rss
    Версия для печати

    Что позволено Быкову, не позволено Церкви?

    Прозаик Дмитрий Быков решил открыть православным глаза на их собственную Церковь. Не будем утомлять читателя подробным изложением его очередных тезисов, а попробуем ответить лишь на одно утверждение Быкова, которое представляет собой главное обвинение в адрес православных со стороны части их критиков.

    «На Украине церковные иерархи вступились за арестованную Юлию Тимошенко, выражали даже готовность взять ее на поруки; где в России голос хоть одного православного священника, который бы гласно, публично высказался о резонансном процессе и предложил смягчить участь обвиняемых? Не о Ходорковском речь, хотя поведение судей и обвинителей в этом процессе бесконечно далеко от христианских идеалов».

    Эта прекрасная цитата показывает и меру компетенции писателя Быкова в проблемах Православия на Украине, и стремление части российских либералов заставить Церковь встать в их стройные ряды с лозунгом «свободу Ходорковскому».  

    Говоря о Тимошенко и церковных иерархах, Дмитрий Быков, видимо, не знает, что бывшего украинского премьера  на поруки предложили взять иерархи из УПЦ КП – объединения раскольников, которое возглавляет отлученный от Церкви бывший митрополит Киевский Филарет Денисенко.

    Конечно, любой человек имеет право на ошибку, на незнание вопросов, связанных с церковной юрисдикцией, с признанием той или иной религиозной группы Православными Поместными Церквами. Однако писатель, упрекающий православных в невежестве и в низком уровне культуры, и при этом находящийся в полном неведении о ситуации с Православием на Украине, ставит себя в очень неловкое положение.

    Проблема заключается еще и в том, что Православной Церкви ставится в пример действия УПЦ КП. Эта «церковь» - политически ангажированная группа лиц, которая тесно сотрудничала и открыто поддерживала Ющенко и Тимошенко, получая за это от властей различные преференции и насильственно отбирая у православных храмы на Западной Украине и в других регионах страны.  В результате получается довольно странная картина – обвиняя  Русскую Православную Церковь Московского Патриархата в излишней близости к власти и одобрении любых ее действий, писатель Быков в качестве образца христианского поведения  рассматривает куда более явный случай сращивания религиозной группы с  конкретными  политиками.

    Что касается Ходорковского, то Церковь неоднократно говорила о том, что она готова ему помочь, если он обратится с подобной просьбой к духовенству или иерархам. Ходорковский не стал обращаться к Церкви, а Церковь не стала делать специального заявления, предоставив каждому верующему возможность самому выработать отношение к этому процессу и фигуре  олигарха.

    Заметим в скобочках, что многие священники в России окормляют тюрьмы, помогают заключенным, но делают это тихо, не оповещая специально писателя Быкова о том, что православные в России  активно развивают социальное служение, которое, кстати, было бы невозможно, если бы церковные иерархи занимались бы обличением власти или полностью ее игнорировали.

    Некоторые критики Церкви в наши дни считают единственной христианской добродетелью несотрудничество с властями или, напротив, поддержку только одной политической или идеологической концепции. В истории Русской Церкви уже не раз были случаи, когда верующих упрекали за то, что они не поддержали белых или поддержали большевиков. Слишком многие хотят, чтобы православные христиане разделяли  именно их убеждения. Между тем, Церковь просто не может поддерживать только одну форму правления или только одну партию, но должна объединять людей, независимо от их политических взглядов. Когда Дмитрий Быков упрекает Церковь в том, что  она не высказывает свои суждения по тем темам, которые важны для писателя и напротив, говорит о том, что писателю неприятно (прозаику не нравится, что верующие хотели бы иметь более нравственное телевидение, чем сейчас),  то он совершает лукавую подмену. Критик Церкви считает, что именно он обладает монополией  определять, что такое хорошо и что такое плохо, но отказывает в этом праве верующим.  Автор статьи в «Снобе» выступает с очень простым лозунгом: «Что позволено Быкову, не позволено Церкви». Церковь обязана вместе с ним не любить власть или любить Чехова, защищать Ходорковского, но бросать на произвол судьбы миллионы детей, на которых каждый день с экранов телевизоров льется поток мерзости. 

    Некоторые оппоненты Церкви слишком сильно ценят свою свободу, и слишком мало - свободу верующих. Призывая церковных иерархов фактически портить отношения с властью, они под видом заботы о Церкви хотят удушить ее, загнать в гетто,  сделать так, чтобы Церковь не могла заниматься социальным служением, не могла в полный голос говорить о традиционных нравственных ценностях.

    Дмитрий Быков создает себе удобный миф о Церкви, а  потом героически с ним борется: «Иногда мне кажется, что истинно верующий для этой Церкви опасней, чем равнодушный, машинально крестящийся, ценящий в Пасхе главным образом разговление: у верующего есть вопросы, и ответы вроде "смиряйся" или "сие есть тайна" его уже не удовлетворяют. Никакой помощью больным, никакой благотворительностью эти вопросы не снимаются». Очень жаль, что  автору этих строк не встретилось в Церкви ни одного  мирянина, священника или иерарха, который  смог ответить на его вопросы. Но если Дмитрий Быков выглянет из своей прекрасной башни из слоновой кости и походит хотя бы по православным сайтам, он увидит, что  одни верующие задают глубокие вопросы и получают на них ответы, другие задают простые вопросы и получают на них ответы. Что же касается Чехова, то пусть Дмитрий Быков перечтет на досуге прекрасный рассказ «Попрыгунья»  и подумает о том, кто  в этой ситуации больше похож на его героя Осипа Дымова – Быков или критикуемая им Церковь. 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Владимир, Санкт-Петербург18.11.2011 18:38 #
    Согласен с высказыванием Виктора из Москвы. Совсем не понял выпада в сторону УПЦ КП. К чему он тут? Но если следовать логике автора, то УПЦ МП должно быть боле стыдно, что УПЦ КП проявило больше христианской добродетели, чем они.
    надежда, москва15.11.2011 19:14 #
    Надежда - Наталье (Юстас-Алексу). Я не делю критиков на "которые вне" и "которые внутри". С любой критикой надо разбираться, по делу она, или нет. Если Быков говорит не по делу, надо это именно ему и показать, а не доказывать, что это "не его дело". В конце концов, можно просто промолчать, но не доходить до предположения, что он какое-то прямо инфернальное существо (Вы в нем какого-то Фауста видите). На некоторые его критические замечания можно дать вполне нормальный ответ, богословски обоснованный, но как-то мало кто это делает, а жаль. Ведь это не только вопросы Быкова, ведь эти вопросы есть у многих людей, и говорить им, как автор данной статьи "Вы вне Церкви, вот и помолчите", по не очень по-христиански, по-моему.
    aleksandra, новосибирск15.11.2011 18:54 #
    в основном согласна с виктором из москвы
    Наталья, Москва15.11.2011 17:12 #
    НАТАЛЬЯ-НАДЕЖДЕ Ничего я не предлагаю, особенно Быкову. Я подписана в жж-сообществе на чтение всех произведений Быкова (оттуда и попала по ссылке на эту статью). Талантлив, плодовит до странного (кстати, именно это качество меня больше всего привлекает). Только вот откуда этот талант? Короче, я не любви критиков Церкви, которые вне Церкви. Не их это дело. Пусть разбираются с вопросом как так вышло, что у них атрофирован орган, которым верят.
    Надежда, Москва15.11.2011 15:33 #
    Наталье из москвы: Я не поняла, к чему Вы мне дали длинную цитату о практике оглашения? Спасибо, конечно, но я это знаю уже, в ПСТГУ, например, этот материал изучают на первом курсе (в рамках предмета Литургическое предание). Или Вы таким образом предлагаете Быкову стать оглашенным и месяц, а то и год, стоять на Литургии верных вне храма? Тогда можно "прозаика" приравнять к языческим жрецам и потребовать, чтобы он проходил оглашение несколько лет. А от нас, входящих в разряд "верных", можно потребовать каяться публично, перед всей общиной (как это было в раннехристианский период), и нам кающимся надо тоже стоять за порогом храма (вместе с Быковым, видимо), а потом в притворе, в составе специальных групп "плачущих", "припадающих". Такинство елеосвящения надо совершать над нами только по домам (как это делалось в апостольские времена) а не в храме, как сейчас. Ну и много еще интересного можно делать как в первых веках. Предлагаете вернуться к богослужебной практике тех времен всем нам, или только Быкову? Так что, видите, я не очень поняла, что вы хотели сказать, применяя историческую реконструкцию к нашему современнику.
    Андрей, Киев15.11.2011 14:01 #
    В публикациях Быкова было достаточно справедливого и по делу, чем стоило бы "утомить" читателя". Увы, с реакцией на его тезисы Вы решили не утомляться сами, выбрав интонацию "сам такой" и тему, на которую уже сказано достаточно и можно нового не сочинять.
    Виктор, Москва15.11.2011 12:53 #
    В целом, Д.Быков церковную жизнь знает неплохо (мне прилось участвовать недавно в дискуссии с ним). Думаю, его мнение - не о том, чтобы выстроить церковь по собственным лекалам или под свою партийную принадлежность. А скорее о том, что пресдтавители Церкви публично говорят то, что угодно власти, что ни с кем не испортит отношения, а вот обличения власти в безнравственных поступках или печалования за гонимых как-то не слышно...
    Наталья, Москва15.11.2011 12:38 #
    Надежде из Москвы: Да, он не в Церкви и сам об этом сообщает (в стихах и прозе). И мнение может высказать, что и делает. Любопытствует. А если хочет к вере прийти? то не надо забывать об оглашенных ("в первенствующей (ранней) церкви этим именем назывался человек, желающий получить святое крещение и постигающий еще догматы христианской веры. Во время божественной литургии он не мог сподобляться святой евхаристии, и по прочтении Апостола и Евангелия высылался из храма словами: "елицы оглашеннiи изыдите" ( "оглашенные, выйдите"). Тогда каждый оглашенный должен был выйти вон. Оглашенные делились на разряды: обуреваемых (или стоящих вне), припадающих, слушающих и просвещаемых. Срок оглашения был не одинаков: многие в течение всей жизни были в разряде оглашенных".
    надежда, москва15.11.2011 4:04 #
    А Быков не только "прозаик", он и поэт неплохой :) И что у него есть вопросы к Церкви - это хорошо, значит, он не равнодушный, не теплохладный человек. В конце концов, почему он не может спросить или высказать свое мнение? И как-то очень печально, что мало кто хочет этому человеку вежливо и вдумчиво ответить, зато многие спешат сообщить ему, что он "не в Церкви", значит, не христианин, значит, вообще неверующий. "Высокие, высокие отношения!"(с)

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru