rss
    Версия для печати

    «Свет радости в мире печали»: фильм о митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове)

    26 января 2012 года в рамках XX Международных Рождественских чтений в храме Христа Спасителя прошла презентация документального фильма «Свет радости в мире печали» об исповеднике веры митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове).

    Документально-исторический фильм «Свет радости в мире печали» – совместный проект Издательского отдела Астанайской и Алматинской епархии, Издательства Московской Патриархии и Православной студии Петербурга. Автор сценария и режиссер – Лариса Соколова, оператор Игорь Жоров. Текст читает народный артист СССР Василий Лановой. На этом официальной информации, пожалуй, хватит. Потому что очень хочется передать впечатление – и от фильма, и от знакомства с личностью митрополита Иосифа. Хочется верить, что фильм по праву займет достойное место в сердцах зрителей - ведь именно для этого и был снят документальный рассказ о нашем современнике – подвижнике XX века.

    Митрополит ИосифМитрополит Иосиф

    Иногда кажется, что настоящие святые жили настолько давно, что и узнать об их реальной жизни ничего нельзя, остались только легенды. Но вот перед нами жизнь подвижника, жившего в недавнем, прошлом веке. Живы люди, которые знали его, и воспоминания этих людей собраны в документальный фильм. Разве это не чудо? Мы увидим ХХ век вовсе не таким, каким он описан в учебниках истории, увидим во всей полноте и многообразии, ужасе и красоте – на примере истории одной человеческой жизни. И увидев, поймем, что апостольская традиция не прервалась, она проходит к нам незримой нитью через жестокий и кровавый ХХ век.


    Жизнь человека, о котором идет речь, сложно назвать обычной. Родился митрополит Иосиф в 1893 году, умер в 1976 году. Вот несколько фактов из его биографии: в общей сложности 17 лет провел владыка в советских лагерях и ссылках, 66 суток отсидел в гестаповской тюрьме, где окна в мороз были без рам и стекол, чудом избежал расстрела. В 1918 году в Таганроге он, будучи иподьяконом и секретарем архимандрита Арсения (Смоленца), спас его от смерти. Вот так прямо пошел в порт к пьяным ревоюционным матросам, и объяснил, что архимандрит не виновен в том, за что его хотят расстрелять.
    Позже, в сталинских лагерях митрополиту Иосифу приходилось работать на лесоповале, был он санитаром в туберкулезном бараке, уборщиком в бане, водовозом, а после лагеря – сторожем в детских яслях. Даже физически выжить в этих условиях было трудно, но митрополит Иосиф стремился не к физическому выживанию, а к сохранению веры и Христовой любви. К смерти он был готов всегда и много раз она проходила совсем близко. Именно стойкость в вере помогла митрополиту Иосифу пережить ссылки, тюрьмы, гонения, клевету и сохранить в себе Свет Христов, чтобы обогреть многих людей.

    В 1918 году в революционном Таганроге епископ Арсений, спасенный от смерти, постриг своего секретаря, иподиакона Иоанна в монахи с именем Иосиф: «Владыка Арсений, вспоминал впоследствии митрополит Иосиф, – дал мне это имя для того, чтобы я всех кормил». И владыка помнил этот завет всю жизнь. Он действительно всех кормил – в лагере приносил в туберкулезный барак лишний кусок для доходяг, а когда возглавлял большую епархию, был рад каждому, и каждому старался сам услужить, угостить, приготовить ночлег. «Никто от тебя тощь и неутешен отыде» – эти удивительные слова, которые мы читаем в молитве преподобному Серафиму, владыка исполнял на практике всю свою жизнь. Любви митрополита Иосифа хватало на всех. С удивительной теплотой вспоминают о нем те, кому выпало с ним встретиться.

    Документальный фильм о владыке Иосифе снят в строгой, лаконичной манере, самое главное в нем – слова - самого митрополита и тех, кто вспоминает о нем. Устные воспоминания митрополита, записанные его духовными детьми, в фильме озвучены голосом Василия Ланового.

    Собираясь на презентацию фильма, я успела прочесть в сети воспоминания митрополита Иосифа (найти их не составляет труда, почитайте, не пожалеете), и в зале Храма Христа Спасителя, услышав с экрана знакомые уже слова, я вдруг поняла, что помню их дословно. «Редко сходит такое счастье с неба на землю, какое я переживал в этот момент. Уже принят! Мечта многих лет исполнилась в мгновение ока» –так рассказывал владыка о том дне, когда он, тогда еще Ваня Чернов 17 лет от роду, был принят послушником в Белыничевский монастырь. О том, откуда взялось это певучее название, митрополит тоже рассказывает: «В казачьих войсках, которые когда-то давно стояли в этой местности, была икона Божией Матери. И это селение, где стояли войска, озарялось каким-то светом от иконы и поэтому называлось оно Белыничи (белые ночи, ничи, по-украински, ничка темная)».

    Одно из первых детских воспоминаний митрополита – он, четырехлетний малыш, в бархатных штанишках и розовой кашемировой рубашке, встав на колени на солее, смотрит в щель под дверью алтаря. Тогда после службы священник сказал его отцу: «Михаил Наумыч, твой сын Вашутка очень рано хочет проникнуть в алтарь». 

    Ваня Чернов, наверное, был странным мальчиком. Он любил играть… в архиерея. И вовлекал в игру всех окрестных ребятишек. «Служил» в маминой юбке со складками, вместо саккоса, и белом утиральнике вместо омофора, надевая на голову вместо митры, смотря по сезону, никелированный судок или ворованную у соседки тыкву. За соседку, у которой воровал тыквы, митрополит Иосиф молился до самой смерти.

    Поступить в «намастырь» чтобы «работать и молиться», с самого детства было его мечтой, его первой любовью. А от любви люди иногда совершают безумства: Ваня набирал полные корзины ландышей, чтобы усыпать ими всю дорогу, по которой крестным ходом проносили его любимую икону Божией Матери, (ту самую, что когда-то, в незапамятные времена, озарила ночную темноту в Белыничах). А когда цветы кончились, стал бросать на дорогу зелень – лопухи и крапиву, лишь бы не осталась Пречистая без цветов. Эти детские цветы вспомнил митрополит Иосиф, когда осенью во время первого ареста, его из тюрьмы под конвоем отправляли в ссылку, и люди, которые бывали на его службах, осыпали его путь до вагона белыми астрами. Не возгордился, а смиренно принял от Богородицы Ее чудесный подарок – это очень в духе всей его жизни.

    Множество таких моментов трогательных и поэтических создают особую художественную достоверность текста. В фильме текст сопровождают пейзажи описываемых мест и кадры хроники – революционные матросы, фашисты, разрушенные храмы, простые и вечные моменты церковной службы – все это помогает восприятию слов, и не отвлекает от них.

    Митрополит Иосиф не только был великолепным рассказчиком, но и обладал литературным даром, он писал стихи и создал акафисты преподобной Пелагии, святителю Павлу исповеднику и великомученику Иакову Персиянину. Владыка Иосиф был «некнижный митрополит», университеты и книжную премудрость в молодости заменяло живое общение. Будучи способным юношей, он все, что называется, «схватывал на лету», а кротость и любовь к молитве со временем принесли ему мудрость.



    Книгу о митрополите Иосифе и фильм, снятый по ней, хочется цитировать большими кусками. Среди воспоминаний духовных чад владыки есть и такое:

    «Апрель 1961 года. Впервые в истории человечества совершен полет в космическое пространство. Вспоминает Захар Иванович Самойленко: «Владыку вызывает к себе уполномоченный Вохменин Степан Романович и говорит: «Иван Михайлович, надо сказать проповедь в отношении этого "чуда"».

    Я везу Владыку домой, он на заднем сиденье сидит, смотрю в зеркало, вижу – Владыка так пальцами крутит (всегда так делает, когда активно думает). «Так вот, – говорит, – Захар Иванович, давай будем готовиться. Проповедь надо сказать о Юрии Гагарине». – «Ох, ох, – отвечаю, – что же Вы будете говорить, Владыка?!» – «Что-то буду».

    Приехали домой. Я наблюдаю. Он ходит по комнате. (Обычно если к проповеди готовится, то ходит, с собой разговаривает.)

    Наступил день, когда надо произносить проповедь. Владыка вышел, как обычно, и начал примерно так: «Братья и сестры! Вы знаете, в какое время мы живем, какой прогресс совершается в мире! Много ученых изобрели много хорошего! А слышали вы – последнее событие произошло: наш молодой человек – Юра Гагарин – побывал в космосе! И оттуда вернулся! А ему, когда он полетел, Хрущев Никита Сергеевич сказал: "Юрочка, посмотри, есть там Бог или нет?"» И так продолжил Владыка: «Юрий Гагарин Бога не видел... а Бог его видел! И благословил!»

    Говорить о фильме можно долго, но лучше его увидеть своими глазами. В наши холодные времена так хочется найти утешение. Хочется теплого отношения, ласкового слова, чтобы поверить в то, что есть на свете люди добрые и любящие. Потому что тяжело верить в Бога, если не видел людей, через которых приходит Его промысел. Свет, который подарил миру митрополит Иосиф, дошел и до нас. Если вам грустно и тяжело, посмотрите фильм «Свет радости в мире печали» и слова подвижника ХХ века прольются в наш ХХI век, и согреют вашу душу.

    Цитаты по изданию «Свет радости в мире печали», Москва, «Паломник», 2012.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    poor[inSpirit]YOrick, Таганрог2.03.2012 0:46 #
    "В 1918 году в Таганроге он, будучи иподьяконом и секретарем архимандрита Арсения (Смоленца), спас его от смерти. Вот так прямо пошел в порт к пьяным ревоюционным матросам, и объяснил, что архимандрит не виновен в том, за что его хотят расстрелять." ________________ Арсений (Смоленец) был хиротонисан во епископа Пятигорского в 1910г. С сентября 1917 г. — епископ Приазовский и Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии. С 1918 г. управлял Ростовской епархией, но именовался Приазовским и Таганрогским до 1919г. Так что он никак не мог быть в то время архимандритом, да и упоминание иподиаконства Вани Чернова указывает на епископский сан владыки Арсения.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru