rss
    Версия для печати

    Идти вперёд, потому что страшно…

    Сегодня, в день третьей годовщины преставления Святейшего Патриарха Алексия, хочется вспомнить об одном из важнейших деяний его патриаршества – канонизации в августе 2000 года Собора новомучеников и исповедников Российских.

    К сожалению, у нас до сих пор не сложился культ новомучеников: мы привыкли обращаться с молитвами к традиционным, широко известным святым. И, возможно, психологически трудно себе представить, что прославленные подвижники благочестия двадцатого века, которых знали десятки тысяч, да и сегодня помнят сотни людей, имеют не меньшую благодать врачевать наши душевные раны.

    Среди тысячи с лишним новых святых, пострадавших от безбожной власти, был священномученик Илия Громогласов (1869-1937). День его памяти Церковь отмечает сегодня. Святой Илия – один из новомучеников, чья биография связана с Московским университетом. Его судьба – не только мученическая смерть, но и вся жизнь, – яркий пример того, как нужно, выражаясь известными словами Солженицына, жить не по лжи. Пример, исключительно актуальный и сегодня, спустя семь с лишним десятилетий со дня окончания его земного пути.

    Илья Михайлович ГромогласовИлья Михайлович Громогласов

    Илья Михайлович Громогласов происходил (о чём свидетельствует и его церковная фамилия) из духовного сословия: он родился в семье небогатого сельского дьякона Тамбовской губернии. Получив блестящее церковное образование (Шацкое духовное училище, Тамбовскую духовную семинарию, Московскую духовную академию), он не собирался быть священником. С 1893 по 1911 год он преподавал в Академии, последние годы был профессором кафедры истории русского раскола.

    Илью Михайловича можно было отнести к типичной на рубеже XIX – XX веков категории либеральных верующих интеллигентов. Так, например, в 1906 году, во время первой русской революции, он написал и опубликовал несколько статей, в которых обвинял в бездушии архиепископа Антония (Храповицкого), выступавшего против амнистии участников антиправительственных акций. Критиковал Громогласов и систему духовного образования. Через несколько лет, когда его выдвигали на должность профессора церковного права МДА, ректор Академии епископ Феодор (Поздеевский) обвинил соискателя в «политической неблагонадёжности по отношению к царскому самодержавию и во вредном влиянии на академию».

    За свои прогрессивные взгляды Илья Михайлович был уволен из Духовной академии и вскоре стал работать в Императорском Московском университете приват-доцентом кафедры церковного права юридического факультета. После Февральской революции 1917 года Громогласова восстановили в должности профессора Духовной академии, и несколько лет он совмещал преподавательскую работу в этих двух учебных заведениях.

    Когда в августе 1917 года открылся Поместный собор Русской Православной Церкви, профессор Громогласов стал одним из его участников от мирян. В день октябрьского переворота, 25 октября 1917 года, во время дискуссии о восстановлении патриаршества он выступил с речью, в которойутверждал, что полномочия патриарха отличаются от канонических прав первого епископа среди равных, и поэтому нет догматических и канонических оснований для восстановления патриаршества. Кроме того, Илья Михайлович опасался, что институт патриаршества в новых социально-политических условиях, в которых оказалась Россия, приведёт к культу личности и деспотизму патриарха, которого некому будет сдерживать после свержения монархии.

    Но, как известно, большинство делегатов Собора проголосовали за восстановление патриаршества. Но опасения профессора Громогласова не подтвердились. К тому же у него сложились очень тёплые отношения с избранным на Соборе Святейшим Патриархом Тихоном. Впрочем, и с ним он неоднократно спорил. Вот один пример. В ноябре 1918 года первосвятитель выступил с воззванием против большевиков, не называя их большевиками, но просто безумцами, и угрожал им отлучением от Церкви. Илья Михайлович призвал Патриарха не ограничиться риторикой, пусть даже и такой жёсткой. Как юрист и специалист по церковному праву, он утверждал, что отлучение действительно лишь тогда, когда наложено на конкретного человека. Он убеждал Поместный собор подкрепить общие слова Патриарха отлучением от Церкви конкретных людей: в первую очередь, Ленина, который формально, по факту крещения, был православным. «Горе нам, если слово отлучения повиснет в воздухе, не наполненное реальным содержанием!», – восклицал Громогласов. – «… у Церкви нет другого, более сильного оружия, чем отлучение. Это – дело великое, но и последнее, что есть у Церкви, кроме надежды на беспредельную милость Божию». Но Собор так и не принял по этому вопросу конкретного решения.

    Протоиерей Илия ГромогласовПротоиерей Илия Громогласов

    На Поместном соборе Илья Михайлович выступал ещё не раз. Так, например, он предложил восстановить в Русской Церкви древний институт диаконисс, но обсуждение этого вопроса не состоялось: большевики разогнали Собор. Кроме того, он предлагал частично использовать в богослужениях русский язык, участвовать мирянам в церковном суде, выступил за введение молитвы о мёртворождённых детях.

    В июле 1921 года под давлением новых властей профессор Громогласов был уволен из Московского университета. И он решается на мужественный шаг – принять священство. Он мог принять сан ещё по окончании семинарии, но не захотел из-за несогласия со многими аспектами церковной политики. Теперь, когда стало ясно, что путь священника в новых условиях только один – на Голгофу, Илья Михайлович не мог оставаться в стороне. У него был не только крепкий, боевой характер, но и представления о чести и порядочности, характерные для настоящего русского интеллигента: при опасности идти вперёд – именно потому, что страшно, именно потому, что можно погибнуть.

    18 февраля 1922 года Святейший Патриарх Тихон рукоположил Громогласова в сан диакона, а через два дня – в сан иерея. Отец Илия стал служить в храме священномученика Антипы в столице. Всего через месяц, 22 марта, начался крестный путь будущего священномученика: его арестовали – как противника изъятия церковных ценностей из храма Христа Спасителя. Приговор был – полтора года заключения, после которого иерей Илия служил настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах. 8 марта 1924 года последовал новый арест и ссылка на три года в Сургут. Не иначе как чудом можно считать участие священника в похоронах Патриарха Тихона. В речи над гробом усопшего священник, по сути, первым предсказал его канонизацию: « Мы верим и знаем, что он, как непостыдный делатель Церкви, будет стоять пред престолом Всевышнего и ходатайствовать воздыханиями неизглаголанными о Церкви Русской, ангелом которой он был среди нас. И мы верим, что Господь смилуется над Русской Православной Церковью по молитвам Святейшего отца нашего Патриарха Тихона…».

    Протоиерей Илия Громогласов. Сургут, ссылкаПротоиерей Илия Громогласов. Сургут, ссылка

    После возвращения из ссылки опальному батюшке запретили жить в крупных городах. Отец Илия выбрал Тверь, служил в храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». 3 ноября 1937 года больного 68-летнего священника снова арестовали. Обвинение было стандартным – участие в контрреволюционной фашистско-монархической организации и подготовке диверсионных актов. Виновным он себя не признал, на допросах и под пытками не оговорил ни одного человека. 2 декабря тройка НКВД приговорила отца Илию Громогласова к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в день праздника Введения Пресвятой Богородицы. Похоронили его в общей могиле.

    Спустя шестьдесят два года, в сентябре 1999 года, священномученик Илия был прославлен как местночтимый святой Тверской епархии, а в августе 2000 года – в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

    ***

    У каждого из нас есть любимые святые, к которым с особой теплотой обращаешься в молитвах. Святой священномученик Илия Громогласов близок и дорог мне не только тем, что принадлежал к профессорско-преподавательской корпорации Московского университета. Он – святой покровитель моего младшего сына Ильи, а значит – молитвенник и заступник всей нашей семьи. 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Миxаил, Москва6.12.2011 15:19 #
    "К сожалению, у нас до сих пор не сложился культ новомучеников: " Как странно, что в университетском издании повторяются расхожие штампы! Причем даже без попытки понять ситуацию ("Психологически трудно представить" это какой-то детский лепет. До осмысления реальности тут далеко) И даже сама лексика более чем странная. Во-первых, культ - так в атеистические времена говорили. Во-вторых, что значит "не сложился"? Практически всегда в истории Церкви почитание предшествовало прославлению. В истории XX века мы такого не имеем. Сначала произошло прославление, почти исключительно по факту подвига. Так почему почитание должно складываться? Само собой? С уважением, Михаил.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru