу, а не приступать с просьбами.

    Думается, мораль притчи не была нова для гимназистов. Именно этому - как оказаться ближним другому человеку, как использовать высокое социальное положение и значительный достаток на благо людей и общества - учат в школе (а не только умножать и вычитать, как поется в известной детской песенке).

    Встречи праздничные и... рабочие

    Праздник, проведенный в соответствии с Правдой Божией, не расслабляет и не дурманит, а вдохновляет на дальнейший труд. Даже в этот день торжества закончились двумя рабочими встречами - заседанием Ученого совета и собранием родительского комитета.

    Здесь работают на будущее. Именно работают, активно влияют на то, каким будет будущее каждого гимназиста, будущее нашего образования и нашей страны. И этот труд, несомненно, будет вознагражден.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ольга, Коломна22.01.2009 11:31 #
    Ох, как бы в этих учебниках не вышло, что Творец поминается на каждой странице по пять-десять раз, так что навязнет в зубах. Ведь понятно, что все на свете, в той же ботанике, Богом либо премудро устроено, либо попущено, является следствием поврежденности природы в грехопадении и т.п. А если о каждом цветке отдельно рассуждать на полстраницы, как он красив именно потому, что Бог им любовался, да еще решать за Творца, что с Его точки зрения красиво, а что нет...
    Дмитрий, Москва21.01.2009 18:14 #
    "Кто-то, наоборот, недоумевал,как можно воспитать искренне верующего человека, если ограничивать проявления православной религии в школе краткой молитвой перед началом учебного дня, а потом преподавать историю и биологию так же, как в обычных светских образовательных учреждениях".

    По опыту знаю, что подобный разрыв между верой и жизнью внутри некоторых православных гимназий может устрашать своим цинизмом; но причина, думается, не в том, что администрация и педагоги сознательно этот разрыв культивируют (хотя нередко встречается и такое!), а в том, что мы все в плену у светских учебников – ведь других (написанных на соответствующем уровне) ПРОСТО НЕТ! Огромное Спасибо тем, кто нашел средства, чтобы оплатить специалистам создание качественных православно-ориентированных учебников – усталому учителю, погру-женному в заботы о хлебе насущном, такой труд просто не подъять – максимум на что он способен – это отдельные наработки. И ответьте, если можно на вопрос, который для меня, как для преподавателя, очень важен: ведется ли сейчас работа по созданию УМК по английскому языку?



    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru