rss
    Версия для печати

    «Адмирал»: отсекая всё лишнее

    Ещё один фильм о суровом революционном времени прошлого века вышел на отечественные телеэкраны. На этот раз режиссеры старались изобразить борьбу адмирала Колчака с большевиками, его предыдущие подвиги на службе у царя Российской Империи и, конечно, общение с возлюбленной Анной Тимиревой.
    Анна Тимерева http://admiralfilm.ruДва главных слова во всем этом: старались и блокбастер. «Адмиралъ» построен по канонам, принятым в Голливуде. Эффектное начало, блестящие офицерские погоны, морские пейзажи, неумолимая жестокость боя, волевое решение адмирала Колчака «идти на мины», коллективная молитва моряков и офицеров. И победа! Что может быть живописней?  Обычно такие сцены воодушевляют и притягивают зрителя поближе к экрану. Но если дальше ничего значительного не происходит, интерес угасает.

    Александр Колчак - фигура легендарная. О нем до сих пор спорят историки. Какова была его роль? Большевики упрекали его за белый террор в Сибири, этот период потом закрепился в отечественных монографиях под словом «колчаковщина». Либералы же напротив, говорят, что он не дожал, не подчинился своим. Книги, статьи в энциклопедиях об Александре Васильевиче пестрят противоречивыми фактами, но этих противоречий совершенно нет в фильме. Колчак - совершенно одиозная фигура. Благороден, как герои не слишком честных романов, уверен, дерзок. Таким его пытаются изобразить создатели фильма. Судя по всему, метят в герои.

    С революционных фотографий на нас смотрит суровый человек. Сухое безэмоциональное лицо  со складочкой между бровей выдает непростой характер адмирала. Не эти ли приметы результат внутренних бурь и стычек с действительностью? Но в «Адмирале» все думы главнокомандующего скрыты от зрительских глаз. Даже сложная ситуация, царившая в то время в рядах белого движения, фиксируется режиссером вскользь, без подробностей. Главные враги белогвардейцев - большевики выглядят настоящими злодеями без принципов и, каких бы то ни было, целей. Жаждущими только кровавой расправы. Возможно, что все было именно так, но в любом историческом деле есть подводные течения, споры, неразрешимые вопросы, узнать о которых так хочется именно сегодня.

    Мало кто знает и помнит, что Александр Васильевич был еще и полярником, исследователем. Он несколько раз участвовал в опасных экспедициях по Северному Ледовитому океану, изучал морские волны и виды ледниковых отложений. Его работы дошли до нас, и многие ученые не раз говорили, что Колчак был, прежде всего, ученым, а потом уже военным. С одной из экспедиций связан драматический момент в жизни А. Колчака, но фильм об этом случае умалчивает.

    Главную партию исполнил Константин Хабенский. После многочисленных ролей актера в самых разнообразных фильмах, с удивлением воспринимается его командирский тон в «Адмирале». Не то чтобы из Хабенского получился плохой Колчак, но почему-то странно видеть, как беспрекословно ему подчиняются моряки и другие военные. Не хватает Хабенскому силы грозного русского командира, волевого запала. В этом смысле гораздо убедительнее выглядит его соратник генерал Капель, роль которого исполнил Сергей Безруков, или соперник адмирала, муж Анны Тимиревой, Сергей (Владислав Ветров). В обоих артистах помимо воли присутствует внутреннее благородство белых офицеров, которое, судя по всему, стремились передать создатели фильма. Это заметно и в манере держаться, в жестах, в мимике героев, хотя они здесь на вторых ролях.

    Если условно разделить фильм на сцены войны и мира, то когда стихает бой пушек, наступает время любви, а значит материй тонких. Офицерыадмирал колчак http://admiralfilm.ru посещают балы, общаются с друзьями и родными, ослабляют воротники своих мундиров. Красивые девушки нередко кружат голову военным. Вот и Александр Васильевич Колчак влюбляется в жену своего коллеги Анну Тимиреву. Лиза Боярская, которая выступает в роли роковой женщины, ставшей последней любовью адмирала, не выглядит ни роковой, ни последней. А ведь по фильму Колчак ради нее оставил жену и ребенка. К тому же по достоверным историческим свидетельствам, Анна Васильевна была женщиной очень образованной, умной, профессионально занималась живописью, писала стихи, интересовалась политикой, играла важную роль в светской жизни общества тех лет. Ничего этого в фильме мы не увидим. Перед нами будут блестеть глаза и губы Лизы Боярской, её многочисленные шляпки и платья будут мелькать и исчезать  в пространстве кинополотна. Но мнение об её уме и характере, к сожалению, составить нам не удастся. Даже тот факт, что Тимирева следует в Сибирь за Колчаком, а потом добровольно принимает арест, в фильме выглядит так, словно эта молодая девушка со слегка истерическими наклонностями пытается что-то кому-то доказать. Настоящая же Анна Тимирева в заявлении о реабилитации писала так: «Я была арестована в поезде адмирала Колчака и вместе с ним. Мне было тогда 26 лет, я любила его, и была с ним близка, и не могла оставить этого человека в последние дни его жизни. Вот, в сущности, и все».

    В сущности же близость героев до крайности целомудренна. И в этом достоинство фильма. Влюбленные обращаются друг к другу исключительно по имени и отчеству. Пишут письма без надежды на ответ, отвержено смотрят в глаза будущему и за два часа действия киноленты едва ли решаются на поцелуй. С одной стороны это и разочарование для зрителя и большая удача. Потому что, где ещё сегодня увидишь такое бережное отношение друг к другу?

    Супруга Колчака Софья (Анна Ковальчук), которая появляется в фильме эпизодически, выступает в своей роли гораздо красноречивее соперницы. Её фраза: «Я все пойму, держать тебя не буду» и глаза полные отчаяния и слез, целиком создают образ обманутой страдающей жены. Хотя конечно, этой семейной линии фильма не хватает завершенности, поскольку ничего больше об отношениях, сложностях и поисках выхода мы не узнаем. Так что мир в «Адмирале» краток и невыразителен.

    Война выписана эмоционально сильнее. Надо отдать должное оформлению кинокартины. Для съемок специально была построена модель колчаковского боевого корабля в натуральную величину. Все батальные сцены, происходящие в море, действительно погружают зрителя в атмосферу беспощадного боя. Но этим режиссер словно заманивает зрителя на первых минутах, а потом не предоставляет достойной по силе страха альтернативы. Даже финальные сцены в камере лишены того напряжения, которое присутствовало в начале фильма. Историческая достоверность тоже где-то затерялась. Колчака допрашивали и пытали почти больше двух недель, а только потом учинили расправу. Но это осталось за кадром.

    Скоро на телеэкраны выйдет сериал об Александре Колчаке, возможно, что он получился подробней и достоверней своего двухчасового брата.

    И хотя объять необъятное нельзя, но если уж создатели фильма обратились к такой важной и сложной странице российской истории, то могли бы и лучше продумать сценарий «Адмирала».

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Виктория, Красноярск5.11.2009 10:52 #
    Не могу почти во всём согласиться с автором статьи. Посмотрела телеверсию фильма. Признаюсь, думала, что разочаруюсь, но фильм понравился. Очень. Особенно - игра Хабенского, Безрукого и Ветрова. Создатели фильма не ставили своей задачей показать научную деятельность Колчака. Их цель - представить отрезок жизни адмирала, трагический, изобразить гибель не просто страны, а гибель благородных людей, истинных детей России. Показаны настоящие чувства героев, не просто увлечение, "романчик", а именно их душевная близость. Да, я согласна, что Боярская "не дотягивает". Но не по игре, а по внешности. На мой взгляд - но это лишь моё мнение - её лицо-это хорошенькая, очень хорошенькая мордашка.Такой тип нравится всем. А такой личности, как Колчак, вероятно, понравилась бы женщина не просто хорошенькая, а с "изюминкой". Такой и была в реальности Анна Васильевна. Но вот этого мы в фильме действительно не видим. Хотя если внимательно смотреть... Ведь она (героиня фильма) ничего от любимого не требует, сносит все унижения и лишения, только бы быть рядом. А жена требует нарядов и комфорта,жалуется на усталость от казённых вещей.Но это "ход" режисёра, а не заслуга Боярской, как актрисы. Мне кажется, нужно было поменять местами актрису-жену и актрису-возлюбленную.
    Хабенский справился с ролью адмирала превосходно. И его душевные сомнения, метания сыграл и командирский тон вполне хорош. Он изобразил благородного человека, патриота, сохранившего свою честь до конца. Подвиг Капеля просто потрясает. Игра Безрукова безупречна но потрясает именно ПОДВИГ.
    С научной точки зрения, с точки зрения историков, безусловно, есть к чему придраться, но ведь это ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение. А.Толстой писал "Петра 1" ведь тоже не как "житие", а как роман. Но мы считаем эту книгу замечательным произведением русской классики. Хотя там тоже есть исторические неточности. Если мы хотим узнать БИОГРАФИИ исторических личностей надо не фильмы художественные смотреть, а читать труды ИСТОРИКОВ.Фильм же призван вызвать интерес,ЗАДУМАТЬСЯ. И этой цели он достиг!
    Наталия, Киев21.10.2008 0:01 #
    Фильм очень понравился, кроме эпизодов с Бондарчуком (ни к чему). То, что вся глубина личности и событий не отражены в фильме, отношу к тому, что цели были другими у режиссера. Невозможно объять необъятное.
    Lord Wodstock, Москва19.10.2008 20:30 #
    Есть на свете вещи, сделанные хорошо. Ну, скажем, самолет Боинг, автомобиль Фольксваген, пиджак от Армани. Вот, кажется, и посмотренный в воскресенье после обеда фильм «Адмиралъ» скроен по отличным лекалам. В ассоциативном ряду – пафос от Никиты Михалкова и что-то неуловимое от «Титаника» - возможно перекличка временного ряда, возможно насыщенность символическими деталями. Так надолго врежется в память молебен команды корабля, скользящего над минами, усеянный трупами офицеров в черном откос, пронзительная Каппелевская атака. Свинцовый взгляд из под набрякших век Хабенского – Колчака во многом определяет восприятие героя. Так и тянет интерпретировать сцены. Революционные рабочие, отражая атаку белых на Иркутск стреляют, разрушая Рождественские ледяные скульптуры – такие чистые, такие хрупкие, такие прекрасные – как честь людей уходящей эпохи, уступающей место грядущему хаму. Тому быдло-комиссару, который за минуту до того как расстрелять глумливо проходится по личной жизни адмирала, а потом закуривает последнюю папироску из его портсигара. Фильм не оставляет впечатление трагического, хотя в нем много жестоких сцен. То ли умением сценариста, то ли замечательной актерской работой, зритель солидаризуется с мыслью – смерть неизбежна, а коли за дело и с честью – то и не страшна. Нельзя не отметить и видеоряд фильма – поезд звездно-морозной ночью прорезающий бескрайность Сибири, натурализм (возможно избыточный) батальных сцен. Трогательна и психологически верна, безотносительно к исторической фактографии линия любви Колчака и Анны. Чтобы быть с любимым, она оставляет мужа следовать далее в спокойствие Дальнего Востока, а сама выходит из поезда в Омске, но вовсе не спешит навстречу любимому адмиралу, а несколько недель до случайной встречи работает сестрой милосердия, чтобы не вышло прыжка из одной постели в другую, а произошел период ритуального очищения самоотверженностью. В фильме, что кажется нонсенсом по нынешним временам, совсем нет эротических моментов, даже очевидно сблизившись, живя в одном купе, Александр Васильевич и его возлюбленная трогательно называют друг друга на «вы» и по имени-отчеству. Итак, как в любой хорошо сделанной вещи, в фильме мы не найдем экспериментов, прорывов или потрясений. Однако гарантия – а) скучно не будет; б) в той или иной степени фильм служит нравственному очищению души; в) после него, что бывает довольно редко, приятно ощущать себя русским… :-)

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru