rss
    Версия для печати

    "Матрица здоровья", или О православных выставках Москвы и Петербурга

    Православные выставки-ярмарки, проходящие по всей стране, становятся все более популярными среди условно верующих граждан России. Условно верующими я их называю потому, что зачастую прикосновение к Православию происходит именно на выставке: и к иконе чудотворной приложиться, и меду-варений купить, и новой сумочкой-косыночкой себя не обделить.

    На сайте одной из компаний, организующих подобные ярмарки, я прочла удивительное: начинать путь к Церкви лучше всего с ярмарки. Я-то по простоте душевной полагала, что путь к Церкви лучше всего начать с посещения храма и чтения Священного Писания, но – отстала я страшно от веяний современной жизни. Красивое слово – консьюмеризм. В обществе потребления без этого никуда. И я отправилась изучать выставки-ярмарки с целью понять, каким образом они могут привести человека к Церкви.

    Москва, ВВЦ

    Отправляясь на выставку-ярмарку «Знамение Божией Матери», проходившую с 5 по 11 декабря в 69-м павильоне ВВЦ, я давала себе слово ничему не удивляться. Посещаемые мной ранее подобные выставки-ярмарки на ВВЦ наводили на не очень веселые размышления, поэтому к коммерческому душку мероприятия я была готова заранее. Но в этот раз, несмотря на данные себе самой обещания, я была удивлена сверх всякой меры. Более того: я была разгневана и буквально раздавлена увиденным. Что вызвало столь сильные и столь резкие эмоции?

    Один из прейскурантов выставки на ВВЦОдин из прейскурантов выставки на ВВЦ

    Прежде всего, православной выставкой эту торговлю назвать было можно с большой натяжкой. Из всех участников выставки православные издательства, храмы и монастыри составляли от силы 10-15 процентов. Зато больше половины выставочного павильона занимали бесконечные ряды турецких дубленок и шуб из греческой клеточной норки. После закрытия торговли на Черкизовском рынке и в Лужниках продавцы с успехом осваивают пространство православных выставок. Честно говоря, еще летние выставки-ярмарки, проводимые на ВВЦ, выглядели приличнее. Там было представлено больше храмов и монастырей, было больше православной литературы и икон. На этой же выставке издательств было не много, а те, что были, не особо радовали разнообразием ассортимента и ценовой политикой. К примеру, издательство «Отчий дом» предлагало свои книги с наценкой в 15-20 процентов от цены в любом магазине православной литературы. Но вовсе не ценовая политика издательств удивляла меня на этой выставке.

    К иконе из неизвестного храма автору предложили приложиться за 100 рублейК иконе из неизвестного храма автору предложили приложиться за 100 рублей

    Меня поражал рыночный, вернее сказать – базарный дух, который присутствовал практически во всем. Те немногие стенды, которые были отданы не торговцам шубами, а монастырям и храмам, пестрели прейскурантами на услуги: неусыпаемая Псалтирь – столько-то, сорокоуст – столько-то, об убиенных в утробе младенцах – столько-то… Прейскуранты были очень разнообразны и предлагали решить сразу все проблемы: жилищные, служебные, личные, семейные, избавить от пьянства, игромании, наркомании, блудных страстей и прочая, и прочая. Народ на это дело шел бойко. Благообразные тетушки записывали имена в толстые тетрадки, брали деньги, и дальше начинались внушения: «А зачем Вы только на год сорокоуст заказали? Закажите вечный, ну да, дороже, зато Вашей бабушке Царство Небесное навечно гарантировано!». Кто же по доброй воле откажет в лишних нескольких сотнях рублей, чтобы бабушка после смерти упокоилась с миром? Платили без лишних рассуждений.

    На выставке предлагали кашемир из МонголииНа выставке предлагали кашемир из Монголии

    К стендам зазывали бойко, не хуже, чем на базаре. «Сестра, заказывайте акафисты и сорокоусты у нас! У нас лучше!». «Красавица, закажи молебен Петру и Февронии, муж хороший будет!». «Матушка, прикладывайтесь к иконе, она чудотворная!».

    Когда я подошла поближе, чтобы рассмотреть икону (с детских лет увлекаюсь историей русской иконописи), то улыбчивая женщина огорошила меня известием, что приложиться к этой иконе стоит 100 рублей. На мой вопрос, почему вдруг прикладываться к иконам стало «платной услугой», не ответила. На вопрос, из какого монастыря какой епархии эта икона, не ответила также. На мою попытку сфотографировать стенд пригрозила позвать охранников.

    Вообще, сделать нормальные фотографии мне не удалось. Продавцы (иначе я их назвать не могу) при виде фотоаппарата почему-то начинали нервничать и грозили разбить его. Все же несколько снимков я щелкнула мобильником, буквально из-под полы пальто – они отвратительного качества, но по ним можно судить, была ли эта выставка православной.

    Тут же торгуют узбекским шелкомТут же торгуют узбекским шелком

    Реклама московских выставок-ярмарок, который слышит каждый житель столицы, ездящий в метро, гласит, что на выставке можно будет приобрести продукцию православных монастырей и изделия народных промыслов. Все это хорошо, но вот какое отношение узбекский шелк или кашемир из Монголии имеют к Православию? У меня нет вопросов, уместны ли на таких выставках ярославский лен, шуйская бязь или новгородская береста, – понятно, что уместны. Но когда гражданин Индии, в обычные дни торгующий бусами в гостинице «Севастополь», продает эти же бусы на православной выставке, я хотела бы знать, зачем он тут находится. Давайте все же определимся, православная это выставка или нет. Не стоит обвинять меня в ксенофобии. Я не против узбекских шелков или индийских бус. Я всего лишь спрашиваю: а разве их производят в православных монастырях?

    На фоне подобного уже как-то мелочно обращать внимание на бойкую торговлю белорусскими колбасами в самый разгар Рождественского поста или на ценники меда, которым позавидовала бы «Азбука вкуса». Что это мы, право слово, придираемся.

    "Матрица здоровья" предлагала диагностику биополя

    Однако торговля всем – от поминовения убиенных в утробе младенцев до белорусской колбасы – это еще полбеды. Конечно, общий дух ярмарки жестоко реконструирует «Праздник святого Йоргена», но есть куда большая опасность.

    Оккультизм на этой выставке цвел пышным цветом. За 200 рублей центр «Матрица здоровья» предлагал сделать диагностику биополя, чтобы дальше вы могли бы получить соответствующее лечение у биоэнергетика. Их соседи, центр «Натурал калм», продавал путь исцеления через учения йогов и мастеров аюрведы. На стенде с надписью «Живая вода» народу за деньги предлагалось испить энергетически заряженной воды, с помощью которой открывались чакры и чуть ли ни третий глаз. Вечные «Доктор Нона» и «Тенториум» были тут же.

    Стенд Стенд "Живая вода" пользовался популярностью

    Вот это переполнило чашу моего терпения, и я отправилась искать оргкомитет. В оргкомитете со мной разговаривать отказались. Как и следовало ожидать. Уже вернувшись домой, я нашла все же информацию об организаторах. Это ООО «МВФК-ВВЦ». Контактные данные представлены мобильным телефоном и почтой на сервере mail.ru. Зато утверждается, что данная выставка-ярмарка проводилась по благословению Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации. Интересно, известно ли об этом Синодальному отделу? А если известно, то почему подобное вообще возможно?

    Уже на выходе с выставки бойко раздавали флаеры, приглашающие на следующую, посвященную празднику Крещения. Представляю, что там будет твориться…

    Петербург, ВЦ Северо-Запад

    Главное отличие петербургской Зимней православной выставки (14-18 декабря 2011) от выставок на ВВЦ в том, что она, в первую очередь, именно выставка. Здесь тщательно продумана программа – как духовно-образовательная, так и культурная. На протяжении всей выставки шла неделя православного кино, и посетители могли увидеть весьма интересные документальные фильмы, а в один из дней встретиться с создателями фильма «Раскол» режиссером Николаем Досталем и сценаристом Михаилом Кураевым.

    Была отлично подготовленная Миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии презентационная программа «Под маской Православия». Была встреча со Станиславом Ковтуном, бывшим свидетелем Иеговы, написавшим книгу «Свидетели Иеговы: некуда идти». Была встреча с православным священником из Кении и очень трогательный сбор нательных крестиков для наших кенийских братьев во Христе. Были встречи со священниками Олегом Стеняевым и Александром Ториком.

    На малой выставочной сцене проходили презентации новых книг, встречи с писателями. Здесь же выступали исполнительницы духовных стихов Полина Терентьева и Анастасия Морева, гусляр Алексей Цыганов.

    Исполнительница духовных стихов Полина ТерентьеваИсполнительница духовных стихов Полина Терентьева

    Были особые программы для детей - спектакль «Волк в мешке» по сказке В.И. Даля, выступление детских фольклорных ансамбля. На протяжении всей выставки работала детская комната, где с детьми занимались педагоги, чтобы родители в это время могли спокойно ходить по выставке.

    И самое главное – у выставки был духовный центр. Привезенная из Батуринского Николо-Крупицкого монастыря (Черниговская область, Украина), известная еще с XIII века чудотворная икона святителя Николая стала таким центром. Нужно было видеть искреннее благоговение людей, подходящих поклониться святыне, возле которой служились молебны. Иной дух присутствовал тут, совсем не тот, как на ВВЦ, и это очень радовало.

    Чудотворная икона святителя Николая ЧудотворцаЧудотворная икона святителя Николая Чудотворца

    Главный принцип Зимней православной выставки в Санкт-Петербурге: на первом этаже выставочного центра, в Мраморном зале, были представлены только храмы и монастыри. Все частные предприниматели занимали второй этаж. Такое разделение не давало выставке превратиться в базар. Охрану выставки несли казаки из Казачьего отдела Санкт-Петербургской епархии, совсем не похожие на криминального вида охранников выставок на ВВЦ.

    Перед святыней постоянно совершались молебныПеред святыней постоянно совершались молебны

    Подлинность монастырей и приходов еще во время подготовки к выставке тщательно проверял Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии, за что его сотрудника низкий поклон. Организатор Зимней выставки – выставочное объединение «Духовное наследие». Его руководитель Игорь Валерьевич Матвеев – глубоко верующий человек, настоящий энтузиаст своего дела. Он-то и дал мне понять, что православная выставка-ярмарка вполне может быть благочестивой, духовно полезной и некоммерческой по духу. При одном условии: если организаторы не ставят своей целью наживу. 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Галина, Москва10.02.2012 11:15 #
    Наконец-то! Полностью поддерживаю. Столица давно потеряла свое лицо, более того - понятно отторжение
    жителей других городов - алчность и примитив. Я была месяц назад на Украине - Киев, Почаев, Чернигов - была потрясена тем, что увидела и ощутила. Казалось бы, на фоне происходящего у них уже многие годы хаоса и беспредела - глубокая, спокойная, настоящая вера. 1-го января на ранней литургии в Киево-Печерской Лавре было много народу, что называется, все свои, родители с детьми, абсолютно спокойно, видно, что для них это в порядке вещей - причаститься 1 января. Слава Богу, жив дух православия! И так везде, где мы были. В самые праздники. В Ионинском, который достаточно далеко отстоит от мегополиса - на литургии много народу, опять - родители (оба) с детьми, все нарядны и спокойны. Остается только вздохнуть.
    Елена Костандис, Москва11.01.2012 5:00 #
    Ася, Вы абсолютно правы - все зависит от организаторов. Именно к ним вопросы.
    Ася, ярославль8.01.2012 23:19 #
    те, кто продают узбекский шелк, бусы, кашемир из Монголии и тд. им просто и в голову не может прийти, что они, со своим товаром, просто не актуальны на православной выставке. У этих продавцов, есть список выставок-ярмарок, куда они приезжают и зарабатывают деньги, а что они там будут продавать их даже не спрашивают, главное - что бы заплатили аренду. Ну и конечно: что могут ответить администраторы выставки или продавцы не актуального товара? ни-че-го! им сказали, они делают. Я сама звонила, и не раз, на подобную ярмарку (в качестве участника) что бы принять участие, на все мои вопросы, был один ответ: "заплатите аренду и приезжайте", т.е их даже не волновало, что именно я буду продавать, хоть черта лысого.. а аренда мама не горюй :( печально все это.
    все зависит от того , какие цели ставит для себя организатор
    Елена Костандис, Москва27.12.2011 12:18 #
    Спаси Господи, отец Серафим! Благодать от этой святыни, Вы правы.
    игумен Серафим, Словакия26.12.2011 21:06 #
    чудотворная икона святителя Николая - Бог сподобил меня уже раза два поклониться етой иконе, чувства не передаёш, надо пережить..
    Владимир, сАНКТ-пЕТЕРБУРГ22.12.2011 20:28 #
    К сожалению торговля и православная торговля мало чем отличаются. Конкурентная борьба, за рынки (не только продуктовые) и сферы влияния ( деление на своих и чужих) охватывает все стороны нашей жизни.
    Вообщето Богу богово, а кесарю кесарево .
    Сергей Ан Решетников, город Дедовск21.12.2011 11:42 #
    В городе Москве на Православных выставках-ярмарках представлял Храм Святого Великомученика Димитрия Солуньского Полтавская Епархия УПЦ МП, и мы привозили Копию Плащаницы и Икону Святого Великомученика и целителя Пантелиимона, но с весны 2011 года больше не выезжаем на выставки с Копией Плащаницы, вот как раз из-за того что зачастую подходишь спрашиваешь у некоторых Храмов благословение, а тебя посылают к организаторам выставки. Что уже само по себе ставит под сомнение многих участников выставки в городе Москве, или еще лучше бывало, подходят люди к Копии Плащаницы и спрашивают: а Вы не секта? вот так и гонят тех кто пытается об Истине говорить, а не материальные деньги отбирать у людей разными способами

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru