rss
    Версия для печати

    Православная Финляндия: Хельсинки (Ч.2)

    Только что вышедшему из здания вокзала путешественнику Хельсинки может показаться очень светским городом - но над пейзажем столицы доминируют очертания церквей и соборов...
    Прежде всего это «наскальная» архитектура финской неоромантики - с вершины уже упоминавшегося холма Каллио еще дальше ввысь уходит колокольня гигантской, тяжеловесной, чуть ли не цельногранитной лютеранской базилики. Видно почти отовсюду, а улица Силтасааренкату как раз напрямую круто к ней поднимается, и для восходящего путника получается вроде как величественно - можно почувствовать себя ибсеновским Брандом. Что ж, в городе есть еще и православный Успенский собор, крупнейший в Западной и Северной Европе, и он тоже построен на высокой скале. Чтобы выйти к нему, пришлось пройти на восток к морю через сеть переулков и спуститься на юг по набережной с несколько неблагозвучным для русского уха названием Похйойсранта (Pohjoisranta), что означает всего лишь «Северный берег». Смотрящие на море здания с изящными башенками на углах очень красивы - модерновый эклектизм замка и сказочного дворца. У пристани прогулочные парусные яхты соседствуют с ледоколами «Богатырь» и «Медведь», а машины в старом приморском районе проезжают по тем же мостовым, что и кареты в конце XIX века. Почему-то вспомнился Копенгаген - какая-то уже не скандинавская пестрота и легкость. А вот и величественный краснокирпичный собор, построенный по проекту академика А. М. Горностаева в псевдовизантийском стиле в 1862-1868 гг. Он словно вырастает из своего скального основания, о который разбиваются морские волны. Собор увенчан не полусферическим куполом, как близлежащий лютеранский кафедральный собор на Сенатской площади (или Исаакиевский, Казанский соборы - все они влиянию собора св. Петра в Риме подвержены), а традиционным русским «шатром» с небольшой «луковкой» наверху, хотя он и покоится на подобающем куполу барабане. Проводятся только всенощные по субботам и литургии по воскресеньям - нормальный распорядок для финского православного прихода. Внутри - четыре огромных колонны, каждая из цельной гранитной глыбы, поддерживают своды храма, богато украшенные орнаментом и церковнославянскими цитатами из Евангелия. Уходящий в бесконечную высь купол расписан под звездное небо. Главная святыня храма - икона Божией Матери «Козельщанская». Рядом с ней стоит табличка с текстом молитвы этой иконе. Конечно, большую часть времени собор является просто достопримечательностью и музеем, и у этого есть свои опасности: в августе 2007 года из собора была среди бела дня украдена икона св. Николая Чудотворца, и она не найдена до сих пор.

     Традиция строить большие храмы на возвышении продолжается и в случае с лютеранским кафедральным собором на Сенатской площади, только здесь мы видим искусственный ступенчатый постамент. Собор является центром классицистического архитектурного ансамбля, построенного К. Л. Энгелем в ходе работ по изменению облика города в 1814-1820 гг. - все же Хельсинки стал тогда новой столицей Великого Княжества Финляндского, и ему подобали изменения. В ансамбль входят, среди прочих, также нынешний президентский дворец и здания Хельсинкского университета. А в тени собора еле заметна старейшая православная церковь города - храм Святой Троицы. В нем до сих пор проводятся службы не только на финском, но и на церковнославянском. Также в ведении ФПЦ находятся церковь пророка Илии на православном кладбище в западной части города и домашняя церковь подворья епископа Хельсинкского Амвросия, в последней проводятся службы еще и на шведском, английском и румынском. Но есть в Хельсинки и русский православный Свято-Никольский приход, подчиняющийся Московской Патриархии, объединяющий около 1500 прихожан и два храма, св. Николая и блаженной Ксении Петербургской. Так как русская эмиграция в столичный регион продолжается, то число прихожан постоянно увеличивается. Приход и был создан в 1926 русскими эмигрантами в связи с переходом Финской Православной Церкви на новый календарный стиль и ее отделением от Московской Патриархии. Сами русские, переехавшие в Финляндию, признают, что делятся на две группы: одни стремятся полностью слиться с новой средой, переходят на финский язык, никогда слова хорошего не скажут про страну, которую покинули, а другие наоборот, только сильнее ощущают себя русскими и не собираются от этого отказываться, начинают использовать ранее не замечавшиеся за ними атрибуты русскости, а те из них, кто раньше не был воцерковлен, приходят в Церковь. Разумеется, Русскую Православную.

    Финские же православные, как становится ясно из разговоров с ними и из чтения местных соответствующих изданий, организовали свою деятельность очень неплохо. Есть кружки знакомства с православием и изучения Библии в данной традиции, есть просто регулярные собрания верующих, есть отделение Международного Православного Общества (International Orthodox Community), проводящее ежемесячные англоязычные встречи и богослужения. В Успенском соборе существует даже кружок для детей, в котором их знакомят с литургическим богослужением и учат правильно готовиться к Таинству Причащения. Из Хельсинки координируется деятельность главного заграничного проекта ФПЦ - православной миссии в Кении. Как и в Карельской епархии, в Хельсинкской тоже несколько приходов сообща выпускают свое издание, и даже не газету, а иллюстрированный журнал Analogi («Аналой»), выходящий раз в два месяца и содержащий массу ценных советов по духовной жизни, экскурсов в историю церковной музыки и монашеских подвигов, послания высших иерархов ФПЦ, а также расписания богослужений и событий для каждого храма всех выпускающих приходов. В этом журнале читаем, что ФПЦ приняла новую программу развития до 2020 года, названную «Ищущая церковь» (Etsivä kirkko) - во главу угла в ней поставлено развитие представляющих Церковь СМИ, особенно в финском Интернете, где православие представлено еще очень слабо. В проектах даже трансляции богослужений по сети и дистанционное обучение основам веры. Один из местных верующих, студент богословия и продавец православного магазина "Lampukka" («Лампада») Тимо Хаависто заявляет: «Финская Православная Церковь еще очень молода, мы в меньшинстве, но мы гордимся тем, что мы православные». Еще бы не гордиться: в финской лютеранской церкви уже обсуждается возможность регистрации однополых браков, а обмирщение церкви там такое, что трудно сказать, сколько прихожан она потеряла за прошлый год. Около 350 тысяч - многие из которых перешли в православие.

    Прощаясь с Хельсинки, лучше всего еще раз пройтись по портовому району. Как раз у пристани рядом с Успенским собором лежит рыночная площадь - на ней расположились прежде всего продавцы сувениров с финской символикой. Все что душе угодно, от брелков до мухобоек, сделанное вручную из дерева и оленьего рога. Здесь же, прямо как в Японии, рыбаки продают только что выловленную рыбу. Еще одно воплощение современного интернационального Хельсинки: чернокожий уличный аккордеонист играет финское танго. Оно хоть и не такое страстное, как аргентинское, но не менее любимо народом и тоже является национальным явлением. Потом хорошо спуститься на юг, оставляя слева пришвартованные огромные лайнеры «Силья Лайн» и «Викинг Лайн» (их причалы даже специально на картах обозначены) и просто вдыхать морской ветер. Августовское солнце еще греет, кое-где в Хельсинки есть даже пляжи. А на самой южной оконечности города и полуострова, в престижном жилом районе, будет большой парк Кайвопуисто, где можно просто гулять часами - или сидеть и разговаривать на лавочках, каждая из которых украшена глубокомысленной цитатой из какого-нибудь современного финского поэта. А когда будет уже подходить время отъезда, возвращаться в центр, к вокзалу теми же улочками - к пяти часам здесь уже почти все закрывается, поэтому стоит поторопиться, если где-то что-то не успели купить и посмотреть - и обнаружить еще один большой парк, Клууви, прямо у железнодорожных путей, и смотреть в сгущающихся сумерках, как мимо пролетают велосипедисты, пенсионеры играют двое на двое в теннис, а чайки устраивают очередное сражение с голубями из-за нескольких брошенных им крошек. И затем отбыть назад, в Москву.

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Руслана, Москва29.10.2008 13:24 #
    Хорошая статья.Успенский православный собор, (говорят местные жители), на несколько метров выше над уровнем моря, чем Лютеранский. Хотя с Силии лайн, когда отплываешь от города, это незаметно.---))))
    Peter Genis, Washington26.09.2008 6:27 #
    В Хельсинки есть два прихода Русской Православной Церкви - Св. Николая на кладбище (не очень далеко от старого православного кладбища, где приход Финской Православной Церкви) и Покрова Божией Матери в Мункиниеми. Храм св. Ксении - ето только домовая церковь, на востоке города, почти что в пригороде.

    Стараниями духовенства, город Хельсинки выделил участок земли для постройки просторного храма и иных заведений (приходского зала, например). Из-за нехватки средств, к сожалению, строительство нового храма еще не начато.
    Peter Genis, Washington24.09.2008 5:36 #
    Собор на Сенаторин кату - бывшая православная церковь, переделанная в лютеранскую после революции 1917 года. Перед ней установлен (восстановленный) памятник Александру II, поставлен еще в мирное царское время.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru