rss
    Версия для печати

    Правда по-грымовски

    «Чужие», новый фильм Юрия Грымова, рисует жестокую картину культурного противостояния русских, армериканцев и арабов. Считается, что режиссер всегда попадает в конъюнктуру времени. Это ему удалось и на этот раз.

    Грымов пишет в своем блоге: «Это современный фильм. Под словом «современный» я имею в виду то, что он честный, и что в нем мы видим день сегодняшний». Юрий Грымов не просто изображает, как происходит столкновение, но и находит виноватого.

    Фильм показывает нам межкультурный диалог в его худшем варианте. Арабские страны, Россия, США. Три действующих лица, если выражаться метафизически. Если конкретнее, дело происходит в пустыне. Американские врачи приезжают туда, чтобы выполнить свою миссию - провести вакцинацию арабских детей. Но путь им преграждают российские военные. Череда взаимных упреков: «Бюрократы. Тоталитарное сознание»; «Да идите вы в +++ со своей демократией». Тем не менее, врачи сумели пробраться к пункту назначения, пробив кордон.

    Американцы привозят с собой цивилизацию. На выделенной арабами территории граждане самой демократической страны мира обустраивают свой быт. Они даже взяли с собой чипсы и надувные матрасы, палочки для релаксации, чупа-чупсы и прочие полезные в быту вещи. На следующий же день ребята берутся за работу. Самое удивительное, что местное население охотно привозит детишек на прививки целыми автобусами. Американцы их веселят, раздают леденцы, поют им песни. Но, конечно, конфликты не заставляют себя долго ждать...

    Все они друг другу чужие. Арабские дети боятся тыквенной маски, изготовленной американцами на Хэллоуин. Врач из бригады пытается объяснить, что плов руками есть нельзя, и для наглядной демонстрации выводит арабского мальчика перед всеми детьми. Через час ребенок с игрушечным автоматом в руках воображает, как убивает обидчицу.

    Множество говорящих деталей сосредоточено в пространстве «Чужих». Грымов убедительно создает то, что могло бы быть на самом деле. При этом не просто показывает нам ситуации в действии, но постоянно их рифмует с чем-то. Америку с Россией, американский уклад с арабским, поведение русских и поведение американцев в похожих историях. И даже сопоставляет все это с природой. Перед нами бесконечная жаркая пустыня. Ей нет конца и края. Тишина и опасность правят бал. Лишь в редких оазисах течет жизнь. Это дом для  арабских семей. Мужчины здесь ходят только с автоматами, женщины все в хиджабах. Они будто все скрываются от посторонних, ничего не меняют в своей культуре, они себя охраняют. А пустыня охраняет их. Даже если арабы и соглашаются на эту американскую вакцинацию, то только внешне, к себе они не пускают и не раскрываются. 

    http://www.newsproject.ru/engine.php?mod=items&act=list&source=23&page=4
                                                                   

    Несмотря на яркие образы и сравнения, которые выбирает режиссер, его нельзя упрекнуть в беспристрастности. Если в начале фильма он - сторонний наблюдатель, то постепенно появляется оценка. Она явно не в пользу США. Грымов начинает анализировать. Перед нами срез американского общества. Неверная жена, циничный, но прикрывающийся благородными целями муж. Который постоянно твердит о своей великой миссии в этом убогом месте. Она его высмеивает и спрашивает: «А ты уверен, что им это нужно? Ты уверен, что эта демократия благо для них? У них свой мир, своя культура». Это момент истины. Другая пара - блеск: два гомосексуалиста, которые хотят усыновить ребенка. Или еще дамочка в возрасте - охотница за чужим мужем. Эти краткие очерки показывают изнанку жизни Америки. Грымов грубо, даже нагло, большими мазками накладывает на холст современности американский пейзаж. Но в своем блоге пишет следующее: «...будьте уверены: они очень мощные, энергетические. Я специально в фильме «Чужие» даю возможность сравнить и русских, и американцев, и арабов в их естественных ипостасях, что называется, в одном кадре (русские актеры играют русских, американские актеры - американцев, арабские - арабов)». В этом есть некоторое противоречие, потому что нам не показывают все сложности, возникающие в арабских семьях. Мы видим только раннюю жестокость у детей. А русские солдаты появляются буквально в нескольких эпизодах, и все они выглядят на этом фоне подчеркнуто благородно. Один спасает арабскую девочку. Другой вытаскивает с того света американца. Командир роты пишет письмо и смотрит на икону Божьей матери. Глаголет истину, мол, все мы друг другу чужие, но ты нас глупых, Господи, прости.


    Грымов указывает на избранность русского народа. Здесь возникает дуализм, уже осмысленный многими нашими художниками: русские проиграли в этом конфликте с формальной точки зрения, но победили с духовной. Они остались верны себе, своей культуре и вере, не совершили подлости ради корысти, как это сделали американцы. Но те, судя по всему и счастливы, что сумели выбраться сухими из воды, несмотря ни на что. И для них ценно именно выбраться, а не спастись и не сохранить.

    Приговор западной цивилизации выносят самые чистые существа на свете - дети. Их глазами показаны многие важные события. Дети проходят весь путь от любви до разочарования в Америке.  Но интересно здесь не только это. А то, что получается есть в сущности человеческой стремление открыться, узнать, понять чужого. Но всегда есть и препятствие к этому. Традиции, взгляды, политика заставляют бояться и не принимать.

    http://ruskino.ru/premiere/431

    Вывод режиссера таков - главная опасность исходит от Америки. Потому что она экспансивна и уверена в себе.  Остальные вынуждены либо молча мириться с американской привычкой самоутверждения, либо молча противостоять. Тенденциозность Грымову присуща не только в определении «врага», но и в художественно средствах изображения. Грымов сам становится немного американцем в том, как стремиться осуществить захват зрителя, с помощью приемов, проверенных годами работы в рекламном бизнесе. На предмет зрелищности, драйва, экшна и прочих голливудских стандартов фильм приведен в полное соответствие.  Творческой энергии автору не занимать.

    Иллюстрация к аннотации: http://ruskino.ru/mov/11524/photo/10092

    "Чужие" (2008) драма / война

    Режиссёр: Юрий Грымов

    Сценарий: Юрий Грымов, Владимир Малягин, Александр Ремнев (сюжет)

    Продюсер: Юрий Грымов

    Оператор: Андрей Каторженко

    Художник: Аббас Сабер

    В ролях: Виктор Бычков, Алексей Полуян, Скарлетт МакАлистер, Марк Адам, Кэтлин Гати, Нил Стюарт, Джефф Грэйс, Денис Нагретдинов

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru