rss
    Версия для печати

    Сальвадор Дали: сюрреалист и христианин? (ч.1)

    Вооруженное ограбление музея в Нидерландах - похитили гуашевую "Юность" Сальвадора Дали. Печальный факт вновь сделал непревзойденного эксцентрика и его творчество центром общественного внимания. Видимо, полотна великого сюрреалиста повторяют его витиеватую судьбу, в которой даже вопросы веры решались чисто «сюрреалистическим» путем.

    Сальвадор Дали. Авторпортрет с рафаэлевской шеей. Ок. 1920-21 гг
    Вишенные хвостики в трухлявой двери

                «Нормальность ставит меня в тупик» - утверждал Сальвадор Дали. Оригинальность и склонность в постоянным чудачествам были  в его характере.  Еще в детстве он изобразил тремя красками и без использования кисти  натюрморт с пригоршней вишен. Вместо холста юным художником была избрана старая дверь. Увидев творение мастера, родственники и друзья были изумлены. Кто-то заметил, что у вишен не хватает хвостиков, о которых Дали в самом деле забыл. Ничуть не смутившись, Сальвадор принялся быстро есть вишни, служившие ему натурой, а их черенки прикреплять к нарисованным.  Вместо древоточцев, вылезавших сквозь слой краски из трухлявой двери, он посадил на "холст" червей из настоящих вишен. Зрители были в восторге.

                "Страсть противоречить" была другой чертой натуры художника. С модернистским искусством Дали познакомился в двенадцать лет, на каникулах в городе Кадакесе. В 1921 году, когда ему было семнадцать, Сальвадор поступает в Академию художеств Сан-Фернандо в Мадриде, но не оканчивает ее. Его исключают после того, как он публично отказался сдавать экзамены «тем, кто  знает неизмеримо меньше, почти ничего не смыслит и вовсе ничего не умеет».

                Дали меняет одних учителей на других, в том же году (1926-ом) в Париже знакомится с Пабло Пикассо, которого будет считать свои вторым отцом. Дали экспериментирует с кубизмом и дадаизмом, наконец примыкает к группе сюрреалистов, возглавляемой ее основателем и идеологом Андре Бретоном.

    Справка: Дадаизм - модернитское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино, возникшее как реакция на последствия Первую мировую войну. Война показала бессмысленность существования. Виновниками ее был назван рацинализм и логика. Поэтому нужно разрушить современную культуру через разложение искусства. Отрицались нормы и каноны. Дадаистам свойственна иррациональность, цинизм, разочарованность.

     

    Сальвадор Дали. Искушение святого Антония. 1946 г.
     
    "Сюрреализм - это я!"

                Сюрреализм (surrealisme - с французского - "сверхреальность") вытек из дадаизма, но был более философски обоснован. Это не просто течение в искусстве, это направление мысли. На него повлиял иррационализм Ницше и теория психоанализа Фрейда. Художники искали подлинное бытие, которое, как писал Бретон в Первом манифесте сюрреализма, обретается прорывом свободы сквозь современную цивилизацию, сквозь рационализм, сквозь моральные и эстетические нормы. Зонами подлинной свободы приверженцы этого течения считали детство - бессознательный возраст, сон и интуицию, то есть то, над чем не властен разум. Сюрреалисты зарисовывали свои сны, галлюцинации, использовали метод автоматизма, доставшийся им в наследство от дадаистов - не контролируемое рассудком написание текстов. Чтобы достичь глубин подсознательного, работали под воздействием гипноза, алкоголя и наркотиков. Подлинное бытие пытались найти в бессознательной жизни человека, которая, по Фрейду, не имела ничего общего с моралью и "вечными ценностями", поэтому их сюрреалисты не брали их в расчет.

                Дали называл себя "сюрреалистом до мозга костей". В одном интервью на вопрос о том, что такое сюрреализм, художник ответил: "Сюрреализм - это я!" И эта фраза стала знаменитой. Действительно, Дали не только писал сюрреалистические картины, создавал сюрреалистические фильмы или театральные постановки, но и жил по-сюрреалистически. Все, что он ни делал, все подрывало устои и поражало. Начиная с живописи, оканчивая неповторимыми "далианскими" усами - "заостренные на концах и обращенные к небу", они были были придуманы Дали в оппозицию опушенным вниз усам Ницше. 

                Мастер не знал меры, терпеть не мог серединное, во все стремился доходить до крайностей. Даже восставшие против нормальности сюрреалисты не всегда понимали его. Если нужно было грешить и падать в самые глубины ада, Дали падал - падал в некрофилию, в содомию, в садизм, в прочие гадости. Никто не имел права стеснять его свободы в этом "свободном падении". Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова), супруга Дали и верный помощник во всех его, мягко говоря, чудачествах, предупреждала его, что и среди сюрреалистов он будет стеснен теми же запретами, что и везде. Порвал с группой сюрреалистов Дали как раз из-за впадения в две крайности - параноидальную одержимость Гитлером (художник был обвинен в гитлеризме, хотя сам утверждал, что все его творчество абсолюно аполитично) и обращение к католической вере.

     

    Сальвадор Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1949г.Двузубая вилка

     

    - Первый из моих наставников, дон Этебан Трайтер, целый год повторял мне, что Бога нет, - свидетельсвует Дали в "Дневнике одного гения".

                Потом учитель прибавлял, что религия - чисто женское занятие. Эта идея поразила юного Сальвадора своей истинностью: в семье Дали  в церковь ходили одни женщины, а его отец считал себя свободным мыслителем и отказывался это делать. В библиотеке отца будущий художник находил только книги атеистичекого толка, и рано убедился в том, что Бога нет.

                Первым, что подтолкнуло Дали усомниться в несуществовании Бога, как это ни парадоксально, были книги Ницше.

    - Впервые открыв Ницше, - пишет художник, - я был глубоко шокирован. Черным по белому  он  нагло заявлял: "Бог умер!" Каково! Не успел я свыкнуться с мыслью, что Бога  вообще не существует, как кто-то приглашает меня присутствовать на его похоронах!  У меня стали зарождаться  первые  подозрения.

                Дали был восхищен личностью Заратустры, но со свойственной ему чрезмерной самоуверенностью признавался в дневнике, что уже перерос его. Однако Ницше сыграл значительную роль в обращении художника - он пробудил в Дали мысли о Боге. И это было начало.

    - Самым важным для меня тогда было как можно больше нагрешить, - пишет Дали в "Дневнике" о первом времени после прихода к сюрреализму, - хотя уже в  тот  момент  я  был  совершенно очарован  поэмами  о  Святом  Иоанне  Крестителе,  которые   знал   лишь   по восторженным декламациям Гарсиа Лорки. Но я уже предчувствовал, что  настанет день, и мне придется решать  для  себя  вопрос  о  религии.  Подобно  Святому Августину, который, предаваясь распутству и оргиям, молил Бога  даровать  ему Веру, я взывал к Небесам, добавляя при этом: "Но только не сейчас. Ну что нам стоит  подождать  еще  немного..."

                Сальвадор Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950 г.Стремление впадать в крайности и "страсть противоречить", можно сказать, привели его к вере. Крайность, противоположная греху, -добродетель. Крайность, противоположная богохульству, - вера в Бога.  В группе сюрреалистов допускалось изображать садизм, но религиозные сюжеты, если  в них нет богохульства, были под запретом.

    - Просто   грезить   о рафаэлевской мадонне, не имея в виду никакого богохульства, - об  этом  нельзя было даже заикаться, - пишет Дали.                  

                Почему бы и не противоречить тем, которые всему противоречат? Почему не стать оппонентом сюрреалистов? Мастер никогда не чувствовал к ним особой привязанности. В 1936 году он порвал с группой, но сюрреалистом остался.

                В октябре 1950 года на лекции в Барселоне Дали заявил, что католический мистицизм - его новое творческое и жизненное кредо. Он предложил всем художникам обратить свой взгляд вспять, к традициям Веласкеса и Сурбарана (оба - испанские художники первой половины XVII века). Художник показал слайд "Мадонны Порт-Льигата", написанной в 1949 году. Что свойственно Дали, она была написана с его супруги, но живопись близка к традициям Возрождения. Затем, в сюрреалистичекой манере, художник достал двузубую вилку и, указав на один зуб, сказал публике, что он означает Дали двадцатых годов, бунтаря и богохульника, а другой зуб - нынешнего Дали - католика и мистика.

                Позже в "Дневнике одного гения" Дали напишет, что обретение веры в Бога не было следствием его ницшеанской "воли к власти". Думается, это было призванием.

    Продолжение следует...

    Иллюстрации www.sdali.ru

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru